Тема 16. Темперамент как свойство личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Темперамент как свойство личности



 

Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследование проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова. Основные свойства темперамента и их проявление по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова. Очерки теории темперамента В. С. Мерлина. Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Психологическая характеристика типов темперамента по Я. Стреляу. Соотношение темперамента и успешности деятельности человека. Соотношение темперамента и способностей. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Особенности проявления темперамента у детей.

 

Тема 17. Характер как психический феномен

 

Определение характера. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности. Типология характера как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Типология характера по К. Юнгу, Э. Фромму. Концепция К. Леонгарда, А. Е. Личко. Особенности формирования характера в детском возрасте. Акцентуации характера. Трансформацияхарактера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера. Взаимосвязь способностей и свойств характера. Интроверсия и экстраверсия как компоненты психологического склада личности. Теория о «локусе контроля», типы ответственности личности.

 

 

Содержание дисциплины «Общая психология» структурировано по видам учебных занятий с распределением объемов учебной нагрузки. (Таблицы 2,3)

 

Таблица 2.Тематическое планирование. Общая психология.

 

Тематические разделы и темы дисциплины Виды и формы учебной работы в часах (ДО) Виды и формы учебной работы в часах (ОЗО)
    лекции ОЗ СР лекции ОЗ СР
               
  Раздел I. Введение
1. Характеристика психологии как науки            
2. Психология человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психологического.            
3. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности.            
  Раздел II. Психологические процессы.
4. Общее понятие об ощущении и восприятии.            
5. Определение и общая характеристика памяти и внимания.            
6. Характеристика представлений и воображений.            
7. Мышление и речь. Природа, виды, формы мышления и интеллекта.            
8. Эмоционально-волевая сфера личности.            
  Раздел III. Психические свойства личности.
9. Направленность и способности личности.            
  Темперамент и характер как свойства личности.            
  Итого за курс «Общая психология»            

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента.

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Формы отчета Трудоемкость в часах (ДО) Трудоем в часах (ОЗО)
1. Характеристика психологии как науки. 1.Раскройте значение термина «психология». 2.Раскройте сущность понятия «психика». 3. Охарактеризуйте содержание предмета «психология». 4. Составьте классификацию психических явлений. 5. Дайте характеристику психических явлений. 6. Содержание психических состояний. 7.Дайте характеристику методов научного исследования.   Консп. Таблицы классификаций психиче-ских явлений    
2. Психология человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. 1.Раскройте сущность понятия психики. 2. Охарактеризуйте сущность «Я-концепции». 3. Раскройте содержание учения И.П.Павлова об условных и безусловных рефлексах. 4. Дайте характеристику развития психики животных. 5. В чем сущность теории психического отражения. Эссе    
3. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. 1.Дайте характеристику понятия «личность». 2.Структуры психологии личности. 3.Охарактеризуйте соотношение биологического и социального в личности. 4. Раскройте концепции структуры личности. 5. Классификация теорий личности. 6. Дайте характеристику методологии экспериментальных исследований личности.   Конспект Словарь основн. понятий    
4. Общее понятие об ощущении и восприятии. 1.Дайте определение понятия «ощущение». 2.Раскройте физиологический максимум возникновения ощущений. 3. Охарактеризуйте понятие «сенсибилизация» 4. Охарактеризуйте теории восприятия. 5. Классификация видов восприятия. Конспект, словарь основных понятий    
5. Определение и общая характеристика памяти и внимания. 1.Дайте общее представление о памяти. 2.Охарактеризуйте основные закономерности психологии памяти. 3.классификация основных видов памяти. 4. Охарактеризуйте внимание как состояние человека. 5.Свойства и характеристики внимания. 6. Виды внимания. Конспект, таблицы, словарь    
6. Характеристика представлений и воображения. 1.Охарактеризуйте сущность представлений. 2.Основные характеристики представлений. 3.Сформулируйте классификацию представлений по содержанию и степени обобщенности. 4.Дайте характеристику воображения. 5. Составьте таблицу классификаций воображения. 6.Обоснуйте связь воображения и творчества. Конспект, словарь, таблицы    
7. Мышление и речь. Природа, виды, формы мышления и интеллекта. 1.Охарактеризуйте мышление как психи-ческий познавательный процесс. 2.Дайте характеристику основных типов мышления. 3.Основные операции мышления. 4.Охарактеризуйте виды речи. 5.Сущность вербального и невербального общения. 6.Физиологические системы речи. 7.Мышление и речь. Охарактеризуйте связь между ними. Конспект, словарь    
8. Эмоционально-волевая сфера личности. 1.Охарактеризуйте основные психологические теории воли. 2. Общая характеристика волевых действий. 3.Физиологические основы воли. 4.Дайте характеристику волевых качеств человека. 5.Охарактеризуйте физиологические основы и психологические теории эмоций. 6.Раскройте закономерности формирования высших чувств. Схема структуры волевых действий. Конспект    
9. Направленность и способности личности. 1.Дайте характеристику содержания и структуры направленности. 2.Составьте схему классификации потребностей и мотивов. 3.Классификация потребностей по Маслоу. 4.Дайте общую характеристику способностей. 5.Классификация профессиональной пригодности и профессиональных способностей. Конспект, словари, схемы классификаций.    
  Темперамент и характер. 1.Дайте характеристику темперамента. 2.Основные типы темперамента. 3.Физиологическая основа темперамента. 4.Сущность характера. 5.Классификация черт характера. 6.Типология характера по К.Юнгу, Э.Фромму. Конспект словарь, таблицы    
           

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.005 с.)