Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социального характера.
понятие в концепциях, разработанных в рамках психоаналитич. направления в социологии для объяснения взаимодействия между индивидом и об-вом, влияния социально-экон. и культурных факторов на формирование человеч. характера, роли психол. фактора в социальном процессе. Концепции С.х. возникли на базе динамич. концепции характера, разработанной Фрейдом, установившим различие между характером и поведением. Характер рассматривался как система доминирующих бессознат. побуждений. Были выделены специфич. типы характера, связанные с разл. фиксациями либидо. Наиболее влиятельные концепции С.х.разработаны Фроммом. Фромм приступил к исследованию проблемы С.х. в 1931; первоначально он пользовался понятием "либидозная структура об-ва", но вскоре отказался от него и заменил его термином С.х., восприняв динамич. понимание характера, предложенное Фрейдом, и рассматривая его как совокупность доминантных мотивов поведения; однако он считал, что характер не может быть объяснен биологически (через развитие либидо), т.к. на его формирование оказывают большое влияние социоэкон. факторы. Общие социальные и экон. условия жизни формируют у членов об-ва установки, к-рые не могут быть объяснены особенностями индивидуального развития; С.х. отличается от индивидуального и включает в себя "ту совокупность черт характера, к-рая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". С.х. представляет собой некую целостную бессознат. структуру, к-рая мотивирует поведение членов об-ва и придает ему в той или иной степени общую направленность и согласованность. Тем самым С.х. выполняет важные биол. и социальные функции: он заменяет у человека систему инстинктов; освобождает его от обдумывания каждого действия; позволяет индивиду действовать последовательно, делает его поведение предсказуемым; определяет мысли, чувства и действия индивидов и, заставляя их "хотеть делать то, что они должны делать", является "цементирующей силой" об-ва; удовлетворяет "религ. потребности" индивида (потребность в системе ориентации и объекте поклонения); когда социальные условия не соответствуют С.х., он может превратиться из "цемента" в "динамит" и стать мощным фактором социального изменения. Суть характера определяется ориентацией, лежащей в основе отношения человека к миру. В работе "Человек для себя" Фромм выделил 5 осн. ориентации характера (идеальных типов): неплодотворные ориентации (рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую и рыночную) и плодотворную ориентацию, основанную на любви и созидании. С.х. представляет собой то или иное сочетание этих ориентации, однако какая-то ориентация может быть доминирующей. Фромм считал, что порождаемые совр. образом жизни черты характера "патогенны и в конечном счете формируют больную личность, а следовательно, и больное об-во".
Гармоничный и дисгармоничный характер. Наиболее оптимальным является гармоничный тип характера, отличающийся широтой и глубиной интересов, высокими идеалами, принятием нравственных и правовых норм, духовностью, оптимизмом, спокойным реагированием на неприятности, доброжелательностью высокой жизненной активностью. Представленность различных параметров в рамках гармоничного дисгармоничного характеров: гармоничный – адаптивность, зрелость, здравомыслие, гибкость, реализм в оценке окружающих, реальность самооценки, самостоятельность, автономность, простота, естественность, проблемная центрация, самоуважение, разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей; дисгармоничный – дезадаптивность, инфантилизм, нездравомыслие, регидность, использование казуальной атрибуции, нереальность самооценки, несамостоятельность, зависимость, неестественность, центрация на несущественных параметрах, крайние варианты отношения к себе, эгоцентризм. Понятие основной модальности личности. В психологии словом “модальность” принято называть каналы восприятия информации. Это тот орган чувств, через который человеку легче воспринимать входящую информацию, т.е. для кого-то проще воспринимать информацию зрительно, для кого-то — на слух (аудиально), а для третьего — пощупать, потрогать предмет. Но для нас имеет значение то, что и мыслить они предпочитают в тех же любимых и привычных им категориях. И подсознание, и внешний мир поддерживают связь с сознанием посредством трех основополагающих и одной дополнительной модальностей (или, как их еще называют, систем представлений, репрезентативных систем, сенсорных каналов), которые называются: 1. визуальная модальность (восприятие посредством зрительных образов); 2. аудиальная модальность (восприятие посредством слуховых впечатлений); 3. кинестетическая модальность (восприятие посредством ощущений — осязание, движение; обычно сюда же относят еще две системы — обоняние и вкусовые ощущения); 4. неопределенная или аудиально-дискретная модальность (склонность к внутреннему диалогу). Основываясь на предпочтениях систем представлений, всех индивидов можно разделить на три основные и одну дополнительную группы: визуалистов, кинестетиков, аудиалистов и дискретов. Основная модальность — это такая физиологическая система мировосприятия, которой человек пользуется наиболее часто. Каждый индивид, обладая всеми тремя модальностями, предпочитает нагружать только одну их них. Эта наиболее предпочитаемая репрезентативная система называется ведущей модальностью. В выборе предпочитаемой репрезентативной системы играет роль как генетическая предрасположенность человека, так и его жизненный опыт. Распознать главенствующую (основную) модальность обычно удается по своеобразию употребляемых человеком слов-предикатов, движениям его глаз, некоторым особенностям личности. Определив систему представления собеседника, можно очень эффективно добиваться раппорта, используя в разговоре такое же модальное мышление, каким преимущественно пользуется собеседник.
Структура характера. Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии. В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме. В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы (системы взаимосвязанных психических свойств): а) черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу; б) черты, показывающие отношение человека к своему делу; в) черты, показывающие, как человек относится к самому себе; г) черты, характеризующие отношение человека к вещам. В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения: а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность), б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность), в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость). Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. Среди них выделяются следующие: моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность. Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний. Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.
Типы установки по Юнгу. Юнг различает две основные установки или ориентации личности – установку экстраверсии и установку интроверсии. Экстравертивная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир; интровертивная установка ориентирует его на внутренний, субъективный мир. В личности присутствуют обе противоположные установки, но обычно одна из них доминирует и является сознательной, тогда как другая занимает низшее положение и является бессознательной. Если Я в отношении мира будет преимущественно экстравертировано, то личное бессознательное будет интровертировано. Юнг делит людей на обладающих экстравертной и интровертной установкой. Для экстравертной установки характерна направленность либидо на внешние объекты, для интровертной установки характерна направленность либидо на внутренний мир субъекта. Первоначально Юнг отождествлял экстравертный тип с чувствующим типом, а интровертный тип с мыслительным типом. Затем он пришел к выводу о существовании двух рациональных и двух иррациональных психических функций: мышление и чувство, ощущение и интуиция. Лишь одна из них преимущественно развита у человека, остальные функции частично или полностью вытеснены. Таким образом получается 8 типов соответственно установке и главной, преобладающей, дифференцированной функции. При различных обстоятельствах индивид может менять свою установку, например, в экстравертном окружении он будет иметь интровертную установку, а в интровертном окружении он будет проявлять экстравертные качества. Тип установки складывается постепенно на протяжении жизни, начиная с самого рождения, ибо это способ выживания (лучше сказать, овладения или обороны) в мире. В начале жизни все четыре функции развиты одинаково и находятся в архаическом состоянии, но затем одна из функций становится преобладающей, а остальные подчиненными, при этом дифференцированная функция есть форма, с помощью которой индивид постигает окружающий психический и физический мир. Подобно тому, как нельзя одновременно мыслить и чувствовать, так и дифференцированная функция не желает делить "власть" с подчиненными, но главенствует она только в сознании, равно как и доминирующая установка.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.) |