Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика 1 Самооценка экстравертности, ригидности и тревожностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Бывает ли у вас так, что вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте? 2. Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове? 3. Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо? 4. Считаете ли вы, что на ваше слово можно положиться? 5. Можете ли вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании? 6. Бывает ли у вас часто так, что вы приняли решение слишком поздно? 7. Считаете ли вы свою работу чем-то «само собой разумеющимся»? 8. Любите ли вы работу, требующую значительной сосредоточенности внимания? 9. Любите ли вы вести разговоры о вашем прошлом? 10. Трудно ли вам забыть о ваших делах, обо всем даже на оживленной вечеринке? 11. Преследуют ли вас иногда мысли и образы так, что вы не можете спать? 12. Когда вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли в то же время и работой своих товарищей? 13. Часто ли бывают случаи, когда вам необходимо остаться одному? 14. Считаете ли вы себя счастливым человеком? 15. Смущаетесь ли вы в присутствии лиц другого пола? 16. Тревожит ли вас чувство вины? 17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание? 18. Трудно ли вам переключится с одного экзамена на другой? 19. Часто ли вы ощущаете свое одиночество? 20. Много ли времени вы проводите в воспоминаниях о лучших днях своего прошлого? 21. Предпочитаете ли вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях? 22. Верно ли, что вас довольно трудно задеть? 23. Часто ли вы чувствуете неудовлетворенность? 24. Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если вам предстоит другая, более интересная? 25. Бывает ли у вас такое ощущение, что ваша работа для вас — дело жизни и смерти? 26. Трудно ли вам отказаться от привычек, которые вам не по душе? 27. Любите ли вы размышлять о своем прошлом? 28. Считаете ли вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается? 29. Легко ли вас задеть за живое по различным поводам? 30. Склонны ли вы к быстрым и решительным действиям? 31. Всегда ли вам думается после какого-либо поступка, что вам следовало сделать иначе? 32. Легко ли вы переходите от одного дела к другому? 33. Бывает ли у вас время от времени ощущение одиночества? 34. Работаете ли вы иногда так, будто от этого зависит ваша жизнь? 35. Можете ли вы быстро прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания? Обработка результатов. Тревожность определяется суммой баллов за ответы «да» на вопросы 1, 2,4, 10, 11, 16, 23, 25, 29, 31,34 и за ответы «нет» на вопросы 5,7,14,15,17,22,28.
ЛТз = (сумма «да» + сумма «нет») х 60/18 + 20.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Ригидность определяется суммой баллов за ответы «да» на вопросы 18, 24, 26 и за ответы «нет» на вопросы 3, 12, 32, 35.
Р = (сумма «да» + «нет») х 60/14 + 20.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла. Экстравертность определяется суммой баллов за ответы «да» на вопросы 6, 8, 9,13, 19, 20, 21, 27, 33 и за ответ «нет» на вопрос 30.
Э = (сумма «да» + сумма «нет») х 60/20+ 20.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 2 балла. Максимальное количество баллов — 80, и поэтому интерпретация результатов в связи с характером активности будет следующей: низкий — 20-30; средний — 31-45; высокий — 46 и выше. Экстравертность, то есть обращенность личности вовне (вплоть до самоотчуждения), по нашим данным, статистически связана с характером активности человека. Эта связь относится к интенсивности экстериоризованной (внешне представленной) динамики характера, т. е. к тому, что представляет темперамент в его структуре. Статистическая связь экстравертности со свойствами нервной системы ранее установлена Г.Айзенком, автором так называемого типологического подхода в изучении психологической индивидуальности человека. Экстравертированный тип личности отличается импульсивностью, гибкостью (и непостоянством) поведения, выраженностью эмоций, возможной агрессивностью и фрустрированностью, страстностью и в общем неплохой, но эгоцентричной социальной адаптированностью. Его общительность предполагает наличие скорее слушателей, чем собеседников. Такова же и его инициативность, требующая скорее исполнителей, чем сотрудников. Нижние значения экстравертности определены специальным понятием «интровертность», означающим обращенность личности вовнутрь, к собственным переживаниям и мыслям. Самооценки по уже рассмотренным свойствам не позволяют еще достаточно обоснованно сделать выводы о том, какой тип характера наиболее определенно присущ конкретному человеку. Кроме того, самооценка является главным компонентом самосознания человека, на базе которого можно судить о возможности проявления измененных состояний сознания и отклоняющегося поведения, осуществлении самопознания и самовоспитания. В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию. Методика 2 Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для подростков (FPI)
1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании? 2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят? 3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ? 4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным? 5. Часто ли у тебя меняется настроение? 6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами? 7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли? 8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят? 9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь? 10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становится грустно без особой причины? 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты вообще веселый человек? 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает? 14. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро? 15. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо причинам не смог ее сохранить? 16. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят? 17. Бывает ли так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься? 18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком или девочкой, то ты всегда первым начинаешь разговор? 19. Ты когда-нибудь говорил неправду? 20. Ты очень расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь? 21. Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям? 22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины? 23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие? 24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен? 25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый человек, чем другие? 26. Тебе всегда нравится играть с другими ребятами? 27. Было ли когда-нибудь так, что тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать? 28. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова? 29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело? 30. Ты любишь иногда похвастать? 31. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других ребят, ты чаще; всего молчишь? 32. Ты обычно быстро принимаешь решения? 33. Ты шутишь иногда в классе, особенно если там нет учителя? 34. Тебе временами снятся страшные сны? 35. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании других ребят? 36. Бывает ли, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте? 37. Тебя вообще легко обидеть или огорчить? 38. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо? 39. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек? 40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься? 41. Ты всегда ешь все, что тебе дают? 42. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать? 43. Ты любишь часто ходить в гости? 44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо? 45. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями? 46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком? 47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 48. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участия в общем веселье? 49. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову? 50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся? 51. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким? 52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми? 53. Ты часто спохватываться, когда уже поздно? 54. Когда кто-либо кричитна тебя, ты тоже кричишь в ответ? 55. Бывает ли, что ты стаовишься очень веселым или печальных без особой причины? 56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят? 57. На тебя влияет погода?
Обработка результатов существляется по трем относительно независимым шкалам: 1. Шкала «лжи» (оценка достоверности результатов и самоотрицания—самоутверждения). Ответ «да» на вопросы: 323, 41. Ответ «нет» на вопросы: 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45. Сумма баллов по данной шкале желательна не более 5. 2. Шкала экстра- и интровертности. Ответ «да» на вопросы: 39, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39,43, 50, 54. Ответ «нет» на вопросы: 31, 48, 52, 56. 3. Шкала нейротизма. Ответ «да» на вопросы: 25, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57. Ответ «нет» на вопросы: 6, 34, 37,40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55. Нормативные диапазоны
Методика 3 Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)
1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение? 2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить? 3. Считаете ли вы себя человеком безобидным? 4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений? 5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать? 6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно? 7. Часто у вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания? 9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы — несчастный человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что вы почти на все могли решиться, если дело пошло на спор? 11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным незнакомцем? 12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя? 13. Часто ли бывает, что вы действуете под влиянием минуты? 14. Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить? 15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми? 16. Верно ли, что вас довольно легко задеть? 17. Вы любите часто бывать в компаниях? 18. Бывают ли у вас часто такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие люди? 19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы? 20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше приятелей (подруг), но зато особенно близких вам? 21. Вы много мечтаете? 22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же? 23. Часто ли вас терзает чувство вины? 24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? 25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании? 26. Можно ли сказать про вас, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела? 27. Вы слывете за человека веселого и живого? 28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше? 29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании? 30. Бывает ли, что вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? 32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей? 33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания? 35. Бывают ли у вас приступы дрожи? 36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто вы бы всегда высказывались в духе общепринятого? 37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом? 38. Вы раздражительны? 39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действий? 40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 41. Вы медлительны и неторопливы в движениях? 42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу? 43. Часто ли вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? 46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми? 47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком? 48. Среди людей, которых вы знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся? 49. Можете ли вы сказать о себе, что вы уверенный в себе человек? 50. Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недостатки вашей работы? 51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 53. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Вы беспокоитесь о своем здоровье? 56. Вы любите подшучивать над другими? 57. Страдаете ли вы от бессонницы?
Обработка результатов: по трем шкалам, подобно тому, как это показано в первом приведенном здесь варианте опросника. Нормы ответов к данному «взрослому» опроснику должны отвечать конкретным условиям работы психолога (возрасту, полу и др.) и составляют в целом отдельную специальную область исследований. Ключи шкал даны в ответном листе. По Г. Ю. Айзенку, содержание этих и подобных составленных им опросников служит определению личностных черт человека по двум основным «осям»: интроверсия—экстраверсия (замкнутость или обращенность вовне) и стабильность—нестабильность (уровень тревожности). Третьей «осью» в других его опросниках выступает психотизм (бесстрастность, эгоцентричность, неконтактность). Во всех опросниках присутствуют вопросы шкалы «лжи». В отличие от К. Юнга, впервые предложившего термины интро- и экстравертности, Г. Айзенк считает их определениями двух групп взаимосвязанных черт личности, в свою очередь еще подразделяющихся на две подгруппы. Типичный экстраверт имеет, в силу своей открытости, широкий круг знакомств, что, правда, не всегда позволяет ему лидировать среди других людей из-за возможной эмоциональной неустойчивости. Типичный интроверт открыт лишь для близких и хорошо ему знакомых людей, но и в их кругу он строго контролирует свои чувства. Парадоксально то, что, таким образом, в узкой сфере общения интроверт оказывается более способным к лидерству, чем экстраверт. Последний также должен восприниматься неоднозначно: его демонстративное компанейское поведение может маскировать глубокое внутреннее одиночество и застенчивость, неуверенность в себе. Ниже приводится примерное распределение черт личности в координатах осей «интроверсия—экстраверсия» и «стабильность—нестабильность» - по Г. Ю. Айзенку* (рис. 14.1): * Цит по: Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992. — Т. 2. — С. 32.
Рис. 14.1. Распределение черт личности в координатах осей «интроверсия— экстраверсия» и «стабильность—нестабильность» ло Г. Ю. Айэенку
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.126 (0.009 с.) |