Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное понимание сознания личности

Поиск

Анализ исторически сменявших друг друга теоретических взглядов на природу сознания позволяет перейти к рассмотрению современной его трактовки. Что же такое сознание? Каковы его функции и возможности изучения.

 

Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий

 

Сознание человека есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отно­шений, в которые втягивается и в которых действует человек. К основным функциям сознания относятся следующие: отражательная, порождающая (творческая), регулятивно-оценочная, рефлексивная, духовная.

Эмпирически сознание выступает как совокупность чувственных и умст­венных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхи­щающих его практическую дея­тельность. Сознание изучается рядом на­ук — философией (основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию), логикой, лингвисти­кой, нейрофизиологией, антрополо­гией, социологией, этнографией и др.

Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: ак­тивностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда — это сознание чего-либо ); способностью к рефлексии, самонаблюдению(осознание само­го сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности.

 

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

 

Сознание любого ин­дивида уникально, но не произ­вольно — оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и не­зависимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой суще­ствует индивид).

Эмпирическое изучение сознания стал­кивается с двумя основными труд­ностями.

Во-первых, все психологи­ческие явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессозна­тельное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания).

По данным самонаблюдения, сознание лишено соб­ственной психологической специфи­ки — его единственный признак со­стоит в том, что благодаря сознанию пе­ред индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различ­ные явления, составляющие со­держание конкретных психологи­ческих функций. Поэтому сознание либо рассматривалось как общее «бес­качественное» условие существова­ния психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет сознания», «поле сознания», «сознание — общий хозяин пси­хических функций» и т. д.), либо столь же неправомерно отождеств­лялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со внимани­ем или мышлением). В первом слу­чае о конкретном (в том числе экс­периментальном) изучении сознания вооб­ще не могло быть речи, во вто­ром — этот вопрос подменялся изу­чением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что сознание для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс).

Вторая труд­ность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем про­странстве, но в отличие от психи­ческих функций сознание (из-за его «бес­качественности») не удается «рас­членить» и во времени. Исследо­ватели не смогли обнаружить ха­рактеристик сознания, по которым его мож­но было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенных единицах времени, сравнивать сознание в опреде­ленные отрезки времени).

Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инва­риантных структур, схем сознания, накла­дывающихся на непрерывно меняю­щийся поток сенсорной, поступаю­щей от органов чувств, информа­ции и организующих его опреде­ленным образом.

Решающее зна­чение для решения проблемы сознания сыграли положения идеи Ге­геля о том, что структуры сознания име­ют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надын­дивидуальных социальных структур. В отечественной психологии к числу факторов, влияющих на развитие сознания, относят также совместную деятель­ность (прежде всего, производст­венно-практическую).

Состояния сознания

Различные формы проявления сознания могут быть обнаружены при помощи специальной работы, называемой термином «практика сознания». Практика сознания, т.е. работа с сознанием выражена в т.н. рефлексии, в способности человека выделять свое существование, делать его предметом осознания. Выход человека из «поглощенности» процессом жизни связан с обращением им внимания на процесс собственного отношения к миру (отражения данного мира). Таким образом, в переживании человеком собственных отношений, их осмыслении, оценке с точки зрения соответствия общественным нормам, выработке собственной позиции (нравственной, познавательной) проявляется его действующее сознание. Предметом внимания с его стороны становится не сам мир (его процессы, явления), а осознанное к нему отношение. Вместе с тем не все содержание сознания может быть «охвачено», понято размышляющим о себе субъектом. Это связано с объемностью содержания, многомерностью измерений и проявлений сознания.

С точки зрения непосредственного функционирования соз­нания целесообразнее говорить о его состояниях. Перечислим лишь некоторые из них: наивное, рациональное, обы­денное, мистическое, рефлексивное, многие патологические со­стояния сознания и т.д. Состояние сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека.[5]

Понятие встраивания говорит о социальной обусловленности содержания, форм проявления сознания, которые в значительной степени определяются культурно-историческим контекстом, влияющим на формирование сознания отдельных индивидов и социальных групп.

С культурно-исторической точки зрения существуют два ви­да практики, которые формируют (а точнее — осуществляют) со­знание как целое — это магия и вера. Магия — волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов.В соответствии с первым видом прак­тики образуется (формируется) мифоло­гическое сознание, в соответствии со вторым — религиозное. Индивидуальное обыденное сознание конкретного человека, таким образом, оказывается «встроенным» в существующую практику «диалога» с миром со стороны его предков. Символическая форма данного диалога становится «достоянием» сознания отдельного человека.[6]

Для каждого вре­мени характерны те виды обществен­ной практики сознания, которые обра­зуют его «частные» формы (как определенным образом структу­рированную проекцию «сознания вообще» — этическое, правовое, политическое, эстетическое, научное и т.д.). Таким образом, для нравственного сознания, например, конкретными феноменологическими воплощениями будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) – внешняя монологическая инстанция, регулирующая поверхностный слой социальных отношений, и совесть (чувство раскаяния, базирующееся на переживании отпадения, отчуждения) – внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и причастность к универсальному бытию.

В отечественной психологии традиционной является трактовка деятельностного обусловливания сознания, т.е. развития его в процессе участия человека в основных видах деятельности (игре, учении, труде) и общении.

К реальностям сознания, описываемым понятием структу­ры сознания, относятся, например, субъект-объектная оппози­ция, ценностные и смысловые установки, фетишистски-праг­матические образования (догматизм, предрассудки, очевидно­сти и др.), системы воззрений и т.д. Структуры сознания, как правило, дискретны в пространстве (носителями их могут быть отдельные индивиды, группы, сообщества) и непрерыв­ны во времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.78 (0.007 с.)