Структура и уровни коммуникативной культуры учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и уровни коммуникативной культуры учителя



 

Значительный вклад в осмысление сущности коммуникативной куль­туры учителя внесли педагогические исследования, в которых коммуника­тивная культура рассматривалась как ос­нова профессиональной деятель­но­сти педагога, отмечалась ее тесная связь с социальной и об­щей культу­рой (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, И.И. Рыда­нова, В.А. Сластенин, В.В. Соколова и другие).

Профессия учителя, в том числе и учителя-логопеда, относится по клас­сифика­ции Е.А. Климова к типу профессий – «человек-человек», для кото­рых специфическими явля­ются лично­стные качества, обеспечиваю­щие эф­фективное взаимодействие между людьми, по­нима­ние людей, уста­новление контактов, организацию совместной деятельнос­ти [40].

Важной особенностью профессии учителя является ее принадлежность к профессиям «повышенной речевой ответствен­ности», в которых ком­муни­кативная культура яв­ляется обязательным условием профессиона­лизма. Как основа профессиональной деятельности педа­гога понятие «коммуникативная культура» включает устную коммуникативную куль­туру (уме­ния речевого высказывания и слушания во время общения с учащи­мися), письменную коммуникативную культуру (умения грамотного и целенаправленного чте­ния и оформления письмен­ных сообщений), невербальную коммуникатив­ную культуру (так­тичное невербальное общение) [46].

В.В. Соколова, рассматривая коммуникативную культуру как область педагогической ан­тропологии, выделяет объектное значение термина как «знание о социальных нормах, тради­циях осуществления коммуникатив­ной деятельности для достижения комфортного, эффектив­ного и нацио­нально специфического использования средств общения, адекватных кон­кретным ком­муникативным ситуациям» и субъектное значение «в виде совокупности свойств, коммуни­ка­тивных умений языковой личности, реа­лизующихся в коммуникативной деятельности». Коммуникативная куль­тура предстает в данной трактовке как совокупность «обобщенных ком­му­никативных уме­ний» в виде эмоциональной (нравственной) культуры, культуры мышления (интеллектуальной культуры) и культуры речи [104].

В структуру коммуникативной культуры учителя включаются:

1. Общительность (коммуникабельность, эмпатия, социальное родство).

2. Нравственная воспитанность.

3.Техники педагогического общения, владение коммуникатив­ными уме­ниями и развитие коммуникативных способностей (С.А. Смирнов и др.).

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуни­ка­тивной компе­тентности является педагогическая коммуникабельность (профессионально-педагогическая общительность, по В.А. Кан-Калику), бла­гоприятными условиями для формирования которой являются общи­тель­ность и экстравертированность как способность к про­дуктивному взаи­модей­ствию с детьми. К ведущим признакампедагогической коммуни­кабельностиотносят следующие: 1) по­требность в общении с детьми; 2) его положитель­ная эмоциональная тональность; 3) домини­рующее переживание чувства удов­летворения общением; 4) взаимная личностная аттракция (учи­теля и уча­щихся); 5) понимание детей, способность устанавливать индиви­дуальные и груп­повые контакты; 6) конструктивное разрешение межлично­стных про­тиворе­чий; 7) гуманизм общения; 8) эстетика общения.

Привлекательность учителя как коммуниканта А.А. Леонтьев связы­вает с «яркостью его личности», профессиональной эрудицией, творче­ским свое­образием, высокой общей и нравст­венно-эстетической куль­ту­рой, педагоги­ческим мастерством и др.

Общительности помогают развитые перцептивные способности, среди них: профессио­нальная зоркость, наблюдательность, умение быстро и верно фиксировать внутреннее состоя­ние учащихся по внешним прояв­лениям, от­личать подлинную внима­тельность от симуляции внимания, по­нимать мо­тивы поступков. В основе педагогической интуиции лежит не только анализ, предвидение с опорой на логические построения, но и на эмпатию – способ­ность педа­гога условно отождествлять себя с уче­ником, разделять его радо­сти и огорчения, т.е. «прежде всего, понимать движение детского сердца» (В.А. Сухомлинский).

В процессе направленного формирования общительности как профес­сионально-личност­ного качества происходит осуществление профессио­наль­ного самопознания (определение соб­ственных коммуникативных ка­честв, положительных и слабых сторон в общении, анализ труд­ностей об­щения, своих представлений об идеальном общении, о том, как оценивают ваши воз­можности в общении другие); работа на основе специализирован­ного тре­нинга по развитию ос­новных характеристик общительности; раз­нообразная общественная работа с людьми, в кото­рой приобретается опыт коммуника­тивной деятельности (лекции, беседы и т.п.); создание си­туа­ций, формирую­щих опыт преодоления негативных наслоений в общении и способствующих развитию общительности [39].

Если рассматривать коммуникативную компетентность в широком смысле как способ­ность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений, можно выде­лить следующие составляющие поня­тия: высокий уровень знания языка, его выразительных воз­можностей, средств убеждения; владение культурой общения; опыт речевой деятельно­сти в конкретной сфере общения.

Коммуникативные умения, по мнению А.А. Леонтьева, – понятие более широкое, чем понятие «речевые умения»: коммуникативные умения обеспе­чивают эффектив­ность общения на всех уровнях. При­нято разграничивать два аспекта ха­рактеристики коммуника­тивных умений: а) то, что называется в социальной психологии «самопода­чей», т. е. умение использовать личност­ные способности для дос­тижения коммуни­кативной цели; б) владение «тех­нологией» общения и контакта как вер­бальной, так и невербальной [59].

А.В. Мудрик выделяет параметры личности, влияющие на общитель­ность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спон­танность восприятия, определенные со­циальные установки (например, инте­рес к самому процессу общения, а не только к его резуль­тату), комму­ника­тивные умения (ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в си­туации). Практически все педагогические способности так или иначе связаны с коммуникатив­ной деятельностью педагога, замыкаются на ком­муникатив­ных способностях: дидактические, организаторские, перцептив­ные, экспрес­сивные, академические, личност­ные, педагогическое вообра­жение, высокая степень распределения внимания и др.

А.В. Мудрик предлагает сле­дующую градацию коммуникативных уме­ний в контексте межличностного взаи­модействия:

1. Умение ориентироваться в партнерах:

а) понимать настроение, характер, читать экспрессию поведения;

б) давать окружающим правильную оценку;

в) находить правильный стиль и тон общения.

2. Умение ориентироваться в ситуациях общения:

а) знать правила общения;

б) устанавливать контакты;

в) входить в уже имеющуюся ситуацию.

3. Умение сотрудничать в различных видах деятельности:

а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения;

б) совместно выполнять;

в) анализировать и оценивать достигнутое [76].

Наконец, характер коммуникативного взаимодействия де­терминиро­ван используемыми учителем технологиями. По мнению А.А. Леонтьева, «тех­нология общения – это, прежде всего, средство не деятель­ности учи­теля, а средство реализации личности учителя в его про­фессиональной деятельно­сти» [59, с.13]. Обычно применяют в комплексе психологические и педагоги­ческие средства. Успех общения обусловлен профессиональным вла­дением лингвис­тическими, паралингвистическими средствами, меха­низмами психо­логического воздействия (заражением, внушением, иденти­фикацией и др.), многообразием воспитательных средств, ме­тодов и форм работы (игра, бесе­да, дискуссия и др.).

Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предпола­гает не только освое­ние арсенала психолого-педагогических средств, но иреали­зацию индивидуальных экс­прес­сивных возможностей: речевых, мимиче­ских, жестикуля­ционных, пантомимических – и целе­направлен­ную система­тиче­скую работу над их совершенствованием.

Речевые способности помогают педагогу эффективно решать теку­щие коммуникативные задачи. Умение говорить является одним из основ­ных профессиональ­ных умений учителя. Как отмечают педагоги и психо­логи, разви­тию этого профессионального умения способствует на­личие та­ких за­датков и способностей, как: отличная вербаль­ная память, хорошо развитые авто­матизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, ло­гичное по­строение и изложение вы­сказывания, общительность как черта характера (уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать и др.), умение ориентировать речь на собеседника, высокий уровень антиципации. Нали­чие по­добного типа способностей – ос­нова для выработки коммуника­тивно-ре­чевых умений профес­сионального харак­тера, особенностью кото­рых является то, что с их помощью реализуются об­разо­вательно-воспита­тельные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе уме­ние «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организо­вывать общение.

Мимические и пантомимические средства решения коммуникативных задач чаще всего сопровождают речевые средства, иногда выступают и от­но­сительно самостоятельно. Важна об­ратная связь – содержательная, дающая информацию об усвоении объясняемого материала, и эмоцио­нальная, улав­ливаемая педагогом через поведение учащихся, их глаза, вы­ражение лиц.

В выражении невербального поведения учителя можно выделить сле­дующие основныепо­казатели: интонация, дикция, темп речи, сила и тембр голоса, мимика, контакт глаз, доми­нирующие физиогномические маски, жес­тикуляция, позы, дистантность общения, адекватность исполь­зованной экс­прессии ситуации об­щения, артистизм (эстетика манер, внеш­него само­оформле­ния) и др. Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессиональ­ного мастерства и своеобразие манер учителя. Мастера отли­чает развитая способность использовать мно­гообра­зие средств личной экс­прессии в про­фессиональных целях.

Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного об­щения как педаго­гической категории, И.И. Рыданова выделяет следую­щие блоки профессиональных комму­ника­тивных умений учителя:со­ци­ально-психологический, нравственно-этический, эстетиче­ский, техноло­гиче­ский.

К социально-психологическому блоку относятся умения: распола­гать учащихся к об­щению, производить благоприятное впечатление (само­презен­тационное умение), адекватно воспринимать и понимать своеобра­зие лично­сти каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогно­зи­ровать раз­витие межсубъектных отношений, использовать пси­хологиче­ские средства (вербальные, невербальные, проксемические), механизмы коммуникативного воздействия (зара­жения, внушения, убеждения, иден­тификации и т.д.).

В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуман­ной, демократической основе: руко­водствоваться прин­ци­пами и правилами профессиональной этики и этикета; утверждать лич­ност­ное достоинство каждого ребенка; организовывать творче­ское сотруд­ниче­ство с классом и с каждым школьником; инициировать благоприят­ный нрав­ственный климат общения. Существенным являетсясоблюдение учителем прин­ципов и правил профессиональной этики и этикета. Нормой его пове­денческих реакций являются человечность, уважитель­ность, веж­ливость, корректность, тактичность, обязательность, порядочность и др.

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внут­ренние и внешние личност­ные проявления; быть артистичным, эстетически вырази­тельным; приобщать учащихся к высо­кой культуре общения; активизиро­вать их эмоциональный тонус, переживание радости обще­ния, чувства прекрас­ного. Высокая культура поведения учителя, артистизм манер, чув­ство юмора, творческая импровизация составляютэстетиче­ский аспект пе­дагогического такта, дос­тавляя учащимся и нравственное, и эстетическое удовлетворение.

В структуру технологического блока входят умения: исполь­зовать учебно-воспитатель­ные средства, методы, приемы, многообразие форм взаи­модействия; выбирать оптимальный стиль руководства общением; со­блюдать педагогический такт; органически сочетать коммуни­кативное и предметное взаимо­действие, обеспечивать его воспитательную эффектив­ность [99].

Таким образом, коммуникатив­ное взаимодействие учителя и учащихся направлено на: 1) согласование и координирование предметной деятель­ности учи­теля и учащихся, стимули­рование их мотивации, ин­теллектуального, эмоцио­нального и волевого развития; 2) создание отношений взаимопонима­ния, сопереживания; 3) формирование культуры общения учащихся.

Показателями культуры коммуникативного взаимодействия вы­сту­пают: адекватность реакций учащихся на педагогические дей­ствия и по­ступки учителя, синхрон­ность совместной деятель­ности; эмоционально-по­знавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества; соблюдение нравственно-этических и этикетных норм в деловом и межлич­ностном обще­нии учителя и учащихся.

С точки зрения успешности решения коммуникативных за­дач можно вы­делить следую­щие уровни профессиональной компетентности учителя:

1) уровень теоретической грамотности, позволяющий из­бегать грубых ошибок;

2) уровень ремесленничества, характеризующийся стерео­типностью пе­дагогических дей­ствий;

3) уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оп­ти­мальных творче­ских решений.

В.И. Зверева в пособии «Диагностика и экспертиза педагогической дея­тельности атте­стуемых учителей» выделяет следующие критерии для оценки уровня коммуникативной куль­туры учителей: 1. Коммуникативные и организаторские способности; 2. Способность к сотруд­ничеству с уча­щи­мися; 3. Готовность к сотрудничеству с коллегами; 4. Готовность к со­трудни­честву с родителями; 5. Педагогический такт; 6. Педагогическая культура речи (целенаправ­ленность, связность изложения, развернутость, доступность, логическая четкость и завершен­ность высказываний, ясность и отчетливость формы изложения, выразительность и образность речи); 7. Создание ком­фортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.

В соответствии с этими критериями выделяют три уровня владения учителями комму­никативной культурой: 1) репродуктивный (вторая ка­тегория); 2) мастерский (первая катего­рия); 3) исследовательский (выс­шая категория). В частности, согласно первому критерию, учи­тель с ре­продук­тивным уровнем коммуникативной культуры стремится к контак­там с людьми, от­стаивает свое мнение, планирует работу, однако потен­циал его склонностей недостаточно ус­тойчив. Мастерский уровень харак­теризуется постоянным стремлением к расширению круга знакомых, про­явлением ини­циативы в общении, оказанием помощи близким и друзьям, уча­стием в орга­низации общественных мероприятий, настойчивостью в привлекательной деятель­ности. Учитель с исследовательским уровнем коммуникативной культуры, испытывает потреб­ность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориен­тируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллек­тиве, инициати­вен, са­мостоятелен, принципиален.

Согласно второму критерию учитель с первым (репродуктивным) уров­нем коммуника­тивной культуры владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуа­ции. Учитель с мастерским уровнем коммуника­тивной куль­туры обсуж­дает и анализирует си­туации совместно с учащимися и оставляет за ними право принимать ре­шение самим. Он умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реаль­ное социальное поведение и поступки, миро­воззрение и отношение к учению, а также готов­ность, открытость для вос­питательных воздействий. Учитель исследовательского уровня ведет по­стоянный поиск новых приемов убе­ждающего воздействия, предвидит возможности их ис­пользования в об­щении, воспитывает от­ношение пони­мания к чужим взглядам. Он умеет обос­нованно применять сочетание ме­тодов обучения и воспитания, позво­ляющих добиться макси­мальных ре­зультатов при минимальной затрате вре­мени и оптимальном приложении умствен­ных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся [31].

Развитие коммуникативной компетентности учителя следу­ет рассмат­ри­вать как процесс самосовершенст­вования, а в диагностике компетентно­сти, помимо экспертных оценок, важное значение имеет самодиагности­ка, учи­тывая справедливое замечание А.К. Марковой: «Учителю важно иметь соб­ственную адекватную профессиональную самооценку, тогда любая оценка учителя извне (даже не вполне справедливая) не сможет поколебать его про­фессиональную ус­тойчивость, не разрушит его деятельность, не снизит его самоуважение в целом» [68, с.4].

 

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

 

1. Объясните смысл изречения:

Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями

А. Моруа

Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.

А. Сент-Экзюпери

Одна из грубейших ошибок – считать педагогику наукой о ребенке, а не о человеке

Я. Корчак

2. Раскройте понятие коммуникативная культура лично­сти.

3. Охарактеризуйте содержание составляющих коммуникативно-ис­пол-

нительского мастер­ства личности.

4. Сравните понятия «коммуникативная культура личности», «комму­ни­кативная компетент­ность», «коммуникативный потенциал».

5. Дайте сравнительную характеристику коммуникативной компетент­но­сти с точки зрения психологических и лингвистических позиций.

6. Представьте в виде таблицы характеристику основных коммуника­тив­ных способностей и умений учителя.

7. Подберите синонимы к словам: уравновешенность, сочувствие, безу­частный, упрямство.

8. Подберите антонимы к словам: замкнутость, грубость, тревож­ность, тактичность.

9. Определите свои положительные и отрицательные коммуникатив­ные качества при выпол­нении упражнения:

«Мой черно-белый коммуникативный портрет»

– +

Что мне в себе не нравится … Что мне в себе нра­вится…

10. Оцените собственные возможности в овладении коммуникатив­ными умениями, которые выделяют английские педагоги (методика «Про­филь умений»).

Разговорные умения

Могу начать и поддержать разговор с людьми, которых я знаю.

Я могу начать и поддержать разговор, встретив новых людей.

Я могу выбрать правильную манеру разговора.

Я могу услышать мнения других людей.

Я могу воспринимать и отбирать необходимую инфор­мацию.

Я могу уверенно говорить в неформальных ситуациях или общаясь с друзьями.

Я могу говорить уверенно в официальных ситуациях или общаясь с друзьями.

Я могу объяснить мое собственное мнение.

Я могу говорить и сделать сообщение в группе как фор­мально, так и не­формально, высту­пать в обществе с речью, докладом.

Вопросы, инструктирование

Я могу спросить о чем-то, если мне это непонятно.

Я могу дать инструкции, которые могут быть понятны.

Я могу выполнять данные инструкции.

Групповая работа

Я могу сотрудничать с другими на групповых занятиях.

Я могу установить эффективное сотрудничество в разнооб­разных типах групповых занятий.

Я могу эффективно действовать в различных ситуациях в качестве уче­ника, служа­щего, ли­дера группы.

Я могу вести себя в восприимчивой манере по отношению к другим чле­нам группы.

Я могу научить других делать или понимать что-то.

Я могу понимать, как разные роли влияют на поведение людей.

Я могу узнавать стереотипы и понимать их эффекты.

Я могу оценивать свои собственные особен­ности, черты других чле­нов общества.

Я очень чувствителен к проявлениям культурной и расовой дискри­мина­ции, к неспра­ведли­вости.

Я чувствителен к проявлениям дискриминации и неспра­ведливости в во­просах пола, клас­совых вопросах, в вопросах нетрудоспособности.

11. Попробуйте составить кроссворд с ключевым словом «взаимодейст­вие.

12. Определите возможные проявления коммуникативного (речевого и невербального) поведе­ния учителя с целью создания у учащихся ситуации успеха как субъективного переживания удовлетворения от процесса и ре­зультата общения.

13. Какие, на ваш взгляд, школьные предметы дают больше возмож­но­стей для формирования коммуникативной культуры учащихся?

14. На основе критериев, выделенных В.И. Зверевой [31], составьте таб­лицу уровней владения учителями коммуникативной культурой.

Задания в тестовой форме

 

1. Определите положительные коммуникативно-значимые качества лич­ности:

а) открытость (общительность)

б) обидчивость

в) эгоистичность

г) эмоциональная стабильность

д) способность к сопереживанию

 

2. Укажите правильный ответ.

Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению:

а) тактичность

б) безучастность

в) терпимость

г) доброжелательность, дружественность в поведении

д) застенчивость, неуверенность в себе

 

3. Укажите правильный ответ.

Коммуникативную культуру учителя в рамках культурологического под­хода изучали:

а) В.А. Сластенин

б) И.А. Зимняя

в) Е.В. Руденский

г) В.А. Кан-Калик

д) О.М. Казар­цева

 

4. Укажите правильный ответ.

Определите наиболее важные для педагога качества коммуникативной культуры лично­сти:

а) творческое мышление

б) культура речевого действия

в) культура жестов и пластики движений

г) культура восприятия коммуникативных действий партнера по обще­нию

д) все перечисленное.

 

5. Укажите правильный ответ.

К умениям эмоционально-психологической саморегуляции относятся:

а) умение верно оценивать социально-психологический настрой партне­ров по общению

б) умение перестроить общение с учетом перемены эмоционального на­строя партнеров

в) умение эмоционально-мимического сопровождения высказывания

г) умение устанавливать необходимый контакт с собеседником

д) культура речевых высказываний

 

6. Укажите правильный ответ.

Коммуникативный потенциал личности составляют:

а) коммуникативные свойства

б) коммуникативные способности

в) коммуникативная компетентность

г) все перечисленное

 

7. Укажите правильный ответ.

Наиболее емким понятием из представленных является:

а) коммуникативная компетентность

б) коммуникативные умения

в) коммуникативно-исполнительское мастерство

г) коммуникативная культура

д) коммуникативная компетенция

 

8. Укажите правильный ответ.

Предметная компетенция скла­дывается на основе:

а) знания единиц языка и правил их соеди­нения

б) знания лингвистики как науки

в) активного владения общей лексикой

г) обусловленности коммуникативными целями

д) всего перечисленного

 

9. Укажите правильный ответ.

Понятие «коммуникативная культура педагога» включает:

а) устную коммуникативную культуру

б) письменную коммуникативную культуру

в) невербальную коммуникативную культуру

г) все перечисленное

 

10. Укажите правильный ответ.

Специфическим личностным качеством в структуре коммуникативной ком­пе­тентности учителя является:

а) общительность

б) педагогическая коммуникабельность

в) экстравертированность

г) коммуникабельность

д) все перечисленное

 

11. Расположите следующие задатки и способности, необходимые для раз­вития речевых уме­ний учителя, в порядке их востребования в момент речи:

а) мгновенный отбор нужных языковых средств

б) общительность как черта характера

в) логичное построение и изложение высказывания

г) умение ориентировать речь на собеседника

д) уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать

 

12. Укажите правильный ответ.

К умениям ориентироваться в партнерах по общению относятся сле­дую­щие:

а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения

б) знать правила общения

в) понимать настроение, характер, читать экспрессию поведения

г) анализировать и оценивать достигнутое

д) входить в уже имеющуюся ситуацию

 

13. Укажите правильный ответ.

Визуально можно наблюдать следующие показатели невербального по­веде­ния учителя:

а) интонация

б) жестикуляция

в) темп речи

г) сила и тембр голоса

д) тон речи

 

14. Укажите правильный ответ.

Стереотипному уровню овладения экспрессивной культурой учителя соот­ветст­вует:

а) самовыражение осозна­нное, но не отличающееся самобытностью и мас­терством

б) спонтанное самовыражение

в) неосознанное самовыражение

г) осознанное, нестан­дартное самовыражение

д) импровизационное, артистичное самовыражение

 

15. Укажите правильный ответ.

В структуру технологического блока входят умения учителя:

а) строить общение на гуманной, демократической основе

б) исполь­зовать учебно-воспитатель­ные средства, методы, различные формы взаимодействия

в) использовать механизмы коммуникативного воздействия: зара­жение, внуше­ние, убеждение

г) быть артистичным, эстетически выразительным

д) руко­водствоваться принципами и правилами профессиональной этики и эти­кета

 

16. Укажите правильный ответ.

Стиль общения учителя отличают следующие признаки:

а) доброжелательность, позиция заинтересованности в успе­хе ученика

б) наличие эмпатии

в) рефлексия

г) внимание к мыслительному процессу учеников

д) все перечисленное.

 

17. Укажите правильный ответ.

Какие показатели способствуют выработке неправильного стиля обще­ния учи­теля с учени­ками?

а) доверие

б) стремление к доброжелательному взаимо­пониманию

в) страх

г) радостное отношение к учению

 

18. Расположите следующие критерии по степени их значимости для оценки уровня коммуни­кативной культуры учителя-логопеда:

а) способность к сотрудничеству с детьми

б) педагогическая культура речи

в) коммуникативные и организаторские способности

г) готовность к сотрудничеству с коллегами

д) готовность к сотрудничеству с родителями

 

19. Укажите правильный ответ.

Для репродуктивного уровня владения учителем коммуникативными спо­собно­стями харак­терны:

а) недостаточно устойчивый потенциал коммуникативных склоннстей

б) проявление инициативы в общении

в) постоянное стремление к расширению круга знакомых

г) оказание помощи близким и друзьям

д) ощущение потребности в коммуникативной и организаторской дея­тель­ности

 

20. Укажите правильный ответ.

Какие из перечисленных умений необходимы педа­гогу в кризисные мо­менты, когда внезапно обостряются взаимоотно­шения со школьни­ками?

а) понимание психологического состояния ученика по внешним призна­кам

б) умение управлять своим поведением

в) умение «подать себя» в общении с учащимися

г) умения речевого и неречевого контакта с учащимися

д) гностические умения

Тестирование

 

1. Определите состояние своей мотивационной сферы с помощью теста-опросника МУН А. Реана [92].

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо вы­брать один из отве­тов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте в виду, что «да» объ­единяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в дос­таточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый при­ходит в го­лову, как правило, является наиболее точным.

Текст опросника:

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, наде­юсь на успех.

2. В деятельности я обычно активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти при­чины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно не­вы­пол­нимые зада­ния.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу спо­собы их пре­одоле­ния.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих ус­пе­хов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собст­вен­ной целеуст­ремлен­ности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниче­ния времени ре­зуль­тативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную пер­спективу.

12. Если рискую, то, скорее, продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно еслиот­сутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозмож­ному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притя­га­тельность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих не­удач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность дея­тельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели, даже в слу­чае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притяга­тельность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику

ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка результатов

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Подсчитыва­ется об­щее количество набранных баллов.

1–7 баллов – диагностируется мо­тивация боязни неудачи.

14–20 баллов – диагностируется мотивация успеха.

8–13 баллов – мотивационный полюс ярко не выражен.

8-9 баллов – есть определен­ное тяготение к мотивации боязни неудачи.

12-13 баллов – тяготение к мотивации успеха.

 

2. Определите уровень коммуникативного самоконтроля в общении с помощью теста М. Снайдера [94].

Инструкция. Оцените каждое из предложений, описывающих реак­ции на некоторые си­туации, применительно к себе по позиции: верное (В) или не­верное (Н).

1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения дру­гих людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или по­забавить ок­ру­жающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глу­боко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов

По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за ответ В – на все ос­таль­ные. Подсчитайте сумму баллов.

Оценка

0–3 балла низкий коммуникативный контроль;

4–6 баллов средний коммуникативный контроль;

7–10 баллов высокий коммуникативный контроль.

3. Определите свои возможности с помощью теста «Коммуникативная готовность к диа­логу с ребенком» [99].

Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предло­женных вариантов ответа (а, б, в).

Вопросы:

1. Кто из учащихся, на ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе?

а) неуспевающий; б) недисциплинированный; в) каждый.

2. Каковы ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы?

а) требую, чтобы он остался после уроков;

б) предлагаю выбрать подходящий день;

в) терпеливо жду удобного случая.

3. Какие воспитательные цели для вас являются приоритетны­ми в бе­седе с ребенком?

а) уточнение мотивации поведения;

б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки;

в) побуждение к осознанию своих ошибок.

4. Как вы предпочитаете обращаться к учащемуся?

а) на «Вы»; б) на «ты»; в) по имени, а не по фамилии.

5. С чего начинаете беседу?

а) с постановки конкретных вопросов;

б) с создания доверительной атмосферы;

в) с сообщения цели разговора.

6. На чем акцентируете свое внимание?

а) на содержании получаемой информации;

б) на подтексте речевых высказываний;

в) на манерах, внешности ребенка.

7. Как часто ставите прямые вопросы?

а) часто; б) редко; в) никогда.

8. Какая ситуация у вас складывается чаще?

а) больше говорите вы;

б) больше говорит ребенок;

в) Вы и ребенок говорите пропорционально.

9. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в бе­седе с ребенком?

а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов;

б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами;

в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздей­ст­вие;

10. Что вас воодушевляет в собеседнике?

а) самокритичность; б) доверие; в) желание понравиться.

11. Каковы ваши реакции на детский обман?

а) открыто выражаю возмущение;

б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять при­чины;

в) объясняю, почему обманывать стыдно.

12. Какие проявления ребенка внушают вам большую тревогу?

а) скрытность; б) агрессивность; в) лживость.

13. Что вы считаете педагогически целесообразным?

а) добиться от ребенка согласия с вами;

б) побуждать к открытой критике вашей позиции;

в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения.

14. Какое настроение вы стремитесь инициировать у ребенка к концу бе­седы?

а) раскаяние в ошибках и действиях;

б) уверенность в способности самому решать свои пробле­мы;

в) неудовлетворенность собой.

15. Какие чувства вы переживаете чаще по окончанию беседы'?

а) огорчение, так как не добиваюсь раскаяния ребенка в неблаговид­ных поступках;

б) удовлетворение, потому что становлюсь ближе ему;

в) уверенность, что найден правильный путь в его воспита­нии.

16. Какую беседу считаете педагогически результативной?

а) если она помогла лучше понять ребенка;

б) если она помогла ему понять себя;

в) если она помогла ребенку лучше понять вас.

17. Что вам дает диалог с ребенком в личностном плане?

а) свежий взгляд на мир;

б) импульс к самосовершенствованию;

в) более адекватное представление о резервах детской личности.

Обработка результатов

 

Оценка: вариант а – 3 балла; вариант б – 5 баллов; вариант в – 3 балла.

0 – 27 баллов – крайне низкий уровень развитиякоммуникативной го­товности к диа­логу с ребенком;

28 – 45 баллов – критический уровень;

46 – 65 баллов – достаточный уровень;

66 – 85 баллов – высокий уровень.

 

4. Определите уровень своей социально-перцептивной культуры [99].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.248 с.)