Основы психологических знаний и личности инвалидов и лиц пенсионного возраста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы психологических знаний и личности инвалидов и лиц пенсионного возраста



Основы психологических знаний и личности инвалидов и лиц пенсионного возраста

Сборник лекций

 

 

Выполнил преподаватель: Е.В. Олейникова

 

 

Благовещенск, 2012

 

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании кафедры Зам. директора по УР

гуманитарных дисциплин _____________(С.А.Ленских)

______________(Г.Н. Дмитриева) «__»_________20__г.

«__»_________20__г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка 3

Лекция № 1 тема «Социально-демографические проблемы современной России» 4

Лекция № 2 тема «Изменение психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов» 9

Лекция № 3 тема «Нарушение ощущений, восприятия и сознания у лиц пожилого возраста и инвалидов» 15

Лекция № 4 тема «Особенности и нарушения памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста» 21

Лекция №5 тема «Психологические особенности личности инвалида»26

Лекция № 6 тема «Психологические особенности и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов» 33

Лекция № 7 тема «Психологические особенности и изменение внимания у лиц пожилого возраста и инвалидов» 39

Лекция № 8 тема «Личность в психологических исследованиях и типология личностного восприятия старения» 45

Лекция № 9 тема «Психологические особенности личности связанные с выходом на пенсию» 50

Лекция № 10 тема «Психологические особенности одиноких пожилых людей и инвалидов» 56

Лекция № 11 тема «Психологические проявления переживания стресса и фрустрации лицами пенсионного возраста и инвалидами» 62

Лекция № 12 тема «Психологические особенности проявления кризиса пожилого возраста» 68

Лекция № 13 тема «Танатология и горе в старости, особенности психологического сопровождения» 73

Лекция № 14 тема «Психологические особенности и проблемы в семье пожилого человека» 80

Библиографический список 90

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сборник лекций учебной дисциплины «Основы психологических знаний и личности инвалидов и лиц пенсионного возраста» составлен на основе ГОС СПО и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения».

Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов. Преподавание курса «Основы психологических знаний и личности инвалидов и лиц пенсионного возраста» закрепляет систему знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе обучения студентов по выбранным специальностям.

 


Лекция 1

Тема: Соцально-демографические проблемы современной России

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение социально-демографических проблем современной России

Глоссарий: геронтология, здоровье, старость, старение

План лекции:

1. Роль и место старости в онтогенезе человека

2. Виды старения

3. Старения населения как социально-демографичесский процесс

Ход лекции:

Роль и место старости в онтогенезе человека

Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных личностей, так и всего общества. В онтогенезе человека выделяются периоды детства, юности, зрелости и старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудно уловимы. Один из основоположников советской геронтологии И.В. Давыдовский категорически заявлял, что никаких точных календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для разных профессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной Организации здравоохранения), более удобным представляется название «стареющие», указывающее на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу, за которой начинается старость.

Существует много классификационных схем, которые применяются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. Обычно используют следующую схему:

Допроизводительный возраст Производительный возраст Послепроизводительный возраст Старость Глубокая старость   0-17 лет; 18-64 года – мужчины; 18-59 лет – женщины; старше 65 лет – мужчины; старше 60 лет – женщины; 65-79 лет – мужчины; 60-79 лет – женщины; старше 80 лет.  

В геронтологии оперируют понятиями календарный и биологический возраст.

Календарный возраст – это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании даты рождения, документально подтвержденной. Сам по себе календарный возраст не пригоден для исследования динамики и характера старения. Для этой цели в геронтологии используются тесты количественного измерения изменений, происходящих в результате инволюционно-атрофических процессов во всех периодах онтогенеза. Это тесты функциональных изменений в основных системах и тесты для оценки иммунобиологических и психических изменений в организме при старении.

Биологический возраст – это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специальных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и от условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжительность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жизни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как соответствие между изменениями в организме и календарным возрастом. Определение биологического возраста очень важно для разграничения физиологического и преждевременного старения, разработки профилактических мероприятий, социального устройства человека, проведения пенсионной политики.

Чем больше календарный возраст человека опережает биологический, тем менее темп его старения, тем больше продолжительность жизни этого человека.

По установленным ВОЗ требованиям, биологический возраст необходимо определять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Когда же это невозможно, то определение можно провести и в поликлинических условиях, но при использовании только тех тестов, которые реально исполнимы. Одна из важных проблем гериатрии – решение вопроса, до какой степени календарный возраст совпадает или отличается от биологического возраста, и необходимость разработки очень четких критериев для их разграничения. Последнее особенно значимо для научных и практических целей геронтологии, профилактики старения, оценки здоровья, трудоспособности и социальной адаптации пожилых людей.

В.В. Безруков отмечает, что критерием оценки адаптационных возможностей человека в онтогенезе служит определение биологического возраста. По его мнению, биологическая перестройка в определенные периоды развития организма (40-55 лет) создает критические ситуации в гомеостазе, которые в основном обуславливают темп и характер старения. В этот возрастной период жизни человек становится наиболее уязвимым в отношении возрастной патологии. В связи с этим наиболее перспективным направлением увеличения продолжительности жизни человека представляют мероприятия, способствующие предупреждению тех риск-факторов, которые провоцируют развитие возрастной патологии и ее вероятностное осложнение в пожилом и старческом возрасте.

Уменьшение количества и интенсивности риск-факторов (курение, алкоголизм, психические стрессы, плохая экология, различные социальные потрясения и т.д.) играет определенную роль в продолжении жизни человека в пределах видовой возможности путем смещения возрастной патологии в более поздние периоды онтогенеза.

Однако, по мнению А.В. Токаря, процессы старения находят свои наиболее выраженные клинические проявления на этапах позднего онтогенеза. Старение, недуги и болезни старости – биологически единый процесс. Попытки поиска четких количественных и качественных дифференциальных показателей их, особенно на поздних этапах онтогенеза, как считает А.В. Токарь, вряд ли могут быть успешными.

 

Виды старения

В современной геронтологии и гериатрии существует проблема физиологического и патологического старения не столько с позиций специфических признаков, сколько с этапов развития процессов, с динамики их течения, с общности и различий в их генезе (развитии).

И.В. Давыдовский утверждал, что старость может быть ранней или поздней по чисто биологическим причинам, но, как правило, всегда своевременна, и только смерть всегда преждевременна.

В.В. Фролькис высказывал мнение, что под физиологическим старением нужно понимать постепенно наступающее и постепенно развивающееся, связанное с видовыми особенностями возрастных изменений, ограничение возможностей адаптации организма к среде, с увеличивающейся вероятностью смерти.

Естественное (физиологическое, нормальное) старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции.

Лекция 2

Тема: Изменение психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение изменения ощущений у лиц пожилого возраста и инвалидов

Глоссарий: психические состояния, психические процессы, метод, беседа, опрос, анкетирование, воля, эмоция, волевой акт

План лекции:

1.Проблема изменения психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов

2.Методы диагностики измененных психических процессов и состояний, основные принципы психологии

3.Психические процессы и их изменения у лиц пожилого возраста и инвалидов

Ход лекции:

В последние годы в практике трудоустройства инвалидов и престарелых возникла необходимость более тщательно анализировать состояние психических процессов обеспечиваемых (памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления), состояние которых играет все большую роль в определении их трудовых возможностей. Проблема трудоустройства инвалидов и пожилых лиц, их профессиональной ориентации и переориентации, рационального трудоустройства и социально-трудовой реабилитации в современных условиях, изменившейся демографической ситуации требует особого внимания к анализу мотивов, идеалов, направленности и установок личности, которые могут значительно изменяться в результате возраста, длительно текущего тяжелого заболевания или дефекта. Психологический анализ личности обеспечиваемого необходим также для установления оптимального психологического контакта с инвалидом или пожилым человеком, что позволяет значительно сократить число жадоб и заявлений в вышестоящие организации.

Психология в социальном обеспечении имеет не только свой предмет, но и выполняет свои специфические функции. К ним относятся разработка теоретических и практических вопросов, связанных с анализом психологического состояния обеспечиваемых, т.е. оценки состояния психических процессов и их изменений и оценка личности инвалидов и престарелых в объеме, необходимом для нужд социального обеспечения.

Одной из особенностей развития, психологии как науки является и то, что формирование общей психологии осуществлялось одновременно с ее актуальными отраслями. При этом вновь возникающие отрасли психологии, уточняя свой предмет, методы исследования все в большей степени обособлялись друг от друга и от общей психологии, но не утрачивали связей между собой и базовыми основаниями, обогащая их более глубоким знанием предмета психологии. Более того, на стыках между уже сложившимися отраслями психологии, под влиянием практических потребностей и вырастающих возможностей познания продолжают формироваться новые отрасли психологии.

1) по принципу развития: возрастная психология и психология аномального развития;

2) по отношению личности к обществу: индивидуальная и общественная психология;

3) по конкретной деятельности

психология труда;

медицинская психология;

педагогическая психология;

юридическая психология;

военная психология;

психология спорта;

психология научного творчества;

психология художественного творчества и др.

Процесс формирования относительно самостоятельных отраслей психологии по конкретному виду деятельности продолжается и сегодня, что, в частности, относится к психологии в социальном обеспечении.

Предметным основанием геронтопсихологии является медицина, в частности, гериатрия, геронтопсихология имеет свой предмет: она изучает психологические особенности деятельности врача в отношении пациента пожилого возраста и поведение старого человека и функционирует в рамках индивидуальной психологии.

Психология труда тоже имеет свой предмет. Она изучает пси­хологические особенности трудовой деятельности человека и тоже выступает как индивидуальная психология. Однако, в силу того, что труд в значительной степени носит общественный характер, психологические особенности трудовой деятельности человека формируются не только под влиянием его профессии, но и трудового коллектива. Поэтому психология труда какими-то своими сторонами функционирует и как общественная психология.

Предметом психологии в социальном обеспечении является личность обеспечиваемого (инвалида или престарелого человека) в его отношении к болезни, инвалидности, престарелому возрасту и самому процессу социального обеспечения.

Психология же здорового человека отлична от психологии клиента. Это проявляется прежде всего в изменении состояния психических процессов, переживания своей болезни, возраста или дефекта, изменений целей, мотивов и установок человека.

С другой стороны, психологией больных и престарелых занимается медицинская психология и геронтопсихология. Но и здесь имеется различие, поскольку установка клиента на приеме у социального работника и врача различны. Различны также установки социального работника и врача.

Принцип детерминизма,

Принцип развития,

Принцип историзма,

Рефлекторный принцип,

Принцип структурности,

Диалектико-материалистический принцип развития позволяет рассматривать развитие человека как внутреннее противоречивый процесс, где внешние обстоятельства оказывают влияние на развитие, но не являются её источником.

В психологии в социальном обеспечении для исследования психических процессов применяются клинические и экспериментально-психологические методики, позволяющие уточнить качественные и количественные характеристики состояния психических процессов.

Лекция 3

Тема: Нарушение ощущений, восприятия и сознания у лиц пожилого возраста и инвалидов

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение нарушений ощущений, восприятия и представлений у лиц пожилого возраста и инвалидов

Глоссарий: ощущения, восприятия, сознания, иллюзии, галлюцинации, делирий, сопор, кома

План лекции:

1.Нарушения ощущений у лиц пожилого возраста и инвалидов

2.Нарушения восприятий у лиц пожилого возраста и инвалидов

3.Нарушение сознания у лиц пожилого возраста и инвалидов

 

Ход лекции:

Лекция 4

Тема: Особенности и нарушения памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение особенностей и нарушений памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста

Глоссарий: память, воспроизведение, забывание, кривая Эббингауза, амнезия, деменция

План лекции:

1. Память, как психический процесс

2. Мнестические расстройства у лиц пожилого возраста и инвалидов

 

Ход лекции:

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т. е. подсказка не помогают в этом случае, а мешают.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал и действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т. е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Повышенная забывчивость является одной из наиболее распространенных жалоб у пожилых пациентов. Большинство тех, кому за 65, имеют одно или несколько хронических неврологических и соматических заболеваний.

К нормальным возрастным изменениям следует отнести небольшое ослабление памяти, внимания и других когнитивных функций. Экспериментально-психологические исследования 60–70-х годов XX века свидетельствуют, что возрастное ухудшение когнитивных функций начинается достаточно рано, а именно с 30–40 лет. В наибольшей степени страдает быстрота реакции на внешние стимулы и способность длительное время концентрировать внимание.

Психогенные расстройства памяти также часто встречаются при депрессиях, тревожных расстройствах. Выделяют следующие виды нарушений памяти:

Сенильные нарушения памяти

Легкое снижение памяти не является патологией для пожилого и старческого возраста. Многочисленные экспериментальные работы показывают, что здоровые лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию и испытывают определенные трудности при извлечении из памяти адекватно заученной информации по сравнению с более молодыми людьми.

Преходящие нарушения памяти

Нередко расстройство памяти имеет временный характер (по типу «провала» в памяти). Больной полностью амнезирует некоторый промежуток времени. При этом во время осмотра и нейропсихологического обследования не выявляется каких–либо значимых расстройств мнестической функции. Наиболее часто преходящие расстройства памяти отмечаются при алкоголизме, являясь одним из ранних проявлений этого заболевания. Относительно редкой формой является транзиторная глобальная амнезия. Транзиторная глобальная амнезия характеризуется внезапным и кратковременным (несколько часов) грубым нарушением памяти на текущие и прошлые события. После приступа отчетливых нарушений памяти, как правило, не выявляется. Атаки транзиторной глобальной амнезии повторяются редко. В их основе, предположительно, лежит дисциркуляция в бассейне обеих задних мозговых артерий.

Корсаковский синдром

В 1887 г. С.С. Корсаков впервые описал нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом. Выраженное нарушение памяти является основным клиническим проявлением корсаковского синдрома. Другие высшие мозговые функции (интеллект, праксис, гнозис, речь) остаются интактными или нарушаются в незначительной степени. Как правило, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. Данный признак служит основным диференциально–диагностическим отличием корсаковского синдрома от других состояний с выраженными нарушениями памяти (например, деменции). Нарушения памяти встречаются при большом числе неврологических заболеваний. В зависимости от этиологии, патогенетических и нейропсихологических механизмов нарушений, их характер и выраженностьзначительно варьируют.

Таким образом, сложно провести грань между преимущественно возрастными нарушениями мнестико-интеллектуальных функций и когнитивными нарушениями, связанными с начальными (додементными) проявлениями сосудистых и дегенеративных заболеваний головного мозга.

 

Лекция 5

Тема: Психологические особенности личности инвалида

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей личности инвалида

Глоссарий: инвалидность, инвалид, нетрудоспособность, посттравматическое стрессовое расстройство, адаптация

План лекции:

1.Общая характеристика понятия инвалидности

2.Постравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности

3.Адаптация инвалида к новым условиям

 

Ход лекции:

Клинические симптомы ПТСР

Взрывная» реакция.

При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины).

Притупленность эмоций.

Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.

Агрессивность.

Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность. Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной.

Депрессия.

В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.

Общая тревожность.

Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления – например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).

Приступы ярости.

Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана. Однако бывают и в отсутствие алкоголя или наркотиков, так что было бы неверно считать опьянение главной причиной этих явлений.

Непрошеные воспоминания.

Это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования.

Наяву они появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», то есть во время травмирующего события: запах, зрелище, звук, словно бы пришедшие из той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главное отличие от обычных воспоминаний состоит в том, что посттравматические «непрошеные воспоминания» сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.

Непрошеные воспоминания, приходящие во сне, называют ночными кошмарами.

Мысли о самоубийстве.

Человек постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой. Когда человек доходит до той грани отчаяния, где не видно никаких способов поправить свое положение, он начинает размышлять о самоубийстве.

 

Вводный,

Подготовительный,

Катарсический,

Поддерживающих мероприятий.

 

На вводном этапе необходимо поставить задачу (определить путь) совместной работы психолога и пациента и добиться четкого осознания ее последним. Будет неверным ставить цели типа: «Пройти курс психологической реабилитации», «Адаптироваться к нормальным условиям жизни» или «Стать таким, как все». Смысл адаптации не дознается личностью, и поэтому подобные цели не могут быть приняты ею.

Кроме того, работа с экстремальными личностями зачастую проявляет факты неосознаваемой заинтересованности в сохранении экстремальных качеств. Дело в том, что сформировавшийся образ жизни соответствует психологическому самочувствию. Избавление от всех проблем равносильно смене образа жизни, что требует от личности новых психических затрат и потери положительных сторон прежней жизнедеятельности. Поэтому она проявляет сопротивление резкому изменению своего самочувствия.

Подготовительный этап является непосредственной подготовкой к катарсическому этапу и заключается в обучении пациента тому состоянию, в котором планируется достижение катарсиса. Так, например, если планируется достижение катарсиса в гипнозе (Фрейд), то проводится исследование пациента на внушаемость, а затем тренировочные сеансы гипноза с целью достижения его необходимой глубины.

Катарсический этап является одним из ключевых во всем процессе реабилитации. Целью его является достижение эмоционального отреагирования на состояние первичной дезадаптации и очищения от него – катарсиса. Пациентам объясняется, что главная их задача – установить такие взаимоотношения между сознанием и подсознанием, при которых сознание отдает команду подсознанию и, полностью доверяясь ему, не вмешивается в процесс ее выполнения. Подсознание же четко выполняет эту команду.

Этап осознания экстремального поведения. Этот этап не требует специальной подготовки со стороны психолога, но обеспечивает достижение конечной цели всего процесса психологической реабилитации. Достижения практической психологии подсказывают, что наилучшим методом освоения новых навыков поведения и общения является социально-психологический тренинг (СПТ). В основе СПТ лежат идеи Е. Гальперина о формировании ориентировочных основ умственных воздействий, некоторые положения теории установки Д.И. Узнадзе и теоретические выводы С.Л. Рубинштейна о ролевых играх. Главным преимуществом СПТ является то, что процесс обучения происходит в условиях игровой деятельности.

Этап определения жизненных перспектив (инсайта). Получая навыки нового поведения в процессе СПТ, личность еще не представляет, каким образом она будет применять их в ситуациях общения с давно знакомыми людьми. Осознанию этого мешают стереотипы старых взаимоотношений и старого восприятия своего окружения.

 

Этап поддерживающих мероприятий. Этот этап предполагает периодические контакты психолога с пациентом. Целями таких контактов могут быть:

1. Психологическая консультация по широкому спектру проблем, которые могут возникнуть у пациента. Часто пациент сам становится «Стихийным» психологом и приходит на консультацию, чтобы рассказать о своих успехах в оказании помощи другим людям. В любом случае, контакты с психологом позволяют избежать рецидивов дезадаптированности.

2. Преодоление новых стрессов. К сожалению, после психологической реабилитации пациент попадает не в стерильные условия, а в реальную жизнь, в которой он не застрахован от новых потрясений. И преодоление их с учетом контактов с психологом и приобретенных навыков саморегуляции становится для него менее трудным делом.

3. Психологическая подготовка к воздействию новой экстремальности. Обычно эта задача решается в случаях, когда пациент по роду своей и профессиональной деятельности готовится к встрече с экстремальными условиями.

Таким образом, сочетание перечисленных методов психокоррекции: определенная их очередность в процессе психологической реабилитации создают необходимые условия для нормальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к неэкстремальным условиям.

 

Лекция 6

Тема: Психологические особенности и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов

Глоссарий: мышление, анализ, синтез, обобщение, логичность,

План лекции:

1.Общая характеристика мышления, как психического процесса

2.Изменение мышления у пожилых лиц и инвалидов

 

Ход лекции:

Дискурсивное – развёрнутое

Предметные

Психическое мышление

5. По степени логичности:

Логическое – законы логики

Лекция 7

Тема: Психологические особенности и изменение внимания у лиц пожилого возраста и инвалидов

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей и изменение внимания у лиц пожилого возраста и инвалидов

Глоссарий: внимание, сосредоточенность, концентрация, устойчивость, распределение, объем, отвлекаемость внимания

План лекции:

1.Общая характеристика внимания, как психического процесса

2.Изменение внимания у пожилых лиц и инвалидов

 

Ход лекции:

Свойства внимания.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.029 с.)