Субъектов психологической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъектов психологической работы



 

 

Интегральный критерий
Соответствие функционирования психики людей (рабочего персонала) основным психологическим критериям нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач профессиональной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие

 

 

Частные критерии и показатели
Соответствие процессуальной стороны и результатов деятельности субъектов психологической работы нормативным требованиям к данному виду деятельности

 

Рис. 11. Система оценки эффективности психологической работы

в организации (учреждении)

 

 

Интегральным показателем, характеризующим эффективность коллективного труда различных субъектов психологической работы в организации, является соответствие функционирования психики людей (рабочего персонала) основным психологическим критериям нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач профессиональной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие. Общая система оценки психологической работы, характеризующая различные уровни эффективности ее проведения, представлена на рис. 11.

На рисунке видно, что условиями, обеспечивающими достижение необходимого уровня эффективности проводимой работы, помимо профессиональной компетентности самих практических психологов является всестороннее обеспечение данной работы, включая вопросы кадрового, материально-технического, научно-методического и организационно-правового характера.

Таким образом, диагностика профессиональной компетентности психологов является важнейшим элементом общей системы профессионального сопровождения кадров и оценки эффективности психологической работы в организации (учреждении). Объективность и всесторонность такой оценки предполагают применение комплекса разнообразных методов и приемов. Важным условием при этом выступает привлечение к оценке квалифицированных специалистов-экспертов, способных оценить не только формальные (результативные) характеристики труда субъектов психологической работы, но и степень их профессиональной компетентности в выполнении тех или иных видов деятельности.

 

3.3. Отечественный и зарубежный опыт

подготовки психологов

 

Вхождение человека в профессиональную деятельность в роли специалиста предполагает прохождение им определенных этапов профессионального образования. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа. Профессиональное образование рассматривается как система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств.

Для реализации целей образования в стране функционирует система образования, представляющая собой совокупность:

* системы образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

* сети реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов с различными организационно-правовыми формами;

* системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Так, в США высшее психологическое образование включает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени и рас­сматривается как одна из трех ступеней высшей школы, дающая определенные пра­ва при продолжении обучения и при устройстве на работу.

Первая ступень представлена двухгодичными колледжами, осу­ществляющими подготовку кадров среднего звена (как правило, вспомогательный или технический персонал, принимающий участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста). Выпускникам двухгодичного колледжа присуждается степень младшего специалиста.

К высшим учебным заведениям второй ступени относятся четырехгодичные коллед­жи, самостоятельные или входящие в состав университета. Выпускникам четырехгодичного колледжа присуждается степень бакалавра.

Высшими учебными заведениями третьей ступени, ориентированными на подготовку специалистов высокого класса и дающими право на получение степени магистра и доктора наук, являются в основном университеты. В рамках одного университета, как правило, функционируют и исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, и профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков.

Современное многообразие научных дисциплин, изучаемых студентами психологических факультетов, иллюстрирует классификация психологических отраслей, принятая орга­низаторами XXVI Международного психо­логического конгресса, состоявшегося 16-21 августа 1996 г. в Монреале (Канада). В список входят следующие отрасли: I. История и теория. 2. Методы иссле­дования и статистика. 3. Поведение жи­вотных. 4. Сенсорные и моторные процессы. 5. Внимание и восприятие. 6. Нейронауки. 7.Нейропсихология. 8. Эмоции и мотивация. 9. Обусловли­вание и научение. 10. Память и познание. 11. Язык, речь и общение. 12.Когнитив­ная наука и интеллектуальные системы. 13. Человеческий фактор и эргономика. 14. Стадии развития. 15. Процессы развития. 16. Психология образования. 17. Личностные процессы и надиндиви-дуальные различия. 18. Социальная психология. 19. Социальные проблемы. 20. Половые различия. 21. Психология и право. 22. Кросскультурная психология. 23. Политическая психология. 24.Кли­ническая и консультационная психология. 25. Психология здоровья. 26. Индустри­альная и организационная психология. 27.Психология среды. 28. Психология как научная дисциплина.

Внутри каждой категории существует группа от трех до десяти более мелких отраслей (но не менее важных). Например, катего­рия 28.0 включает: преподавание психоло­гии, этику психологии, организационные проблемы, отношение психологии к дру­гим наукам, развитие психологии в разных странах.

Перечень учебных дисциплин, подлежащих в определенном вузе, достаточно широк и отражает специфику будущего профессионального предназначения выпускника. Кроме того, необходимо учитывать и то, что психология — молодая наука, которая находится в постоянном развитии. Про­цессы дифференциации и интеграции пси­хологического знания, запросы практики приводят к возник­новению новых отраслей и теоретических направлений.

Для сравнения приведем программы подготовки психологов в зарубежных уни­верситетах. В Принстонском университете (срок обучения бакалавра — 4 года) студент должен освоить 30 дисциплин, на каждую отводится один семестр: на 1-3-м курсах - по 4 дисциплины, на 4-м курсе — по 3 дисциплины за семестр. Подготовка докторов философии (срок обучения до­полнительно к бакалавриату - 4-5 лет) предусматривает изучение в течение первых двух лет 3-4 дисциплин и сдачу экзаме­на, а в последующие годы — написание диссертаций.

Программа подготовки психологов в Высшей технической школе Дармштадта (ФРГ) включает базовый этап (1—4-й се­местры) и этап специальной подготовки. На первом этапе студент получает основ­ные знания по психологии и проходит практикумы по основам психологии ста­тистики, участвует в экспериментальном и эмпирическом практикумах и двух профессиональных семинарах. Он должен научиться читать специальную литературу на английском языке, уметь коллективно решать научные задачи. На втором этапе подготовки (5—9-й семестры) студент изучает две дисципли­ны (“диагностика и оценка” и “методы исследования”), три дисциплины приклад­ных и одну непсихологическую дисциплину по выбору. Кроме того, студенты углубленно изучают по выбору “когнитивную психо­логию” или “психологию коммуникаций” и проходят три шестинедельные практики или выполняют профессиональ­ную работу в течение шести недель.

Рассмотрим структуру и направления подготовки еще двух факультетов. Психо­логический факультет Стокгольмского университета — одного из старейших и авторитетнейших в Европе — состоит из 6 учебно-научных подразделений: 1) биологическая психология, 2) когнитивная психология, 3) клиничес­кая психология, 4) трудовая и организаци­онная психология, 5) восприятие и психо­физика, 6) личность, социальная психоло­гия и психология развития.

Университет Бен-Гурнон (Бер-Шева) — третий по величине в Израиле. В его струк­туру входит департамент поведенческих наук, т. е. в первую очередь психология и отчасти социология. Он взаимодействует с департаментами индустриальной инжене­рии и менеджмента. Студенты обучаются по следующим специальностям: клиническая психология, организационная психология, психология развития, когнитивная психо­логия и нейропсихология, антропология, социология, индустриальная психология.

В нашей стране психологов готовят на психо­логических и психолого-педагогических факультетах классических и педагогичес­ких университетов. Специальность 521000 “Психология” включена в классификатор направлений и специальностей высшего профессиональ­ного образования. По неполным данным, к концу 90-х годов двадцатого столетия в государственных и него­сударственных вузах Российской Федера­ции было создано около 120 психологичес­ких факультетов и отделений. До 1991 года в России существовали лишь факультеты пси­хологии Московского, Ленинградского и Ярославского университетов, отделения психологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педаго­гики и психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

Социально-экономические реформы начала 1990-х годов привели к легализации рынка частных психологических услуг и формированию спроса на практических психологов в раз­личных сферах: политике, рекламе, производстве и пр. Рынок платных образователь­ных услуг также потребовал привлечения специалистов по вопросам психологии об­разования. Введены должности психолога в медицинских учреждениях. Вместе с тем сократился спрос на психофизиологов, специалистов по инженерной психологии и психологии труда в связи со свертыва­нием отечественного производства и кри­зисом, охватившим военно-промышлен­ный комплекс и всю сферу наукоемких технологий.[16]

Если до 90-х гг. ХХ века подготовка психологов имела академическую направленность и студенты ориентировались на преподава­тельскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специа­лизация приобрела конкретно-прикладную направленность.

Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Госу­дарственным образовательным стандартом высшего профессионального образования помимо углубленного изучения общих курсов предполагает также прохождение следующих обязательных специальных дисциплин: общей психологии; общего психологического практикума; истории психологии; социальной психологии; клинической психологии; психофизиологии; педагогической психологии; возрастной психологии и психологии развития; психологии труда; психодиагностики; зоопсихологии и сравнительной пси­хологии; экспериментальной психологии; психогенетики; анатомии центральной нервной сис­темы; физиологии центральной нервной системы; физиологии высшей нервной дея­тельности и сенсорных систем; антропологии; математических методов в психологии. Кроме того, программой подготовки предусматриваются спецкурсы по выбору студентов и факультативные психологи­ческие курсы.

Подготовка магистров (2 года) предпо­лагает специализацию в одном из основ­ных направлений психологической науки.

Во многих крупнейших вузах и психо­логических НИИ существует аспирантура и докторантура. Защита кандидатских и докторских диссертаций проводится по следующим специальностям:

19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии;

19.00.02 — психофизиология;

19.00.03 — психология труда, инже­нерная психология, эргономика;

19.00.04 — медицинская психология;

19.00.05 — социальная психология;

19.00.06 — юридическая психология;

19.00.07 — педагогическая психология;

19.00.10 — коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умствен­но отсталых детей);

19.00.13 — психология развития, акмеология.

Наибольшее число кандидатских и док­торских диссертаций традиционно защищается по педагогической и общей психологии, на­именьшее — по дифференциальной пси­хологии, психодиагностике, юридической психологии, психофизиологии. Всего за всю историю в России защищено около 600 докторских диссертаций по психологии.

Крупнейшими по численности обучаемых психологическими фа­культетами в России являются факультеты Московского государственного университета им. М.В. Ло­моносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Военного университета (г. Москва), Ярославского государственного университета им. Н.П. Демидова.

На фа­культете психологии МГУ подготовка пси­хологов осуществляется на кафедрах общей психологии; психофизиологии; нейро- и патопсихологии; возрастной пси­хологии; педагогики и педагогической психологии; педагогики; психологии и методики преподавания в высшей школе; социальной психологии. При факультете действуют курсы переподготовки лиц с высшим образованием на психологические специальности. Обучение ведется на ве­чернем и дневном отделениях.

В Военном университете численность обучаемых по специальности «психология» составляет несколько сот человек. На базовой кафедре факультета – кафедре психологии - создано 8 предметно-методических комиссий, в которых трудятся около 50 докторов и кандидатов наук. Кроме того, при Военном университете ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку офицеры, назначенные на должности психологов воинских частей и соединений ВС РФ и других силовых ведомств.

Факультет психологии СПбГУ, основан­ный так же, как и аналогичный факультет МГУ, в 1966 году, имеет 9 кафедр и 11 специ­ализаций: общая психология и психология личности; психология развития и диффе­ренциальная психология; эксперименталь­ная и прикладная психология; психологи­ческое обеспечение профессиональной деятельности и менеджмента; медицин­ская психология; социальная психология; юридическая психология; психология со­циальной работы; спортивная психология; политическая психология; специальная психология (психология детей с проблемами развития). Существуют дневное и вечернее отделения, ведется переподготовка лиц с высшим образованием.

Сегодня в стране образовано множество учебных заведений, открыты факультеты психологического и психолого-педагоги­ческого профиля. В частности, в Москве ведется подготовка психологов на факуль­тетах психологии Московского городского педагогического университета, Москов­ского городского психолого-педагогичес­кого института, Московского педагоги­ческого государственного университета, Московского государственного социального университета, Института молодежи, Современного гуманитарного университета и т.д.

В 1995 году на базе Российской академии наук открыт Республиканский центр гума­нитарного образования (университет) Министерства образования России. В его структуру входит Институт психологического обра­зования (ИПО), в котором ведется подго­товка магистров психологии, аспирантов, а также повышают квалификацию препо­даватели вузов. В отличие от практичес­кой ориентации других факультетов обу­чение в ИПО направлено на подготовку научных работников и преподавателей высшей школы.

 

3.4. Содержание и специфика профессионального

обучения психологов в Военном университете

 

Период освоения профессии психолога в Военном университете - это важный этап общего процесса профессионализации личности молодого человека. Именно в ходе обучения в ввузе у будущего специалиста формируются основные представления о содержании и особенностях избранной профессии, происходит становление первичных профессиональных навыков и умений, развитие профессиональной направленности личности.

Приобретаемые в ходе подготовки в университете специальность и квалификация в значительной мере определяют потенциальные границы включения психолога в те или иные сферы и виды деятельности. Высшее образование в области психологии предполагает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени, дающей определенные пра­ва при продолжении обучения и при устройстве на работу.

Системообразущим фактором, определяющим в конечном итоге содержание, организационные формы и методику обучения, являются цели образования. К числу наиболее общих целей современного профессионального образования необходимо отнести:

- обеспечение всесторонней социализации и эффективной адаптации обучаемых к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям;

- формирование и развитие профессионально значимых знаний, умений, качеств;

- культивирование ценностей личностного роста, развитие рефлексивно-гуманистического менталитета будущего специалиста и др.

Основным нормативным документом, определяющим целевые ориентиры подготовки специалистов, является Государственный образовательный стандарт (ГОС). Стандарт - это интегрированная междисциплинарная категория, призванная закрепить представления о целевой модели такого сложного многопрофильного, многоуровневого объекта, как образовательная система. Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, который:

- учитывает состояние социокультурной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон;

- ориентируется на оптимальный конечный результат образования;

- предусматривает преемственность стандартов по ступеням образования;

- учитывает национально-региональные особенности в развитии образования и личностей учащихся;

- соответствует интересам государства, отдельно взятого региона и типа учебного заведения, требованиям воспитания и развития личности обучаемого;

- нормализует учебную нагрузку обучаемых, приводит ее в соответствие с требованиями разноуровневой подготовки в различных типах учебных заведений с учетом преемственности в обучении.

Установленные стандарты принимаются за эталон при оценке качества образования и подготовки специалиста. Цели профессионального обучения определяются исходя из представлений о будущей профессиональной и общественной деятельности специалиста. Такая деятельностная модель должна быть прогностической, учитывать перспективы и тенденции развития научно-технического прогресса в профессиональной сфере деятельности. В современных экономических условиях в качестве значимого критерия эффективности функционирования образовательной системы предлагается рассматривать “конкурентоспособность” специалиста как его готовность к успешной деятельности на рынке труда.

Направленность процесса профессиональной подготовки на всестороннее, творческое саморазвитие личности психолога реализуется в таких функциях обучения, как образовательная, воспитательная, развивающая и психологической подготовки. При этом образовательная функция связана с расширением объема знаний, умений, навыков; развивающая – со структурным усложнением психики обучаемых, выражающемся в развитии его профессиональных способностей; воспитательная – с формированием и изменением социально значимых отношений человека; функция психологической подготовки – с формированием психологической готовности обучаемых к реализации будущей деятельности.

Проблема адекватного определения целей актуальна для современного образования и зависит от множества факторов. К таким факторам относятся представления общества о социальных функциях представителей той или иной профессии, содержании и особенностях будущей профессиональной и общественной деятельности выпускника, об общих тенденциях развития общества и образования и пр. Для реализации целей образования в рамках учебного заведения должны быть сформированы соответствующие специфике подготовки конкретного специалиста содержание и технология.

В самом общем виде содержание профессионального образования – это весь тот научный и культурный потенциал общества, который в определенных объемах и формах включается в контекст образовательного процесса учебного заведения. Элементы научно-культурного потенциала должны быть адекватны задачам всестороннего развития обучаемых как будущих субъектов профессиональной деятельности. Основными элементами содержания профессионального образования психолога являются:

а) научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира, способные послужить основой для их привлечения в профессиональной деятельности и жизнедеятельности будущего специалиста;

б) нормативные представления об основных видах и способах профессиональной деятельности выпускника, о профессионализме психолога и динамике его развития;

в) ценностные отношения к объекту изучения и профессиональной деятельности.

г) способы профессионального и научного мышления.

Коротко остановимся на каждом из выделенных компонентов содержания обучения.

Научные знания по психологии, выражая сущность психических явлений, находят отражение в таких компонентах, как теории, концепции, научные факты и выводы, гипотезы, принципы, закономерности, научные понятия и проблемы и т.п. В них отражены попытки объективного и целостного объяснения закономерностей проявления, развития и взаимосвязей различных психических явлений. Отличительной чертой научного знания в условиях учебного заведения является его целесообразное структурирование и адаптация с учетом логики образовательного процесса, а также закономерностей познавательной деятельности учащихся и необходимости использования в будущей профессиональной деятельности. Такое знание в большей степени ориентировано на формирование и развитие деятельностных способностей будущего специалиста с учетом временных и технологических параметров учебного процесса.

Представление о видах и способах профессиональной деятельности психолога (как элементах содержания образования, подлежащих усвоению) призвано воссоздать нормативно заданные технологические параметры функционирования и взаимодействия военного психолога с другими специалистами и должностными лицами. Основными формами здесь является репрезентация типичных ситуаций его профессиональной деятельности, нормативных моделей поведения и способов решения профессиональных задач, а также основных этапов, закономерностей и технологий развития профессионализма самого психолога.

К важным элементам содержания образования относятся ценностные отношения будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности. Речь идет о формировании ценностных приоритетов, мировоззренческих установок личности психолога, направляющих его деятельность и регулирующих его отношения с другими специалистами и клиентами.

Отличительной тенденцией современного образования, связанной с попыткой преодолеть противоречие между ценностями будущей профессиональной деятельности и ценностями человеческой самореализации, является его гуманитаризация. Дело в том, что профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности кругом задач, решаемых в процессе данного вида деятельности. В то же время в жизни каждого человека возможны ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысловым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед человеком возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения затруднительно. В этих случаях от человека требуется способность к ориентированию в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов. Именно в подобных ситуациях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как субъект деятельности. Обеспечить эту «свободу выбора» и призваны гуманитарные знания, полученные в учебном заведении.

При определении ценностей как одного из основных элементов содержания профессионального образования психолога, необходимо учитывать, что деятельность данных специалистов весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных аспектов той информации, которая имеет отношение к психической реальности военнослужащих. Самое трудное – это сформировать у будущих специалистов адекватное понимание необходимости, возможности и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека.

Развитие способности к сочетанию безоценочного отношения к личности военнослужащего, нуждающегося в психологической помощи, и реализации социального заказа на обеспечение вполне определенных параметров его психической активности в различных видах воинской деятельности является ключевой задачей при формировании личности самого психолога. В этой связи критериями эффективности личностно-профессионального развития можно считать осознание будущими специалистами гуманистического характера профессии психолога, признание самоценности человеческой личности, уважение прав человека на свободу самовыражения и др.

Профессиональный менталитет психолога находит отражение в таком понятии, как профессиональная позиция. Выражая совокупность отношений специалиста к различным сторонам профессиональной деятельности, профессиональная позиция реализуется в определенном стиле выполнения профессиональных обязанностей, отношениях и взаимодействии с другими людьми. Характеризуя «ценностное» отношение специалиста к объекту деятельности, она выражает понимание им меры возможности преобразования его исходных сущностных параметров в соответствии с полученным заказом (целью) и выявленных закономерностей саморазвития данного объекта.

Следующим элементом содержания обучения в вузе являются способы профессионального мышления - преобладающие приемы решения проблемных задач, анализа проблемных ситуаций, принятые в данной профессиональной области. При этом основным содержанием профессионального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессиональной деятельности и способах его изучения и воздействия. Необходимость развития мышления будущих психологов обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, задачи которой отличаются чрезвычайной сложностью и многофункциональностью.

В реальной деятельности развитие мышления специалиста-психолога всегда связано с выполнением профессионально значимых задач. Задача как основание для мышления возникает в том случае, если выявлено некоторое отклонение функционирования «системы» (т.е. объекта деятельности психолога) от нормы. В этом случае, сравнивая реальное положение дел с нормативными требованиями, закрепленными в так называемой «нормативной модели», психолог фиксирует наличие значимого отклонения от нее. Поиск путей, средств и способов возврата психологических параметров системы к нормативным показателям и составляет содержание любой профессионально значимой задачи практического психолога.

На важность развития профессионального мышления указывает и то обстоятельство, что, сравнивая реальное положение и нормативную модель, психолог сталкивается с необходимостью сопоставления двух «образов» одного и того же объекта, находящихся в разных качественных плоскостях своего проявления. Нормативная модель всегда представлена в виде научных понятий и терминов, а реальная деятельность и объект этой деятельности - в виде процессов и явлений, непосредственно происходящих в жизни. Соотнесение двух таких разнородных представлений возможно только с использованием специальных познавательных средств - критериев и показателей. Критерий, отражая сущностные свойства объекта, одновременно выражает и связь мышления психолога с его научными предпосылками. В итоге структура мыслительной задачи психолога может быть представлена следующим образом:

 

  Дано – научное (нормативное) описание объекта  
     
Оператор – типы мыследеятельности Найти – способы возврата системы (объекта) к "норме"  

 

Таким образом, само мышление психолога выступает в роли «оператора», позволяющего привести объект к "нормальному" функционированию, а тип мышления, направленный на поиск путей и средств возврата управляемой системы к норме, называется "критериальным" типом мышления.

Критериально ориентированное профессиональное мышление характеризуется способностью психолога определить, прежде всего, существенные параметры системы и при необходимости в соответствии с ними выбрать адекватные средства и способы возврата ее к норме. При этом основным содержанием профессионального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессиональной деятельности и способах его изучения и воздействия на него. Функциями его по отношению к объекту деятельности являются:

- диагностика реального состояния объекта по поводу его соответствия нормативным требованиям путем регистрации наиболее существенных параметров (критериев) объекта (исследовательский тип мыследеятельности);

- выбор адекватных средств и способов воздействия на объект, осуществление преобразований путем непосредственного воздействия на объект (управленческий тип мыследеятельности);

- оценка достаточности и адекватности существующих нормативных оснований, предопределяющих функционирование и саморазвитие объекта, нормирование и перенормирование (проектирование) характеристик объекта и условий его функционирования (проектировочный тип мыследеятельности).

 

  Профессиональное мышление  
       
Исследовательский тип мышления   Управленческий тип мышления   Проектировочный тип мышления
Получение нового знания на основе изучения и регистрации наиболее существенных параметров объекта и соотнесения их с нормой   Преобразование объекта с учетом выявленных критериальных расхождений с нормой   Создание и внедрение новой нормы, приводящей в соответствие внешние условия функционирования объекта с внутренними (психологическими) механизмами его саморазвития
               

 

Рис. 12. Основные типы профессионального мышления психолога

 

Ориентация на указанные критерии и соорганизация различных типов мыследеятельности (исследовательского, управленческого, проектировочного) в собственной практике позволяет психологу обеспечить комплексное воздействие на объект, а развитие профессионального критериально ориентированного мышления психолога во многом способствует становлению полной психологической структуры профессиональной деятельности.

В условиях обучения названные типы профессионального мышления могут быть сформированы у обучаемых посредством решения психолого-педагогических задач, моделирующих соответствующие элементы реальной профессиональной деятельности.

Таким образом, можно отметить, что главный результат процесса обучения состоит в формировании у обучаемого целостной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и ценностного отношения к действительности. В этом заключается основное предназначение любой дидактической системы, и именно по этим показателям оценивается степень ее эффективности. Для выпускника высшего учебного заведения это означает овладение профессионально значимыми знаниями и способами деятельности, которые могут гарантировать ему успешность трудовой деятельности по полученной специальности.

Кроме компетентности, к числу наиболее значимых факторов успешности профессиональной деятельности относят способности специалиста. Способность выделять и эффективно решать актуальные проблемы становится сегодня важнейшим качеством специалиста. Поэтому задача развития деятельностных способностей у обучаемых в настоящее время выходит на первый план.

Содержание обучения и его результат представлены в ряде нормативных документов. К их числу относятся: квалификационные требования к выпускнику учебного заведения, учебный план, учебные программы и тематические планы, расписание учебных занятий.

«Деятельностная модель» специалиста отражена в специальном нормативном документе – квалификационных требованиях, т.е. требованиях к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза. При этом квалификационные требования (квалификационные характеристики) разрабатываются для каждой специальности комиссиями в составе представителей учреждений, предприятий и организаций, для которых ведется подготовка специалистов данного профиля, и представителей соответствующего вуза. Они согласовываются с заинтересованными сторонами, утверждаются руководителями вузов и доводятся до всех участников учебного процесса.

Учебные планы и учебные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов, профессиональных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам вуза по соответствующим специальностям.

Учебный план – это документ учебного планирования, содержащий названия учебных дисциплин, определяющий время на их изучение и распределение по семестрам. Он разрабатывается по каждой специальности.

Учебная программа - документ, определяющий научное содержание, методическое построение каждой дисциплины учебного плана, наименования и основные вопросы разделов и тем, регламентирующий учебное время по разделам, темам и видам учебных занятий.

Тематический план разрабатывается на период действия учебного плана и программ и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя по определенной дисциплине. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, имеет перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой, подписывается начальником кафедры и утверждается руководителем вуза. В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины.

Для курсантов основным документом, планирующим его учебную активность, является расписание учебных занятий на каждый день, в котором перечислены учебные дисциплины, виды учебных занятий, места их проведения и фамилии преподавателей.

Решению главных задач профессионального обучения курсантов в Военном университете во многом способствуют адекватность и эффективность применяемых в ввузе педагогических технологий. Технология обучения может быть рассмотрена как способ организации и осуществления образовательного процесса, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.059 с.)