Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понятие о практической психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Практическая психология - отрасль психологии, предметом которой является психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т.п. Появление профессии практического психолога в начале ХХ века связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии (на основе постепенного выделения собственного предмета и средств деятельности) могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина (в частности, психиатрия), дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологического консультирования. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в таких психологических школах, как психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др. С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального использования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования, а также определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии. Одним из первых направлений реализации психологической практики явилась психотехника – отрасль психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Психотехника возникла в начале ХХ века. Ее основными задачами признавались: - осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации, изучение утомления и упражнения в процессе труда; - приспособление человека к машине и машины к человеку; - выяснение эффективности воздействия различных средств на потребителя (реклама); - тренировка психических функций при подготовке рабочей силы и т. д. К началу 50-х годов двадцатого столетия в основном завершается содержательное и организационное оформление основных отраслей практической психологии как самостоятельных научно-практических направлений. В нашей стране психотехника получила значительное развитие в первой половине 30-х годов ХХ века, когда были созданы первые организационно-структурные подразделения практических психологов (психотехнические и педологические лаборатории на предприятиях в промышленности, на транспорте, в учреждениях народного образования). Однако в дальнейшем развитие психологии в нашей стране во многом носило “академический” характер. На рассматриваемом этапе развития, который продлился вплоть до начала 70-х годов, практическая направленность психологии выражалась в разработке прикладныхпроблем. В результате в психологии оформились и получили статус самостоятельных научно-практических отраслей приложения психологии к различным социальным сферам: социальная психология, педагогическая психология, психология управления, семейная психология и др. К настоящему времени в понимании сущности практической психологии, ее теоретико-методических особенностей сложилось два основных подхода: - первый подход трактует практическую психологию как психологическое обеспечение функционирования индивидов в различных сферах; - второй подход рассматривает практическую психологию как отдельную сферу деятельности практических психологов. Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер (здравоохранение, образование, спорт и т.п.) является наиболее распространенным. Понимаемая таким образом практическая психология (или прикладная психология) представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная, спортивная, юридическая психология и т.д. Одной из отличительных черт прикладной психологии, по сравнению с научными исследованиями, является то, что психологу приходится иметь дело не с отвлеченной ситуацией, а с конкретными видами деятельности, в которые вовлечены различные люди. В свою очередь, деятельность существенно влияет на проявления психики всех ее участников. Очевидно, что взаимодействие одних и тех же людей в ситуации трудовой деятельности и в ситуации общения будет существенно отличаться по своим психологическим параметрам. Вследствие этого определяющим фактором, который необходимо учитывать при анализе “прикладной психологии”, является совместная деятельность, в которую вовлечены и психолог и объект его исследования. Потребность в психологическом обеспечении профессиональной деятельности человека обусловлена следующими обстоятельствами: - необходимостью повышения эффективности труда на основе обеспечения наиболее полного соответствия психологических качеств людей выполняемой ими деятельности; - возможностью, а в ряде случаев и высокой вероятностью, развития негативных психических состояний в процессе труда и необходимостью их профилактики; - необходимостью предупреждения формирования и развития профессиональных деформаций личности (вследствие вредного пролонгированного воздействия факторов физической и социальной среды); - потребностью в обеспечении безопасного труда, исключения ошибок в деятельности человека, ведущих к серьезным авариям, травмам и гибели людей, наносящих значительный материальный ущерб. Разработке и обоснованию теоретических основ создания целостной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности иногда предшествовал целый ряд практических опытов организации производства, сопровождавшихся последующим анализом и обобщением полученных результатов, их внедрением в другие сферы. Исторический анализ проблемы показывает, что первые книги по вопросам психологического обеспечения профессионализации личности вышли во Франции в 1849 году (“Руководство выбором профессии”). К концу XIX века проблемы, связанные с необходимостью наиболее эффективного использования трудовых ресурсов, приводят к расширению числа исследований в этой области. Различные аспекты профессионализации становятся предметом исследований не только психологов, но и экономистов, юристов, социологов и др. Основоположником научно-психологического подхода к проблеме профессионализации считается Ф.Парсонс, предложивший идею соответствия индивидуальных особенностей человека требованиям профессии. Развитие этого положения наблюдается в работах Ш.Бюлер, Э.Шпранглера, Д.Сьюпера и др. В дальнейшем традиции научных исследований в этой области делают возможным развитие практической деятельности (прежде всего профотбора и профобучения), направленной на построение типологии профессий, выяснение требований каждой из них к профессионально важным качествам человека, оказание помощи при выборе той или иной специальности Создание практических элементов, олицетворяющих прообраз психологической службы и системы психологического обеспечения в целом, связано, в частности, и с внедрением научно обоснованных методов управления персоналом. Одним из первых предшественников применения таких методов в условиях производства был американский фабрикант Чарлз Т.Сэмпсон, реорганизовавший в 1870 году на своей обувной фабрике производственный процесс таким образом, что это позволило набирать впоследствии персонал даже из неквалифицированных работников-китайцев. Большой вклад в развитие консультирования руководителей внесли Фрэнк и Лиллиан Гилбрет, Генри Л.Гантта, Х. Эмерсон и другие. Создание первой школы промышленных психологов связывают с именем Гуго Мюнстерберга (1863 - 1916), сформулировавшего основные принципы отбора людей на руководящие должности. Сферой его интересов и в практической деятельности являлись: разработка тестов для изучения способностей испытуемых к различным профессиям, проблемы утомляемости и предупреждения несчастных случаев на производстве, проблемы управления людьми и т.д. Широко известна одна из первых систем рациональной организации труда, связанная с именем Ф.У. Тейлора (1856 - 1915), ставшего впоследствии профессиональным консультантом по вопросам управления. Проблемы, связанные с изучением влияния психических состояний и индивидуально-психологических особенностей человека на качество и эффективность деятельности в нашей стране, становятся предметом внимательного изучения уже в конце девятнадцатого века. В этот период И.М.Сеченов проводит цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых обосновывает рекомендации по продолжительности рабочего дня (1897); изучает биомеханические особенности рабочих движений человека (1899) и организацию движений в пространстве и времени (1901); разрабатывает принципы чередования нагрузок, организации перерывов в работе и «активного отдыха» как способа повышения продуктивности труда (1895-1901). И.М. Сеченовым начато выявление природы утомления (1903-1904), сформировано представление о роли психики в процессе построения и регуляции движений, что позволило создать учение об автоматизации движений и формировании навыка. Идеи о приспособлении человека к машине, отражающие реализацию эргономического направления исследований, высказывались в нашей стране Д.И. Менделеевым (1880) и Н.А. Арендтом (1888) в связи с развитием воздухоплавания. В 1915 году Е.В. Руднев доказал необходимость разработки стандартной кабины самолета с учетом антропометрических и психофизиологических особенностей человека. В 1895 году И.И. Рихтером была опубликована серия статей под общим названием «Железнодорожная психология», в которых на основе изучения психологических особенностей восприятия ставились вопросы обеспечения безопасности движения, обосновывались требования и рекомендации к сигнальным системам, органам управления и т.п. Проблема классификации профессий на основе изучения психосоматических факторов рассматривалась в работах гигиениста Ф.Ф. Эрисмана, издавшего одну из первых классификаций профессий. Наиболее интенсивные исследования возможностей применения данных науки в целях совершенствования условий трудовой деятельности появились в начале ХХ века. Так, например, деятельность по оценке индивидуально-психологических особенностей человека особенно активно стала развиваться с зарождением авиации и постановкой задачи специального отбора в летные школы наиболее подготовленных людей. Уже первый опыт применения авиации в военных целях (итало-турецкая война 1911-1912 гг.) выявил наличие взаимосвязи летных происшествий с индивидуально-психологическими особенностями летчиков. В нашей стране в 1919 году в Институте мозга, которым руководил тогда В.М. Бехтерев, были организованы лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп. В 1920 году появились Центральный институт труда, Лаборатория промышленной психотехники, а в последующие годы - Центральная психофизиологическая лаборатория ГВФ, Психофизиологическая лаборатория на железнодорожном транспорте и на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде. Дальнейшее развитие исследований в области психологического обеспечения профессиональной деятельности шло в рамках так называемой психотехники (термин введен немецким психологом В.Штерном в 1903 году). Психотехника как прообраз прикладной (по отношению к нуждам производства) психологии охватывала широкий круг вопросов, в который входило изучение профессионально важных качеств представителей тех или иных профессий, разработка тестов для их выявления у кандидатов на работу, изучение проблем обеспечения безопасности производства, влияния на безопасность индивидуальных особенностей человека. В 20-30-е годы ХХ века значительное внимание уделялось вопросам оборудования рабочего места с учетом психологических и физиологических особенностей человека; совершенствования методов психологического отбора; анализа причин ошибочных действий. Практическая психология как особая психологическая практика. При таком понимании психология не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг, формирует свою собственную психологическую практику. В этом случае - в отличие от прикладной психологии - положение психолога в исследуемой ситуации принципиально меняется, он как бы получает объект исследования в свое полное распоряжение. Теперь уже становится главной не помощь другим, “базовым специалистам”(педагогам, управленцам и т.д.) в решении их задач, а возможность строить свою деятельность по своим нормам и правилам. С появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности. Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться психотехническая теория, основными отличительными признаками которой специалисты называют (Ф.Е.Василюк): - практичность как выражение направленности теории не на внешний по отношению к исследователю объект, а на “работу-с-объектом”; - ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии; - адресность, направленность на психолога-практика как на своего “внутреннего персонажа” и релевантность его внутреннему опыту; - субъектность познания, обусловленная заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности; - гибкость и многообразие используемых методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и психолога; - личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.01 с.) |