Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика состава учащихся вспомогательных школ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Перввя группе Дети-олигофрены В личных делах учащихся вспомогательных школ чаще всего встречается диагноз «олигофрения». Дети-олигофрены действительно составляют основную часть учащихся вспомогательных школ. Однако олигофрения, что в переводе на русский язык означает «малоумие», не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения — это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в цериод до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста. При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению, для нее характерны следующие общие признаки: ранний срок поражения центральной нервной системы и последующее прекращение заболевания. При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет и он практически здоров. Особенности психического развития детей-олигофренов в значительной мере сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи. Различия в нарушении психики, обусловленные разным характером заболевания, как бы перекрываются сходными условиями психического развития. Поэтому дети-олигофрены, несмотря на различия в этиологии заболевания, представляют в известной мере однотипную с психологической точки зрения группу. <...> Психика ребенка-олигофрена совершенно не похожа на пси- 28 Заказ 5162 хику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нераспознанными. <...> По данным Г. Е. Сухаревой, следует различать три группы патогенных факторов, обусловливающих возникновение олигофрении: неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза); вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, родовая травма и постанатальные поражения нервной системы ребенка (инфекции, травмы, ожогн) до трех лет. Примером патологии эмбриогенеза является болезнь Дауиа. Наличие этого вида олигофрении легко устанавливается по очень характерному внешнему облику ребенка (своеобразные черты лица, диспластичная фигура, плохая моторика и т. п.).Эти дети с большим трудом усваивают общие понятия, отвлеченный счет. Память у них плохая. Поэтому обучить их чему-либо новому чрезвычайно трудно. Но благодаря покладистому, добродушному ираву эти дети легко поддаются воздействию со стороны педагога. При продуманном воспитании и режиме они правильно себя ведут и приобретают хорошие привычки. Однако самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях не могут. Морально-этические правила усваиваются ими с трудом. Степени умственной отствлости Принято различать три степени умственной отсталости: де-бильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая). Дебилы, заканчивая вспомогательную школу, достигают в результате обучения сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т. е. несут ответственность за свои поступки, овладевают профессиями, требующими средней квалификаци, имеют право быть владельцами комнат, домов и т. д. В ряде случаев возникают сомнения в нх вменяемости, дееспособности и трудоспособности, и тогда тот факт, что юноша или девушка окончили вспомогательную школу, может послужить основанием для психиатрической экспертизы. Однако сама по себе умственная отсталость в степени Дебильности не может быть причиной невменяемости, нетрудоспособности либо недееспособности человека. Причиной этого могут оказаться лишь те основные заболевания, которые привели к умственной отсталости. К военной службе дебилов не допускают. В специальных классах, существующих почти при всех вспомогательных школах, обучаются глубоко отсталые дети — имбе-цилы. Они не усваивают общих понятий, правил арифметики и грамматики. За много лет школьного обучения с трудом усваивают лишь элементарные навыки чтения и письма. Трудно, но практически возможно приспособить их к выполнению некоторых видов производительного труда. Однако самостоятельно жить им-бецилы не могут, так как нуждаются в опеке и надзоре. Дети-идиоты не могут быть направлены во вспомогательную школу. Они подлежат содержанию в учреждениях социального обеспечения. У них почти не развита речь, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация движений. Такие дети нуждаются в уходе. Они не подлежат обучению в школе. Однако у них можно воспитать элементарные навыки и умения в домашних условиях, если этим занимается олигофренопедагог. При умелом подходе можно даже добиться значительных сдвигов в их состоянии. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970, с. 12—16, 26—28, 38—39. 8* КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931). Доктор психологических наук, профессор, член-кор. АПН СССР, директор НИИ педагогики Грузинской ССР. Ведет исследования в области педагогической психологии и педагогики; развивает концепцию лич-ностно-гуманного подхода к организации педагогического процесса; руководит психолого-педагогическим экспериментом обучения и воспитания младших школьников с шестилетнего возраста. Основные работы: «Основы формирования навыков письма в развитии речи у младших школьников» (1971); «Обучение. Оценка. Отметка» (1980); «Созидая Человека» (1982); «Здравствуйте, дети!» (1983); «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» (1984). Ананьев Борис Герасимович (1907—1972). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Вел исследования в области общей и детской психологии и ее истории. Основные работы: «Психология педагогической оценки» (1935); «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX веков» (1947); «Пространственное различение» (1955); «Психология чувственного познания» (1960); «Теория ощущений» (1961); «Человек как предмет познания» (1969); «О проблемах современного человекозна-ния (1977). Бассин Филипп Вениаминович (р. 1905). Доктор психологических наук. Ведет исследования в области психологии и нейрофизиологии, по проблеме неосознаваемого в психической деятельности. Основные работы: «Проблема бессознательного» (1968); «Бессознательное и деятельность» (1977; на нем. яз.). Бодалев Алексей Александрович (р. 1923). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Ведет исследования в области общей, педагогической и социальной психологии. Основные работы: «Педагогика и психология самовоспитания» (соавт., 1958); «Восприятие человека человеком» (1965); «Формирования понятия о другом человеке как личности (1970); «Социальная психология личности» (ред.) (1974); «Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга» (ред.) (1975); «Психолого-педагогические проблемы общения» (ред. 1979); «Психология межличностного познания» (ред.) 1981); «Восприятие и понимание человека человеком» (1982); «Личность и общение» (1983); «Актуальные проблемы современной психологии» (ред.) 1983). Божович Лидия Ильинична (1908—1981). Доктор психологических наук, профессор. Вела исследования в области детской и педагогической психологии. Основные работы: «Вопросы психологии личности школьника» (ред. и соавт., 1961); «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968); «Изучение мотивации поведения детей и подростков» (ред. и соавт., 1972); «Психологическое развитие школьника и его воспитание» (соавт.) 1979). Ветер Леонид Абрамович (р. 1925). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области детской психологии. Основные работы: «Воспитание и действие» (соавт., 4967); «Восприятие и обучение» (1969); «Педагогика способностей» (1973), «Генезис сенсорных способностей» (ред., 1975); «Домашняя школа мышления» (соавт., 1983). Власова Татьяна Александровна (1905—1986). Доктор психологических наук, академик АПН СССР. Вела исследования в области специальной.психологии. Основные работы: «О влиянии. нарушения слуха на развитие ребенка» (1954); «Основы обучения и воспитания аномальных детей» (ред.) 1966); «О детях с отклонениями в развитии» (соавт., 1973). Выготский Лев Семенович (1896—1934). Советский психолог, автор многочисленных работ по общей, детской, педагогической психологии. Первым сделал попытку реализовать марксистский тезис об общественно-исторической природе сознания в конкретных психологических исследованиях. Создал теорию общественно-исторического происхождения высших психических функций у человека. Разработал новые методы исследования различных психических процессов. Основные работы: «Проблемы психического развития ребенка» (1929—1934); «История развития высших психических функций» (1931); «Лекции по психологии» (1932), «Мышление и речь» (1934). Собр. соч. в 6-ти т. (1982—1983). I Гальперин Петр Яковлевич (р. 1902). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области общей, детской и педагогической психологии. Основные работы: «Развитие исследований по формированию умственных действий» (1959); «Основные результаты исследований по проблеме формирование умственных действий и понятий» (1965); «Психология мышлениям учение о формировании умственных действий» (1966); «Экспериментальное формирование внимания» (соавт., 1974); «Введение в психологию» (1976); «Актуальные проблемы возрастной психологии» (соавт., 1978); «Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения» (ред., 1979). Грегори Ричард Лэнгтон (р. 1930). Профессор ботаники Эдинбургского университета, специалист по психологии зрения, автор книг: «Глаз и мозг» (1970); «Разумный глаз» (1972). Давыдов Василий Васильевич (р. 1930). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, Ведет исследования в области возрастной и педагогической психологии. Основные работы: «Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике» (авт. й ред., 1962); «Возрастные возможности усвоения знаний» (ред. и соавт., 19GG); «Логико-пси->ологические проблемы начальной математики» (авт. и ред., 1966); «Связь теории обобщения с программированием обучения» (1966); «Психологический анализ действия умножения» (авт. и ред., 1969); «Психологические возможности младших школьников в усвоении математики» (ред., 1969); «О возможности применения диалектической логики при решении психолого-дидактических проблем» (ред. и соавт., 1970); «Виды обобщения в обучении» (1972); «Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста» (соавт., 1978); «Возрастная и педагогическая психология» (соавт., 1979); «Учебная деятельность и моделирование» (соавт., 1981); «Психология личности: теория и эксперимент» (отв. ред., 1982); «Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности» (ред., 1983). Дарвин Чарлз Роберт (1809—1882). Английский естествоиспытатель, творец эволюционного учения, основоположник научной эволюционной биологии. Основные работы: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859); «Прирученные животные и возделывание растений» (1868); «Происхождение человека и половой отбор» (1871); «О выражении эмоций у человека и животных» (1872); «О насекомоядных растениях» (1875); «О способности растений к движению» (1880). Жинкин Николай Иванович (1893—1979). Доктор психологических наук, профессор. Работал в области психологии речи и мышления. Основные работы: «Механизм речи» (1959); «Сенсорная абстракция» (1978); «Речь как проводник информации» (1982). Запорожец Александр Владимирович (1905—1981). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Основные исследования посвящены проблеме развития произвольных движений, роли практической деятельности в формировании психических процессов у ребенка, развитию сенсорных процессов в онтогенезе, дошкольному воспитанию. Основные работы: «Восстановление движений» (соавт., 1945); «Развитие произвольных движений» (1960); «Психология» (1961); «Восприятие и действие» (ред. и соавт., 1969). Зинченко Владимир Петрович (р. 1931). Доктор психологических наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Ведет исследования в области общей, инженерной психологии. Основные работы: «Проблемы инженерной психологии» (соавт., 1964); «Инженерная психология» (ред., 1964); «Восприятие и действие» (соавт., 1967); «Формирование зрительного образа» (соавт., 1969); работы в сборнике «Эргономика» (1970—1983); «Методологические проблемы психологического анализа деятельности» (соавт., 1976); «Основы эргономики» (соавт., 1979); «Функциональная структура зрительной памяти» (соавт., 1980); «Функциональная структура действия» (соавт., 1982); «Методологические вопросы психологии» (соавт., 1983). Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940). Кандидат психологических наук, доцент каф. общей психологии ф-та психологии МГУ. Ведет исследования в области психофизиологии и общей психологии, проблем мотивации и волевой регуляции. Основные работы: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к дви-. жениям» (соавт., 1978); «Психология сегодня» (1981); «Проблема потребностей в теории деятельности» (1983); «Формирование побуждения к действию» (1985). Китаев-Смык Леонид Александрович (р. 1931). Кандидат медицинских наук, ведет исследования в области космической биологии, медицины, психологии. Основные работы: «Некоторыесенсорные нарушения у людей в невесомости» (1963); «Установка тела (позные реакции) у животных в условиях невесомости» (1963); «Исследование установочных рефлексов животных в невесомости» (1968); «К вопросу об адаптации и невесомости» (1979); «Сенсомоторная активность оператора подвижных средств при гравитационном стрессе» (1981); «Психология стресса» (1983). Кон Игорь Семенович (р. 1928). Доктор философских наук, профессор, работает в области социологии, философии, психологии и этнографии. Основные работы: «Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли» (1959); «Позитивизм в социологии» (1964); «Социология личности» (1967); «Открытие «Я»» (1978); «Психология юношеского возраста» (1979); «Дружба» (1980); «Этнография детства» (отв. ред. и соавт., 1983); «Словарь по этике» (отв. ред. и соавт., 1983); «В поисках себя» (1984). Крутецкий Вадим Андреевич (р. 1917). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области возрастной и педагогической психологии и психологии способностей. Основные работы: «Психология подростка» (соавт., 1965); «Психология математических способностей школьников» (1968); «Проблема способностей в психологии», (1971); «Основы педагогической психологии», (1972); «Психология» (ред. и соавт., 1974, 1980), «Психология обучения и воспитания школьников» (1976, 1979). «Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей» (ред., 1982). Лебедев Владимир Иванович (р. 1929). Кандидат медицинских наук. Ведет исследования в области космической психологии и медицины. Основные работы:-«Психология и космос» (соавт., 1968); «Восприятие пространства и времени в космосе» (соавт., 1968); «Психологические особенности деятельности космонавтов» (соавт., 1971); «Психология и психопатология одиночества» (соавт., 1972); «Психологические проблемы межпланетного полета» (соавт., 1975); «Психоневрологические аспекты труда оператора (1975); «Профессия века» (1978). Лейтес Натан Семенович (р. 1918). Доктор психологических наук. Ведет исследования в области дифференциальной психологии. Основные работы: «Об умственной одаренности» (1960); «Умственные способности и возраст» (1971). Леонов Алексей Архипович (р. 1934). Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Герой социалистического труда НРБ, Герой ДРВ. Автор ряда психологических трудов. Основные работы: «Первый выход человека в Космос» (1965); «Об ориентации человека в космическом пространстве» (соавт., 1965); «Восприятие пространства и времени в Космосе» (соавт., 1968); «Психологические особенности деятельности космонавтов» (соавт., 1971); «Психологические проблемы межпланетного полета» (соавт., 1975). Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, лауреат Ленинской премии (1963), присужденной v3a книгу «Проблемы развития психики» (1959). Научные исследования охватывают широкий круг проблем общей психологии. Основные работы: «Развитие памяти» (1931); «Проблемы развития психики» (1959, 1965, 1972); «Потребности^ мотивы, эмоции» (1972); «Проблемы деятельности в психологии. Деятельность и сознание» (1972); «Деятельность и личность» (1974); «Деятельность. Сознание. Личность» (1975); избр. психол. произв. в 2-х т. (1983). Ломов Борис Федорович (р. 1927). Доктор психологических наук, профессор, член-кор. АН СССР и АПН СССР. Ведет исследования в области общей и инженерной психологии. Основные работы: «Человек и техника» (1963, 1965, 1966); «Человек в системах управления» (1967); «Военная инженерная психология» (ред., 1970); «Проблемы психофизики» (ред., 1974); «Психофизика сенсорных систем» (отв. ред., 1979); «Антиципация в структуре деятельности» (соавт., 1980); «Проблема общения в психологии» (ред., 1981); «Методология инженерной психологии, психологии труда и управления» (ред., 1981); «Психологическая наука в со циалистических странах» (ред., 1981); «Справочник по инженерной психологии» (ред., 1982); «Инженерная психология в военном деле» (ред., 1983); «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984), Лурия Александр Романович (1902—1977). Доктор психологических и медицинских наук, профессор, академик АПН СССР. Известен трудами по вопросам нарушения высших психических процессов при локальных поражениях мозга. Основные работы: «Высшие корковые функции человека» (1962, 1969); «Мозг человека и психические процессы» (1963, 1970); «Основы нейропсихологии» (1972); «Нейропсихология памяти» (1974, 1976); «Основные проблемы нейролингвистики» (1975); «Язык и сознание» (1979). Макаренко Антон Семенович (1888—1939). Выдающийся советский педагог и талантливый писатель. Педагогический труд Макаренко — значительный вклад в науку о коммунистическом воспитании. В центре его внимания стояла проблема воспитания советского патриота, строителя социалистического общества, им разработана система организации воспитательного процесса и ряд принципов и методов воспитания коллектива и отдельной личности, нравственного, семейного воспитания. Работы: Соч., тт. I—VII. М, 1957—1958. Матюшкин Алексей Михайлович (р, 1927). Доктор психологических наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Ведет исследования в области психологии мышления и обучения. Основные работы: «Психология мышления» (1965); «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972); «Проблемное и программированное обучение» (ред., 1973); «К характеристике продуктивных процессов мышления» (1973). «Исследование и диагностика мышления в условиях совместной деятельности» (1979); «Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения» (соавт., 1981). Мерлин Вольф Соломонович (1898—1982). Доктор психологических наук, профессор. Вел исследования в области дифференциальной психологии и психологии личности. Основные работы: «Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (1953); «Очерк теории темперамента» (1963, 1973); «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968, 1970). Мясищев Владимир Николаевич (1893-—1973). Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, член-кор. АПН СССР. Научные исследования охватывают широ- • кий круг вопросов психологии, психоневрологии, психофизиологии, общей и педагогической психологии, медицинской психологии. Основные работы: «Личность и неврозы» (1960); «Психические особенности человека» (соавт., т. I, 1957; т. II, 1960); «Введение в медицинскую психологию» (соавт., 1966). Натадзе Реваз Григорьевич (1903—1984). Доктор психологических наук, профессор, академик АН ГрузССР, член-кор. АПН СССР. Основные работы: «Общая психология» (1956); «Рука как фактор восприятия направлений пространства» (1957); «О роли установки в константности восприятия величины» (1966); «Воображение как фактор поведения» (1972); «Генезис формирования понятия» (1976), «Краткий курс психологии» (1983). Небылицын Владимир Дмитриевич (1930—1972). Доктор психологических наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Вел исследования психофизиологических основ индивидуальных различий. Основные работы: «Основные свойства нервной системы человека» (1966); работы в кн.: «Типологические особенности высшей нервной деятельности» (1956—1971). Павлов Иван Петрович (1849—1936). Академик, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных. Разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Работы: Поли, собр. соч. Изд. 2-е, т. I—VII. М. — Л., 1951—1952. Певзнер Мария Семеновна (р. 1901). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области специальной психологии. Основные работы: «Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними» (1941); «Дети-олигофрены» (1959); «О детях с отклонениями в развитии» (соавт., 1967, 1973); «Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности» (соавт., 1982). Петровский Артур Владимирович (р. 1924). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Ведет исследования в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Основные работы: «Психология» (соавт., 1956); «История советской психологии» (1967); «Общая психология» (ред. и соавт., 1970, 1976, 1986); «Возрастная и педагогическая психология» (ред. и соавт., 1973, 1979); «Популярные беседы о психологии» (1976, 1984); «Психологическая теория коллектива» (ред., 1979); «Личность. Деятельность. Коллектив» (1982); «Вопросы истории и теории психологии». Избр. труды (1984). Пиаже Жан (1896—1980). Швейцарский психолог. Специалист в области общей психологии, психологии мышления и детской психологии, создатель так называемой «генетической эпистемологии». Основные работы (переведенные на русский язык): «Речь и мышление ребенка» (1932); «Генезис элементарных логических структур» (соавт., 1963); «Экспериментальная психология» (соавт., 1966); «Избранные психологические труды» (1969). Пушкин Вениамин Иоевич (1931—1979). Доктор психологических наук, профессор. Вел исследования в области общей психологии и психологии труда. Основные работы: «Оперативное мышление в больших системах» (1965); «Эвристика — наука о творческом мышлении» (1967); «Психология и кибернетика» (1971); «Психологические возможности человека» (1973). Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН РСФСР, член-кор. АН СССР. Лауреат государственной премии СССР (1941). Вел исследования в области философские проблем психологии, проблем человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Основные работы: «Основы общей психологии» (1946); «Бытие и сознание» (1957); «Проблемы общей психологии» (1973); «Основные принципы марксистской психологии» (соавт., 1982). Рубинштейн Сусанна Яковлевна (р. 1911). Доктор психологических наук. Ведет исследования в области патопсихологии. Основные работы: «О воспитании привычек у детей» (1958); «Методика экспериментальной патопсихологии» (1970); «Психология умственно отсталого школьника» (19/0). Симонов Павел Васильевич (р. 1920). Доктор медицинских наук, профессор, член-кор. АН СССР. Работает в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, где в 1965 г. возглавил вновь созданную лабораторию физиологии эмоций. Основные работы: «Метод К. С Станиславского и физиология эмоций» (1962); «Что такое эмоция?» (1966); «Теория отра жения и физиология эмоций» (1970); «Высшая нервная дея тельность человека. МотивациоинО-эмоциональные аспекты» (1975); «Эмоциональный мозг» (1981). Скороходова Ольга Ивановна (р. 1914, 1982). Кандидат психологических наук. Человек необычной судьбы. Будучи слепоглухонемой, она получила среднее и высшее образование, защитила кандидатскую диссертацию по психологии, автор научных публикаций и литературных произведений. Основные работы: «Как я воспринимаю окружающий мир» (1047); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1954, 1956); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружавший мир» (1972). Смирнов Анатолий Александрович (1894—1980). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Вел исследования в области зрительных ощущений, психологии памяти, истории психологии. Основные работы: «Психология ребенка и подростка» (1926, 1980); «Психология профессий» (1927); «Психология» (соавт., 1933, 1962); «Психология запоминания» (1948); «Вопросы психологли памяти» (ред., 1966); «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР» (1975). Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970). Гер>й Социалистического труда, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель Украинской ССР. Основная педагогическая деятельность была связана с проблемами воспитания и развития школьников. Основные работы: Собр. соч. т. 1—5 (1976). Избр. нед. соч. т. 1—3 (1979—1981). Талызина Нина Федоровна (р. 1923). Доктор психологических наук, профессор, член-кор. АПН СССР. Ведет исследования по теории обучения в области педагогической психологии, дидактики высшей школы и программированного обучения. Основные работы: «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969); «Проблема управления процессом воспитания» (1971); «Управление процессом усвоения знаний» (1975); «Методика составления обучающих программ» (1980); «Формирование познавательной деятельности учащихся» (1983). Теплое Борис Михайлович (1896—1965). Доктор психологических наук, профессор, академик АПН РСФСР, заслуженный деятель науки РСФСР. Наиболее значительные исследования посвящены индивидуально-психологическим особенностям человека. Основные работы: «Психология музыкальных способностей» (1940); «Способности и одаренность» (1941); «Ум полководца» (1945); «Психология» (1946); «Проблемы индивидуальных различий» (1961); «Типологические особенности высшей нервной деятельности» (ред., 1956—1965). Тихомиров Олег Константинович (р. 1933). Доктор психологических наук, профессор МГУ. Ведет исследования в области общей психологии, психологии мышления. Основные работы: «Структура мыслительной деятельности человека» (1969); «Психологические исследования творческой деятельности» (ред. и соавт., 1975); «Искусственный интеллект и психология» (ред. и соавт,, 1976); «Психологические механизмы целеобразования» (ред. и соавт., 1977); «Интеллект человека и программы ЭВМ» (ред. и соавт., 1979); «Психологические исследования интеллектуальной деятельности» (ред. и соавт., 1979); «Психология мышления» (1984). Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950). Доктор философских наук, профессор, академик АН ГрузССР, Основатель грузинской школы психологов. Автор первых университетских учебников и систематических курсов на грузинском языке по различным отраслям психологической науки. Вел исследования по проблемам языка, образования понятий и т. д. Основным предметом деятельности в лабораториях и институте психологии АН ГрузССР стала экспериментальная психология установки. Обобщающий труд: «Экспериментальные основы психологии установки» (1949). Фельдигтейн Давид Иосифович (р. 1929). Доктор психологических наук, профессор, ведет исследования в области возрастной и педагогической психологии по проблемам онтогенеза психического и личностного развития, психологических механизмов формирования ответственной социальной позиции детей разных школьных возрастов, закономерностей личностного, в том числе и профессионального самоопределения подростков и юношества. Основные работы: «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков» (1982); «Психология воспитания 4И подростка» (1978); «Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса» (1975); «Трудный подросток» (1972); «Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе» (1985). Шовен Реми (р. 1913). Французский биолог, профессор. Троекратный лауреат Французской Академии наук, занимается это-логическими исследованиями. Автор многих статей и книг по физиологии и психологии животных. Основные работы: «Физиология насекомых» (1951); «Жизнь и нравы насекомых» (1958); «От пчелы до гориллы» (1965). Яроигевский Михаил Григорьевич (р. 1915). Доктор психологических наук, профессор. Ведет исследования в области теории и истории психологии, психологии научного творчества, социальной психологии науки. Основные работы: «Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в.» (1961); «История психологии» (1966, 1976, 1985); «И. М. Сеченов» (1968); «Научное творчество» (соавт., 1969); «Об историческом пути психофизиологии» (1970); «Психология в XX столетии» (1971, 1976); «Проблемы научного творчества в современной психологии» (ред. и соавт., 1971); «Научное открытие и его восприятие» (ред. и соавт., 1971); «Социально-психологические проблемы науки (ред. и соавт., 1973); «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (соавт., 1974); «Человек науки» (ред. и соавт., 1974); «Уолтер Кеннон» (соавт., 1976); «Школы в науке» (ред. и соавт., 1976), «И. М. Сеченов» (соавт., 1980), «И. М. Сеченов и мировая психологическая мысль» (1981). СОДЕРЖАВ И Е От составителя...................... 3 Часть I. Общая психология Введение в психологию С. Л. Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах К- Маркса.. *, 6 А. И. Леонтьев. Понятие отражения н его значение для психологии,, 18 М. Р. Ярошевский. Категориальный аппарат психологии...... 25 Б. Ф. Ломов. Психология в системе научного знания.,,,.... 39 П. Фресс. О психологии будущего............... 50 Ф. В. Бассин. В вестибюле осознания............. 56 А. И. Леонтьев. Общая характеристика психики животных...... 62 Р. Шовен. Общества насекомых................ 6Н И. П. Павлов. Условный рефлекс............... 76 А. Р. Лурия. Мозг и психика................ 83
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.249 (0.013 с.) |