Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура речевого общения и речевой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методологической схемой анализа речевого общения (вербальной коммуникации) является деятельностная детерминация общения и речи. В работах Л.С Выготского и А.Н. Леонтьева показано, что предметная деятельность является той активностью человека, в процессе которой происходит становление его психики, в том числе становление коммуникативной и языковой способностей. Языковая способность имеет сложную структуру, которая включает врожденные предпосылки к овладению системой языка и социальные предпосылки, позволяющие реализовать и развить эту способность в оптимальные возрастные сроки. Коммуникативная способность социально формируется в процессе взаимодействия людей, позволяет личности эффективно строить акт коммуникации, организуя речевое и неречевое поведение адекватно своим целям и задачам. Развитие языковой и коммуникативной способностей взаимосвязано: несформированность одной затрудняет развитие другой. Деятельностная детерминация общения может быть перенесена на анализ речевого поведения коммуникантов и позволяет связать его с процессами их социализации [80]. О.М. Казарцева, рассматривая речевое общение как мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию жизненной целевой установки и протекающий на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности, считает, что при формировании социально активной личности школьника речевое общение должно развиваться в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. У учащихся необходимо формировать«коммуникативную компетентность»,которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм общения, правил речевого поведения, усваиваемых во взаимодействии человека с социальной средой в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта [37]. И.А. Зимняя к важным психологическим характеристикам речевого общения относит: контактность; ориентированность; направленность; семиотическую специализацию; динамику; репрезентативность (субъектная представленность говорящего в тексте); полиинформативность (многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики; отражаются разные уровни) [32]. Основы изучения речевой деятельности были заложены в 30-е гг. в работах Л.С. Выготского и его учеников. Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, какслушание, говорение, чтение, письмо, которыерассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения. Речевая деятельность определяется единством двух сторон: внешней – исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это – потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность в частности. Речевая деятельность представляет собой словесное воспроизведение человеком наблюдаемых и выполняемых действий, а также воспроизведение образа действия, которое требуется совершить (внутренняя речь) [88]. А.А. Леонтьев, рассматривая речевую деятельность как наиболее исследованный вид деятельности общения, представляет ее как последовательность следующих этапов или фаз: а) система мотивов как система внеречевых факторов, образующих мотивацию речевого действия (первичная ориентировка в проблемной ситуации); б) речевая (коммуникативная) интенция (у Л.С. Выготского – этап «мысли»), когда четко выделилась коммуникативная задача и происходит вторичная ориентировка в условиях этой задачи; в) этап внутренней программы речевого действия (по Л.С. Выготскому – «опосредование мысли во внутреннем слове»), на котором происходит опосредование речевой интенции личностными смыслами, закрепленными в тех или иных субъективных кодовых единицах; г) реализация внутренней программы в семантическом и грамматическом процессах, в процессе акустико-артикуляционной и моторной реализации программы (у Л.С. Выготского – опосредование мысли во «внешнем слове»); д) звуковое осуществление высказывания [60]. Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания представляет собой способ формирования и формулирования мысли и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека. Речь является самым универсальным средством социальной коммуникации, особенно в ситуации диалога, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, если этому сопутствует высокая степень общности понимания ситуации участниками общения. Речь реализуется с помощью языка, однако эти понятия не являются идентичными. Речь – это деятельность общения, а словесный язык (система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический) – одно из ее средств. Речь материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами – слухом, зрением и даже осязанием (тексты для слепых). Речь конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна (имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному и т. п.). Язык – это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык коллективен, безличностен, принадлежит его носителям, стабилен, медленно подвергается изменениям. Видами речи являются: 1) по форме выражения мысли: внешняя (устная – монологическая и диалогическая; письменная) и внутренняя. Устная речь – продуктивный типречевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. Это – живая речь, которая не только произносится, звучит, но, главное, создается в считанные секунды, вмомент говорения. В условиях устной речи, как правило, присутствует непосредственный адресат речи, что дает возможность говорящему учитывать непосредственную реакцию слушателей. Для устной разговорной речи характерны меньшая лексическая точность, свобода словоупотребления, использование коротких словосочетаний и предложений, наличие речевых ошибок, заполнителей пауз и др. Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Она наиболее развернута, рассчитана на более длительный срок, это наиболее произвольный вид речи, т. к. он тщательно продумывается, уточняется в ходе сочинения, внимательно редактируется. Идеальная письменная речь – это максимум понятности при минимуме слов. Внутренняя речь – это речь без звука, скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя. Она ситуативна, сжата, предикативна. 2) по характеру взаимодействия участников общения устная речь может быть диалогической, монологической, полилогической. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников, происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего/слушающего. Диалогическая речь ситуативна, непроизвольна, реактивна (слова оказываются реакцией на высказывания других), мало организована, во многом непредсказуема. Полилог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия и др.), в которой участники видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Монолог – речь, обращенная к самому себе или другим, не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц). Монологическая речь всегда развернута, произвольна, заранее обдумана, спланирована в голове и на бумаге, социально востребована, от начала до конца запрограммирована во всех важных моментах (цель речи, основные понятия, раскрывающие тему, скрытые за ними явления, события, факты, конечный результат, который желательно получить в конце выступления). 3) разновидности монологической речи по обобщенному значению (функционально-смысловые типы речи): повествование (сообщение о действиях предмета, состояниях, процессах, событиях, развивающихся в определенной последовательности, передаваемое с помощью многообразной системы лексических и грамматических средств); описание (сообщение об одновременных признаках предмета с перечислением однородных компонентов, встречающееся в текстах различных стилей – научное, художественное, деловое описание); рассуждение (объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей, с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение); оценка (передача субъективного плана речи, выражение отношения к чему-либо, мнения о чем-либо; выражение отношения к кому-либо – речевой этикет). 4) разновидности речи по функциональному назначению: разговорный, научный, научно-популярный, официально-деловой, публицистический, художественный стили речи [7]. Речь, являясь сложной многоуровневой психической деятельностью, включает операции восприятия и порождения речевого высказывания. По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные (слушание, чтение), и продуктивные (говорение, письмо). Посредством рецептивных видов человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов речевой деятельности человек осуществляет сообщения. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками. Единицей деятельности говорения является речевое действие, в реализации которого выделяются следующие этапы: подготовка высказывания; структурирование высказывания во внутреннем плане; переход к внешней речи. Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), речевое сообщение, результатом является ответное действие участника речевого общения (например, ученики слушают (или не слушают) учителя; одобрение или неодобрение учителем высказываний учеников и т. д.). Говорящий должен ориентироваться на интеллектуальный уровень слушателя, знание культуры и средства выражения. Одним из необходимых условий речевого общения является обратная связь (процесс непрерывного получения человеком информации о результатах его собственных речевых и неречевых действий и о том, как на него действует собеседник), которая наиболее полно осуществляется в диалоге. Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии: 1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи; 2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм; 3) понимание общего плана высказывания; 4) понимание замыслов и мотивов высказывания; 5) оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.); 6) понимание выбора формы и языковых средств. Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, второй без первого – нет. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания [17]. Вербальная коммуникация предполагает понимание контекста общения, наличие коммуникативно-познавательных умений и перцептивной готовности, определенных навыков и нравственных установок к адекватному воспроизведению и преобразованию смысловой информации и др. Особенности речевого общения играют важную роль в процессе социокоммуникативной совместимости, в устранении коммуникативных барьеров между субъектами общения. Успешность социокоммуникативной совместимости зависит от реализации знаний, мотивов, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов; степени владения коммуникативными умениями и навыками субъектов социальной коммуникации; условий, в которых развивается реальный социальный диалог (В.И. Немчина). Речевые действия и связанные с ними коммуникативные умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами: а) созданием (порождением) высказывания, устного или письменного, т. е. с процессами говорения или письма; б) восприятием речи, т. е. со слушанием и чтением. Примерным перечнем умений, обеспечивающих создание высказываний, по М.С. Соловейчик, являются: 1. Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения, т. е. осознавать общее коммуникативное намерение или мотив общения (спросить, сказать, побудить); задачу речи (говорю или пишу, чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздействовать на образ мысли, чувства, поведение собеседника); особенности адресата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему человеку, равному по возрасту, положению или нет, находящемуся рядом или нет, к одному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу донести). 2. Умение планировать высказывание, т. е. намечать ход развития основной мысли, микротемы, их последовательность; ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр; общие требования к отбору содержания и языковых средств с учетом задачи речи и адресата, замысла, типового значения и жанра. 3. Умение создавать высказывание, устное или письменное, т. е. развивать тему и основную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом ситуации общения, замысла, типа речи, жанра; распределяя по микротемам, организуя в рамках каждой из них; выбирая языковые средства; формулируя каждую мысль; конструируя предложения с учетом замысла и логики развития, стиля, типа речи, жанра, требований культуры речи. 4. Умение осуществлять контроль за речью, то есть оценивать соответствие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиям культуры речи и речевому поведению; воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т. д.); совершенствовать высказывание по ходу его создания или после (цит. по: [37, с.33-34]). В обобщенном виде процесс говорения обеспечивают такие речевые умения и навыки, как: навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи; умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями; умение строить грамматически правильные высказывания; умение применять разные виды высказываний в соответствии с коммуникативным намерением, условиями и целями сообщения. Слушание ( аудирование) представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов: 1) первичный анализ звукового сигнала и его «механическая» обработка, в процессе которой осуществляется перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образы». Здесь важную роль играет слуховая способность человека, 2) смысловая интерпретация, когда происходит лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла, то есть понимание. Для обозначения указанных действий в русском языке, как и в других языках, существует два глагола – слушать, то есть правильно воспринимать информацию и понимать услышанное, и слышать, то есть обладать слуховой способностью. Психология общения различает несколько видов слушания. 1. Нерефлексивное (пассивное) слушание предполагаетумение слушать внимательно, почти не давая собственных, особенно оценочных, речевых реакций. Целью пассивного слушания является вывод партнера по общению из состояния аффекта, его эмоциональная разрядка. Внимательное молчание – это слушание с активным использованием невербальных средств: кивков, мимических реакций, контакта глаз и других проявлений поддержки и желания слушать дальше. 2. Эмпатическое слушание – это наиболее интимный вид слушания, используемый прежде всего при решении личностных проблем. Умение вести беседу сводится к сопереживанию мыслям и чувствам говорящего, выражению сочувствия, искреннего интереса к его проблемам. 3. Рефлексивное (активное) слушание – это объективная обратная связь с говорящим, используемая в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. Целью активного слушания является адекватная обратная связь, уверенность в том, что передаваемая собеседником информация вами правильно понята. Обратная связь осуществляется слушающим в речевой форме с помощью вопросов по теме разговора, перефразирования слов собеседника, резюмирования. Умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5% – на говорение, 10% - на письмо. Эффективность процесса слушания зависит от о бъективных факторов (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении) и с убъективных факторов (пол слушателя, тип нервной системы, темперамент человека, интеллектуальные способности и др.). Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховой способности; внимательности; способности к пониманию; способности к запоминанию. Потому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей [17]. К умениям, обеспечивающим восприятие высказываний, М.С. Соловейчик, относит: 1. Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения: а) осознавать свое коммуникативное намерение (есть ли желание вступать в активное общение или нет); б) по отдельным признакам (заглавию, началу, внешним приметам) предполагать предмет речи, общий характер речевого произведения. 2. Умение планировать дальнейшие речевые действия: уточнять задачу восприятия (предельно полно «вычерпать» информацию или взять ее частично; подготовиться к возражению или творческому развитию мысли; поддержать собеседника или продумать способ воздействия на него и др.). 3. Умение проникать в смысл высказывания: а) умение понимать значение слов, форм слов, конструкций, интонации, мимики, жестов; б) умение реагировать на эти сигналы текста и собеседника; в) умение анализироват ь состав микротем и формулировать общую тему высказывания; г) умение определять логику развития мысли автора речи и его основную мысль, прямо сформулированную в тексте, раскрывать мысль, не сформулированную прямо в тексте (подтекст); д) умение чувствоват ь общую тональность высказывания, отношение говорящего к предмету речи. 4. Умение осуществлять самоконтроль за восприятием речи: осознавать степень понимания высказывания; оценивать соответствие внутренней установке и задаче восприятия; пользоваться приемами совершенствования понимания текста (цит. по: [37, с. 32-33]). Самоконтроль, внимание к своей речи – важнейшее условие взаимопонимания между говорящим и слушающим: здесь важны повторы, перефразировка сказанного, паузы, замедление темпа речи, повышение голоса и т. д., адекватное использование невербальных средств общения. Обязательными условиями успешного общения являются: заинтересованность собеседников в общении; настроенность на мир адресата; умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего; знание говорящим норм этикетного речевого общения; способность собеседников выполнить требования ситуативного речевого поведения; умение прогнозировать направленность диалога или полилога и др. Поэтому центральным понятием коммуникативного взаимодействия, успешности речевого общения является понятие коммуникативной компетенции, позволяющей соотнести уместность речи с замыслом говорящего, выразить собственное осмысление и индивидуальное представление информации. Коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Так, владеющий этими нормами, знает приемы диалогизации речи (умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, что обычно вызывает отклик, ответное сопереживание), умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения [53].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.017 с.) |