Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика Я. Стреляу Шкала оценок для измерения реактивностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Инструкция: Определите по четырехбалльной шкале интенсивность каждого из наблюдаемых свойств поведения испытуемого. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения. Цифра 1 — наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Так, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюдаемые движения совсем лишены энергичности. Цифра 4 — самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения очень энергичны). Наиболее подходящая цифра зачеркивается. Результаты по всем десяти категориям суммируются, учитывая их принадлежность к вариантам.
Обработка результатов: Умножить полученное количество баллов на коэффициент К=60/40. Количество баллов, равное 20, соответствует минимуму проявления свойств реактивности и активности. Максимальное количество баллов — 80. Если количество «сырых» баллов составляет, например, 30 единиц, то переход к шкале 20-80 осуществляется так: 30 х 60/40 = 30 х 1,5 = 45; затем к 45 необходимо прибавить 20, чтобы выйти к началу этой общей для всех методик, универсальной шкалы, на которой строится единый профиль исследования личности по параметру реактивности, и далее по всем другим параметрам. Приведенная методика Я. Стреляу может быть адаптирована для наблюдения особенностей поведения как дошкольников, так и взрослых людей. Приведем, например, адаптированную нами методику наблюдения поведения взрослых: инструкция этой методики аналогична приведенной выше, а текст предлагается следующий:
Обработка результатов как оригинальной методики Я. Стреляу для учащихся, так и разработанной нами методики осуществляется, по нашему мнению, эффективнее всего следующим образом: во-первых, нужно графически, с использованием универсальной шкалы, отобразить два встречных вектора реактивности и активности и обозначить на этих горизанталях те значения, которые были получены соответственно по вариантам «А» и «Б». Затем необходимо перейти к психологически более адекватному вектору активности, отобразив на его шкале результат, представленный предварительно по вектору реактивности (см. рис. 12.2). Показанные на рис. 12.2 значения 54 и 60 соответствуют среднему значению 57, то есть это среднее значение и выражает собою численную меру проявления индивидных психологических свойств личности, соответствующую типу темперамента «сангвиник», причем точность самонаблюдения в данном примере составляет ± 3, а именно: А = 57±3, где «А» — это психологическая активность, определенная с точностью 5,2 %. На рисунке также показано, что различие между 60 и 80 по вектору активности в точности соответствует различию между 20 и 40 по вектору реактивности, эти различия составляют 20 единиц. Если же определение активности осуществляется не графически, а только математически, то значение, соответствующее реактивности на векторе активности, определяется по формуле: A=100-R или, в данном примере, если R = 40, то А = 100-40 = 60, то есть получается тот же самый результат проявления реактивности по вектору активности, который и показан на рисунке. Обе методики для определения активности—реактивности поведения как учащихся, так и взрослых представляют собой реализацию очень ценного методического приема организации наблюдения или самонаблюдения. Этот методический прием может быть использован и для экспертной оценки того или иного проявления психологической активности человека, относятся ли эти проявления к сфере темперамента, характера, способностей или мотивации. Собственно, этот же самый методический прием применяется, например, К. Роджерсом в его работе «Групповая психотерапия», где 10 экспертов, оказывается, с точностью до 0,05 % оценивают или исключают присутствие того или иного психотерапевтического эффекта по наблюдению видеозаписи группового психологического тренинга.
Рис. 12.2. Способ графического представления обработки результатов по (само)наблюденню проявления индивидных психологических свойств личности с помощью векторов активности и реактивности
Вместе с тем, применяя методики (само)наблюдения психологической активности—реактивности в поведении человека, всегда полезно сопоставлять результаты этих методик с результатами, получаемыми по опросникам, составленным для оценки тех же самых характеристик личности. Оценка темперамента как меры проявления индивидных психологических свойств может быть, в частности, проведена по методике Я. Стреляу, предлагаемой ниже. В инструкции к этой методике указано, что следует отвечать на вопросы только «да» или «нет», а в инструкции по обработке результатов вводится дополнительный вариант «не знаю». Это разночтение необходимо. По опыту известно, чти всегда находятся испытуемые, которые, если им будет предложен и последний вариант, слишком часто будут отвечать уклончиво, так что в конечном счете при обработке результатов возникнет абсолютная неопределенность. В целом смысл методики Я. Стреляу, несмотря на физиологическую терминологию, является (подчеркиваем!) безусловно психологическим. Логика обработки результатов применения этой методики показана на примере схемы 1 (§ 12.4). Текст методики «Личностный опросник Я. Стреляу» приводится ниже в параграфе 12.3.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.008 с.) |