Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура речевого общения и речевой деятельности

Поиск

Методологической схемой анализа речевого общения (вербальной ком­муникации) явля­ется деятельностная детерминация общения и речи. В рабо­тах Л.С Выготского и А.Н. Леонть­ева показано, что предметная дея­тельность является той активностью человека, в процессе ко­торой проис­ходит станов­ление его психики, в том числе становление коммуникатив­ной и язы­ковой способностей. Языковая способность имеет сложную структуру, которая включает вро­жденные предпосылки к овладению сис­темой языка и социаль­ные предпосылки, позволяющие реализовать и раз­вить эту способность в оп­тимальные возрастные сроки. Коммуникативная способность социально формируется в процессе взаимодействия людей, позволяет личности эффек­тивно строить акт коммуникации, организуя ре­чевое и неречевое поведение адек­ватно своим целям и задачам. Развитие языковой и коммуникативной способностей взаимосвя­зано: несформиро­ванность одной затрудняет разви­тие другой. Деятельностная детерминация обще­ния может быть перенесена на анализ речевого поведения коммуни­кантов и позволяет связать его с про­цессами их социализации [80].

О.М. Казарцева, рассматривая речевое общение как мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направ­ленный на реа­лизацию жизненной целевой установки и протекающий на ос­нове обратной связи в кон­кретных ви­дах речевой деятельности, считает, что при формировании социально активной личности школьника речевое обще­ние должно развиваться в диалектиче­ском единстве двух его сторон: речевой дея­тельно­сти и речевого поведе­ния. У учащихся необходимо формировать«коммуникативную компе­тентность»,которая охватывает не только зна­ние языковой системы и владение языко­вым ма­териалом (речью), но и со­блюде­ние социальных норм общения, правил речевого пове­дения, ус­ваивае­мых во взаимодейст­вии человека с социальной средой в процессе приобрете­ния им соци­ально-коммуникативного опыта [37].

И.А. Зимняя к важным психологическим характеристикам речевого об­щения относит: контактность; ориентированность; направленность; се­миоти­ческую специализацию; динамику; репрезентативность (субъектная пред­ставленность говорящего в тексте); полиинформативность (многопла­новость речевого общения, где реализуются одновременно все его харак­теристики; отражаются разные уровни) [32].

Основы изучения речевой деятельности были заложены в 30-е гг. в ра­ботах Л.С. Выгот­ского и его учеников. Речевая деятельность – вид деятель­ности (наряду с тру­довой, по­знава­тельной, игровой и др.), который характе­ризуется предметным мотивом, це­ленаправленностью, состоит из несколь­ких последовательных фаз – ориенти­ровки, планирования, реа­ли­зации рече­вого плана, контроля (Л.С. Выготский). Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, какслушание, гово­рение, чте­ние, письмо, которыерас­смат­риваются как основ­ные виды взаимодействия лю­дей в процессе вер­бального общения. Речевая деятельность определяется единством двух сто­рон: внешней – исполни­тельной, реа­лизующей свою деятельность, и внут­ренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутрен­ней стороны деятельно­сти, осу­ществ­ляющей организацию, планирование, программирование де­я­тельности, выступают те психические функции, которыми она ре­ализуется. Это – по­требно­сти и эмоции, мышление и память, восп­риятие и внимание. Слож­ное их единство рассматрива­ется в качестве того психологиче­ского ме­ха­низма, посредством которого реализу­ется деятель­ность вообще и речевая деятельность в частности. Речевая деятельность представляет собой сло­вес­ное воспроизведение человеком наблюдаемых и выполняемых дейст­вий, а также воспро­изведение образа действия, которое требуется совер­шить (внут­ренняя речь) [88].

А.А. Леонтьев, рассматривая речевую деятельность как наиболее ис­сле­дованный вид дея­тельности общения, представляет ее как последова­тель­ность следующих этапов или фаз:

а) система мотивов как система внеречевых факторов, образующих мо­тивацию речевого действия (первичная ориентировка в проблемной си­туа­ции);

б) речевая (коммуникативная) интенция (у Л.С. Выготского – этап «мысли»), когда четко выделилась коммуникативная задача и происходит вторичная ориентировка в условиях этой задачи;

в) этап внутренней программы речевого действия (по Л.С. Выготскому – «опосредование мысли во внутреннем слове»), на котором происходит опо­средование речевой интенции лично­стными смыслами, закрепленными в тех или иных субъективных кодовых единицах;

г) реализация внутренней программы в семантическом и грамматиче­ском процессах, в процессе акустико-артикуляционной и моторной реали­за­ции программы (у Л.С. Выготского – опосредование мысли во «внешнем слове»);

д) звуковое осуществление высказывания [60].

Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого со­держания представ­ляет собой способ формирования и формулирования мысли и чувств посредством языка в про­цессе речевой деятельности чело­века. Речь является са­мым универсальным средством социальной комму­ни­кации, особенно в ситуации диалога, по­скольку при передаче информа­ции при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, если этому сопут­ствует высокая степень общности понимания ситуации участниками обще­ния.

Речь реализуется с помощью языка, однако эти понятия не являются идентичными. Речь – это деятельность общения, а словесный язык (сис­тема фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и син­такси­ческий) – одно из ее средств. Речь материальна, состоит из арти­кули­руемых знаков, воспринимаемых чувствами – слухом, зрением и даже ося­занием (тек­сты для слепых). Речь конкретна, связана с объек­тами действи­тельности, может оцени­ваться с точки зрения истинности, она пред­наме­ренна и устрем­лена к определенной цели, ситуативно обусловлена, дина­мична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и инди­ви­ду­альна (имеет автора, пере­дающего в ней свои мысли и чувства, для вы­ражения которых он вы­би­рает сло­ва и структуры предложений; отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамиль­яр­ному, официальному и т. п.). Язык – это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недос­тупных нашим чувствам или ощу­щениям. Язык коллек­тивен, безличностен, принадлежит его но­сителям, стабилен, медленно подвергается изменениям.

Видами речи являются:

1) по форме выражения мысли: внешняя (устная – монологическая и диалогическая; письменная) и внутренняя. Устная речь – продуктивный типречевой деятельности, при кото­рой информация передается с помо­щью зву­ков речи. Это – живая речь, которая не только про­износится, зву­чит, но, глав­ное, создается в считанные секунды, вмомент говорения. В условиях устной речи, как правило, присутствует непосредственный адре­сат речи, что дает возможность говорящему учитывать непос­редственную реакцию слуша­те­лей. Для устной разговорной речи характерны меньшая лексиче­ская точ­ность, свобода словоупотребления, использование коротких словосочетаний и пред­ложений, наличие речевых ошибок, запол­нителей пауз и др.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мо­тив и замысел полностью определяются пишущим. Она наиболее раз­вернута, рассчитана на более длительный срок, это наиболее произволь­ный вид речи, т. к. он тщательно продумывается, уточняется в ходе сочи­нения, внима­тельно редактируется. Идеальная письменная речь – это мак­симум по­нятно­сти при минимуме слов.

Внутренняя речь – это речь без звука, скрытое мышление в словес­ной форме, мышление про себя и для себя. Она ситуативна, сжата, преди­кативна.

2) по характеру взаимодействия участников общения устная речь может быть диалогиче­ской, монологической, полилогической. Диалог со­стоит из взаимосвязанных реплик собесед­ников, происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попере­менно выпол­няет роль гово­рящего/слушающего. Диалогическая речь ситуативна, не­произ­вольна, реак­тивна (слова оказываются реакцией на высказывания других), мало органи­зована, во многом непредсказуема. Полилог – форма речи, которая характе­ризуется сменой высказыва­ний нескольких гово­рящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму груп­пового общения (бе­седа, собрание, дискуссия и др.), в которой участники ви­дят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с по­мощью взгляда, жеста, кивка головой. Монолог – речь, обращенная к самому себе или дру­гим, не рассчитанная на не­посредственную речевую реакцию другого лица (или лиц). Монологическая речь всегда раз­вернута, произ­вольна, заранее обдумана, спланирована в голове и на бумаге, социально вос­тре­бована, от начала до конца запрограммирована во всех важных моментах (цель речи, основные понятия, раскрывающие тему, скрытые за ними явле­ния, собы­тия, факты, конечный результат, который желательно получить в конце выступления).

3) разновидности монологической речи по обобщенному значению (функционально-смы­словые типы речи): повествование (сообщение о дей­ствиях предмета, состояниях, про­цессах, событиях, развивающихся в опреде­ленной последовательности, передаваемое с помощью мно­гообраз­ной сис­темы лексических и грамматических средств); описание (сообще­ние об од­но­временных признаках предмета с перечислением однородных компонен­тов, встречающееся в текстах различных стилей – научное, ху­дожественное, деловое описание); рассуждение (объ­яснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей, с обобщен­ным при­чинно-следст­венным значением, опирающимся на умозаключе­ние); оценка (передача субъективного плана речи, выражение отношения к чему-либо, мнения о чем-либо; выражение отношения к кому-либо – рече­вой этикет).

4) разновидности речи по функциональному назначению: разговорный, научный, научно-популярный, официально-деловой, публицистический, ху­дожественный стили речи [7].

Речь, являясь сложной многоуровневой психической деятельностью, включает операции восприятия и порождения речевого высказывания. По направленности осуществляемого чело­веком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные (слушание, чтение), и продуктивные (говорение, письмо). По­средством рецептивных видов человек осуществляет прием и после­дующую переработку ре­чевого сообщения. Посредством продуктивных типов рече­вой деятельности человек осуще­ствляет сообщения. При гово­рении и слуша­нии человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками.

Единицей деятельности говорения является речевое действие, в реа­ли­зации которого вы­деляются следующие этапы: подготовка высказыва­ния; структурирование высказывания во внутреннем плане; переход к внешней речи. Продуктом говорения является речевое высказы­вание (текст), речевое сообщение, результатом является ответное действие уча­стника речевого об­щения (например, ученики слушают (или не слушают) учителя; одобрение или неодобрение учителем высказываний учеников и т. д.). Говорящий дол­жен ориентироваться на интеллекту­альный уровень слушателя, знание куль­туры и средства выражения.

Одним из необходимых условий речевого общения является обратная связь (процесс не­прерывного получения человеком информации о резуль­та­тах его собственных речевых и нере­чевых действий и о том, как на него дей­ствует собеседник), которая наиболее полно осуществля­ется в диа­логе.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следую­щие стадии: 1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи; 2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм; 3) понимание общего плана высказывания; 4) понимание замыслов и мотивов высказывания; 5) оценка полученной информации (содержания высказыва­ния, его идеи, позиции гово­рящего и т. п.); 6) понимание выбора формы и языковых средств. Понимание (как составная часть процесса восприятия) вклю­чает два уровня: языковой и содержательный. Первый без вто­рого воз­можен, вто­рой без первого – нет. Эффективное восприятие возможно при ак­тивном жела­нии вос­принимаю­щего понять речь автора высказывания [17].

Вербальная коммуникация предполагает понимание контекста обще­ния, наличие комму­никативно-познавательных умений и перцептивной го­товно­сти, определенных навыков и нрав­ственных установок к адекватному вос­произведению и преобразованию смысловой информа­ции и др. Осо­бенности речевого общения играют важную роль в процессе социоком­муника­тивной совместимости, в устранении коммуникативных барьеров между субъек­тами общения. Успешность социокоммуникативной совмес­тимости зависит от реализации знаний, мотивов, установок, ценностных ориентаций, потреб­ностей, интересов; степени владения коммуника­тив­ными умениями и навы­ками субъектов социальной коммуникации; усло­вий, в которых раз­вивается реальный социальный диалог (В.И. Немчина).

Речевые действия и связанные с ними коммуникативные умения вы­де­ляются в соответствии с двумя речевыми процессами: а) созданием (по­рож­дением) выска­зывания, устного или пись­менного, т. е. с процессами говоре­ния или письма; б) восприятием речи, т. е. со слушанием и чтением.

Примерным перечнем умений, обеспечивающих создание вы­сказы­ва­ний, по М.С. Соло­вейчик, являются:

1. Умение ориентироваться в ситуации и содержании обще­ния, т. е. осознавать общее коммуникативное намерение или мотив общения (спро­сить, сказать, побудить); задачу речи (го­ворю или пишу, чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздейство­вать на образ мыс­ли, чувства, поведение собеседника); особенности адре­сата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему че­ло­веку, рав­ному по возрасту, положению или нет, находящему­ся рядом или нет, к од­ному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу доне­сти).

2. Умение планировать высказывание, т. е. намечать ход раз­вития ос­нов­ной мысли, мик­ротемы, их последовательность; ве­дущий тип речи (по­вест­вование, описание, рассуждение), жанр; общие требования к отбору содер­жания и языковых средств с учетом задачи речи и адре­сата, замысла, типо­вого значения и жанра.

3. Умение создавать высказывание, устное или письменное, т. е. раз­ви­вать тему и основ­ную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом си­туации общения, замысла, типа речи, жанра; распределяя по микроте­мам, ор­ганизуя в рамках каждой из них; выбирая языковые средства; фор­мулируя каждую мысль; конструируя предложения с учетом замысла и ло­гики разви­тия, стиля, типа речи, жанра, требований куль­туры речи.

4. Умение осуществлять контроль за речью, то есть оценивать соот­ветст­вие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиям куль­туры речи и речевому поведению; воспринимать или предполагать реак­цию партнера (степень понимания, отношение и т. д.); совершенствовать высказывание по ходу его создания или после (цит. по: [37, с.33-34]).

В обобщенном виде процесс говорения обеспечивают такие речевые умения и навыки, как: навыки звукового оформления выска­зывания, соот­вет­ствующие нормам реализации речи; умение отбирать для высказывания слова в соответст­вии с общепринятыми значениями; умение строить грам­ма­тически правильные высказывания; умение применять разные виды вы­ска­зыва­ний в соответствии с коммуникативным намерением, усло­виями и це­лями сообщения.

Слушание ( аудирование) представляет собой рецептивный вид рече­вой деятельности, связанный со слуховым восприятием звуча­щей речи. Этот процесс складывается из двух основ­ных этапов: 1) первичный анализ звуко­вого сигнала и его «механичес­кая» обработка, в про­цессе которой осуществ­ляется перекодирование звукового сигнала в «мыслительные об­разы». Здесь важную роль играет слуховая способность человека, 2) смы­словая интерпре­тация, когда происходит лингвистический анализ посту­пившего сообщения и расшиф­ровка его смысла, то есть понимание. Для обозначения указанных действий в русском языке, как и в других язы­ках, существует два глаго­ла – слушать, то есть правильно воспринимать инфор­мацию и понимать услы­шанное, и слышать, то есть обладать слухо­вой способностью.

Психология общения различает несколько видов слу­шания.

1. Нерефлексив­ное (пассивное) слушание предполагаетуме­ние слу­шать внимательно, почти не давая собственных, особенно оценочных, ре­че­вых реакций. Целью пассивного слуша­ния является вывод партнера по об­щению из состояния аффекта, его эмоциональная разрядка.

Внимательное молчание – это слушание с активным ис­пользованием не­вербальных средств: кивков, мимических реакций, контакта глаз и дру­гих проявлений поддерж­ки и жела­ния слушать дальше.

2. Эмпатическое слушание – это наиболее интимный вид слушания, используемый пре­жде всего при решении лич­ностных проблем. Умение вести беседу сводится к сопереживанию мыслям и чув­ствам говорящего, вы­ражению сочувствия, искрен­него интереса к его проблемам.

3. Рефлексивное (активное) слушание – это объективная обратная связь с говорящим, используемая в ситуациях, ко­гда говорящий нуждается не столько в эмоциональной под­держке, сколько в помощи при решении опре­деленных про­блем. Целью активного слушания явля­ется адекватная обратная связь, уверенность в том, что передаваемая собеседником ин­формация вами правильно понята. Обратная связь осуществляется слу­шающим в речевой форме с помо­щью вопросов по те­ме разговора, пере­фразирования слов собе­седника, резюми­рования.

Умение слушать является одним из критериев комму­никабельности че­ловека. В ходе спе­циальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5% – на говорение, 10% - на письмо. Эффективность процесса слушания зависит от о бъективных фак­торов (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микро­климат в помещении) и с убъективных факторов (пол слушателя, тип нерв­ной системы, темперамент человека, интеллектуальные способности и др.).

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех ос­новных ментальных спо­собностей: слуховой способности; внимательно­сти; способности к пониманию; способно­сти к запоминанию. Потому раз­витие навыков слушания должно основываться на развитии пе­речис­лен­ных спо­собностей [17].

К умениям, обеспечивающим восприя­тие высказываний, М.С. Со­ло­вейчик, отно­сит:

1. Умение ориентироваться в ситуации и содержании об­щения:

а) осознавать свое коммуникативное намерение (есть ли же­лание всту­пать в активное об­щение или нет);

б) по отдельным признакам (заглавию, началу, внешним при­метам) предполагать предмет речи, общий характер речевого произведения.

2. Умение планировать дальнейшие речевые действия: уточ­нять задачу восприятия (пре­дельно полно «вычерпать» инфор­мацию или взять ее час­тично; подготовиться к возражению или творческому развитию мысли; под­держать собеседника или про­думать способ воздействия на него и др.).

3. Умение проникать в смысл высказывания:

а) умение понимать значение слов, форм слов, конструк­ций, интона­ции, мимики, жестов;

б) умение реагировать на эти сигналы текста и собеседника;

в) умение анализироват ь состав микротем и формулировать общую тему высказывания;

г) умение определять логику развития мысли автора речи и его основ­ную мысль, прямо сформулированную в тексте, рас­крывать мысль, не сформули­рованную прямо в тексте (под­текст);

д) умение чувствоват ь общую тональность высказывания, от­ношение го­ворящего к пред­мету речи.

4. Умение осуществлять самоконтроль за восприятием речи: осозна­вать степень понима­ния высказывания; оценивать соот­ветствие внутрен­ней уста­новке и задаче восприятия; пользо­ваться приемами совершенство­вания по­нимания текста (цит. по: [37, с. 32-33]).

Самоконтроль, внимание к своей речи – важнейшее усло­вие взаимо­по­нимания между го­ворящим и слушающим: здесь важны повторы, пере­фрази­ровка сказанного, паузы, замедление темпа речи, повышение голоса и т. д., адекватное использование невербальных средств обще­ния. Обяза­тельными условиями успешного общения являются: заинтересованность собесед­ни­ков в общении; настроенность на мир адресата; умение проник­нуть в комму­никативный за­мысел говорящего; знание говорящим норм этикетного ре­че­вого общения; способность собе­седников выполнить тре­бования ситуатив­ного речевого поведения; умение прогнозировать на­правленность диалога или полилога и др.

Поэтому центральным понятием коммуникативного взаимодействия, успешности рече­вого общения является понятие коммуникативной ком­пе­тенции, позволяющей соотнести уместность речи с замыслом говоря­щего, выразить собственное осмысление и индивидуальное представление инфор­мации. Коммуникативная компетенция предполагает знание социо­куль­тур­ных норм и стереотипов речевого общения. Так, владеющий этими нормами, знает приемы диалогизации речи (умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выра­зить свою оценку того или иного факта или со­бытия, что обычно вызывает отклик, ответное сопере­живание), умеет про­гнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства инти­мизации общения [53].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.017 с.)