Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственно-временные координаты и законы развития личности в ее эволюции

Поиск

 

Таким образом, вопрос о пространственной и временной определенности развития человека оказывается не только теоретически, но и практически весьма значимым. От особенностей разрешения этого вопроса человеком зависит как продолжительность его личностного бытия (временной аспект, представляемый самоизменением), так и состояние его личного здоровья (пространственный аспект, представляемый самоответственностью).

В теории личности как в науке, адекватной идее относительной и необходимой (т. е. осознанной) свободы человека, так же как и в теории относительности материального движения, могут быть сформулированы вполне строгие и в то же время нимало не унижающие достоинства свободного человека законы. Прежде всего — это законы динамики развития личности.

1) Субъектно осознанное как свободное и необходимое (т. е. ответственное) развитие личности относительно и принципиально не ограничено.

2) Свободное и необходимое развитие личности является относительно направленным и поэтому потенциально всесторонним. Развитие прекращается, если направленность не определена или отсутствует.

3) Определенное ответственностью личности, ее развитие относительно обратимо. Относительная идентичность личности в ее развитии сохраняется, а самоидентификация — постоянна.

Поскольку данные законы относятся к динамике личностного развития, то основной сферой их применения являются лонгитюдинальные антропологические исследования и, в частности, психологические исследования личности. Частные случаи и следствия названных законов связаны с определением статических (срезовых) личностных характеристик.

Динамические аспекты необходимого и закономерного (т. е. осознанного) и в то же время свободного (т. е. субъектного) самоосознаваемого личностного развития всегда присутствуют в антропологическом и психологическом анализе. Вместе с тем законы динамики, сформулированные в контексте этого психоанализа, в свою очередь становятся необходимой основой психосинтеза, в котором формулируются общие и специальные закономерности, содержательно определяющие развитие личности.

Научный поиск этих закономерностей будет относиться к сфере свободы личности, в то время как законы динамики, возникшие в этой же самой сфере, объективируются и выражают собою, как и все вообще научные законы, необходимость.

Эта необходимость не зависит от желания конкретных людей и обязательна для них, как только они словом или действием обнаруживают себя в сфере личностного развития. Существенное здесь состоит не столько в метаморфозе законов свободного развития личности, сколько в простом утверждении этими законами научной, объективной ценности категории человеческой свободы. Свобода становится объектом научного исследования, и антропологическая теория личности среди других наук о свободе имеет в ней собственный предмет, представленный динамическими и содержательными закономерностями развития личности, воплощающей собою меру свободы и необходимости.

Свобода, как закон, определяет развитие личности, но ни динамические, ни содержательные его закономерности принципиально не могут это развитие определить абсолютно. Во-первых, потому что сами эти закономерности изначально формулируются как относительно определенные. Во-вторых, потому что никакие законы, применительно к человеческой практике, не действуют автоматически, поскольку они осознаются различным образом и часто весьма упрощенно. И, наконец, в-третьих, сами формулировки законов представляют собою известные пределы, а человеческое развитие, по определению, безгранично, свободно и не приемлет пределов, даже если они символизируют нечто возвышенное. Поэтому все уже известные, равно как и еще не сформулированные законы развития личности следует определить как относительно приемлемые, что адекватно принципу безграничности как мира, так и его познания человеком.

С этих позиций и законы диалектики в их отношении к развитию жизни, включая человека, — относительны. Точнее говоря, их относительность следует уже из самой их человеческой природы, поскольку они сформулированы свободными в своем научном творчестве людьми, а значит, предполагают безграничное развитие в общем потоке человеческого познания, особенно в отношении к микро-, мегамиру и миру человека.

Наиболее определенно законы диалектики выражены в явлениях микромира, где они характеризуют собою взаимоотношения необходимого и случайного. Развитие в сфере необходимости, отрицающей собою сферу случайного, осуществляется от низших форм организации движения материи к высшим, в точном соответствии не только со смыслом, но и с буквой законов диалектики. Но с появлением живого применительно к его эволюции, эти законы при непосредственном, буквальном их применении обнаруживают первые «исключения». Это происходит из-за «необязательных» следствий эволюции, не становящихся причинами каких-либо последующих изменений и поэтому прямо не связанных со скачкообразным, революционным изменением качества содержания активности живого.

Движущая сила противоречий развития, «данная» в его обстоятельствах, впервые не срабатывает автоматически — стихийно, поскольку навстречу ей выдвигается активность живого, которая существенно изменяет ход событий, предвосхищая их. Правда, это предвосхищение даже у высших животных конкретно и ситуативно, и поэтому в последующих ситуациях оно может оказаться неприемлемым. Однако, несмотря на это, в целом проблема применимости законов диалектики кардинально переформулируется: в косной природе противоречия, антагонизмы остаются движущей силой развития, но живые организмы развиваются не столько благодаря антагонизмам, сколько как бы вопреки им, их предупреждая.

С этой точки зрения кризисное, механистичное, катастрофическое мировосприятие, включая восприятие предмета личности, явно неадекватно: не кризисы движут личностью, а личность может развиваться в принципе бескризисно, не то что бы их предупреждая, но вовсе даже и не предполагая, что они существуют в голове специалиста.

В этом плане наиболее точным является следующее положение А. Н. Леонтьева: «О существовании кризисов развития известно давно, и "классическое" их понимание состоит в том, что они относятся на счет вызревающих внутренних особенностей ребенка и тех противоречий, которые на этой почве возникают между ребенком и средой. С точки зрения такого понимания, кризисы, конечно, неотвратимы, потому что ни при каких условиях неотвратимы сами противоречия, о которых идет речь. Нет ничего, однако, более ложного в учении о развитии психики ребенка, чем эта идея.

В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественным сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — Управляемым воспитанием» [57,518]. Таким образом, А. Н. Леонтьев четко аргументирует главную мысль о необходимость различать «классическое» и неклассическое понимание проявления действия законов диалектики.

Законы диалектики, будучи относительными и всеобщими, требуют их адекватного осознания на основе детального знания предмета, к которому они применяются. То есть развитие живого не отменяет законы диалектики, а требует дополнить их другими, специальными законами, отражающими устойчивые изменения в предметах исследования частных наук. Так, например, в антропологии законы диалекщики дополняются законами филогенеза и онтогенеза человека, а также законами динамики развития личности человека. Поэтому содержательный антропологический синтез в понимании развития личности должен осуществляться при совместном использовании законов диалектики и законов динамики, на основе признания их соотносительности и с учетом того, что применяться эти законы будут уже не в сфере необходимого и случайного, а в сфере необходимого и свободного.

Синтез антропологического знания о личностном развитии осуществляется как восхождение к конкретной ситуации этого развития. Имеется в виду, что современный человек еще до своего рождения включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, определяющих общие условия человеческого воспроизводства. Эта система в соответствии с законами диалектики развивается и функционирует противоречиво, обусловливая социальное неравенство людей. На этом небезоблачном социальном фоне законы диалектики совместно с законами динамики развития личности определяют это развитие для каждого конкретного человека как неравномерное и гетерохронное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.008 с.)