Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Языковая и коммуникативная компетенции. Коммуникативные качества речи («хорошая речь») как одно из условий оптимального взаимодействия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Речевой акт (речевое действие) и коммуникативный акт. Трехуровневость речевого акта. Типология речевых актов. Прямые и косвенные речевые акты. Понятие речевой импликатуры. Речь состоит из речевых актов, кот определ-ся как целенаправленное реч действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами реч поведения, принятыми в дан об-ве. В РА участв говорящ и адресат, каждый из которых обладает некими знаниями и представлениями. Их объединяет обстановка и цель речевого общения, а также сит-и реальн действ-ти, с кот связано сообщение. Единый РА предст-ся в Теор РА как трёхуровневое образование. РА в отн-ии к используемым в его ходе языковым ср-вам выступает как локутивный акт. РА в его отн-ии к манифестируемой цели и ряду условий его осуществления выступает иллокутивный акт. Наконец, в отн-ии к своим результатам, РА выступает как перлокутивный акт. Используя яз ср-ва в ходе локут акта. Говорящ наделяет св высказывание локутивным значением. Манифестируя цель говорения в ходе иллок акта. Говорящий сообщает высказыванию определён иллокутивную силу. Что же касается перлокутивного акта, то по св сути он не находится в необходимой связи с содеражниемвысказывания.Перлокуция – возд-ие на мысли и чув-ва аудитории, и посредством этого воздействия - на поступки людей. Примеры иилок акта: вопрос, ответ, инф-я, уверение, предупреждение, критика. ТО, Теор РА – учение о строении элементарной единицы речевого общения – РА, понимаемого как актуализация предложения, причём речевое общение рассматривается как форма проявления преимущественно межличностных отн-ий. Часто в предл-ии сложно понять скрытые смыслы и намерения (интенции) говорящего вне речевого акта, поэтому изучение предложения как речегого акта может выявить эти смыслы и намерения, тк предл-ие вне РА даже не имеет собственного значения.
Среди РА различ след осн группы: 1.репрезентативы – информативные РА или сообщения. В ходе этих РА происходит представление собеседнику тех или иных событий, предметов и явлений(я сообщаю. Я информирую, я утверждаю) 2.директивы – предписывающие РА. Осуществление им говорящим фактически побуждает адресата к совершению ч-л(я приказываю, я требую, я умоляю) 3.комиссивы – РА принятия обязательств. В отличие от директивов, напр-х на сообщение, эти направлены на самого говорящего(я обещаю. Я клянусь, я обязуюсь) 4.экспрессивы – РА, выражающие псих сост-ие. Они обозначают истинные эмоции гов-го, направленных на адресата(я сожалею. Я прошу прощения, я поздравляю) 5. декларации (вынесение оценок, вердиктов «я объявляю вам войну») Прямы РА – выск-ия, при кот говорящий, произнося нек предложение, имеет в виду буквально то, что он говорит. В таких случаях происходит следующее: Г стремится оказать опред воздействие(иллокутивное) на С; он стремится сделать это, побуждая С опознать его намерение оказать такое воздействие; наконец он стремится побудить слушающего опознать это намерение с опорой на имеющиеся у Сзнания о правилах, лежащих в основе производства высказываний. Косв РА – высказ-иеЮ когда Г имеет ввиду и прямое значение высказываемого им предложения, и кроме этоо нечто больше(н-р, Г м. сказать «Я хочу, чтобы вы это сделали», имея ввиду попросить слушающего сделать нечто. Это выск-ие выражает утверждение, но только между прочим, прежде всего оно означает просьбу, причём просьбу, выражающуюся посредством утверждения).
Речевой акт/коммуникативный акт Коммуникативная установка, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная цель. Коммуникативные стратегия и тактика. Акт реч взаимодей-я м-у носителями языка – коммуникативный акт, входе к-рого носители языка решают прежде всего коммун задачи, т.е общаются, обмениваются сведениями – инф-цией. Значение терминов «ком акт» и «реч акт» часто почти совпадают. Но если термин РА предполагает акцент на дей-е, то КА – на взаимодей-е. КА – совокупность реч актов, совершаемых коммуникантами навстречу друг другу. ТО КАкт явл-ся не реч дей-ем, а обменом реч дей-ями. Составляющие ком стратегии Ком стратегия – совокупность запланированных гов-щим заранее и реализуемых в ходе КАкта теретич ходов, направленных на достижение ком цели. Представление о способе объединения этих теор ходов в единое целое (ком стратегию) наз-ся ком интенцией, к-рая и есть движущая сила ком стратегии. Интенция принадлежит индивиду и в этом смысле отличается от внеличных конвенций – правил повеления в регламентированных общ-вом речевых ситуациях. Ком цель – стратег-ий рез-т, на к-рый направлен КАкт: рез-т этот м/обсуждаться как на верб, словесном уровне (н-р, взять на себя обещание, обидеться), так и на уровне физ дей-й (приступить к работе, подать на развод). Если в ходе ком-ции действительно м/б созданы условия для достижения соответствующих рез-тов во внеяз деят-ти (я обижусь – т.е обижаюсь), то КАкт имеет не только ком цель, но и ком перспективу – возм-ть вызвать желаемые последствия в реал-ти. Составляющие ком тактики Ком тактика расс-ся в кач-ве совокупности практических ходов в реал процессе реч взаимодей-я, т.е ком тактика, в отличие от ком стратегии, прежде всего соотнесена не с ком целью, а с набором ком намерений. Ком намерение (ком задача) – тактический ход, явл-ся практическим ср-вом движения к соответствующей ком цели. Вся совокупность таких практ-х ср-в в реальном процессе реч взаимодей-я создает ком тактику. Ком опыт – совокупность предствлений об успшных и неуспешных ком тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих ком стратегий. схема Исп-я ком компетенцию, гов-щий ставит перед собой ком цель (определяя и не определяя ком перспективу) и, следуя опред ком интенции, вырабатывает кр=ом стратегию, к-рая преобразуется или не преобразуется в ком тактику как совокупность ком намерений (ком задач), пополняя ком опят гов-щего.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИЗ КНИЖЕК: Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий. · эмотивная, · конативная · референтивная · поэтическая · фатическая Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации. Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных). Коммуникативная цель (по Е.В.Клюеву) – стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Коммуникативная интенция – намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивид) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью. Коммуникативные цели и интенции осуществляются не в вакууме, а в среде интенций и целей других коммуникантов, поэтому между словом и делом всегда – пропасть. Например, осуществить деприватизацию – интенция левых радикалов – наверняка встретит сопротивление противоположной интенции других участников социального коммуникативного процесса, социальной коммуникативной среды. В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются регламентированные обществом коммуникативные конвенции. Так, наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов), сравните это с митингом, где решения принимаются ‘с голоса’ (термин Государственной думы, показывающий коммуникативную некомпетентность и недоразвитость российской демократии).
Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений. Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Е.В.Клюев предлагает следующую схему, позволяющую понять соотношение элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе: “используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, то есть, возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется не-успешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего.
Социально-историческая изменчивость успешности коммуникативных стратегий подтверждает еще раз необходимость постоянной исследовательской работы в области теории и технологии коммуникации. Анализ коммуникативного поведения, в зависимости от его задач, может включать различные аспекты и параметры. В книге Г.Г.Почепцова анализируется коммуникативное поведение политических лидеров и при этом проводится психологический анализ (мотивы, представления, познавательный стиль, темперамент и межличностные характеристики), мотивационный анализ (стремление к достижению результатов, установление близких отношений, получение и осуществление власти, корреляция мотивов с поведением), когнитивный и операционный анализ (система и структура взглядов, модель реальности, и более конкретное ее воплощение в предпочтениях и действиях коммуникативной личности, нарративный анализ (здесь в модель вводится время и понятие последовательности коммуникативных действий; коммуникация рассматривается как текстовое событие, как ‘сказка’ со своими героями и злодеями, этот метод ведет начало от известного исследователя структуры сказок В.Я.Проппа и сейчас очень популярен при анализе телевизионных и радионовостей), бинарный контент-анализ (анализ высказываний, дискурса по принципу +/–), ролевой анализ (роли политических деятелей, например, по Берну: киндер-сюрприз, мальчики в розовых штанишках).
Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен · уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию; · уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации; · уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса. Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.93 (0.007 с.) |