Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель дворецкий михаил иванович,кандидат педагогических наук, доцент,

Поиск

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая кафедрой ПиМНО

Института детства

_______________З.В.Бродовская

«___»__________2012г.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки:

 

050100.62 –Педагогическое образование

 

Бакалаврская программа

Педагогика. Начальное образование

 

Степень выпускника: Бакалавр

 

 

Новосибирск 2012

 

СОСТАВИТЕЛЬ Дворецкий Михаил Иванович,кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры _______________

(подпись)

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры ПиМНО ________________________

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

 

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________ ___________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

Начальник УМУ (УМАиД): _______________ __________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

Директор библиотеки _________________ ___________________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Целью освоения дисциплины «Психология» является подготовка бакалавров к решению задач профессиональной деятельности: формирование у них системных представлений о механизмах и закономерностях психического развития, основах формирования личности, построения межличностных отношений и организации эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности;

- овладение основами теоретико-эмпирических методов психологических исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть понятиями теоретического и эмпирического знания в психологии, а также методологией и практическими навыками экспериментального психологического исследования с использованием современной техники, должен уметь грамотно планировать эксперимент и контролировать изучаемые переменные, правильно представлять результаты экспериментальных исследований. Студент должен разбираться в специфике экспериментальных исследований в различных областях психологии, использовать полученные знания для решения практических задач.

Студенты должны освоить следующие знания и умения:

- уметь активно использовать знания по планированию экспериментов и других эмпирических исследований в психологии;

- оценивать формы экспериментального контроля и адекватность контроля за выводом;

- научиться критическому чтению профессиональной литературы и быть готовыми к выполнению самостоятельных, курсовых и дип­ломной работы

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавров. Дисциплина «Психология» являются обязательной дисциплиной профессионального цикла направления

050 100.62 –Педагогическое образование.

Программа курса ориентирована на решение задач, обусловленных профессиональными требованиями к педагогу. Строение программы должно способствовать постепенному осмыслению студентами места психологии в системе педагогического мышления. Освоение курса должно помочь студентам в самоопределении и личностном росте, в понимании себя и других людей.

Задачи курса:

1) освоение базовых знаний, умений по психологии человека;

2) развитие психологического мышления, развитие представления о себе, самоопределение в профессиональной деятельности

3) овладение систематическими знаниями об истории и современных тенденциях развития психологических концепций;

4) овладение основами организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

Дисциплина изучается в 2,4,6 семестрах

Формы контроля:

Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме анализа учебных текстов, написанием эссе, самостоятельной работы.

Промежуточный контроль осуществляется в тестовой форме.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Требования к результатам освоения программы:

Курс направлен на формирование компетенций: ОПК-1,ПКПП-3 (Таблица 1)

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы.

Формируемые компетенции Дескрипторы  
1.     2. ОПК-1 способен учиты-вать общие специфи-ческие (при различных нарушениях) закономер-ности и индивидуальные особенности психическо-го и психофизиологичес-кого развития, особен- ности регуляции поведе-ния и деятельности человека на различных возрастных ступенях.     ПКПП-3 способен применять современные методы диагностических достижений обучаю-щихся, осуществлять педагогическое сопро-вождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся при подготовке их к сознательному выбору профессии. Знать: -теоретические основы и понятийный аппарат психологической науки как необходимой базы для изучения других дисциплин, включенных в программу курса «Психология»; -знать предмет и структуру современной психологии, ее цели, задачи методы, место и логические связи с другими дисциплинами (гуманитарными, социальными, естественно -научными); - ключевые принципы психологии; - психологические феномены, категории, методы изучения психических явлений и описания закономерностей функционирования и развития психики; - основы формирования личности; - способы психологического изучения обучающихся. - Уметь: - использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизни и деятельности людей и решения задач профес- сиональной педагогической деятельности и саморазвития; - проводить психологическую диагностику уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы. способностей, характера, темперамента с целью гармонизации психического функционирования человека; - применять разнообразные методы изучения психических явлений в профессиональной деятельности; - анализировать и интерпретировать индивидуальные отличия и особенности психических процессов когнитивной, эмоционально- чувственной, мотивационно- потребностной сфер человека; - понимать причины собственных достижений и проблем, находить оптимальные пути решения этих проблем. Владеть: -методологическими подходами, теоретически-ми знаниями, методами исследования общей психологии; - понятийным аппаратом общей психологии; - методами диагностики психических явлений; - способами изучения психических явлений в профессиональной деятельности.   Знать: - закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения; - способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка - Уметь: - использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности; - определить уровень личностного и познавательного развития одаренных детей; - определить причины отклоняющего поведения подростка; - определить возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления; - осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций - грамотно планировать эксперименты и контролировать изучаемые переменные, правильно представлять результаты экспери-ментальных исследований в различных областях психологии, использовать полученные знания для решения практических задач, оценивать формы экспериментального контроля и адекватность контроля за выводом Владеть: - основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категорийно-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия; - понятиями теоретического и эмпирического знания в психологии, а также методологией и практическими навыками экспериментального психологического исследования с использова-нием современной техники, навыками критического прочтения профессиональной литературы и быть готовыми к самостоятельному выполнению курсовых и ВКР.    
     
     
     
     
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ Тема 1. Характеристика психологии как науки, ее предмет и задачи Система психологического знания. Отрасли психологии: критерии выделения и общая характеристика. Фундаментальная и прикладная психология. Место общей психологии в системе современного психологического знания. Структура курса общей психологии. Предмет исследования общей психологии. Задачи и методы. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Этапы развития психологии. Общее представление о психике. Различные проявления психического опыта. Психологические явления и факты. Описание психических явлений, доступных психологическому изучению. Классификация психических явлений, изучаемых современной психологией: психические процессы, состояния, свойства личности. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.    

Тема 2. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений. Раздражимость. Чувствительность и ощущения, их свойства и основные различия по сравнению с раздражимостью. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды. Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепция» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека. Основные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды - интегративная функция психики. Общие проблемы происхождения психики человека.

Развитие психики животных. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения. Роль свойств внешних раздражителей в формировании поведения животных, находящихся на уровне развития элементарной сенсорной психики. Дифференциация органов чувствительности. Узловая нервная система и ценное поведение животных. Трубчатая нервная система и усложнение поведения животных. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Стадия навыков и предметного восприятия, ее основные особенности. Стадия интеллектуального поведения. Основные особенности стадии интеллектуального поведения. Концепция Леонтьева-Фабри. Идеалистические воззрения П. Шардена на проблему развития психики животных.

Тема 11.Психология речи

Теоретические проблемы происхождения речи. Речь и речевая деятельность. Соотношение врожденных и сформированных структур. Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Проблема развития речи в учении В. Штерна. Генетические корни развития мышления и речи в работах Л. С. Выготского. Язык и речь. Слово и его значение. Физиологические системы речи. Речь, ее механизмы и функции. Виды речи: устная и письменная речь, диалог, монолог, пассивная и активная речь. Внешняя речь; возникновение и значение внутренней речи. Предистория развития письменной речи. Связь речи и мышления. Вспомогательные средства языка. Эмоционально-выразительная сторона речи. Вербальное и невербальное общение. Основные функции речи. Основные этапы формирования речи в онтогенезе. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Психосемантика. Экспериментально-психологические исследования речи: ассоциативный тест, оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала, оценка скорости чтения, психографологические характеристики письменной речи.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая кафедрой ПиМНО

Института детства

_______________З.В.Бродовская

«___»__________2012г.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки:

 

050100.62 –Педагогическое образование

 

Бакалаврская программа

Педагогика. Начальное образование

 

Степень выпускника: Бакалавр

 

 

Новосибирск 2012

 

СОСТАВИТЕЛЬ Дворецкий Михаил Иванович,кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры _______________

(подпись)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.007 с.)