Психологическая компетентность руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая компетентность руководителя



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА

     
         
           
           
           
           
         
       
   
                       

 

Минск 2014

 

СОСТАВИТЕЛЬ

М.А.Пономарева, доцент кафедры психологии управления Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

И.А.Кибак, доцент кафедры педагогики и психологии Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент.

М.Н.Кустовский, декан факультета повышения квалификации Института государственной службы Академии управления при Президента республики Беларусь, кандидат исторических наук, доцент.

 

 

РЕКОМНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии управления Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь (протокол № 9 от 13.05.2014)

 

Учебно-методической комиссией факультета управления Института управленческих кадров (протокол № от)

 

Научно-методическим советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь (протокол № 6 от 24.06.2014)

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по дисциплине «Психологическая компетентность руководителя» (дисциплина по выбору) разработана для обучающихся на I ступени высшего образования по специальности 1-26 01 03 «Государственное управление и экономика».

Цель изучения дисциплины «Психологическая компетентность руководителя» состоит в обеспечении студентов системой знаний в области психологической компетентности современного руководителя и овладении приемами формирования компетентности в процессе профессиональной подготовки.

Основными задачами дисциплины являются:

– способствовать изучению студентами основных составляющих психологической компетентности руководителя;

– изучить психологические особенности руководства коллективом как группой;

– сформировать готовность к управлению собственным обучением и развитием;

– проанализировать возможности управления собственным поведением;

– овладеть навыками коммуникативной компетентности;

– активизировать процессы самоанализа, самопознания и саморазвития личности студентов;

– развивать у студентов личностные и профессиональные качества, необходимые будущим руководителям.

Дисциплина «Психологическая компетентность руководителя» базируется на полученных знаниях студентами при изучении дисциплин «Основы психологии и педагогики», «Психология управления».

В результате изучения дисциплины «Психологическая компетентность руководителя» обучаемый должен развить и закрепить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции:

АК-1 – владеть и применять базовые научно-теоретические знания в области психологии и педагогики для решения теоретических и практических задач;

АК-2 – владеть системным и сравнительным анализом;

АК-3 – владеть исследовательскими навыками;

АК-4 – уметь работать самостоятельно;

АК-5 – быть способным порождать новые идеи;

СЛК-1 – иметь высокую гражданственность и патриотизм;

СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-3 – обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК -4 – быть способным к критике и самокритике;

СЛК-5 – уметь работать в коллективе;

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-1 – организовывать работу трудовых коллективов и иных исполнителей для достижения поставленных целей;

ПК-2 – иметь навыки в подготовке управленческих решений;

ПК-3 – поддерживать трудовую и исполнительскую дисциплину.

Для приобретения профессиональных компетенций в результате изучения дисциплины «Психологическая компетентность руководителя» обучаемый должен:

знать:

– ключевые понятия и основные положения психологической компетентности;

– психологические механизмы, обеспечивающие эффективную работу в команде;

– основы мотивации и стимулирования персонала в организации.

уметь:

– характеризовать важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства;

– различать современные стили руководства;

– выделять базовые принципы психологической саморегуляции;

– анализировать факторы успешной деятельности руководителя;

– характеризовать профессионально важные личностные качества;

– анализировать проявления закономерностей групповых процессов.

приобрести навыки:

– ведения деловых переговоров;

– управления конфликтами и стрессами;

– оценки психологической компетентности.

Основными методами обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

– коммуникативные технологии (мозговой штурм, дискуссия, учебные дебаты);

– психодиагностические методы (тесты, опросники);

– игровые технологии (деловые и ролевые игры).

Основными методами воспитания являются:

– формирование сознания личности,

– стимулирование и мотивация деятельности и поведения личности,

– контроль, самоконтроль и самооценка в воспитании.

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие формы самостоятельной работы:

- подготовка рефератов по индивидуальным темам;

- поиск, анализ, структурирование и презентации информации, анализ научных публикаций по определенной теме исследования.

Программа рассчитана на80 учебных чассов, в том числе аудиторных часов 40. Примерное распределение по видам занятий: лекций – 20 часов, практических занятий – 20 часов, самостоятельная работа – 40 ч.


II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование раздела, темы Всего часов Количество аудиторных часов самостоятельная работа
лекции практические занятия семинарские занятия управляемая самостоятельная работа
  Основные подходы к понятию «психологическая компетентность руководителя»            
  Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства            
  Профессионально-личностный рост руководителя            
  Коммуникативная компетентность руководителя            
  Психологическая культура делового разговора            
  Влияние и противостояние влиянию в деловом взаимодействии            
  Психологические особенности руководства коллективом как группой            
  Психологическая сущность организационных конфликтов            
  Стресс в деятельности руководителей            
  Мотивация и стимулирование персонала в организации            
  Ведение деловых переговоров            
  Ведение делового совещания            
  Формирование управленческой команды в организации            
  Имидж руководителя            
  Итого            

Примерный перечень средств диагностики

 

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

– типовые задания (АК – 1; АК – 5, СЛК – 1; СЛК – 5; ПК – 1; ПК – 8);

– устный опрос во время занятий (АК – 1; АК – 3, АК – 5, СЛК – 1; СЛК – 5, ПК – 4, ПК – 6);

– психодиагностические методики (АК – 1; АК – 5, СЛК – 1; СЛК – 5, ПК – 1; ПК – 8);

– подготовка рефератов по отдельным темам дисциплины (АК – 1, АК – 2, СЛК – 1, ПК – 1, ПК – 3, ПК – 4, ПК – 6);

– зачет (АК – 1; АК – 5, ПК – 1; ПК – 8).

 

 


 

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине

«Психологическая компетентность руководителя»

 

1. Управление как социально-психологический феномен.

2. Основные подходы к понятию «психологическая компетентность руководителя».

3. Виды и уровни психологической компетентности руководителя.

4. Факторы и признаки социально-психологической компетентности руководителя.

5. Роли и функции руководителя.

6. Биологические и социально-экономические характеристики руководителя.

7. Особенности организационного поведения женщин.

8. Личностные качества руководителя.

9. Влияние интеллекта на эффективность руководства.

10. Факторы успешной деятельности руководителя.

11. Коммуникативные сигналы в деловом взаимодействии.

12. Сущность понятия «коммуникативная компетентность руководителя».

13. Динамика деловой беседы.

14. Виды и приемы слушания.

15. Убеждающая коммуникация.

16. Техники регуляции эмоционального напряжения в процессе делового взаимодействия.

17. Эмпатия как феномен коммуникации.

18. Понятие психологического влияния и противостояния влиянию.

19. Классификация видов влияния и их характеристика.

20. Цивилизованное психологическое влияние: аргументация, контроаргументация, самопродвижение.

21. Противостояние влиянию: внушение и заражение, харизма и обаяние, просьба, игнорирование.

22. Анализ понятия «профессионально-личностный рост руководителя».

23. Параметры личностного и профессионального роста.

24. Управление временем.

25. Современные интерпретации стилей руководства.

26. Кооперативный и тренерский стили управления.

27. Стиль руководства и механизмы власти в организации.

28. Формальные и неформальные группы в организации.

29. Феномены группового влияния.

30. Психологические особенности принятия решения в малых группах.

31. Лидерство и руководство.

32. Технологии формирования управленческих команд в организации.

33. Групповая сплоченность как показатель дееспособности команды.

34. Оценка эффективности деятельности управленческой команды.

35. Признаки, стадии и причины конфликтов.

36. Типология конфликтов.

37. Основные стратегии разрешения конфликта.

38. Стили и методы конфликтного поведения.

39. Общие принципы и правила управления конфликтами.

40. Виды, функции и методы ведения переговоров.

41. Стратегии ведения переговоров.

42. Основные этапы переговорного процесса.

43. Тактические и манипулятивные приемы в переговорном процессе.

44. Правила ведения переговоров в неблагоприятных условиях.

45. Сущность делового совещания: понятие, функции, классификация.

46. Типы «трудных» участников совещания и способы взаимодействия с ними.

47. Техники и процедуры, обеспечивающие деловую продуктивность делового совещания.

48. Специфика имиджа руководителя.

49. Психологические составляющие индивидуального имиджа.

50. «Подаваемый имидж» и «принимаемый» имидж.

51. Способы изменения и критерии убедительности имиджа.

52. Понятие, виды и признаки стресса.

53. Синдром эмоционального «выгорания» и посттравматическое стрессовое расстройство.

54. Стратегии поведения при стрессе.

55. Профилактика стресса и базовые принципы психологической саморегуляции.

56. Невербальная культура делового разговора.

57. Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников.

58. Национальные особенности невербального общения.

59. Обман в деловом общении: методы диагностики.

60. Основные подходы к мотивации персонала в организации.

61. Виды стимулирования персонала в организации.

62. Методы повышения степени удовлетворенности работой.

63. Психологическая культура делового разговора.

64. Ведение делового телефонного разговора.

65. Приемы защиты от некорректных собеседников.

66. Методы и методики диагностики психологической компетентности руководителя.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.054 с.)