Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пространственно-временные координаты и законы развития личности в ее эволюцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Таким образом, вопрос о пространственной и временной определенности развития человека оказывается не только теоретически, но и практически весьма значимым. От особенностей разрешения этого вопроса человеком зависит как продолжительность его личностного бытия (временной аспект, представляемый самоизменением), так и состояние его личного здоровья (пространственный аспект, представляемый самоответственностью). В теории личности как в науке, адекватной идее относительной и необходимой (т. е. осознанной) свободы человека, так же как и в теории относительности материального движения, могут быть сформулированы вполне строгие и в то же время нимало не унижающие достоинства свободного человека законы. Прежде всего — это законы динамики развития личности. 1) Субъектно осознанное как свободное и необходимое (т. е. ответственное) развитие личности относительно и принципиально не ограничено. 2) Свободное и необходимое развитие личности является относительно направленным и поэтому потенциально всесторонним. Развитие прекращается, если направленность не определена или отсутствует. 3) Определенное ответственностью личности, ее развитие относительно обратимо. Относительная идентичность личности в ее развитии сохраняется, а самоидентификация — постоянна. Поскольку данные законы относятся к динамике личностного развития, то основной сферой их применения являются лонгитюдинальные антропологические исследования и, в частности, психологические исследования личности. Частные случаи и следствия названных законов связаны с определением статических (срезовых) личностных характеристик. Динамические аспекты необходимого и закономерного (т. е. осознанного) и в то же время свободного (т. е. субъектного) самоосознаваемого личностного развития всегда присутствуют в антропологическом и психологическом анализе. Вместе с тем законы динамики, сформулированные в контексте этого психоанализа, в свою очередь становятся необходимой основой психосинтеза, в котором формулируются общие и специальные закономерности, содержательно определяющие развитие личности. Научный поиск этих закономерностей будет относиться к сфере свободы личности, в то время как законы динамики, возникшие в этой же самой сфере, объективируются и выражают собою, как и все вообще научные законы, необходимость. Эта необходимость не зависит от желания конкретных людей и обязательна для них, как только они словом или действием обнаруживают себя в сфере личностного развития. Существенное здесь состоит не столько в метаморфозе законов свободного развития личности, сколько в простом утверждении этими законами научной, объективной ценности категории человеческой свободы. Свобода становится объектом научного исследования, и антропологическая теория личности среди других наук о свободе имеет в ней собственный предмет, представленный динамическими и содержательными закономерностями развития личности, воплощающей собою меру свободы и необходимости. Свобода, как закон, определяет развитие личности, но ни динамические, ни содержательные его закономерности принципиально не могут это развитие определить абсолютно. Во-первых, потому что сами эти закономерности изначально формулируются как относительно определенные. Во-вторых, потому что никакие законы, применительно к человеческой практике, не действуют автоматически, поскольку они осознаются различным образом и часто весьма упрощенно. И, наконец, в-третьих, сами формулировки законов представляют собою известные пределы, а человеческое развитие, по определению, безгранично, свободно и не приемлет пределов, даже если они символизируют нечто возвышенное. Поэтому все уже известные, равно как и еще не сформулированные законы развития личности следует определить как относительно приемлемые, что адекватно принципу безграничности как мира, так и его познания человеком. С этих позиций и законы диалектики в их отношении к развитию жизни, включая человека, — относительны. Точнее говоря, их относительность следует уже из самой их человеческой природы, поскольку они сформулированы свободными в своем научном творчестве людьми, а значит, предполагают безграничное развитие в общем потоке человеческого познания, особенно в отношении к микро-, мегамиру и миру человека. Наиболее определенно законы диалектики выражены в явлениях микромира, где они характеризуют собою взаимоотношения необходимого и случайного. Развитие в сфере необходимости, отрицающей собою сферу случайного, осуществляется от низших форм организации движения материи к высшим, в точном соответствии не только со смыслом, но и с буквой законов диалектики. Но с появлением живого применительно к его эволюции, эти законы при непосредственном, буквальном их применении обнаруживают первые «исключения». Это происходит из-за «необязательных» следствий эволюции, не становящихся причинами каких-либо последующих изменений и поэтому прямо не связанных со скачкообразным, революционным изменением качества содержания активности живого. Движущая сила противоречий развития, «данная» в его обстоятельствах, впервые не срабатывает автоматически — стихийно, поскольку навстречу ей выдвигается активность живого, которая существенно изменяет ход событий, предвосхищая их. Правда, это предвосхищение даже у высших животных конкретно и ситуативно, и поэтому в последующих ситуациях оно может оказаться неприемлемым. Однако, несмотря на это, в целом проблема применимости законов диалектики кардинально переформулируется: в косной природе противоречия, антагонизмы остаются движущей силой развития, но живые организмы развиваются не столько благодаря антагонизмам, сколько как бы вопреки им, их предупреждая. С этой точки зрения кризисное, механистичное, катастрофическое мировосприятие, включая восприятие предмета личности, явно неадекватно: не кризисы движут личностью, а личность может развиваться в принципе бескризисно, не то что бы их предупреждая, но вовсе даже и не предполагая, что они существуют в голове специалиста. В этом плане наиболее точным является следующее положение А. Н. Леонтьева: «О существовании кризисов развития известно давно, и "классическое" их понимание состоит в том, что они относятся на счет вызревающих внутренних особенностей ребенка и тех противоречий, которые на этой почве возникают между ребенком и средой. С точки зрения такого понимания, кризисы, конечно, неотвратимы, потому что ни при каких условиях неотвратимы сами противоречия, о которых идет речь. Нет ничего, однако, более ложного в учении о развитии психики ребенка, чем эта идея. В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественным сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — Управляемым воспитанием» [57,518]. Таким образом, А. Н. Леонтьев четко аргументирует главную мысль о необходимость различать «классическое» и неклассическое понимание проявления действия законов диалектики. Законы диалектики, будучи относительными и всеобщими, требуют их адекватного осознания на основе детального знания предмета, к которому они применяются. То есть развитие живого не отменяет законы диалектики, а требует дополнить их другими, специальными законами, отражающими устойчивые изменения в предметах исследования частных наук. Так, например, в антропологии законы диалекщики дополняются законами филогенеза и онтогенеза человека, а также законами динамики развития личности человека. Поэтому содержательный антропологический синтез в понимании развития личности должен осуществляться при совместном использовании законов диалектики и законов динамики, на основе признания их соотносительности и с учетом того, что применяться эти законы будут уже не в сфере необходимого и случайного, а в сфере необходимого и свободного. Синтез антропологического знания о личностном развитии осуществляется как восхождение к конкретной ситуации этого развития. Имеется в виду, что современный человек еще до своего рождения включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, определяющих общие условия человеческого воспроизводства. Эта система в соответствии с законами диалектики развивается и функционирует противоречиво, обусловливая социальное неравенство людей. На этом небезоблачном социальном фоне законы диалектики совместно с законами динамики развития личности определяют это развитие для каждого конкретного человека как неравномерное и гетерохронное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.008 с.) |