Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковая и коммуникативная компетенции. Коммуникативные качества речи («хорошая речь») как одно из условий оптимального взаимодействия.

Поиск

Речевой акт (речевое действие) и коммуникативный акт.

Трехуровневость речевого акта. Типология речевых актов.

Прямые и косвенные речевые акты. Понятие речевой импликатуры.

Речь состоит из речевых актов, кот определ-ся как целенаправленное реч действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами реч поведения, принятыми в дан об-ве. В РА участв говорящ и адресат, каждый из которых обладает некими знаниями и представлениями. Их объединяет обстановка и цель речевого общения, а также сит-и реальн действ-ти, с кот связано сообщение.

Единый РА предст-ся в Теор РА как трёхуровневое образование. РА в отн-ии к используемым в его ходе языковым ср-вам выступает как локутивный акт. РА в его отн-ии к манифестируемой цели и ряду условий его осуществления выступает иллокутивный акт. Наконец, в отн-ии к своим результатам, РА выступает как перлокутивный акт.

Используя яз ср-ва в ходе локут акта. Говорящ наделяет св высказывание локутивным значением. Манифестируя цель говорения в ходе иллок акта. Говорящий сообщает высказыванию определён иллокутивную силу. Что же касается перлокутивного акта, то по св сути он не находится в необходимой связи с содеражниемвысказывания.Перлокуция – возд-ие на мысли и чув-ва аудитории, и посредством этого воздействия - на поступки людей. Примеры иилок акта: вопрос, ответ, инф-я, уверение, предупреждение, критика.

ТО, Теор РА – учение о строении элементарной единицы речевого общения – РА, понимаемого как актуализация предложения, причём речевое общение рассматривается как форма проявления преимущественно межличностных отн-ий. Часто в предл-ии сложно понять скрытые смыслы и намерения (интенции) говорящего вне речевого акта, поэтому изучение предложения как речегого акта может выявить эти смыслы и намерения, тк предл-ие вне РА даже не имеет собственного значения.

 

Среди РА различ след осн группы:

1.репрезентативы – информативные РА или сообщения. В ходе этих РА происходит представление собеседнику тех или иных событий, предметов и явлений(я сообщаю. Я информирую, я утверждаю)

2.директивы – предписывающие РА. Осуществление им говорящим фактически побуждает адресата к совершению ч-л(я приказываю, я требую, я умоляю)

3.комиссивы – РА принятия обязательств. В отличие от директивов, напр-х на сообщение, эти направлены на самого говорящего(я обещаю. Я клянусь, я обязуюсь)

4.экспрессивы – РА, выражающие псих сост-ие. Они обозначают истинные эмоции гов-го, направленных на адресата(я сожалею. Я прошу прощения, я поздравляю)

5. декларации (вынесение оценок, вердиктов «я объявляю вам войну»)

Прямы РА – выск-ия, при кот говорящий, произнося нек предложение, имеет в виду буквально то, что он говорит. В таких случаях происходит следующее: Г стремится оказать опред воздействие(иллокутивное) на С; он стремится сделать это, побуждая С опознать его намерение оказать такое воздействие; наконец он стремится побудить слушающего опознать это намерение с опорой на имеющиеся у Сзнания о правилах, лежащих в основе производства высказываний.

Косв РА – высказ-иеЮ когда Г имеет ввиду и прямое значение высказываемого им предложения, и кроме этоо нечто больше(н-р, Г м. сказать «Я хочу, чтобы вы это сделали», имея ввиду попросить слушающего сделать нечто. Это выск-ие выражает утверждение, но только между прочим, прежде всего оно означает просьбу, причём просьбу, выражающуюся посредством утверждения).

 

Речевой акт/коммуникативный акт Коммуникативная установка, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная цель.

Коммуникативные стратегия и тактика.

Акт реч взаимодей-я м-у носителями языка – коммуникативный акт, входе к-рого носители языка решают прежде всего коммун задачи, т.е общаются, обмениваются сведениями – инф-цией.

Значение терминов «ком акт» и «реч акт» часто почти совпадают. Но если термин РА предполагает акцент на дей-е, то КА – на взаимодей-е.

КА – совокупность реч актов, совершаемых коммуникантами навстречу друг другу. ТО КАкт явл-ся не реч дей-ем, а обменом реч дей-ями.

Составляющие ком стратегии

Ком стратегия совокупность запланированных гов-щим заранее и реализуемых в ходе КАкта теретич ходов, направленных на достижение ком цели. Представление о способе объединения этих теор ходов в единое целое (ком стратегию) наз-ся ком интенцией, к-рая и есть движущая сила ком стратегии. Интенция принадлежит индивиду и в этом смысле отличается от внеличных конвенций – правил повеления в регламентированных общ-вом речевых ситуациях.

Ком цель – стратег-ий рез-т, на к-рый направлен КАкт: рез-т этот м/обсуждаться как на верб, словесном уровне (н-р, взять на себя обещание, обидеться), так и на уровне физ дей-й (приступить к работе, подать на развод). Если в ходе ком-ции действительно м/б созданы условия для достижения соответствующих рез-тов во внеяз деят-ти (я обижусь – т.е обижаюсь), то КАкт имеет не только ком цель, но и ком перспективу – возм-ть вызвать желаемые последствия в реал-ти.

Составляющие ком тактики

Ком тактика расс-ся в кач-ве совокупности практических ходов в реал процессе реч взаимодей-я, т.е ком тактика, в отличие от ком стратегии, прежде всего соотнесена не с ком целью, а с набором ком намерений.

Ком намерение (ком задача) – тактический ход, явл-ся практическим ср-вом движения к соответствующей ком цели. Вся совокупность таких практ-х ср-в в реальном процессе реч взаимодей-я создает ком тактику.

Ком опыт – совокупность предствлений об успшных и неуспешных ком тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих ком стратегий.

схема

Исп-я ком компетенцию, гов-щий ставит перед собой ком цель (определяя и не определяя ком перспективу) и, следуя опред ком интенции, вырабатывает кр=ом стратегию, к-рая преобразуется или не преобразуется в ком тактику как совокупность ком намерений (ком задач), пополняя ком опят гов-щего.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИЗ КНИЖЕК:

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

· эмотивная,

· конативная

· референтивная

· поэтическая

· фатическая

Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Коммуникативная цель (по Е.В.Клюеву) – стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Коммуникативная интенция – намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивид) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

Коммуникативные цели и интенции осуществляются не в вакууме, а в среде интенций и целей других коммуникантов, поэтому между словом и делом всегда – пропасть. Например, осуществить деприватизацию – интенция левых радикалов – наверняка встретит сопротивление противоположной интенции других участников социального коммуникативного процесса, социальной коммуникативной среды.

В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются регламентированные обществом коммуникативные конвенции. Так, наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов), сравните это с митингом, где решения принимаются ‘с голоса’ (термин Государственной думы, показывающий коммуникативную некомпетентность и недоразвитость российской демократии).

 

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”.

Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Е.В.Клюев предлагает следующую схему, позволяющую понять соотношение элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе: “используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, то есть, возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется не-успешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего.

 

Социально-историческая изменчивость успешности коммуникативных стратегий подтверждает еще раз необходимость постоянной исследовательской работы в области теории и технологии коммуникации. Анализ коммуникативного поведения, в зависимости от его задач, может включать различные аспекты и параметры. В книге Г.Г.Почепцова анализируется коммуникативное поведение политических лидеров и при этом проводится психологический анализ (мотивы, представления, познавательный стиль, темперамент и межличностные характеристики), мотивационный анализ (стремление к достижению результатов, установление близких отношений, получение и осуществление власти, корреляция мотивов с поведением), когнитивный и операционный анализ (система и структура взглядов, модель реальности, и более конкретное ее воплощение в предпочтениях и действиях коммуникативной личности, нарративный анализ (здесь в модель вводится время и понятие последовательности коммуникативных действий; коммуникация рассматривается как текстовое событие, как ‘сказка’ со своими героями и злодеями, этот метод ведет начало от известного исследователя структуры сказок В.Я.Проппа и сейчас очень популярен при анализе телевизионных и радионовостей), бинарный контент-анализ (анализ высказываний, дискурса по принципу +/–), ролевой анализ (роли политических деятелей, например, по Берну: киндер-сюрприз, мальчики в розовых штанишках).

 

Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен

· уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;

· уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

· уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.01 с.)