Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и уровни коммуникативной культуры учителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Значительный вклад в осмысление сущности коммуникативной культуры учителя внесли педагогические исследования, в которых коммуникативная культура рассматривалась как основа профессиональной деятельности педагога, отмечалась ее тесная связь с социальной и общей культурой (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин, В.В. Соколова и другие). Профессия учителя, в том числе и учителя-логопеда, относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий – «человек-человек», для которых специфическими являются личностные качества, обеспечивающие эффективное взаимодействие между людьми, понимание людей, установление контактов, организацию совместной деятельности [40]. Важной особенностью профессии учителя является ее принадлежность к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых коммуникативная культура является обязательным условием профессионализма. Как основа профессиональной деятельности педагога понятие «коммуникативная культура» включает устную коммуникативную культуру (умения речевого высказывания и слушания во время общения с учащимися), письменную коммуникативную культуру (умения грамотного и целенаправленного чтения и оформления письменных сообщений), невербальную коммуникативную культуру (тактичное невербальное общение) [46]. В.В. Соколова, рассматривая коммуникативную культуру как область педагогической антропологии, выделяет объектное значение термина как «знание о социальных нормах, традициях осуществления коммуникативной деятельности для достижения комфортного, эффективного и национально специфического использования средств общения, адекватных конкретным коммуникативным ситуациям» и субъектное значение «в виде совокупности свойств, коммуникативных умений языковой личности, реализующихся в коммуникативной деятельности». Коммуникативная культура предстает в данной трактовке как совокупность «обобщенных коммуникативных умений» в виде эмоциональной (нравственной) культуры, культуры мышления (интеллектуальной культуры) и культуры речи [104]. В структуру коммуникативной культуры учителя включаются: 1. Общительность (коммуникабельность, эмпатия, социальное родство). 2. Нравственная воспитанность. 3.Техники педагогического общения, владение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей (С.А. Смирнов и др.). Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность (профессионально-педагогическая общительность, по В.А. Кан-Калику), благоприятными условиями для формирования которой являются общительность и экстравертированность как способность к продуктивному взаимодействию с детьми. К ведущим признакампедагогической коммуникабельностиотносят следующие: 1) потребность в общении с детьми; 2) его положительная эмоциональная тональность; 3) доминирующее переживание чувства удовлетворения общением; 4) взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся); 5) понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; 6) конструктивное разрешение межличностных противоречий; 7) гуманизм общения; 8) эстетика общения. Привлекательность учителя как коммуниканта А.А. Леонтьев связывает с «яркостью его личности», профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-эстетической культурой, педагогическим мастерством и др. Общительности помогают развитые перцептивные способности, среди них: профессиональная зоркость, наблюдательность, умение быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляции внимания, понимать мотивы поступков. В основе педагогической интуиции лежит не только анализ, предвидение с опорой на логические построения, но и на эмпатию – способность педагога условно отождествлять себя с учеником, разделять его радости и огорчения, т.е. «прежде всего, понимать движение детского сердца» (В.А. Сухомлинский). В процессе направленного формирования общительности как профессионально-личностного качества происходит осуществление профессионального самопознания (определение собственных коммуникативных качеств, положительных и слабых сторон в общении, анализ трудностей общения, своих представлений об идеальном общении, о том, как оценивают ваши возможности в общении другие); работа на основе специализированного тренинга по развитию основных характеристик общительности; разнообразная общественная работа с людьми, в которой приобретается опыт коммуникативной деятельности (лекции, беседы и т.п.); создание ситуаций, формирующих опыт преодоления негативных наслоений в общении и способствующих развитию общительности [39]. Если рассматривать коммуникативную компетентность в широком смысле как способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений, можно выделить следующие составляющие понятия: высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения; владение культурой общения; опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения. Коммуникативные умения, по мнению А.А. Леонтьева, – понятие более широкое, чем понятие «речевые умения»: коммуникативные умения обеспечивают эффективность общения на всех уровнях. Принято разграничивать два аспекта характеристики коммуникативных умений: а) то, что называется в социальной психологии «самоподачей», т. е. умение использовать личностные способности для достижения коммуникативной цели; б) владение «технологией» общения и контакта как вербальной, так и невербальной [59]. А.В. Мудрик выделяет параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения (ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации). Практически все педагогические способности так или иначе связаны с коммуникативной деятельностью педагога, замыкаются на коммуникативных способностях: дидактические, организаторские, перцептивные, экспрессивные, академические, личностные, педагогическое воображение, высокая степень распределения внимания и др. А.В. Мудрик предлагает следующую градацию коммуникативных умений в контексте межличностного взаимодействия: 1. Умение ориентироваться в партнерах: а) понимать настроение, характер, читать экспрессию поведения; б) давать окружающим правильную оценку; в) находить правильный стиль и тон общения. 2. Умение ориентироваться в ситуациях общения: а) знать правила общения; б) устанавливать контакты; в) входить в уже имеющуюся ситуацию. 3. Умение сотрудничать в различных видах деятельности: а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения; б) совместно выполнять; в) анализировать и оценивать достигнутое [76]. Наконец, характер коммуникативного взаимодействия детерминирован используемыми учителем технологиями. По мнению А.А. Леонтьева, «технология общения – это, прежде всего, средство не деятельности учителя, а средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности» [59, с.13]. Обычно применяют в комплексе психологические и педагогические средства. Успех общения обусловлен профессиональным владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением, идентификацией и др.), многообразием воспитательных средств, методов и форм работы (игра, беседа, дискуссия и др.). Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает не только освоение арсенала психолого-педагогических средств, но иреализацию индивидуальных экспрессивных возможностей: речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических – и целенаправленную систематическую работу над их совершенствованием. Речевые способности помогают педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи. Умение говорить является одним из основных профессиональных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, развитию этого профессионального умения способствует наличие таких задатков и способностей, как: отличная вербальная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, общительность как черта характера (умение слушать, сопереживать, сочувствовать и др.), умение ориентировать речь на собеседника, высокий уровень антиципации. Наличие подобного типа способностей – основа для выработки коммуникативно-речевых умений профессионального характера, особенностью которых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение. Мимические и пантомимические средства решения коммуникативных задач чаще всего сопровождают речевые средства, иногда выступают и относительно самостоятельно. Важна обратная связь – содержательная, дающая информацию об усвоении объясняемого материала, и эмоциональная, улавливаемая педагогом через поведение учащихся, их глаза, выражение лиц. В выражении невербального поведения учителя можно выделить следующие основныепоказатели: интонация, дикция, темп речи, сила и тембр голоса, мимика, контакт глаз, доминирующие физиогномические маски, жестикуляция, позы, дистантность общения, адекватность использованной экспрессии ситуации общения, артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления) и др. Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер учителя. Мастера отличает развитая способность использовать многообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях. Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного общения как педагогической категории, И.И. Рыданова выделяет следующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя:социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический. К социально-психологическому блоку относятся умения: располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства (вербальные, невербальные, проксемические), механизмы коммуникативного воздействия (заражения, внушения, убеждения, идентификации и т.д.). В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе: руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета; утверждать личностное достоинство каждого ребенка; организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником; инициировать благоприятный нравственный климат общения. Существенным являетсясоблюдение учителем принципов и правил профессиональной этики и этикета. Нормой его поведенческих реакций являются человечность, уважительность, вежливость, корректность, тактичность, обязательность, порядочность и др. В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления; быть артистичным, эстетически выразительным; приобщать учащихся к высокой культуре общения; активизировать их эмоциональный тонус, переживание радости общения, чувства прекрасного. Высокая культура поведения учителя, артистизм манер, чувство юмора, творческая импровизация составляютэстетический аспект педагогического такта, доставляя учащимся и нравственное, и эстетическое удовлетворение. В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия; выбирать оптимальный стиль руководства общением; соблюдать педагогический такт; органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность [99]. Таким образом, коммуникативное взаимодействие учителя и учащихся направлено на: 1) согласование и координирование предметной деятельности учителя и учащихся, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития; 2) создание отношений взаимопонимания, сопереживания; 3) формирование культуры общения учащихся. Показателями культуры коммуникативного взаимодействия выступают: адекватность реакций учащихся на педагогические действия и поступки учителя, синхронность совместной деятельности; эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества; соблюдение нравственно-этических и этикетных норм в деловом и межличностном общении учителя и учащихся. С точки зрения успешности решения коммуникативных задач можно выделить следующие уровни профессиональной компетентности учителя: 1) уровень теоретической грамотности, позволяющий избегать грубых ошибок; 2) уровень ремесленничества, характеризующийся стереотипностью педагогических действий; 3) уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оптимальных творческих решений. В.И. Зверева в пособии «Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей» выделяет следующие критерии для оценки уровня коммуникативной культуры учителей: 1. Коммуникативные и организаторские способности; 2. Способность к сотрудничеству с учащимися; 3. Готовность к сотрудничеству с коллегами; 4. Готовность к сотрудничеству с родителями; 5. Педагогический такт; 6. Педагогическая культура речи (целенаправленность, связность изложения, развернутость, доступность, логическая четкость и завершенность высказываний, ясность и отчетливость формы изложения, выразительность и образность речи); 7. Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания. В соответствии с этими критериями выделяют три уровня владения учителями коммуникативной культурой: 1) репродуктивный (вторая категория); 2) мастерский (первая категория); 3) исследовательский (высшая категория). В частности, согласно первому критерию, учитель с репродуктивным уровнем коммуникативной культуры стремится к контактам с людьми, отстаивает свое мнение, планирует работу, однако потенциал его склонностей недостаточно устойчив. Мастерский уровень характеризуется постоянным стремлением к расширению круга знакомых, проявлением инициативы в общении, оказанием помощи близким и друзьям, участием в организации общественных мероприятий, настойчивостью в привлекательной деятельности. Учитель с исследовательским уровнем коммуникативной культуры, испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, самостоятелен, принципиален. Согласно второму критерию учитель с первым (репродуктивным) уровнем коммуникативной культуры владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуации. Учитель с мастерским уровнем коммуникативной культуры обсуждает и анализирует ситуации совместно с учащимися и оставляет за ними право принимать решение самим. Он умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реальное социальное поведение и поступки, мировоззрение и отношение к учению, а также готовность, открытость для воспитательных воздействий. Учитель исследовательского уровня ведет постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия, предвидит возможности их использования в общении, воспитывает отношение понимания к чужим взглядам. Он умеет обоснованно применять сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся [31]. Развитие коммуникативной компетентности учителя следует рассматривать как процесс самосовершенствования, а в диагностике компетентности, помимо экспертных оценок, важное значение имеет самодиагностика, учитывая справедливое замечание А.К. Марковой: «Учителю важно иметь собственную адекватную профессиональную самооценку, тогда любая оценка учителя извне (даже не вполне справедливая) не сможет поколебать его профессиональную устойчивость, не разрушит его деятельность, не снизит его самоуважение в целом» [68, с.4].
Материал для самопроверки Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл изречения: Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями А. Моруа Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом. А. Сент-Экзюпери Одна из грубейших ошибок – считать педагогику наукой о ребенке, а не о человеке Я. Корчак 2. Раскройте понятие коммуникативная культура личности. 3. Охарактеризуйте содержание составляющих коммуникативно-испол- нительского мастерства личности. 4. Сравните понятия «коммуникативная культура личности», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный потенциал». 5. Дайте сравнительную характеристику коммуникативной компетентности с точки зрения психологических и лингвистических позиций. 6. Представьте в виде таблицы характеристику основных коммуникативных способностей и умений учителя. 7. Подберите синонимы к словам: уравновешенность, сочувствие, безучастный, упрямство. 8. Подберите антонимы к словам: замкнутость, грубость, тревожность, тактичность. 9. Определите свои положительные и отрицательные коммуникативные качества при выполнении упражнения: «Мой черно-белый коммуникативный портрет» – + Что мне в себе не нравится … Что мне в себе нравится… 10. Оцените собственные возможности в овладении коммуникативными умениями, которые выделяют английские педагоги (методика «Профиль умений»). Разговорные умения Могу начать и поддержать разговор с людьми, которых я знаю. Я могу начать и поддержать разговор, встретив новых людей. Я могу выбрать правильную манеру разговора. Я могу услышать мнения других людей. Я могу воспринимать и отбирать необходимую информацию. Я могу уверенно говорить в неформальных ситуациях или общаясь с друзьями. Я могу говорить уверенно в официальных ситуациях или общаясь с друзьями. Я могу объяснить мое собственное мнение. Я могу говорить и сделать сообщение в группе как формально, так и неформально, выступать в обществе с речью, докладом. Вопросы, инструктирование Я могу спросить о чем-то, если мне это непонятно. Я могу дать инструкции, которые могут быть понятны. Я могу выполнять данные инструкции. Групповая работа Я могу сотрудничать с другими на групповых занятиях. Я могу установить эффективное сотрудничество в разнообразных типах групповых занятий. Я могу эффективно действовать в различных ситуациях в качестве ученика, служащего, лидера группы. Я могу вести себя в восприимчивой манере по отношению к другим членам группы. Я могу научить других делать или понимать что-то. Я могу понимать, как разные роли влияют на поведение людей. Я могу узнавать стереотипы и понимать их эффекты. Я могу оценивать свои собственные особенности, черты других членов общества. Я очень чувствителен к проявлениям культурной и расовой дискриминации, к несправедливости. Я чувствителен к проявлениям дискриминации и несправедливости в вопросах пола, классовых вопросах, в вопросах нетрудоспособности. 11. Попробуйте составить кроссворд с ключевым словом «взаимодействие. 12. Определите возможные проявления коммуникативного (речевого и невербального) поведения учителя с целью создания у учащихся ситуации успеха как субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата общения. 13. Какие, на ваш взгляд, школьные предметы дают больше возможностей для формирования коммуникативной культуры учащихся? 14. На основе критериев, выделенных В.И. Зверевой [31], составьте таблицу уровней владения учителями коммуникативной культурой. Задания в тестовой форме
1. Определите положительные коммуникативно-значимые качества личности: а) открытость (общительность) б) обидчивость в) эгоистичность г) эмоциональная стабильность д) способность к сопереживанию
2. Укажите правильный ответ. Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению: а) тактичность б) безучастность в) терпимость г) доброжелательность, дружественность в поведении д) застенчивость, неуверенность в себе
3. Укажите правильный ответ. Коммуникативную культуру учителя в рамках культурологического подхода изучали: а) В.А. Сластенин б) И.А. Зимняя в) Е.В. Руденский г) В.А. Кан-Калик д) О.М. Казарцева
4. Укажите правильный ответ. Определите наиболее важные для педагога качества коммуникативной культуры личности: а) творческое мышление б) культура речевого действия в) культура жестов и пластики движений г) культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению д) все перечисленное.
5. Укажите правильный ответ. К умениям эмоционально-психологической саморегуляции относятся: а) умение верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению б) умение перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров в) умение эмоционально-мимического сопровождения высказывания г) умение устанавливать необходимый контакт с собеседником д) культура речевых высказываний
6. Укажите правильный ответ. Коммуникативный потенциал личности составляют: а) коммуникативные свойства б) коммуникативные способности в) коммуникативная компетентность г) все перечисленное
7. Укажите правильный ответ. Наиболее емким понятием из представленных является: а) коммуникативная компетентность б) коммуникативные умения в) коммуникативно-исполнительское мастерство г) коммуникативная культура д) коммуникативная компетенция
8. Укажите правильный ответ. Предметная компетенция складывается на основе: а) знания единиц языка и правил их соединения б) знания лингвистики как науки в) активного владения общей лексикой г) обусловленности коммуникативными целями д) всего перечисленного
9. Укажите правильный ответ. Понятие «коммуникативная культура педагога» включает: а) устную коммуникативную культуру б) письменную коммуникативную культуру в) невербальную коммуникативную культуру г) все перечисленное
10. Укажите правильный ответ. Специфическим личностным качеством в структуре коммуникативной компетентности учителя является: а) общительность б) педагогическая коммуникабельность в) экстравертированность г) коммуникабельность д) все перечисленное
11. Расположите следующие задатки и способности, необходимые для развития речевых умений учителя, в порядке их востребования в момент речи: а) мгновенный отбор нужных языковых средств б) общительность как черта характера в) логичное построение и изложение высказывания г) умение ориентировать речь на собеседника д) умение слушать, сопереживать, сочувствовать
12. Укажите правильный ответ. К умениям ориентироваться в партнерах по общению относятся следующие: а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения б) знать правила общения в) понимать настроение, характер, читать экспрессию поведения г) анализировать и оценивать достигнутое д) входить в уже имеющуюся ситуацию
13. Укажите правильный ответ. Визуально можно наблюдать следующие показатели невербального поведения учителя: а) интонация б) жестикуляция в) темп речи г) сила и тембр голоса д) тон речи
14. Укажите правильный ответ. Стереотипному уровню овладения экспрессивной культурой учителя соответствует: а) самовыражение осознанное, но не отличающееся самобытностью и мастерством б) спонтанное самовыражение в) неосознанное самовыражение г) осознанное, нестандартное самовыражение д) импровизационное, артистичное самовыражение
15. Укажите правильный ответ. В структуру технологического блока входят умения учителя: а) строить общение на гуманной, демократической основе б) использовать учебно-воспитательные средства, методы, различные формы взаимодействия в) использовать механизмы коммуникативного воздействия: заражение, внушение, убеждение г) быть артистичным, эстетически выразительным д) руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета
16. Укажите правильный ответ. Стиль общения учителя отличают следующие признаки: а) доброжелательность, позиция заинтересованности в успехе ученика б) наличие эмпатии в) рефлексия г) внимание к мыслительному процессу учеников д) все перечисленное.
17. Укажите правильный ответ. Какие показатели способствуют выработке неправильного стиля общения учителя с учениками? а) доверие б) стремление к доброжелательному взаимопониманию в) страх г) радостное отношение к учению
18. Расположите следующие критерии по степени их значимости для оценки уровня коммуникативной культуры учителя-логопеда: а) способность к сотрудничеству с детьми б) педагогическая культура речи в) коммуникативные и организаторские способности г) готовность к сотрудничеству с коллегами д) готовность к сотрудничеству с родителями
19. Укажите правильный ответ. Для репродуктивного уровня владения учителем коммуникативными способностями характерны: а) недостаточно устойчивый потенциал коммуникативных склоннстей б) проявление инициативы в общении в) постоянное стремление к расширению круга знакомых г) оказание помощи близким и друзьям д) ощущение потребности в коммуникативной и организаторской деятельности
20. Укажите правильный ответ. Какие из перечисленных умений необходимы педагогу в кризисные моменты, когда внезапно обостряются взаимоотношения со школьниками? а) понимание психологического состояния ученика по внешним признакам б) умение управлять своим поведением в) умение «подать себя» в общении с учащимися г) умения речевого и неречевого контакта с учащимися д) гностические умения Тестирование
1. Определите состояние своей мотивационной сферы с помощью теста-опросника МУН А. Реана [92]. Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте в виду, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным. Текст опросника: 1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех. 2. В деятельности я обычно активен. 3. Склонен к проявлению инициативы. 4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться. 5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания. 6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. 7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. 8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля. 9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается. 10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. 12. Если рискую, то, скорее, продуманно. 13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно еслиотсутствует внешний контроль. 14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному. 15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается. 16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели, даже в случае неудачи на пути к ее достижению. 20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает. Ключ к опроснику ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20. НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Обработка результатов За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. 1–7 баллов – диагностируется мотивация боязни неудачи. 14–20 баллов – диагностируется мотивация успеха. 8–13 баллов – мотивационный полюс ярко не выражен. 8-9 баллов – есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи. 12-13 баллов – тяготение к мотивации успеха.
2. Определите уровень коммуникативного самоконтроля в общении с помощью теста М. Снайдера [94]. Инструкция. Оцените каждое из предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации, применительно к себе по позиции: верное (В) или неверное (Н). 1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Обработка результатов По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за ответ В – на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Оценка 0–3 балла — низкий коммуникативный контроль; 4–6 баллов — средний коммуникативный контроль; 7–10 баллов — высокий коммуникативный контроль.
3. Определите свои возможности с помощью теста «Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком» [99]. Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в). Вопросы: 1. Кто из учащихся, на ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе? а) неуспевающий; б) недисциплинированный; в) каждый. 2. Каковы ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы? а) требую, чтобы он остался после уроков; б) предлагаю выбрать подходящий день; в) терпеливо жду удобного случая. 3. Какие воспитательные цели для вас являются приоритетными в беседе с ребенком? а) уточнение мотивации поведения; б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки; в) побуждение к осознанию своих ошибок. 4. Как вы предпочитаете обращаться к учащемуся? а) на «Вы»; б) на «ты»; в) по имени, а не по фамилии. 5. С чего начинаете беседу? а) с постановки конкретных вопросов; б) с создания доверительной атмосферы; в) с сообщения цели разговора. 6. На чем акцентируете свое внимание? а) на содержании получаемой информации; б) на подтексте речевых высказываний; в) на манерах, внешности ребенка. 7. Как часто ставите прямые вопросы? а) часто; б) редко; в) никогда. 8. Какая ситуация у вас складывается чаще? а) больше говорите вы; б) больше говорит ребенок; в) Вы и ребенок говорите пропорционально. 9. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в беседе с ребенком? а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов; б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами; в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздействие; 10. Что вас воодушевляет в собеседнике? а) самокритичность; б) доверие; в) желание понравиться. 11. Каковы ваши реакции на детский обман? а) открыто выражаю возмущение; б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять причины; в) объясняю, почему обманывать стыдно. 12. Какие проявления ребенка внушают вам большую тревогу? а) скрытность; б) агрессивность; в) лживость. 13. Что вы считаете педагогически целесообразным? а) добиться от ребенка согласия с вами; б) побуждать к открытой критике вашей позиции; в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения. 14. Какое настроение вы стремитесь инициировать у ребенка к концу беседы? а) раскаяние в ошибках и действиях; б) уверенность в способности самому решать свои проблемы; в) неудовлетворенность собой. 15. Какие чувства вы переживаете чаще по окончанию беседы'? а) огорчение, так как не добиваюсь раскаяния ребенка в неблаговидных поступках; б) удовлетворение, потому что становлюсь ближе ему; в) уверенность, что найден правильный путь в его воспитании. 16. Какую беседу считаете педагогически результативной? а) если она помогла лучше понять ребенка; б) если она помогла ему понять себя; в) если она помогла ребенку лучше понять вас. 17. Что вам дает диалог с ребенком в личностном плане? а) свежий взгляд на мир; б) импульс к самосовершенствованию; в) более адекватное представление о резервах детской личности. Обработка результатов
Оценка: вариант а – 3 балла; вариант б – 5 баллов; вариант в – 3 балла. 0 – 27 баллов – крайне низкий уровень развитиякоммуникативной готовности к диалогу с ребенком; 28 – 45 баллов – критический уровень; 46 – 65 баллов – достаточный уровень; 66 – 85 баллов – высокий уровень.
4. Определите уровень своей социально-перцептивной культуры [99]. Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.014 с.) |