Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системно-структурное представление о развивающейся личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Личностное развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлено в виде восходящей структуры с координатами самосознания и сознания (вертикаль и горизонталь соответственно). Подобная логическая схема лежит в основе антропологических теорий И. Канта, С. И. Гессена и Э. Эриксона, правда, без явного введения указанных направлений: вместо самосознания на предполагаемой вертикали выстраиваются основные возрастные стадии развития человека, а горизонталь при иерархической организации излагаемого материала вообще не имеет содержательного определения. Представление о системном развитии человека как личности в координатах самосознания и сознания иллюстрируется следующим образом (рис. 3.1). Результатами показанных на схеме процессов индивидуации и индивидуализации являются, соответственно: 1) Оптация личности. Оптация или оптированность поведения личности выражается мерой типологически определенного сочетания реактивных и активных его компонентов, репрезентирующих индивидные свойства человека в структуре личности, прежде всего — его психическую организацию. 2) Адаптация личности. Адаптация личности выражается в индивидуальном своеобразии типологически определенного поведения человека. Это поведение, по М. Фуко, образуется в результате педагогических по своему содержанию наставлений примерами и знаниями. Если в первом случае (оптации) поведение еще не имеет системного характера, то во втором системность поведения устанавливается в пределах стереотипов поведения, в пределах, что называется, индивидуального стиля. Выражением меры реактивных и активных компонентов поведения является темперамент: человек как оптант приобретает некоторый темперамент, определяющий его место в пределах нормального распределения людей как более или менее реактивных и активных индивидов. Специфику меры реактивных и активных компонентов индивидуально-своеобразного поведения человека выражает его характер. При этом в характере человеческого поведения темперамент преобразуется именно как поведенческая подструктура, как глубинное образование, на котором основывается и на фоне которого протекает природное личностное развитие.
Рис. 3.1. Логика процессов личностного развития человека
Характер, по сравнению с другими личностными свойствами, в первую очередь испытывает влияние темпераментообразующих поведенческих особенностей. С другой стороны, характер может быть определен как преобразованный (в психологическом смысле) темперамент. Используя буквальное прочтение слова «характер» в древнегреческом языке, где оно означает «чекан», можно сказать, что темперамент в характере отчеканивается, принимая законченную, индивидуально-своеобразную форму. При этом в силу компенсаторного значения характера по отношению к темпераменту определения типов характера могут быть, например, даны в понятиях: меланхолия, сангвиния, холерия и флегматия. Таким образом, в характере находят свое оформление процессы индивидуации и индивидуализации как процессы природного образования человека, обеспечивающие его ассимиляцию в человеческой среде, причем ассимиляция объединяет явления оптации и адаптации, обнаруживаемые в поведении индивидуума. В то же время понятие «завершение» здесь означает только логическую оформленность основополагающих структур поведения человека, которые, конечно, изменяются и развиваются в течение всей его жизни. Следующий процесс — субъективация личности — особенно обнаруживает неограниченную конституируемость открытой субъекту системы возможностей самосознания и переосмысления его природного бытия, что составляет потенциальную сторону человеческого поведения. 3) Интернализация личности. Являясь продуктом и условием субъективации, она выражается мерой рефлексивных и активных компонентов самодеятельности человека, мерой саморегуляции его поведения. Интернализация компенсирует собою стереотипичность поведения, обеспечиваемую характером человека. Рефлексия личности над- и внеситуативна, ею регулируется то, какие характерологические свойства личности, какие способы поведения могут стать действительными, приобретая статус мотивов. Соответственно, интернализация адекватно определяется только в мотивационном плане: мерой мотивов, внутренне и внешне направленных, или мерой «мотивов отношения» и «мотивов достижения». Коротко говоря, интернализация есть воплощенная мотивация, смыслообразующая основа процессов самообразования человека. Личность как субъект есть личность, репрезентированная в таком психологическом образовании, как мотивация. Возвращаясь к первым двум стадиям личностного развития с позиции приведенного здесь определения субъекта, можно утверждать, что личность как индивид конституируется темпераментом, а личность как индивидуальность — характером. Темперамент, характер и мотивация, с учетом их взаимной компенсации и дополнительности, предопределяют то, каким образом может быть осуществлена объективация личности, в результате которой внутренние условия образования человека объединяются с условиями внешними. Это объединение представляет собою взаимное преломление внешнего и внутреннего, так что не все внутренние, потенциальные особенности, например, не все и не в той же самой степени черты характера, приобретают статус мотивов поведения, и тем более они не обязательно становятся актуализированными свойствами личности. Полное логическое завершение система образования человека как личности получает в процессе объективации ее взаимосвязанных макрохарактеристик. 4) Интеграция личности. Интеграция или актуализация свойств личности является продуктом и условием процесса их объективации. Она выражается мерой реализации человеческого потенциала в содержании всех видов деятельности и на протяжении всего жизненного пути человека. В явлении своей актуализации личность как объект представляет собою психологическое основание социализации человека. В актуализации реализуется возможность социальной и профессиональной интеграции личности в системе общественного развития труда. Социальная адаптация человека на этой стадии образования уже не непосредственна, не ситуативна, она является опосредствующей, т. е. предполагающей обретение личностью самой себя с помощью некоторых собственных «орудий» умственного и физического труда как средств процесса объективации. Адекватное смыслу актуализации личности понятие, дополняющее ряд: темперамент, характер, мотивация, -это способности, а также талант и гениальность. Эти понятия особенно акцентируют собою социальную сторону человеческих способностей, состоящую в том, что их актуализация зависит не только от активности самого человека, но и от встречной активности его окружения. Только в случае принятия обществом или отдельными его группами способности, талант и гениальность выявляются как таковые. Поэтому человек вынужден прилагать иногда весьма значительные усилия, чтобы найти условия и формы становления самодеятельности как деятельности социально и профессионально значимой. Таким образом, способности не сводятся к овладению некоторыми знаниями, навыками, умениями, вообще к овладению некоторыми элементарными функциями. Способности с этой точки зрения если и являются «функциями», то, согласно социокультурной теории Л. С. Выготского, высшими, причем не столько психическими, сколько именно психологическими. Способности как высшие психологические функции, высшие личностные образования оформляются в межличностном общении, преобразуясь и преобразуя собою все ранее возникающие личностные макрохарактсристики: темперамент, характер и мотивацию. В целом процессы субъективации и объективации совместно представляют собою социальное образование человека, его социализацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.006 с.) |