Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание и самосознание человека в структуре его психологической активностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным — как цель и как процесс, выражающий непрерывное становление, самообразование и образование человека. «Границы» существования организма и личности не совпадают по признаку времени: организм существует в координатах физического времени, а личность — в координатах психологического возраста человека. Если иметь в виду признак времени, то личность складывается задолго до рождения человека, — как только начинает складываться человечество. Принадлежа человечеству, личность не исчезает после физической смерти человека. Влияние человека как личности во времени необратимо, и поэтому велика ответственность человека за то, как он образует и проявляет себя по отношению к природе и обществу. Известно, что обстоятельства в такой же мере творят человека, в которой человек творит обстоятельства. Действительно, обстоятельства при рождении нами не выбираются, поэтому они образуют человека в детстве. Но чем старше становится человек, тем в большей степени он сам творит обстоятельства и образует себя как Человека. В принципе, человек всегда может изменить характер своей жизни так, чтобы в конце концов прожить именно свою собственную жизнь, реализовать свои способности, выстроить наиболее приемлемый жизненный путь. Основой развития человека как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность относительно независимы друг от друга, подобно тому как знак, символ относительно независим от того, что им обозначается. Деятельность, по определению, имеет предметный характер, она предметна. Активность, в отличие от деятельности, имеет символический характер, она символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается или которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность. Существенны как отношения, которые выражаются человеком в его деятельности, так и отношения к этой деятельности, к самому бытию. Непосредственно в самой деятельности сознание не формируется, деятельность может осуществляться и автоматически, и бессознательно, и, наконец, бессмысленно. Она может быть уподоблена, используя сравнение Л. С. Выготского, «завязыванию узелков на память». — смысл «узелков» обнаруживается для человека только в содержании его активности, в его общественных отношениях, относительно независимых от «завязывания» этих «узелков». В одной и той же деятельности — учебной, трудовой и т. д. — различные люди в различных обстоятельствах обнаруживают ее уникальный смысл. Сознание образуется на фоне или на основе деятельности как привнесение смыслов и целей в эту деятельность благодаря активности человека, выражающей его отношения, изменяющиеся по ходу деятельности. Продуктами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и смысл, цели и ценности — вообще отношения, которые демонстрируют активность человека и представляют содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания. Сознание формируется в отношениях бытия, а самосознание — в отношениях к бытию. Активность, в которой формируется сознание, более тесно связана с деятельностью, устремлена на ее результаты, цели и на сообщение смысла. Эта форма активности, которая чаще всего обнаруживается в процессах учебной деятельности, может быть определена как активность достижения (АД). Соответственно, активностью отношения (АО) является та, в которой формируется самосознание. Общим для АО и АД является понятие отношений. АО и АД могут быть взаимосвязаны так, что человек может в своем самосознании и соглашаться, и не соглашаться с тем, что им делается. В своем самосознании человек вообще может быть активным в совершенно иных отношениях, не связанных с актуальным содержанием деятельности и сознания; в данный момент и в данной ситуации самосознание может быть отвлечено настолько далеко от настоящего, что становится возможным констатировать парадокс отсутствия присутствующего и выполняющего некоторую деятельность человека. На фоне бытия и сознания человека возникает его инобытие и адекватное этому инобытию самосознание, его духовное самоопределение, относительно независимое от деятельности и сознания, от движений его души. Душевное и духовное, сознание и самосознание относительно независимы друг от друга, к тому же и то, и другое относительно независимы от содержания деятельности. Самосознание выражается в активности отношения, в ней оно и образуется. Необходимо отметить, что активность отношения представляет собою двойное отношение, т. е. отношение к отношениям, или совокупность «сигналов о сигналах». При этом не следует понимать взаимосвязь деятельности, сознания и самосознания как представляющую три последовательных уровня образования разума человека. Эти понятия характеризуют человеческий разум одновременно и совместно, как только проявляется, даже в элементарных формах, психологическая самостоятельность человека. Действия и потребности ребенка выступают как образующие деятельность и активность достижения и одновременно как образующие отвлеченную от последних активность отношения, проявляющуюся в переживаниях, самочувствии и, наконец, в мотивах поведения этого ребенка. В конечном счете именно самочувствие ребенка как становящееся его самосознание оказывается определяющим во всей его жизнедеятельности. Точно так же для взрослого человека самосознание должно определять и в конце концов определяет всю его жизнь. Разумеется, человек устремлен к известной гармонии деятельности, сознания и самосознания. Эта гармония в элементарной форме существует прежде всего в раннем детстве. Поэтому, например, Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстой в этом смысле справедливо замечают, что идеал нравственного состояния счастья находится не впереди, а позади. Это не означает, что человек должен возвратиться к своему природному, естественному состоянию, но предполагает высокую ответственность человека за все то, что составляет сферу его культуры, чтобы достичь гармонии культуры и «натуры», социокультурных и природных компонентов мира человека. В содержании мира человека и в структуре личности координаты «сознания—самосознания» полностью определяют его деятельность. В сфере этих координат происходит образование человека; только этими координатами определяется развитие личности, системное развитие человека, или его персонализация, как единство ассимиляции и социализации. Все другие координаты или свойства, определяющие существование человека, принципиально должны соотноситься снаправлениями самосознания и сознания, или направлениями, векторами АО и АД, образующими систему координат, состоящую из четырех квадрантов. Каждый из квадрантов, составляющих систему координат, репрезентирует отдельную макрохарактеристику человека. В соответствии со взглядами Б. Г. Ананьева, системное личностное образование человека дифференцируется в четырех его макрохарактеристиках, где он выступает, во-первых, как индивид, во-вторых, как индивидуальность, в-третьих, как субъект и, наконец, в-четвертых, как объект (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Структура развивающейся личности человека
Соответственно, системный процесс образования человека как личности или его персонализации дифференцируется в четырех основных процессах: индивидуации, индивидуализации, субъективации и объективации. Продуктами и условиями последних выступают: темперамент, характер, мотивация и способности человека. Эти четыре основные личностные, или антропологические и психологические образования постоянно сосуществуют и целостно представляют процесс образования человека как личности, причем одно из этих образований может доминировать, тем самым конкретно определяя способ существования человека. Способ личностного развития выражает собою неравномерность и гетерохронность единого процесса эволюции личности. На инструментальном, прикладном уровне понимания процесса образования человека система координат «самосознание—сознание» (или АО—АД) может быть представлена в понятиях «интервальность» и «экстернальность». Интернальность представляет собою самосознание, или отношения «извне» и «сверху». Характеристики «извне» и «сверху» означают, что и чувства, и самосознание человека образуются в культуре, которая по отношению к нему никогда не перестает быть внешней, поскольку человек в принципе не может растворяться в культуре (т. е. овладеть ею полностью), но всегда ориентирован на свое самосохранение в ней. Человек существует, если существует культура чувств, культура отношений, если существует воспитывающая и питающая его цивилизация. Интернальность обнаруживает свободно возлагаемую человеком на себя ответственность перед культурой и цивилизацией, перед самим собою. Экстернальность адекватна обращенному «вовне» или «вовнутрь» сознанию человека, образующемуся благодаря его активности в процессах социализации и ассимиляции. Средствами этих процессов выступает все то, что составляет содержание культуры и языка, а также исторически обусловленные способы, правила пользования этими средствами. Активность достижения и сознания, репрезентированные в экстравертности, выступают здесь в формах потребностей и речи. Способы удовлетворения потребностей и правила построения речи выявляют орудийную, символическую природу сознания человека. Экстравертность человека выражает степень его включенности в процессы социализации и аккультурации, где особенное место занимают педагогические системы образования человека. Эти системы могут быть как государственными, так и альтернативными, но объективно они всегда являются системами социализации и аккультурации человека, в которых он исторически своеобразно развивается как личность. Понятия образования, социализации и аккультурации являются социально-исторически определенными, причем, например, в XIX веке они буквально сходились в одном единственном их смысле: «формирование образа» человека. Этот образ общественно-исторического человека воплощается в его развивающейся личности. Логическая структура этой личности относительно независима от содержания тех или иных систем образования. В противном случае следовало бы признать, что сущность человека не является исторически преемственной и человек возникает каждый раз заново с появлением каждой новой системы образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.007 с.) |