Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика предметной сферы деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практических психологов
Основные черты практической психологии показывают главное отличие психотехнической теории от традиционного психологического знания. Оно состоит в том, что в качестве предмета практической психологии выступает “метод, ограняющий и созидающий пространство психотехнической работы-с-объектом”. Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимодействия психолога-практика с клиентом. И в зависимости от того, что и как он делает, формируется понимание того, что и почему происходит в этот момент в психике клиента и психолога. В итоге психотехническая теория обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные способы совместной деятельности по преодолению психологических затруднений. Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее.
Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. При рассмотрении психической реальности необходимо уяснить, что такое субъективность применительно к психике человека, как она связана с окружающей объективной реальностью. Субъективность - это категория психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека. Субъективный (subjectum) - в переводе с латинского – «подлежащий», т.е. лежащий в основе. Субъективность как исходное начало активности соразмерно с термином «субъектность», указывающим на превалирующую роль человека и его психики во взаимодействии (активном, а не реактивном) с окружающим миром и его освоении. В специальных словарях "субъективность" определяется двояко (положительно и негативно): · личное отношение к чему-либо; · отсутствие объективности, односторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух формулировках отразились гуманитарная и естественно-научная парадигмы в понимании человека и его психики.
Естественно-научная парадигма изучения психического связана с попыткой реализации в отношении ее принципов и методов естественно-научного познания. Организационноеоформление психологии как науки, отвечающей данной структуре, началось в середине ХIХ века, когда в качестве наиболее приемлемой формы разумного подхода к миру стали рассматриваться принципы естественно-научного познания. Начиная с этого времени психология пытается наравне с такими науками, как физика, химия, биология, и другими использовать в качестве критериев достоверности знание требований объективности, всеобщности, необходимости, верифицируемости (воспроизводимости). Это означает, чточеловеческая психика начинает рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира. Гуманитарная парадигма ориентирует исследователей на признание уникального характера психики каждого человека, на невозможность «изъятия» при изучении конкретного психического явления из целостного контекста жизнедеятельности людей. Следовательно основными методами изучения психического признаются методы понимающей психологии (эмпатийное слушание, наблюдение и т.п.). Для понимания психической реальности принципиально важным является следующее положение: все явления внутреннего мира (субъективного) человека связаны с внешним миром (объективным). Всякое психическое явление получает свою определенность и свое содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью. Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир всегда неповторим, и в то же время он активно воспроизводит в этой своей неповторимости окружающий мир. Таким образом, психическое столь же внутренне, сколь и внешне (В.И. Слободчиков). О психике мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами. Психическое одновременно и сторона бытия (т.е. имеет органическую природу), и отражение бытия. Развитие человека в этом плане может быть понято как продвижение от познания, отражения окружающего мира к способности восприятия, осознания и познания себя. Субъективность не разделяет, не противопоставляет, а связывает человека и мир. Учитывая уникальную неповторимость человеческих личностей, эти связи чрезвычайно сложны и многообразны. Таким образом, существование двух парадигм, определяющих современные тенденции развития практической психологии (естественно-научной и гуманитарной), с одной стороны, и наличие собственного (пристрастного, заинтересованного, субъективного) отношения к основополагающим ценностям бытия человека – с другой, ориентирует психолога на учет в его работе следующих реальностей: - психической жизни клиента (какой она есть на самом деле) и какой она мыслится самому клиенту; - психометрических данных, полученных с помощью конкретного (в известной степени объективного) метода относительно психической реальности клиента; - теории, в свете которой интерпретируются полученные психологические данные; - ценностно-смыслового отношения психолога к жизни вообще, другим людям - конкретной ситуации, темы (проблемы) и задачи взаимодействия с клиентом. В данной связи особенностью деятельности практического психолога является то, что он, сохраняя психическую реальность клиента как тему взаимодействия, одновременно и воздействует на внутренний мир человека, исходя из этических соображений и признания ценности личности данного человека. Однако это воздействие имеет опосредованный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача). Психолог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает, с одной стороны, осознать человеку свою уникальность, с другой стороны - типичность основных проявлений своей психической активности и тех проблем, с которыми он сталкивается. Тем самым задействуется основной мобилизующий фактор предстоящих изменений – сама психическая реальность данного человека. Специфика предметной сферы и деятельности практических психологов более отчетливо видна при сопоставлении их с деятельностью ученых-исследователей. Логика деятельности ученого - это логика постоянного поиска в мире идей и понятий. Сначала он ищет еще не замеченные другими проблемы, а затем - неизвестные другим ответы на них. Это заметно отличает его деятельность от деятельности практика. В качестве исходного материала для ученого выступают факты - явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов. Тогда то, что для деятеля выступает основой для оценки - явление и его свойства, - для ученого выступает объектом понимания. Выявление фактов - достаточно сложный вид исследовательской деятельности. Это связано с тем, что одно и то же явление может быть по-разному осмыслено в рамках различных теоретических подходов. Например, грубость человека по отношению к коллегам по работе может интерпретироваться в понятиях агрессивности, которая выражает внутреннюю конфликтность его подсознательных влечений. В то же время это явление психологом может быть истолковано в понятиях социально-психологического анализа межгрупповых отношений, как проявление межгрупповой дискриминации в форме ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности. Таким образом, уже на этапе отбора явлений для последующего исследования ученый, будь то психолог или педагог, попадает в ситуацию выбора. Поэтому все дальнейшее имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода. Именно в этом “понятийном пространстве” разворачивается вся последующая работа исследователя, который: - соотносит выявленные факты с имеющимся в рамках данной теории объяснением причин и механизмов их появления и находит те из них, которые под этот объяснительный механизм не подпадают. Тем самым он выявляет “проблемное поле” будущего исследования, которое включает необъясненные факты и “недосказанные” теоретические положения; - начинает пересматривать объяснительные возможности теории в целях создания новых понятийных средств или уточнения содержания уже имеющихся понятий и категорий; - осуществляет структурирование понятийного пространства в целях соотнесения вновь вводимых понятий с уже имеющимися представлениями как в данной предметной области, так и в смежных с ней науках; - на основе произведенных действий приходит к построению новой понятийной системы - концепции, отличающейся внутренней непротиворечивостью и согласованностью с внешними научными структурами; - на основе представленной в рамках концепции теории может по-новому взглянуть на явления объективной реальности, что находит свое выражение в системе критериев и показателей, разрабатываемых им для соотнесения сущностных признаков с их проявлениями в мире объектов; - вооруженный этими критериями и показателями, вновь обращается к явлениям объективной реальности и изучает их в объеме, достаточном для того, чтобы установить, как представлено исследуемое свойство в наиболее типичных условиях реальной действительности. Формирование представлений о норме того или иного выявленного им качества - один из итогов исследовательской деятельности ученого. Таким образом, исследовательская логика - это логика множества ограничений и изощрений, обусловленных требованиями научной четкости и доказательности. В науке, как правило, по поводу каждого результата дается масса оговорок, призванных достаточно четко ограничить сферу его приложимости. Это связано с тем, что ученый отвечает только за то, что он исследовал. Поэтому истинный ученый всегда стремится избегать расширительного толкования полученных им результатов и выводов. Логика психолога практика - это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с “клиентами” - лицами, нуждающимися в психологической помощи. Другая отличительная черта практика заключается в том, что он всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Норма – это а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения и оценки данных; в) отсутствие отклонений; г) описательная характеристика положительных черт. Именно норма служит отправной точкой для всех дальнейших действий психолога-практика. Последний, прежде всего, переводит затруднения каждого обратившегося к нему человека на язык своей науки. Если обращение человека связано с его проблемами во взаимоотношениях с детьми, психолог в первую очередь переводит слова обратившегося в русло психологического диагноза, то есть описывает приведенные в рассказе клиента явления жизни в терминах своей науки - психологии семейных отношений, от лица которой он и осуществляет практическую деятельность. Следующий шаг - оценка значимости проявлений тех или иных факторов. Для этого практик и использует те представления о норме, которые были разработаны ученым-исследователем. Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основана, как правило, на применении тех или иных стандартизированных методик исследования психологических качеств. Для психолога это различные тестовые методики, позволяющие выявить соотношение между показателями состояния реального объекта и требованиями нормы. Если отклонения значительны и превышают величину допустимых колебаний нормы (а она также указывается исследователем), то практик фиксирует наличие такого рассогласования и предлагает клиенту свои услуги по коррекционному воздействию. Воздействие психолога - это определенные процедуры регуляции психических состояний. Итогом работы практика становится изменение качественных и количественных показателей той трудности, с которой клиент обратился к практику. Таким образом, логика работы практика - это логика возврата системы к выявленной в науке норме. При этом практик своим применением нормы как бы постоянно “испытывает ее на прочность”. В итоге накопленный им банк данных может послужить основой для уточнения нормы. Тем самым практик реализует некоторые функции исследователя, но настоящим исследователем он не может себя считать до тех пор, пока не поставит под сомнение исходные теоретические положения, которые описывают норму и все, что с ней связано. Тогда практик становится теоретиком и начинает совмещать практическую работу с научно-исследовательской. Различие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельности психологов-исследователей является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а целью деятельности психолога-практика - выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное коррекционно-развивающее воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.008 с.) |