Самосознание личности как осознание своей субъектности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самосознание личности как осознание своей субъектности



Необходимым этапом в становлении рефлексив­ного сознания, помогающим человеку преодолеть абсолютную поглощенность процессом жизни, течением событий, является его самосознание.

Рефлексия обнаружива­ет себя как разной степени и глубины осознание человеком своей самости, соб­ственной субъектности.

 

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств
Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий

Понятие субъектности рассматривается как сложное личностное качество, объединяющее различные уровни проявления активного, интегративного, системного начала в человеке. При этом ее развитие и индивидуальные проявления обусловлены многообразием взаимосвязей психических элементов, относимых к различным подструктурам личности, особенностями взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе онтогенетического развития человека. Субъектность трактуется как отношение к себе как к деятелю, источнику продуктивной активности.

Самосознание имеет уровневое строение.

На уровне организма, когда активность субъекта определена системой «организм - среда», имеет двигательный характер и вызывается потребностями в фи­зическом благополучии организма, формиру­ется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отра­жающий степень удовлетворенности потребностей организма в бла­гополучии, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального индивида активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется со­циальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотно­шении, которое есть перенесение внутрь отношения других, приня­тие другими или отвержение ими.

На уровне личности активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т.д. - и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способно­сти, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становит­ся потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потреб­ность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

Самосознание как осознание себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться каксамопознание, самооценка, са­моконтроль и самопринятие[8].

Самопознание. Его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопо­знание совершается:

- во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;

- во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности);

- в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей; в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянногоса­моконтроля и саморегуляции человека.

Самоконтроль проявляет­ся в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадениекогнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным. Самооценка - это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в ча­стности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивают благоприятное эмоциональное состояние, стимулируют деятельность, вселяют в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самосознание тесно связано суровнем притязаний человека.Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является Я-концепция.

 

Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

 

Я-концепция форми­руется под воздействием различных внешних влияний, которые ис­пытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют пред­ставление человека о самом себе. Р. Бернс (1986) рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В этих установках выделяются три компонента:

1) образ Я - представление индивида о самом себе;

2) самооценка - аффективная оценка этого представления, ко­торая может обладать различной интенсивностью, поскольку кон­кретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные дейст­вия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.

«Образ Я» является результатом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. В психо­логических исследованиях «образа Я» выделяют несколько авто­номных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути[9].

Во-первых, это степенькогнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.

Во-вторых, это степень выраженности иконкретный состав «образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различать­ся и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних «об­раз Я» в центре сознания, у других - на периферии), и по пред­мету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие - социальным, третьи - духовным.

В-третьих, это степеньвнутренней цельности, последователь­ности «образа Я». Он может отличаться внутренней согласованно­стью либо включать в себя противоречивые представления субъек­та о самом себе. Противоречивость, непоследовательность «образа Я» вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, этостепень устойчивости «образа Я» во време­ни. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебани­ям и изменениям.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» высту­пает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение со­относимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей.

Как подтверждено в психологических исследованиях, само­уважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня са­моуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает са­моуважение человека.

В первой трети ХХ века появилось несколько крупных психологических научных школ, резко противопоставивших друг другу свои теории, факты и объяснительные принципы. Ста­рая интроспективная концепция, трактовавшая психологию как науку о сознании, состав которого «просвечивается» бла­годаря самонаблюдению, утрачивает своё влияние. Попытки трансформации её в вюрцбургской школе, изучавшей мышление, не привели к успеху, поскольку оказалось, что процесс мышления детерминируется установкой (задачей), не осознаваемой самим субъектом. Идея поэлементного членения сознания, которую отстаивали В.Вундт и его последователи, была подвергнута резкой критике в гештальтпсихологии, противопоставившей ей изучение целостных психических структур («гештальтов»), изоморфных независимым от сознания физическим и физиологическим структурам. Независимо от своей философской ориентации эти школы способствовали разработке двух важнейших психологических категорий: действия (умственного действия как направленного на проблемную ситуацию - в вюрцбургской школе) и образа (в качестве целостной структуры, а не конгломерата ощущений - в гештальтпсихологии).

 

Направление психологии   Предмет исследования
     
Психология сознания       Сознание
     
Бихевиоризм       Поведение  
     
Фрейдизм       Бессознательное  
     
Гештальтпсихология       Целостные структуры психики  
     
Гуманистическая психология       Личность Индивидуальность  
     
  Когнитивная психология     Познавательные процессы
     
  Деятельностный подход   Внутренняя деятельность Психика

 

Рис.6. Направления психологии и предмет их исследования

 

Решающий удар по трактовке психологии как науки об интроспективно данных феноменах сознания был нанесён психоанализом и бихевиоризмом. Первый выдвинул проблему неосознаваемой мотивации поступков, обусловленной сложной структурой личности, второй изменил представления о предмете психологии, в качестве которого выступили объективно наблюдаемые телесные реакции на раздражители среды — внешней и внутренней.

Таким образом, психология сознания, сосредоточившая свои усилия на изучении относительно простых психических процессов (ощущения, восприятие) не могла удовлетворительно объяснить многие явления, которые стали в дальнейшем предметом специального изучения таких направлений, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология (см. рис. 6).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.01 с.)