Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема взаимосвязи темперамента и характераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При статическом сопоставлении параметров реактивности и активности личности их противоречивые взаимоотношения обычно не принимаются во внимание. Это особенно относится к вербальным методикам исследования темперамента через призму свойств характера и наряду с ними. Такой подход осуществляется в психодиагностике преимущественно на основаниях интуиции и опыта, а также многочисленных статистических подтверждений валидности и надежности методик. Статистические обоснования, разумеется, необходимы, но они вовсе не являются исчерпывающими условиями психодиагностической работы. В данном контексте это положение касается рассмотрения следствий применения вербальных методик без адекватного их теоретического обоснования. Начиная с известнейших опросников Г. Айзенка, прямолинейное экстраполирование получаемых с их помощью результатов (относящихся к статике связей натурального и культурного рядов) на динамику отношений, без которых невозможен диагноз и прогноз, приводит в теоретический тупик. Так, например, и происходит при игнорировании особенностей динамики указанных связей, выражающихся фактом независимости (вплоть до противоположности) и многозначности изменений психики по векторам реактивности и активности. Получаемые корреляции, казалось бы, однозначно утверждают обусловленность социального и личностного генетическими основаниями индивидуальных различий. Это особенно касается наследования различных аффективных расстройств и шизофрении, наиболее различных по своей клинике заболеваний. Известно также, что монозиготные близнецы оказываются более сходными, чем дизиготные. Но темперамент и характер, как и другие психические образования, гораздо более относятся к способам функционирования личности, а не к расстройствам поведения. Что же касается сведений о сходности фенотипов близнецов, то по наиболее известным лонгитюдинальным исследованиям было установлено, что при всех сходствах «...исследование взрослых монозиготных близнецов обнаружило поразительные различия между ними. Они проявляются не в тех способностях, которые в норме описываются как «интеллект», а в складе психики и жизненных стремлениях, в контроле за поведением и до некоторой степени даже в темпераменте... эти результаты показывают, как окружающая среда может влиять и влияет даже при одинаковой генетической основе». (Фогель Ф., Мотулъски Л. Генетика человека. — Т. 3. — С. 82, 84-85, 124). Относительно исследований Г. Айзенка здесь же указывается, что они «сфокусировали внимание на взаимных отношениях поведения и функций мозга. Однако до сих пор не появилось сколько-нибудь определенных заключений относительно генетических механизмов поведения». Таким образом, диагноз, прогноз и попытки статического построения типологий, опираясь на генетику индивидуальных различий, в лучшем случае отражают лишь один из не самых существенных аспектов проблемы объяснения межиндивидуальной изменчивости поведения, более связанной с фенотипическими явлениями активности и реактивности личности. Человек как наиболее свободное, автономное живое существо располагает средствами, позволяющими в принципе осуществлять контроль как над окружающей его средой, так и над своей генетической конституцией и личностным развитием. Динамика самодеятельности человека, проявляющаяся в его активности и реактивности, является основанием того, что фенотип не обусловливается генотипом, а наоборот, правильнее считать, что в генотипе закреплены только наиболее общие возможности проявления сущности всего живого. Эти возможности относятся к способам (формам) отражения и, в частности, к способам информационного обмена и обмена веществ. Действительно, две нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) не обеспечивают с помощью генетического кода и мутаций никаких иных возможностей, кроме передачи информации, связанной с наследственными признаками специфических форм (способов) существования разновидностей всего живого. Еще более обобщенно, для материи вообще, этот подход также остается верным, поскольку материя иначе не существует и в своих состояниях ничем прежде всего так не различается, как способами своего движения, отражения и взаимодействия. Так, например, по способам взаимодействия в их структурах различаются и генетические коды, и состояния вещества (твердое тело, жидкость, газ и плазма). В целом движение материи, ее сохранение и превращение, а также развитие всего живого характеризуются прежде всего способами существования, представляющими собою меры единства форм и содержания. Принцип развития, адекватный этому положению, является наиболее общим. Исходя из его максимального раскрытия необходимо признать автономность фенотипа человека от генотипа. Мы имеем в виду, что в последнем не может содержаться никакой однозначной информации, связанной с непосредственными индивидуальными различиями поведения. Поиски в генотипе причин преступного или альтруистического поведения означают игнорирование предметов психологии и других смежных с нею дисциплин. Подобным же игнорированием принципов развития и единства материального и духовного мира является и постановка на их место различных вариантов принципа нервизма, следуя которому способы поведения являются функциями нервной системы, а психика есть функция и свойства мозга. В своем учебнике психологии С. Л. Рубинштейн, вопреки невозможности дать иное определение этой науки в условиях господства нервизма, тем не менее изящно проводит адекватное понимание ее предмета: «Психология — наука о психических явлениях, представляющих собой функцию мозга, отражение объективной действительности» [106] (выделено мной. — О. Е.). Таким образом, психические явления связаны с функциями мозга не непосредственно, а опосредованно, являясь отражением объективного мира в субъективном мире человека, в образе мира, способы построения которого воплощают отношения человека к этому миру. Следовательно, напрасно искать основания психодиагностики, источники психики и причины поведения в генетике или в функциях мозга и нервной системы подобно тому, как ранее разыскивалось вместилище души в материальном или в идеальном мирах. Психика и поведение человека могут быть объяснены относительно независимо, исходя из него самого. Возникнув в качестве одной из форм отражения материи, психика развивается в онтогенезе и филогенезе относительно самостоятельно, по собственным законам, которые выражают становление специфических способов отражения мира (от явлений инстинктов, до явлений сознания). При этом их генетические предпосылки для человека не столько укрепляются в строении генетического кода, сколько все более «очищаются» и интегрируются вплоть до только самого общего обозначения тенденций обработки информации и обмена веществ в процессах взаимоотношения внешнего и внутреннего. На таком уровне интеграции главное значение имеют именно способы осуществления отношений, а не особенности объекта и субъекта. Исчезает необходимость сравнивать вклады в психику и поведение человека природного и приобретенного, объективного и субъективного, биологического и социального. Так Ж. Годфруа цитирует мысль А. Хебба: «Определить удельный вес каждого из этих факторов — это все равно что пытаться выяснить, от чего больше зависит площадь прямоугольного поля — от его длины или ширины» [29,467]. Важным становится не содержание и вклад каких-либо факторов в поведение человека, а то, как именно при жизни человека формируются его разноуровневые отношения и какими способами они реализуются. Это и является наиболее последовательным пониманием психики как единой совокупности способов активного отражения и взаимодействия человека с миром. Закрепленные в генотипе спефицические тенденции обработки информации и обмена веществ многообразно, неравномерно и гетерохронно реализуются на всех уровнях организма и личности — от структуры генетического кода ДНК ядра клетки до структуры личности и на протяжении всего жизненного пути человека. Поэтому неверно утверждать, например, что тип нервной системы может «определять» или «являться основой» типа темперамента или типа характера. Все формы функционирования нервной системы, темперамента и характера равноправно соединенно и относительно независимо обеспечивают единство психики, имея общим своим «началом» единую сущность способов отношения человека к миру. В пределе, на всех уровнях психической организации на основе единства ее форм могло бы иметь место прежнее классическое взаимооднозначное соответствие типов, которое было так желательно при статическом сопоставлении реактивности и активности и поиске матери альных воплощений этого соответствия в телосложении, группе крови отпечатках пальцев и т. д. Но отсутствие доказательств справедливости этих статических сопоставлений, несовместимых с принципом развития и противоречивым единством личности, позволило Б. М. Теплову вообще усомниться в целесообразности типологического подхода в диагностике, «поскольку свойства нервной системы делают некоторые формы поведения лишь более вероятными и сложность факторов, опосредующих эту зависимость, настолько велика, что уверенное прогнозирование поведения по параметру типологии почти невозможно», — так излагает эту мысль Б. В. Зейгарник и приводит мнение П. Б, Ганнушкина о ценности жизненной практики, заключая: «...не сам тип является ядром личности а тот путь, который избрал человек, те мотивы, которые движут его поступками, то, как он сам регулирует свое поведение» [40,69]. Б. В. Зейгарник, по существу отрицая ценность прежних классических типологий, подчеркивает значение самостоятельного выбора пути, то есть способов и мотивов осуществления человеком активно го, избирательного отношения и поведения. Тем самым утверждается необходимость субъективно-причинного подхода в психологии и типологии. Но этот подход и является основанием реабилитации значения типологий в психодиагностике, при том условии, что они становятся не только эмпирическими, но и причинными, то есть: 1) вскрывающими основные причины экспериментально установленных индивидуальных различий; 2) не заимствующими для их объяснения внепсихологического содержания. Необходимо подчеркнуть при этом еще одну особенность причинных типологий: они имеют синтетическую, интегрирующую и конструктивную направленность. Это отвечает идее неразделимости реальной психики, единства и целостности личности, всегда присутствующих в научном и в житейском представлениях. Физиология и психология человека изначально конструктивны как в смысле их направленности на единый положительный результат, на самоактуализацию личности, так и в смысле того, что они конструируются, строятся по единым принципам и способам функционирования, нарушение которых и обозначаются как расстройства. Конструктивность и единство психики человека нашли свое отражение в принципах субординации и координации, выдвинутых Б. Г. Ананьевым. В физиологии высшей нервной деятельности эти принципы раскрыты Ю. И. Александровым в понятиях иерархии и гетерархии [4, 33-37].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.008 с.) |