Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы получения психологических знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:
Житейская психология Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер. Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. Научная психология Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни. В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную. Практическая психология Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются. Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека. Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний. Психологические знания в искусстве Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе. Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер. Психологические знания в искусстве фрагментарны. Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем. Иррациональная психология Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами. Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т.п.). Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию. Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний. Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность. К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. * * * Каждый из рассмотренных типов психологических знаний характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Каждый оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания. Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика». Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды. Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций. Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого. Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика. Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.012 с.) |