Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативная компетентность как компонентСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
коммуникативной культуры личности
Закономерности становления основ коммуникативной культуры личности изучались авторами с различных позиций. Многие социально-психологические исследования были посвящены комплексному изучению характеристик личности как субъекта общения, обеспечивающих успешность ее социализации; изучению проблем диагностики и развития коммуникативной компетентности (Г.М. Андреева, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, и др.). В социально-психологических науках термин «коммуникативная культура» употребляется как синонимичный термину «культура общения». Коммуникативная ориентация в лингвистических исследованиях нацелена на изучение компонентов культуры речи, речевого этикета, способствующих обеспечению взаимопонимания между людьми; утверждение коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения языку (Ю.Д. Апресян, Б.Г. Головин, И.А. Зимняя, О.М. Казарцева, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, А.К. Михальская, Е.И. Пассов, Л.В. Щерба, Р. Якобсон и др.). С точки зрения лингвистических исследований, коммуникативная культура личности трактуется как совокупность знаний о языке и практическое владение ими, как культура владения устной и письменной речью. Исследования, выполненные в рамках культурологического подхода, представляют культуру как результат исторического развития общества, главную цель и основание образования, обращенного к человеку, ориентированного на культуру и личностные смыслы. Такому образованию соответствует гуманистический тип педагогической культуры, основу которой составляет коммуникативная культура. При этом коммуникативная культура рассматривается как основа профессиональной деятельности педагога, показатель общей (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.Е. Мажар, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.) и социальной культуры (В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.). В рамках данного подхода культура рассматривается как гармония культуры знаний и мышления, культуры творческого действия, культуры чувств, общения, поведения. Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Е.В. Руденский рассматривает коммуникативную культуру как характеристику возможностей человека, которые определяют качество его общения. Коммуникативная культура личности как система ее качеств, включает: 1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); 2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция); 3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; 4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.); 5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению; 6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр. Основу формирования коммуникативной культуры личности составляет опыт человеческого общения. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения – умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т. е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве проявляются навыки эмоционально-психологической саморегуляции, перцептивные и экспрессивные навыки личности. Коммуникативная культура личности является одной из характеристик ее коммуникативного потенциала, выступающего в единстве трех его составляющих: 1)коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения; 2) коммуникативные способности – это умение владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; 3) коммуникативная компетентность – это знание норм и правил общения, владение его технологией и т. д. [97]. В лингвистических исследованиях коммуникативная культура рассматривается как культура речевого поведения, обусловленная целесообразным выбором и организацией языковых средств, определяемых культурой и ситуацией. Согласно такой трактовке, коммуникативная культура включает в себя: Ø владение коммуникативными качествами речи: правильностью, точностью, логичностью, чистотой, выразительностью, разнообразием, уместностью (Б.Н. Головин); Ø следование речевому этикету, обеспечивающему культуру общения в типичных коммуникативных ситуациях: обращение к собеседнику, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, приглашение, просьба и др. (А.А. Акишина, Н.И. Формановская); Ø культура диалога, характеристикой которого является эмпатийное слушание и др. В современных исследованиях лингвистов используется термин «компетенция» (Н. Хомски). Выделяют следующие типы компетенций: коммуникативная, лингвистическая, языковая, речевая и др. Речевая компетенция – использование языковых средств, знание закономерностей их функционирования для построения высказываний различной сложности. Коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая связана с определенной организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, социальными нормами речевого поведения. В структуре коммуникативной компетенции как приобретенного в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особого качества речевой личности выделяют несколько составляющих, в числе которых языковая, предметная, лингвистическая и прагматическая компетенции. Языковая компетенция включает знание единиц языка и правилих соединения, связи. Она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил. Лингвистическая компетенция, в отличие от языковой, имеет характер знаний, относящихся к лингвистике как науке. Язык отражает в словах предметы окружающего мира и отношения между ними и формирует в сознании говорящего картину мира. На основе активного владения общей лексикой складывается предметная компетенция как компонент коммуникативной компетенции. Прагматическая компетенция – это возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями. Она предполагает отбор языкового материала; выбор типа речи, учет функционально-стилевых разновидностей; умение пользоваться вариативными формами; реализацию любого высказывания с учетом условий, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статуса адресата, объекта обсуждения и т. д. [35]. Важной составляющей более емкого понятия коммуникативная культура является понятие коммуникативная компетентность. В психологии под компетентностью подразумеваются характеристики поведения, доминирующая форма активности личности, сформированность соответствующих навыков и умений, результат научения. В социально-психологических исследованиях, посвященных изучению феномена культуры общения как системы социальных контактов между людьми, рассматриваются проблемы диагностики и развития компетентности в общении, изучаются характеристики личности как субъекта общения, обеспечивающие успешность ее социализации, оптимизацию совместной деятельности (Г.М. Андреева, С.Л. Братченко, А.А. Брудный, А.И. Донцов, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Руденский, Я. Яноушек и др.). Ученые по-разному трактуют структуру, компоненты и уровни развития коммуникативной компетентности, определяют основные принципы ее исследования и способы развития. Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, т. е. это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения. Ю.Н. Емельянов (1985, 1990) полагает, что коммуникативная компетентность совпадает по своей сути с человеческим качеством, обозначаемым словом «воспитанность», и обозначает уровень сформированности межличностного опыта, обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. При этом он выделяет такие уровни, характеризующие степень коммуникативной компетентности личности, как: соционормативный, сигнификационный (владение системой символов и нормативных предписаний), акциональный (владение кодом ситуативного общения). Важную роль в формировании коммуникативной компетентности играет социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в группе. Таким образом, коммуникативная компетентность включает «ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения», а также «осознание: а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы; б) своих перцептивных умений; в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур; д) своих чувств и психологических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды и т. д.» [27, с. 13]. В понятие коммуникативной компетентности входит не только владение речевыми средствами общения, элементарные коммуникативные умения (вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника и др.), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения, владения умениями строить конструктивное общение, поддерживать необходимые контакты с другими людьми, адекватно вести себя в различных ситуациях общения и т. д. Поэтому коммуникативную компетентность правомочно рассматривать как необходимый уровень социальной компетентности личности, включающий следующие умения: принимать решения и делать выбор, брать на себя ответственность за свой выбор и поступки, понимать самого себя и других, быть субъектом общественной жизни и деятельности, проявлять гражданскую активность и др. (С.Л. Братченко, 1999). Коммуникативная компетентность имеет сложную структуру, складываясь из определеннойсистемы научных знаний и практических умений. Выделяют следующие составляющие компетентности в общении: – ориентирующую, в которую входит система общепринятых правил регуляции совместных действий: социальный этикет, ритуалы, правила самоподачи. – исполнительную, включающую использование коммуникативных техник: владение техникой речи, навыками слушания, владение невербальными техниками (выбор индивидом жестов, мимики, пространства и т. д.). Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении. Коммуникативные способности формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения и проявляются во владении средствами коммуникации; в использовании таких средств в деятельности, в построении процесса общения; в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации. Особо нужно выделить в структуре коммуникативной компетентности навыки самонастройки, саморегуляции в общении. Они предполагают следующие умения: предупреждать конфликтные ситуации, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально наслаиваться на ситуацию, распределять свои усилия в общении и др. Таким образом, в социально-психологическом аспекте коммуникативная компетентность рассматривается как необходимое условие социальной зрелости личности, как определенное состояние сознания группы людей, стремящихся понять друг друга. Л.А. Петровская отмечает, что «роль развитой коммуникативной компетентности – в приобщении личности к коммуникативной культуре общества», подчеркивая, что ядро, определяющее общение, составляет компетентность в субъект-субъектном общении, в решении продуктивных задач, в овладении личностным слоем общения. При таком акценте речь, несомненно, идет уже не просто о компетентности в общении, а о его культуре [88].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.007 с.) |