Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Глава 16. Диагностика интересов и профессиональных склонностей
В этой главе приводятся, в общем, довольно известные методики, сохраняющие вместе с тем свою актуальность, если представить их в контексте целостного, системного исследования развития психологической активности личности.
1. Дифференциально-диагностический опросник, модернизированный (ДДО—М), созданный Е. А. Климовым, был неоднократно опубликован, в том числе в учебниках для учащихся средней школы, однако он не имеет конкуренции вследствие достаточно глубокой теоретической его обоснованности и доступной формы подачи и обработки материала. В этот опросник мы не вносим никаких изменений, используя его результаты для ориентировки в интерпретации других методик, а также перед началом собеседований по профконсультации. Полезно применение ДДО в связи со многими профориентационными опросниками, в том числе и в связи с TSI кубиками Кооса.
2. Анкета интересов А. Е. Голомштока, также многократно и широко опубликованная, но и в модифицированных вариантах уже исторически себя пережившая. Первый ее вариант опубликован А. Е. Голомштоком. Здесь приводится адаптированный нами вариант методики, используемый со шкалой 20—80.
3. Методика «Структура интересов» В. Хеннинга (перевод с немецкого) из-за историко-литературных ограничений доступности содержания, а более всего из-за слабо проработанной процедуры использования переделана нами в наибольшей степени, и также для общей шкалы 20—80. Идеи, лежащие в основе этой методики, являются весьма актуальными, поскольку важно не только знать содержание интересов консультируемых учащихся или взрослых, но и увидеть взаимосвязь этих интересов, их структуру. Несомненно, что этот подход является менее описательным, зато более научным, более психологичным.
Содержание всех трех методик сведено нами воедино в конце этого параграфа на примере построения профиля интересов и склонностей конкретного испытуемого. Этим содержанием и завершается данная глава, но мы подчеркнем, что затронутые в ней проблемы требуют специального рассмотрения.
Методика 1 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
Опросный лист к методике «ДДО-М»
1а Ухаживать за животными
2а Помогать больным людям, лечить их
3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)
5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи
6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения
9а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
10а Лечить животных
11а Выводить новые сорта растений
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
15а Составлять точные описания -отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а Делать лабораторные анализы в больнице
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. и.
19а Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
| или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
или
| 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
3б Следить за состоянием, развитием растений
4б Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
5б Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)
7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном трактором, тепловозом и др.
8б Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10б Выполнять вычисления, расчеты
11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17б Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
|
Ч-П
| Ч-Т
| Ч-Ч
| Ч-ЗТ
| Ч-ХО
| 1а
| 1б
|
| 2б
| 3а
| 3б
| 4а
| 2а
| 5а
| 5б
| 6а
|
| 4б
|
| 7а
|
| 7б
| 6б
|
| 8б
|
| 9а
| 8а
| 9б
|
| 10а
|
|
| 10б
|
| 11а
| 11б
| 12а
| 12б
| 13а
| 13б
| 14а
| 14б
| 15а
| 15б
| 16а
|
| 16б
|
| 17а
|
| 17б
| 18а
|
| 18б
|
| 19а
|
| 19б
|
| 20а
|
|
| 20б
|
|
(Ч—П) — человек—природа; (Ч—Т) — человек—техника; (Ч—Ч) — Человек—человек; (Ч—ЗТ) — человек—знаковая техника, знаковый образ; (Ч—ХО) — человек—художественный образ.
Методика 2 Анкета интересов
В зависимости от привлекательности содержания приведенных ниже фраз зачеркните одну из четырех цифр по принципу: 1 -совершенно неприемлемо; 2 — неприемлемо; 3 — приемлемо; 4 — вполне приемлемо.
1. Физика
2. Математика
3. Химия
4. Книги или статьи об астрономии
5. Опыты над животными
6. Жизнь и работа врачей
7. Сельскохозяйственные растения и животные
8. Лес
9. Произведения классиков мировой литературы
10. Газеты, журналы, слушать новости по радио, смотреть телепередачи
11. История
12. Театры, музеи, художественные выставки
13. Художественная или научно-популярная литература о геологических экспедициях
14. Различные страны, их экономика, государственное устройство
15. Общественная работа (организовывать, сплачивать на какое-нибудь дело)
16. Работа милиции
17. Читать о моряках, летчиках
18. Работа воспитателя
19. Знакомиться с устройством и работой станков
20. Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете
21. Читать о строителях
22. Изготовление продуктов питания
23. Достижения техники
24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов
25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике
26. Читать научно-популярную литературу (или более специальную) по математике
27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т. д.)
28. Смотреть телепередачи о небесных светилах
29. Изучать биологию
30. Узнавать сведения о причинах и лечении болезней, об уходе за больными
31. Изучать ботанику
32. Проводить время в лесу
33. Читать литературно-критические статьи
34. Активно участвовать в общественной жизни
35. Читать книги об исторических событиях
36. Слушать оперную и симфоническую музыку
37. Узнавать об исследовании новых месторождений полезных ископаемых
38. Узнавать о географических открытиях
39. Обсуждать текущие дела и события
40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших
41. Работа на железнодорожном транспорте
42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение
43. Знакомиться с различными инструментами для ручного труда
44. Составлять и вести записи, картотеки, собирать вырезки из газет и журналов
45. Узнавать о новых достижениях в области строительства
46. Посещать фабрики
47. Знакомиться с новыми достижениями современной техники, слушать и смотреть специальные радио-и телепередачи, посещать технические выставки
48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники
49. Делать опыты по физике
50. Решать сложные математические задачи
51. Делать опыты по химии, следить за ходом химических реакций
52. Наблюдать за небесными светилами
53. Вести наблюдения за ростом и развитием животных и растений
54. Делать повязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.
55. Выращивать животных, растения и ухаживать за ними
56. Собирать гербарий лесных растений
57. Пробовать писать рассказы и стихи
58. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей
59. Участвовать в историческом кружке, специально разыскивать сведения, чтобы все больше и больше знать о событиях прошлого
60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене
61. Собирать минералы, рассматривать их, накапливать знания о них
62. Изучать природу, жизнь родного края
63. Организовывать общественные мероприятия в школе
64. Узнавать о поступках и поведении людей, которые они хотели бы скрыть
65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль
66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо рассказывать, помогать им)
67. Мастерить различные детали и предметы
68. Организовывать питание во время походов
69. Бывать на стройках
70. Уроки домоводства
71. Собирать и ремонтировать различные механизмы: велосипед, швейную машину, часы и т. п.
72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы
73. Заниматься в кружке физики
74. Заниматься в кружке математики
75. Готовить растворы, взвешивать реактивы
76. Посещать планетарий
77. Посещать кружок биологии
78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь
79. Наблюдать за живой природой и вести записи своих наблюдений
80. Сажать деревья и ухаживать за ними
81. Работать со словарем и литературными источникам) библиографическими справочниками
82. Быстро переключаться с одного дела на другое
83. Выступать с докладами на исторические темы
84. Играть на музыкальных инструментах или рисовать, или резать по дереву, или заниматься каким-либо другим видом изобразительно-художественной деятельности
85. Составлять или копить описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли)
86. Участвовать в географических экспедициях
87. Выступать в классе с сообщениями о международном положении
88. Помогать в работе милиции
89. Кружок юных моряков
90. Выполнять работу воспитателя
91. Уроки труда
92. Помогать покупателю приобретать одежду в магазине, которая больше всего ему нужна
93. Наблюдать за работой строителя
94. Знакомиться со швейным производством
95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей
96. Конструировать радиоприемники и электроприборы
97. Участвовать в олимпиадах по физике
98. Участвовать в математических олимпиадах
99. Решать сложные задачи по химии
100. Участвовать в астрономическом кружке
101. Проводить опыты над животными
102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней
103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур
104. Быть членом общества охраны природы
105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях
106. Анализировать явления и события жизни
107. Собирать материал на исторические темы
108. Интересоваться теорией и историей искусства
109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе
110. Составлять или копить географические карты и другие географические материалы
111. Изучать и сравнивать политический строй различных стран
112. Знакомиться с работой юриста
113. Посещать кружок юных космонавтов
114. Работа учителя
115. Бывать на заводах
116. Оказывать людям различные бытовые услуги
117. Принимать участие в строительных работах
118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров
119. Разбираться в технических чертежах и схемах
120. Пользоваться точными измерительными приборам и производить расчеты по измерениям
121. Проводить опыты по физике
122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул
123. Выполнять задания с применением знаний по химии
124. Копить, уточнять сведения о другой планете
125. Читать о деятельности известных биологов
126. Быть активным членом санитарных дружин
127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда
128. Узнавать о новых достижениях лесного хозяйства
129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний
130. Вести личные дневники, писать в газеты
131. Изучать историческое прошлое других стран
132. Слушать музыку, рассматривать произведения живописи, по несколько раз смотреть в театре одну и ту же пьесу
133. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов
134. Изучать географию нашей планеты
135. Узнавать о жизни политических деятелей
136. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого, литературного героя
137. Читать книги о средствах передвижения
138. Обучать и воспитывать детей
139. Рассматривать новые машины
140. Постоянно общаться со многими людьми
141. Проектирование строительных объектов
142. Посещать выставки легкой промышленности
143. Выполнять сложные чертежи, проектировать
144. Разбираться в сложных радиосхемах
| 1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
|
|