Диагностика уровня развития коммуникативных навыков педагогов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня развития коммуникативных навыков педагогов.



Исследовательская работа осуществлялась в несколько этапов.

1. Подготовительный этап. На первом этапе исследования нами была выбрана тема исследования, определен возраст и социальный статус респондентов. Выборка представлена педагогами школы №14 в г.Калтане. (3мужчин и 10 женщин). Возраст исследуемых составил 33-58 лет. Для реализации цели исследования была выбрана методика «Тест на выявление коммуникативных способностей». Опросник состоит из 16 вопросов предполагающих ответы «Да», «Нет».

На данном этапе был составлен план и особенности проведения исследования.

2. Диагностический этап. Цель диагностики – выявления уровня развития коммуникативных склонностей педагогов.

Проведение опросника:

§ Проведение инструктажа по заполнению опросника. Пояснение непонятных моментов в ходе проведения методики при поступлении вопроса. Не ограниченное время на заполнение опросника.

§ Осуществление метода наблюдения в ходе проведения методики.

§ Сбор результатов для дальнейшей обработки.

3. Преобразующий этап. Обработка данных, полученных при проведении методики, перевод числовых показателей в проценты.

4. Заключительный этап. Анализ полученных результатов. Выявления уровня развития коммуникативных склонностей каждого студента. Анализ необходимости разработки программы тренинговых занятий, направленной на развитие коммуникативных навыков педагогов.

Проведенное нами диагностическое исследование дало следующие результаты:

 

Таблица 1. Результаты диагностики коммуникативных особенностей педагогов.

 

№ педагога Количество баллов Коммуникативные особенности
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

На основе полученных результатов был выявлен уровень развития коммуникативных особенностей педагогов. Анализ результатов представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 – Преобразование баллов в оценку

 

№ студента Количество баллов по коммуникативным особенностям Оценка уровня развития коммуникативных особенностей
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Таблица 3 – Уровень развития коммуникативных склонностей студентов

Уровни Количество студентов Процентное соотношение
    56,5%
    30,4 %
    13,1 %
     
     

Характеристика оценок:

Оценка 1 – низкий уровень проявления коммуникативных склонностей;

Оценка 2 – уровень проявления коммуникативных склонностей ниже среднего;

Оценка 3 – средний уровень проявления коммуникативных склонностей;

Оценка 4 – высокий уровень проявления коммуникативных склонностей;

Оценка 5 – очень высокий уровень проявления коммуникативных склонностей.

Более подробная характеристика оценок представлена в Приложении 1.

Для большей наглядности результаты исследования представлены в виде диаграммы:

Диаграмма 1 – Процентное соотношение уровней развития коммуникативных склонностей студентов

После обработки полученных данных нами был сделан вывод о неоходимости разработки программы тренинговых занятий для студентов, имеющих 1 и 2 уровни развития коммуникативных склонностей (20 человек). Данная программа включает в себя 6 занятий по 2 часа, по 1 занятию в неделю. Общая протяженность занятий составляет 12 часов. Каждое занятие имеет следующую структуру:

- Вступление - заключается в кратком рассказе о предстоящем тренинге, информировании о его цели, задачах и форме работы. На первом занятии дается цель всего тренингового курса;

- Знакомство (на первом занятии). На последующих занятиях- приветствие;

- Обсуждение правил группы (на первом занятии);

- Проведение упражнений соответсвующих цели тренинга. После каждого упражнения проводится обсуждение.

- В завершение тренинга проводится совместно выбранное в группе «ритуальное прощание» (направлено на сплочение группы).

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА

С РОДИТЕЛЯМИ

 

Условия проведения тренинга. Данный тренинг адресован педагогам, которым по роду своей деятельности приходится общаться с родителя­ми их воспитанников или учащихся: учителям, воспитателям групп про­дленного дня, санаториев и школ-интернатов, воспитателям детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т. д. При формиро­вании групп желательно учитывать профессиональный профиль и про­фессиональные интересы участников и в соответствии с этим строить программу тренинга. Также следует учитывать уровень знаний участни­ков в области психологии общения, и в случае, если большинство педа­гогов уже проходили подобные тренинги, некоторые упражнения пер­вого дня можно заменить более сложными.

Число участников тренинга может быть различным — от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.

Некоторые упражнения предполагают одновременную работу двух тренеров, если это условие невыполнимо, то можно пригласить помощ­ника (учителя, старшего воспитателя, социального педагога и т. д.).

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

r Достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение.

r Наличие стульев по числу участников. Стулья должны быть без подлокотников и желательно легкой конфигурации. Это связано с тем, что в ходе проведения тренинга предполагается работа в под­группах. Массивные, тяжелые стулья или кресла в значительной степени замедляют темп проведения тренинга и делают невозмож­ным выполнение некоторых упражнений.

r Наличие доски, блокнота, магнитофона.

 

Также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Мы рекомендуем выдавать все пособия в виде отдельных листов перед выполнением упражнения или в момент его выполнения. Как показывает практика, сброшюрованный материал является менее эффективным.

Программа построения тренинга. Тренинг проводится в течение четырех дней.

Первый день посвящен знакомству участников с азами психологии общения и при достаточно продвинутой группе может быть сокращен или объединен со вторым днем.

Второй день посвящен применению психологических знаний в области общения в педагогической практике.

Третий день посвящен конфликтам.

Четвертый день — знакомству с основами «стресс-менеджмента».

Несмотря на то, что представляемый тренинг является единым структурным блоком и в течение нескольких лет отрабатывался на практике в такой последовательности, возможен вариант использования как материала только 1 дня, так и отдельных упражнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)