Методика Я. Стреляу Шкала оценок для измерения реактивности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Я. Стреляу Шкала оценок для измерения реактивности



 

Инструкция: Определите по четырехбалльной шкале интенсивность каждого из наблюдаемых свойств поведения испытуемого. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 — наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Так, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюдаемые движения совсем лишены энергичности.

Цифра 4 — самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения очень энергичны). Наиболее подходящая цифра зачеркивается. Результаты по всем десяти категориям суммируются, учитывая их принадлежность к вариантам.

 

  А В
1.Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение, нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. 1 2 3 4 Несмотря на продолжительную работу, не испытывает утомления.   1 2 3 4
2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться па выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. 1 2 3 4 Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает кроме своего занятия.     1 2 3 4
3. Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует.   1 2 3 4 При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности. 1 2 3 4
4. Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. 1 2 3 4 Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия. 1 2 3 4
5. Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. 1 2 3 4 Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно. 1 2 3 4
6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствия? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. 1 2 3 4 Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.   1 2 3 4
7. Ведет ли себя так же, как обычно в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит посещений. 1 2 3 4 Присутствие посетителей (директора) не смущает, воспринимается как естественное событие. 1 2 3 4
8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. 1 2 3 4 Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает. 1 2 3 4
9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания. 1 2 3 4 Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилии.   1 2 3 4
10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. 1 2 3 4 Тяжелые жизненные ситуации (болезни, смерть близких людей, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя». 1 2 3 4

Обработка результатов: Умножить полученное количество баллов на коэффициент К=60/40. Количество баллов, равное 20, соответствует минимуму проявления свойств реактивности и активности. Максимальное количество баллов — 80. Если количество «сырых» баллов составляет, например, 30 единиц, то переход к шкале 20-80 осуществляется так: 30 х 60/40 = 30 х 1,5 = 45; затем к 45 необходимо прибавить 20, чтобы выйти к началу этой общей для всех методик, универсальной шкалы, на которой строится единый профиль исследования личности по параметру реактивности, и далее по всем другим параметрам.

Приведенная методика Я. Стреляу может быть адаптирована для наблюдения особенностей поведения как дошкольников, так и взрослых людей. Приведем, например, адаптированную нами методику наблюдения поведения взрослых: инструкция этой методики аналогична приведенной выше, а текст предлагается следующий:

 

  А В
1. Как вы вообще работаете (умственно или физически, это не имеет значения)? Считаю, что в любой работе должны быть перерывы, иначе работа просто не может быть выполнена. 1 2 3 4 Считаю, что перерывы, за исключением действительно необходимых и кратких, только мешают работе. 1 2 3 4
2. Существует ли для вас проблема посторонних раздражителей? Такая проблема всегда существует, и я стремлюсь по возможности выйти из-под влияния всех посторонних обстоятельств, мешающих работе. 1 2 3 4 Такой проблемы вообще я не знаю. Все зависит только от того, насколько я увлечен(а) работой. 1 2 3 4
3. Вработе всегда возможны неудачи. Как вы к ним относитесь? Неудачи а работе свидетельствуют о ее плохой организации, а значит, есть объективные причины для прекращения такой работы, для демобилизации. 1 2 3 4 Неудачи в работе — это повод для того, чтобы проявить свои организаторские и коммуникативные способности. Неудачи только мобилизуют человека для успешной работы. 1 2 3 4
4. Если работа выполняется скем-то совместно, то вы предпочитаете взять ответственность на себя, нежели разделить ее с другими? Если работа выполняется совместно, то и ответственность за ее выполнение должна быть разделена, причем я охотно передам всю ответственность за эту работу другим. 1 2 3 4 Если работа выполняется совместно, то это еще не означает, что я могу с кем-то разделить ответственность за ее выполнение, при возможности я лучше постараюсь отвечать за выполнение работы единолично. 1 2 3 4
5. Работа выполняется зачастую в обстановке очень неблагоприятной. Что в этом случае вы предпринимаете? Я постараюсь по возможности полностью нейтрализовать неблагоприятные воздействия, иначе работа не может быть выполнена качественно. 1 2 3 4 Во всякой работе неблагоприятные обстоятельства постоянно присутствуют, и это еще не повод для того, чтобы ими заниматься, это только отвлекает от работы. 1 2 3 4
6. В работе могут встречаться серьезные препятствия организационного или содержательного характера. Как в этом случае вы поступаете? Препятствия в работе, скорее всего, приведут к неудачным результатам, а поэтому, может быть, вообще не стоит в таких условиях эту работу продолжать. 1 2 3 4 Препятствия в работе только помогают проявить силу воли и работоспособность, а поэтому работа в таких условиях меня даже еще больше привлекает. 1 2 3 4
7. Работа выполняется зачастую в присутствии посторонних людей, не всегда симпатизирующих вам. Кроме того, вашу работу могут критически рассматривать начальствующие или проверяющие лица. Как в этом случае вы работаете? Присутствие посторонних людей, а особенно начальства, меня выбивает из колеи, хотя внешне я стараюсь этого не обнаруживать. 1 2 3 4 Посторонние люди, а тем более начальство, — это только лишний повод обнаружить, насколько хорошо я умею работать. По-моему, совсем неплохо, если кто-то любуется тем, как я работаю. 1 2 3 4
8. Иногда работа бывает очень важной и срочной. Как вы в этом случае ее выполняете? Даже если важная и срочная работа хорошо подготовлена, я все равно не могу не волноваться за ее успешное выполнение. Тот, кто не переживает по этому поводу, просто вообще равнодушен к работе. 1 2 3 4 Если работа хорошо подготовлена, то не стоит вообще волноваться за ее успешное выполнение, волнения по этому поводу только мешают качественному выполнению работы. 1 2 3 4
9. Работа иногда бывает очень тяжелой и трудной. Стоит ли в этом случае вообще ее выполнять? Трудную или тяжелую работу я постараюсь разделить по возможности на части, а если это невозможно, то не стоит вообще выполнять такую работу, пока не найдется возможности эту работу разделить с другими людьми. 1 2 3 4 Трудная или тяжелая работа — это повод обнаружить свой потенциал, свои скрытые резервы. В любом случае такую работу лучше выполнить побыстрее, нежели слишком долго зависеть от нее. 1 2 3 4
10. Во всякой работе могут быть ситуации, когда человек испытывает связанные с нею или независимые от нее серьезные эмоциональные потрясения. Как вы с ними справляетесь? До тех пор пока я испытываю эти эмоциональные потрясения, я не могу работать нормально и с трудом затем вхожу в работу. 1 2 3 4 Я не считаю, что какие-либо эмоциональные потрясения должны иметь влияние на мою обычную работу. Если кто-то или что-то выводит меня из душевного равновесия, я достаточно быстро вновь вхожу в работу. 1 2 3 4

 

Обработка результатов как оригинальной методики Я. Стреляу для учащихся, так и разработанной нами методики осуществляется, по нашему мнению, эффективнее всего следующим образом: во-первых, нужно графически, с использованием универсальной шкалы, отобразить два встречных вектора реактивности и активности и обозначить на этих горизанталях те значения, которые были получены соответственно по вариантам «А» и «Б». Затем необходимо перейти к психологически более адекватному вектору активности, отобразив на его шкале результат, представленный предварительно по вектору реактивности (см. рис. 12.2).

Показанные на рис. 12.2 значения 54 и 60 соответствуют среднему значению 57, то есть это среднее значение и выражает собою численную меру проявления индивидных психологических свойств личности, соответствующую типу темперамента «сангвиник», причем точность самонаблюдения в данном примере составляет ± 3, а именно:

А = 57±3,

где «А» — это психологическая активность, определенная с точностью 5,2 %. На рисунке также показано, что различие между 60 и 80 по вектору активности в точности соответствует различию между 20 и 40 по вектору реактивности, эти различия составляют 20 единиц. Если же определение активности осуществляется не графически, а только математически, то значение, соответствующее реактивности на векторе активности, определяется по формуле:

A=100-R

или, в данном примере, если R = 40, то А = 100-40 = 60, то есть получается тот же самый результат проявления реактивности по вектору активности, который и показан на рисунке.

Обе методики для определения активности—реактивности поведения как учащихся, так и взрослых представляют собой реализацию очень ценного методического приема организации наблюдения или самонаблюдения. Этот методический прием может быть использован и для экспертной оценки того или иного проявления психологической активности человека, относятся ли эти проявления к сфере темперамента, характера, способностей или мотивации. Собственно, этот же самый методический прием применяется, например, К. Роджерсом в его работе «Групповая психотерапия», где 10 экспертов, оказывается, с точностью до 0,05 % оценивают или исключают присутствие того или иного психотерапевтического эффекта по наблюдению видеозаписи группового психологического тренинга.

 

Рис. 12.2. Способ графического представления обработки результатов по (само)наблюденню проявления индивидных психологических свойств личности с помощью векторов активности и реактивности

 

Вместе с тем, применяя методики (само)наблюдения психологической активности—реактивности в поведении человека, всегда полезно сопоставлять результаты этих методик с результатами, получаемыми по опросникам, составленным для оценки тех же самых характеристик личности.

Оценка темперамента как меры проявления индивидных психологических свойств может быть, в частности, проведена по методике Я. Стреляу, предлагаемой ниже. В инструкции к этой методике указано, что следует отвечать на вопросы только «да» или «нет», а в инструкции по обработке результатов вводится дополнительный вариант «не знаю». Это разночтение необходимо. По опыту известно, чти всегда находятся испытуемые, которые, если им будет предложен и последний вариант, слишком часто будут отвечать уклончиво, так что в конечном счете при обработке результатов возникнет абсолютная неопределенность.

В целом смысл методики Я. Стреляу, несмотря на физиологическую терминологию, является (подчеркиваем!) безусловно психологическим. Логика обработки результатов применения этой методики показана на примере схемы 1 (§ 12.4). Текст методики «Личностный опросник Я. Стреляу» приводится ниже в параграфе 12.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.018 с.)