Тема 8. Характеристика представлений, их виды и особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Характеристика представлений, их виды и особенности



изучения.

Сущности представлений. Связь представлений с памятью и воображением. Физиологические основы представлений. Представления как результат обобщения образов. Основные характеристики представлений: наглядность, неустойчивость, фрагментарность, непостоянство, схематичность и обобщенность образов, привязанность к конкретным условиям, высокая степень осмысленности. Общие и частные представления. Непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по содержанию и степени обобщенности. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и др. Характеристика отдельных видов представлений. Индивидуальные особенности представления: слуховой тип, зрительный тип, двигательный тип. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений. Первичные образы памяти и персеверирующие образы. Сходство и различие между образами памяти и персеверирующими образами. Оценка яркости и четкости представлений по методу саморанжирования. Исследование пространственных методом хронометрии умственных действий по методике Шепарда.

 

Тема 9. Воображение и творчество

Общая характеристика мышления и его роль в психической деятельности. Воображение как преобразование представлений. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений. Теории о сущности и роли воображения. Механизмы формирования образов. Основные свойства перцептивных образов. Агглютинация, гиперболизация, схематизация, акцентировка как механизмы формирования образов. Основные этапы формирования воображаемых образов. Классификация воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее и творческое, активное и пассивное воображение. Мечты и грезы. Пространственное воображение. Различие между людьми по типу развития воображения и по типу представлений, которыми они оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Связь воображения и творчества. Общее понятие о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Т. Рибо. Этапы творчества по Г. Уоллесу. Уровни творческих задач по Г. С. Альтшуллеру. Изучения оригинальности, гибкости мышления, креативности по тесту Т. Торренса. Приемы активизации правого полушария и развития воображения.

Тема 10. Природа, виды, формы мышления и интеллекта

Общая характеристика мышления. Проблема мышления в работах А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова и др. Основные теории мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Физиологические основы мышления. Изучение мышления как познавательного процесса. Теоретическое и практическое мышление. Особенности основных типов мышления — наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного. Мыслительные операции, их роль в умственной деятельности. Анализ и синтез как основные операции мышления. Абстракция как процесс отвлечения. Конкретизация как процесс представления единичного. Умозаключение по аналогии. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключения как высшая форма мышления. Индивидуальные и возрастные особенности мышления. Филогенетический и онтогенетический аспект развития мышления.

Тема 11.Психология речи

Теоретические проблемы происхождения речи. Речь и речевая деятельность. Соотношение врожденных и сформированных структур. Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Проблема развития речи в учении В. Штерна. Генетические корни развития мышления и речи в работах Л. С. Выготского. Язык и речь. Слово и его значение. Физиологические системы речи. Речь, ее механизмы и функции. Виды речи: устная и письменная речь, диалог, монолог, пассивная и активная речь. Внешняя речь; возникновение и значение внутренней речи. Предистория развития письменной речи. Связь речи и мышления. Вспомогательные средства языка. Эмоционально-выразительная сторона речи. Вербальное и невербальное общение. Основные функции речи. Основные этапы формирования речи в онтогенезе. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Психосемантика. Экспериментально-психологические исследования речи: ассоциативный тест, оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала, оценка скорости чтения, психографологические характеристики письменной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)