Соотношение темперамента и характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение темперамента и характера.



Хотя в психологии темперамент и характер различаются, четкая граница между ними не установлена. Наблюдаются тенденции как отождествления, так и противопоставления этих подструктур личности. С.Л.Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная предпосылка», либо как «динамическая основа» характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). В любом случае не следует смешивать эти два понятия. Честным, добрым, вежливым, смелым или, наоборот, лживым, грубым, злым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее (например, флегматику проще сформировать такую черту характера как лень, а холерику проще стать агрессивным человеком). В каждом темпераменте можно найти предпосылки для формирования как сильных, так и слабых сторон характера. Зная свой темперамент, необходимо опираться на его положительные особенности и преодолевать отрицательные. Темперамент человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей. Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Мы не можем рассматривать характер человека как фатально предопределенный. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизни человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков личности. Поэтому характер человека продолжает формироваться или видоизменяться и в зрелом возрасте. Личность сама является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых он хотел бы избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя.

Национальный характер.

Национальный характер — это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный характер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлении, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях — в предсознательных, во многом иррациональных способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакций на происходящие события. Наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте. Зажигательность бразильских карнавалов никогда не спутаешь с неторопливостью северной жизни: различия очевидны в темпе речи, динамике движений и жестов, всех психических проявлений. Понятие национального характера по своему происхождению поначалу описательным. Впервые его стали употреблять путешественники, а вслед за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей образа жизни и поведения разных наций и народов. В аналитическом контексте принято считать, что национальный характер — составной элемент и, одновременно, основа психического склада нации в целом, и национальной психологии как таковой. В истоках национального характера лежат прежде всего устойчивые психофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов, включая в качестве основных такие факторы, как реактивность центральной нервной системы и скорость протекания нервных процессов. В свою очередь, эти факторы связаны, по своему происхождению, с физическими (прежде всего, климатическими) условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий, единый национальный характер является следствием, психическим отражением той общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает данная группа. Разумеется, формирование современных национальных характеров представляет собой результат сложного историко-психологического процесса, продолжающегося уже в течение многих веков. Особенности национального характера находили свое выражение в первичных, наиболее глубинных формах национальной культуры, формируя своего рода социо-культурные эталоны, нормативы и образцы адаптивного поведения. В развитых формах социальности, национальный характер оставляет за собой значительно более скромную функцию — своеобразной «эмоциональной подпитки» поведения представителей национально-этнических групп, как бы лишь чувственно расцвечивая те формы поведения, которые теперь уже носят вторично социально- и культурно-детерминированный и, потому, неизбежно более унифицированный характер, а также придавая эмоциональное разнообразие действию общих социальных факторов, их восприятию и реагированию на них. Проявления национального характера могут выходить на передний план в определенных ситуациях, связанных с кризисами привычных форм социальности, с обострением национальных проблем и противоречий, с появлением ощущения «утраты привычного порядка», непосредственные. В структуре национального характера обычно различают ряд элементов: национальный темперамент; национальные эмоции; национальные чувства; первичные национальные предрассудки.

Структура характера.

Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии. В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.

В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы (системы взаимосвязанных психических свойств): а) черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу; б) черты, показывающие отношение человека к своему делу; в) черты, показывающие, как человек относится к самому себе; г) черты, характеризующие отношение человека к вещам. В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения: а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность), б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность), в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость). Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. Среди них выделяются следующие: моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность. Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний. Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.

Акцентуации характера.

Акцентуация - нормальная особенность характера (личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно: А) Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни); Б) Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени); В) Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно (социальная дезадаптация). Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия»), и вторично по отношению к нему. А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций: Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни (Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм); Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы (Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации).

6. Типологии характера (Юнг, Фромм, Фрейд).

Карл Юнг первым разработал теорию, гласящую, что каждый человек обладает психологическим типом. Он был убежден, что существуют два класса психологических «функций», используемых людьми: первые, через которые мы получаем информацию («воспринимаем» вещи) и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Внутри каждого из этих двух классов существуют два противоположных способа функционирования: мы получаем информацию через 1) ощущения, или 2) интуицию и принимаем решения на основании 1) объективной логики, или 2) субъективных чувств. Юнг говорил, что в своей жизни люди используют все четыре перечисленные выше функции, но каждый отдельный человек использует различные функции с разным успехом и частотой. Таким образом, было определено восемь психологических типов: 1. Экстравертный ощущающий тип. Этот тип является человеком осязаемой действительности, без склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться. 2. Интровертный ощущающий тип. Ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием. 3. Экстравертный интуитивный тип. Так как он всегда находится в поисках за новыми возможностями, то в устойчивых условиях он рискует задохнуться. Мышление и чувствование, эти неизбежные компоненты убеждения, являются у него менее дифференцированными функциями, которые не имеют решающего веса и поэтому не способны противопоставлять силе интуиции упорное сопротивление. Физическое благосостояние окружающих, как и его собственное, не является для него веским аргументом. Столь же мало у него уважения к убеждениям и жизненным привычкам окружающих, так что нередко его считают безнравственным и беззастенчивым авантюристом. 4. Интровертный интуитивный тип. Черты интровертной интуиции создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника - с другой. Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта. Это является отличительной чертой его бессознательного. 5. Экстравертный мыслительный тип. Человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Насколько широк размах индивидуального самопожертвования ради интеллектуальной цели, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно, то есть оно продуктивно. 6. Интровертный мыслительный тип характеризуется приматом описанного выше мышления. Он, как и параллельный ему экстравертный случай, находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к действительному миру. Работа у него идет с трудом. Мышление интровертного типа направлено позитивно и синтетично к развитию идей, которые все более приближаются к вечной значимости исконных образов. 7. Экстравертный чувствующий тип. Ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Мышление у этого типа по возможности подавляется. 8. Интровертный чувствующий тип. Они преимущественно отдают себя руководству своего субъективного ориентированного чувства, поэтому истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми. Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Они развиваются вглубь.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы характера: 1. "Мазохист-садист". Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем. 2. "Разрушитель". Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. "Разрушительность, - пишет Фромм,- это средство избавления от невыносимого чувства бессилия". К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. 3. "Конформист-автомат". Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает "быть самим собой". Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Фрейд строил свою концепцию почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе. Он переносил данные с невротиков на норму. Конечная цель психоанализа, по Фрейду, добиться такого состояния, когда сознание полностью овладеет Оно и будет контролировать. Сопротивление, о котором человек может и не подозревать, может иметь огромную силу. Выделяется 3 черты: бережливость, аккуратность и упрямство. Фрейд уверен, что эти свойства связаны с анальной эротикой. По мнению Фрейда, последовательность в прохождении каждым человеком стадий обязательна. Сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Фиксация на оральной стадии приводит к регрессии, связанной с функционированием ротового аппарата (сосание пальца, языка – в случае фиксации на первой, орально-пассивной, фазе этой стадии либо жевание, кусание, грызение ногтей – при фиксации на второй, орально-агрессивной, фазе этой стадии). При фиксации на первой стадии формируется оральный характер: орально-пассивный (при фиксации на первой фазе) – оптимистический и зависимый, покорный, доверчивый и ждущий от жизни благ и орально-агрессивный (при фиксации на второй фазе) – саркастический, пессимистичный, циничный, стремящийся к доминированию и подавлению. Фиксация на анальной стадии приводит к регрессии, связанной с нарушением функций кишечника, и к формированию анально-удерживающего типа личности либо анально-выталкивающего типа. Оба эти типа формируются при чрезвычайной строгости родителей, приучающих детей к туалету. В первом случае, при противостоянии ребёнка родителям консолидируются и сохраняются у взрослого такие черты, как упрямство, скупость, пунктуальность, методичность. Во втором формируются склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже жестокость. Фиксация на фаллической стадии приводит к формированию стремления к лидерству любой ценой, к демонстративности и дерзкости поведения (Дон Жуан, Кармен). Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса, могут лежать в основе неврогенного проявления импотенции и фригидности. Генитальный характер – идеальный, зрелый, ответственный в социально-сексуальных отношениях тип личности, реализующий себя в гетеросексуальной любви и в социальных взаимоотношениях без комплексов неполноценности и вины и без иных конфликтных переживаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.011 с.)