Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая структура познавательных процессов (см. Лерины материалы)

Поиск

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Понятие об ощущении и его физиологической основе

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ

Наиболее распространённая, самая ранняя и простая классификация ощущений по модальности (виду) раздражителя. Модаль­ность является качественной характеристикой, в которой проявляется спе­цифичность ощущения как простейшего психического сигнала в отличие от сигнала нервного (Л.М. Веккер).

Со времен Аристотеля бытует устойчивое представление о существовании у человека пяти разновидностей чувств:

· зре­ния,

· слуха,

· осязания,

· обоняния,

· вкуса.

XIX век ознаменовался открытием новых групп ощущений, таких как вестибулярные, вибрационные, кинестети­ческие и др. В отдельную группу были выделены болевые ощущения.

Наиболее разработанной и логически строгой признана классификация, которую предложил английский физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон (1857-1952), выделивший три основных класса ощущений:

· экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (например, на ко­же);

· интероцептивные или органические, расположенные во внутренних органах (например, в стенках желудка) и сигнализирующие о процессах или изменениях, происходящих в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

· проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях и постав­ляющие информацию о движении или положении различных частей те­ла.

Общую массу экстероцептивных ощущений Ч. Шеррингтон в свою очередь подразделил на две группы:

· дистантные (зрительные, слуховые),

· контактные (осязательные, вкусовые) ощущения.

Обонятельные ощущения занимают в этой группировке промежуточное положение.

В эволюционном (филогенетическом) плане самой древней и элементар­ной является интероцептивная/органическая чувствительность (прежде все­го, болевая). Как правило, ощущения, относящиеся к ней, выступают сигнала­ми соматических болезней и других отклонений от привычного функциони­рования организма. Несколько позднее сформировались контактные формы чувствительности (в первую очередь, тактильная, то есть осязание).

Эволюционно самыми молодыми следует считать слуховые и, особенно, зрительные системы рецепторов. Эти дистантные формы чувствительности, позволяющие отражать свойства объектов, воздействующих на определенном расстоянии, по мере эволюционного развития психики постепенно начи­нают играть ведущую роль в процессах познания. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные ощуще­ния - они обеспечивают 85% всей информации об окружающем мире.

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интен­сивность, длительность и пространственная локализация.

Качество - это специфическая особенность данного ощущения, отли­чающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.

Например, к качествам зрительной модальности относятся

· яркость,

· насыщенность,

· цветовой тон.

Качества слуховых ощуще­ний:

· высота,

· громкость,

· тембр;

Качества тактильных ощуще­ний:

· твердость,

· шероховатость и т.д.

В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».

Интенсивность ощущения - характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Зависимость интенсивности ощущения Е от физической силы раздражите­ля S, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном за­коне психофизики, получившем название «закон Вебера - Фехнера»:

Е = к log S + с.

Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму си­лы раздражителя (S); к и с - некоторые постоянные, определяемые спе­цификой конкретной сенсорной системы.

Вот ещё одна формулировка закона Вебера - Фехнера:

Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя.

Закону Вебера - Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, соглас­но которому зависимость Е от S носит не логарифмический, а степенной характер: интенсивность ощущения определяется степенью физической ин­тенсивности стимула.

Длительность ощущения - его временная характеристика, определяе­мая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощуще­ний латентный период составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, для вку­совых - 50 мс.

При прекращении действия раздражителя ощущение не ис­чезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного сле­да воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в допол­нительный цвет).

Пространственная локализация - это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Так, дистантные ощущения содержат информацию о расположении источ­ника раздражения в пространстве, тогда как контактное ощущение соотно­сится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздей­ствует раздражитель.

 

ПОРОГИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Чтобы возникло какое-либо ощущение, раз­дражитель, воздействующий на анализатор, должен достичь определенной величины.

Минимальная величина раздражителя, необходимая для возникно­вения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения ( или нижним порогом абсолютной чувствитель­ности). Если раздражитель слегка слабее, чем нижний абсолютный порог, то он будет восприниматься организмом, но не будет осознаваться в качестве ощущения; такие раздражения называются подпороговыми.

Верхний абсолютный порог ощущения (верхний порог абсолютной чувствительности) - это наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данной модальности. Если раздра­житель превышает эту величину, возникают болевые ощущения.

Интервал между нижним абсолютным порогом и верхним носит название «диапазо­на чувствительности».

Наряду с абсолютным порогом ощущения выделяется абсолютный порог различения. Эта величина характеризует минимальное различие между двумя раздражителями одной модальности или минималь­ное изменение свойств отдельного раздражителя, вызывающее изменение ощущения.

Введём теперь относительный порог различения. Увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины или силы раздражителя. Эта часть как раз и есть относительный порог различения. Например, для ощущений света эта прибавка составляет 0,01 первоначальной величины раздражителя, а для слуховых ощущений 0,1; для ощущений тяжести (при взвешивании на руке) -1/17 первоначального груза, для ощущения давления - 1/30 исходного давления и т. п.

В свою очередь, оперативный порог различимости сигналов - это та величина различия между раздражителями, при которой точность и ско­рость различения достигают максимума. Оперативный порог приблизитель­но в 10-15 раз превышает величину дифференциального порога.

Под временным порогом подразумевается минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному ви­ду раздражителя.

Между абсолютной чувствительностью и величиной ее по­рога установлена обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность соответствующего анализатора.

СЕНСОРНАЯ АДАПТАЦИЯ - это закономерное изменение чувствительно­сти анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей. Вы­деляют три вида адаптации.

· Адаптация как полное исчезновение ощущения, наиболее харак­терное для тактильной чувствительности (в течение дня человек может практически не ощущать вес одежды и ее соприкосновение с кожей);

· Адаптация как уменьшение чувствительности под влиянием сильно­го раздражителя (например, зрительный анализатор достаточно быстро снижает свою чувствительность, когда человек переходит из темного по­мещения в ярко освещенное);

· Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (обратный пример: зрительная чувствительность повыша­ется, когда человек попадает в затемненное пространство).

Разные анализаторы имеют различную адаптируемость; последняя достигает высоких показателей у зрительных, обонятельных, тактильных анализаторов и низких - у слуховых и температурных. Практически не адаптируются болевые ощущения, так как адаптация к боли грозит разрушени­ем организма.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ. Взаимодействие ощущений - это закономерное изменение чувстви­тельности анализатора при раздражении других органов чувств.

Общая за­кономерность выражается в том, что слабые раздражители в одной анализа­торной системе способствуют повышению чувствительности другой системы, а сильные - наоборот, снижают ее (например, сильный шум снижает остро­ту центрального зрения, а слабый повышает). Этот эффект изучен С.В. Кравковым и, по его данным, распространяется на все виды ощущений.

Повыше­ние чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений получило название «сенсибили­зация». Так, обтирание лица влажным полотенцем приводит к повышению чувствительности зрительного анализатора. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что на морозе цвета воспринимаются ярче.

Специфическую форму взаимо­действия анализаторов представляет явление синестезии - возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модально­сти. Это явление достаточно редкое (один случай на несколько тысяч чело­век). Синестезия проявляется в метафорических словосочетаниях, посредст­вом которых ощущения одной модальности описываются через качества дру­гой (теплый или холодный цвет, острый звук, бархатный голос).

ВОСПРИЯТИЕ

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.008 с.)