И подростков-инвалидов по зрению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И подростков-инвалидов по зрению



 

Джон Дьюи назвал когда-то ребенка «самым большим открытием 20 века». Не случайно среди множества определений века 20-го есть и такое: «Век ребенка».

Именно в 20 веке существенно сокращена детская смертность, в большинстве стран введено всеобщее обязательное образование. А вот как звучит первый пункт Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году: «Все дети без различия или дискриминации на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, нации или социального происхождения, имущественного достатка, статуса рождения — имеют право на должное питание, кров, отдых и медицинское обслуживание».

Так гласит Декларация... В действительности наблюдается падение рождаемости в развитых странах, возрастает число врожденных патологий, ухудшается детское здоровье, растет число детей-инвалидов.

Во всем мире наблюдается тенденция к увеличению доли инвалидов в обществе (сейчас это от 1 до 27% населения). Четвертая часть населения имеет хронические заболевания. В России наблюдается рост как абсолютного, так и относительного числа инвалидов (результат снижения численности населения, увеличения заболеваемости). Ограниченные возможности жизнедеятельности имеют более 8 млн. человек.

В течение последних 10 лет снижается процент инвалидов, признанных трудоспособными (в 1994 г. он составил всего 2,3%). Ученые прогнозируют дальнейшее увеличение числа инвалидов в 2—3 раза. По некоторым данным слабовидение к 2000 году примет характер эпидемии.

По данным российских медиков у нас здоровы только 14% детей. 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания. За 11 лет пребывания в школе число хронически больных детей и подростков возрастает в 2 раза, а общее состояние здоровья школьников ухудшается в 4—5 раз. К моменту окончания школы каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий — близорукость. Во всех странах мира в последние годы претерпело большие изменения отношение к инвалидам. Пройден путь от ухода за ними до их реабилитации.

Изменение отношения к проблемам тех людей, которых называют инвалидами, дефективными, коснулось и. людей с дефектами зрения. Незрячий человек, как и любой другой человек, имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, творчестве. Обязанность общества так организовать его медицинское обслуживание, социальную поддержку, воспитание, чтобы он смог, осознанно выбирая свой путь, полностью реализовать себя как своеобразную и самоценную личность. И начинать такую комплексную работу, на наш взгляд, необходимо как можно раньше, т. е. с детей дошкольного возраста. В этой работе должны участвовать самые различные учреждения. Задача медицинских работников, педагогов, родителей, работников библиотек, общественности снабдить детей с ограниченными возможностями всеми необходимыми знаниями, умениями, подготовить психологически для интеграции таких детей в мир здоровых, в мир зрячих. Значительная роль в этой работе принадлежит библиотеке.

В России, в условиях социально-экономического кризиса, чрезвычайно остро стоят проблемы ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

Инвалидность у детей — значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации, к потере способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению и, в конечном итоге, к невозможности трудовой деятельности в будущем.

Цели и задачи библиотечной работы с детьми, имеющими дефекты зрения, определяются концептуальными положениями, ее организацией в библиотеках, имеющимися теоретическими и методическими подходами и их практической реализацией.

На первом этапе основная цель заключается в выявлении детей с дефектами зрения, в наиболее полном раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребенка. На этом этапе не обойтись без привлечения к работе специалистов медицинских учреждений и отделов социального обеспечения. К сожалению, иногда эти структуры работают недостаточно согласованно, в результате чего дети-инвалиды оказываются оторванными от реальной жизни, остаются в замкнутом пространстве своей семьи. У нас есть примеры, свидетельствующие о том, что родители незрячих детей дошкольного возраста, получая консультации и помощь со стороны медицинских работников, ничего не знали о существовании и возможностях специальных библиотек, не читали литературы по проблемам воспитания незрячих детей в семье и только случайно, после информации о мероприятиях, проводимых для детей-инвалидов в библиотеке, они обращались к нам. В результате упущены годы, ребенок отстает в развитии от своих сверстников.

Деятельность библиотеки по привлечению к чтению детей-инвалидов по зрению не может быть успешной, если обществом не осознана его необходимость.

В связи с тем, что дети-инвалиды очень сильно отличаются друг от друга по своим возможностям, срокам и причинам возникновения дефекта зрения, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. И поэтому, основное направление деятельности нашей библиотеки — индивидуальная работа с читателями-инвалидами по зрению.

Для более успешной работы на этом направлении в библиотеке организованы тифлопедагогические методические консультации, рассчитанные на разные группы: учителей, учащихся, родителей.

Библиотечное обслуживание детей с дефектами зрения необходимо строить, опираясь, по возможности, на все сохраненные анализаторы. В частности, использовать зрение совместно с осязанием, что способствует эффективности усвоения информации.

За годы своей деятельности мы пришли к выводу, что начинать работу с детьми нужно с дошкольного возраста. С этой целью следует вести учет детей с нарушением зрения как можно с более раннего возраста. Необходимы контакты с дошкольными учреждениями для детей с дефектами зрения. Уже несколько лет мы ведем совместную работу со специализированными детскими садами, со школами для слепых и слабовидящих детей г. Красноярска, обеспечивая специалистов литературой по проблемам тифлопедагогики, реабилитации.

Рубеж перехода к школьному возрасту является критическим» периодом для каждой семьи, воспитывающей ребенка с дефектами зрения. Пойдет ли ребенок в массовую школу, сможет ли он в ней учиться, продолжится ли там коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его социальной адаптации в будущем? Эти вопросы волнуют родителей.

Общеизвестно, что многие родители не отдают детей в школу для слепых, т. к. их отпугивает ее название. Если ребенок Обладает остаточным зрением, родители часто психологически не могут смириться с направлением его в школу для слепых и он обучается по обычным учебникам в массовой школе, где в настоящее время в РФ для таких детей еще нет условий для успешного овладения учебным материалом и нет щадящего режима нагрузок на органы зрения.

В этом случае необходимы совместные усилия медиков, педагогов, работников библиотек с родителями по выбору оптимальной для каждого отдельного случая среды обучения и воспитания, а таким образом и реабилитации ребенка-инвалида. При тяжелых прогрессирующих глазных заболеваниях, связанных с возможным понижением остроты зрения или с его потерей, обязательным является обучению Брайлю, осязательному восприятию, что в конечном итоге после окончания школы позволит ребенку адаптироваться и интегрироваться в среду людей с полноценным зрением.

Большое значение для ребенка-инвалида по зрению имеет освоение им навыков чтения, письма. Эти навыки становятся новыми, средствами коммуникации, взаимодействия с другими - людьми, новыми каналами получения информации о мире.

Особенно важным мы считаем пробуждение интереса такого ребенка к литературе, сначала детской, потом классической. Для ребенка-инвалида необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств, логики жизни, осознания ее внутренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Знакомство с лучшими образцами литературы способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира, не позволяет делить все лишь на черное и белое, развивает чувство юмора. Такая литература очень важна для социализации ребенка-инвалида.

В связи с этим обостряется проблема комплектования фонда литературой для детей.

Общеизвестно, что для детей с полноценным зрением спрос на детскую литературу удовлетворяется лишь на 30—35%. Так, сказки хотел бы читать каждый третий ребенок в возрасте до 9 лет, а реально это желание удовлетворяется лишь у каждого двадцатого. Аналогичное положение с любимыми всеми подростками приключениями, фантастикой.

Катастрофически обстоят дела с выпуском такой литературы в изданиях для слепых. В фонде библиотеки очень мало «говорящих» книг для самых маленьких детей: от 3 до 7 лет.

Так, за 1994 год наша библиотека не получила ни одного названия рельефно-точечных книг для детей и только 1 название «говорящих» книг.

Естественно, такое положение с изданием книг для детей и подростков приводит к деформации в литературном развитии, потребность в чтении не удовлетворяется. Дети не в полной мере приобщаются к культурным ценностям, снижается уровень реабилитации.

Чтобы как-то исправить положение, наша библиотека, опираясь на проведенный анализ детского чтения, учитывая перечень литературы, рекомендуемой для внеклассного чтения, выявила наиболее спрашиваемые детские книги и приступила к озвучиванию их собственными силами с привлечением квалифицированных дикторов. С этой же целью ведется запись с радио, с грампластинок.

Озвучивается не только художественная литература, но и справочные материалы по различным отраслям знания, книги по этике, по искусству.

Отдельным направлением идет в библиотеке работа с подростками. В этом возрасте особенно остро воспринимается такой недуг как дефект зрения. Некоторые подростки начинают чувствовать себя неполноценными, любыми способами стараются утвердиться в среде своих сверстников или же замыкаются в собственном мире. К сожалению, не обошла стороной зрячих подростков, проживающих в семьях незрячих родителей, проблема токсикомании. За последний год в таких семьях известны смертельные исходы на фоне пристрастия к токсикомании. Эти факты направили библиотеку на поиски путей и методов активизации работы с подростками, проживающими в семьях незрячих, на заполнение лакун в организации их досуга. Эта работа ведется в тесном такте с преподавателями учебно-консультационного пункта для слепых и слабовидящих. Традиционным стало проведение совместных праздников, конкурсов, викторин. На базе библиотеки проводятся уроки литературы, истории с привлечением иллюстративного материала, аудиовизуальных средств, рельефно-графических пособий. Здесь же и детей, и взрослых учат чтению и письму по Брайлю. Это очень удобно, т. к., овладевая навыками рельефно-точечной грамотности, имея возможность знакомиться с произведениями, напечатанными через строчку, они незаметно становятся активными читателями рельефно-точечных книг.

Сложные проблемы жизненного самоопределения возникают у учащихся старших классов — поиск правильного жизненного пути, выбор профессии. Это является предметом особой заботы работников библиотек. С этой целью проводятся беседы, тематические собрания, вечера-встречи, на которых учащиеся и их родители знакомятся с профессиями и специальностями, которыми могут овладеть незрячие. На такие встречи приглашаются незрячие специалисты различных направлений деятельности. Они рассказывают о своей работе, о тех проблемах, с которыми им пришлось столкнуться, о путях преодоления возникающих трудностей. Такие встречи помогают подросткам сделать правильный жизненный выбор.

Возможности и способности инвалидов не имеют границ. Около 70% слепых и слабовидящих старшеклассников хотели бы продолжить обучение в техникумах, ВУЗах. Но решить эту проблему трудно. Для продолжения учебы выбор очень ограничен. Поэтому пропадает желание учиться, совершенствоваться. Многие способности незрячих не востребованы. В результате 90% слепых и слабовидящих вынуждены «проявлять» их, как говорят, закручивая гайки на предприятиях Общества слепых. И, тем не менее, чтобы прилично жить, инвалиду по зрению необходимо учиться.

Для читателей-детей особенно важно не только содержание библиотечных услуг, но и то, насколько удобным, комфортным путем они могут быть получены, т. е. важна комфортность — составная часть более широкого понятия «культура обслуживания». Это может быть быстрое выполнение запросов, возможность получения литературы на дом и чтение книг в библиотеке с помощью чтеца, удобный режим работы, привлекательный интерьер помещения, возможность использования тифлотехнических средств, в т. ч. игровых. Для библиотек, обслуживающих инвалидов, в некоторых случаях, если дети находятся продолжительное время в библиотеке, должно быть специально отведенное место для того, чтобы ребенок-инвалид мог выпить чашку чая, съесть бутерброд.

С этой целью в библиотеке оборудовано игровая комната, где в соответствующей библиотечной среде родители могут оставить ребенка под присмотром работника библиотеки. Детям так полюбилась эта комната, что многие из них приходят сюда самостоятельно. Они слушают здесь грамзаписи, смотрят диафильмы, мастерят поделки из природного материала, лепят, конструируют, рисуют.

Дети — основа человеческого счастья. Какая радость — рождение ребенка. Но к этому светлому чувству иногда примешивается и боль, и горечь. Ребенок плохо видит, или не видит совсем.

В настоящее время возрастает внимание библиотек к семье, что очень важно. В структуре ЦБС создаются библиотеки семейного чтения.

Семейное чтение можно считать главным средством приобщения к книге, к духовным ценностям. Оно позволяет родителям говорить с детьми о нравственности, воспитывает самостоятельность их мышления.

Многие мероприятия, проводимые в библиотеке, рассчитаны на полноправное участие в них и взрослых, и детей. Так в 1994 г. в рамках объявленного ООН «Международного года семьи» был проведен конкурс для инвалидов по зрению «Мама, папа, я — читающая семья». Победители этого конкурса, семья, где 2 человека— инвалиды I группы по зрению, в качестве почетных гостей были приглашены на заключительный этап одноименного краевого конкурса среди читателей с полноценным зрением.

Для ребенка-инвалида изоляция от внешней среды негативно сказывается на психологии, эмоциональном состоянии личности. Без общения ребенок лишается информации о том, каков этот огромный окружающий нас мир.

В связи с этим библиотеки становятся не только центром информации, но и общения, досуга для незрячих читателей. При организации досуга детей-инвалидов в библиотеке используются игровые костюмированные мероприятия, которые заставляют участников переключаться с пассивной роли на активную. При проведении подобных мероприятий используется спонсорская помощь. Победители и участники награждаются призами. А какой же незрячий ребенок устоит перед соблазном получить в игре приз! Он сконцентрирует все свои тактильные навыки (восприятие пальцами), призовет воображение и будет активно участвовать в соревновании.

Конкурсы на лучшего чтеца по системе Брайля развивают навыки чтения, конкурсы по ориентировке снимают психологический страх у ребенка с дефектом зрения. Желание действовать появляется не только ради выигрыша, но и чтобы показать свой интеллект, а это иногда важнее приза.

Все досуговые формы работы с незрячими детьми несут в себе элементы физического и психического тренинга, активизируют мыслительную деятельность, творческие способности, моделируют непривычные для незрячего ребенка жизненные ситуации и социальные роли, учат ориентации, поиску оптимального решения.

Активизации работы с детьми-инвалидами способствовала комплексная программа «Дети России», получившая статус президентской. Одной из составляющих этой программы явилась целевая программа «Дети-инвалиды», благодаря которой библиотека в. 1994 году имела возможность получить финансовую поддержку на организацию работы с детьми-инвалидами по зрению. Используя эти средства, мы сумели провести цикл мероприятий и приобрести тифлооборудование, способствующее реабилитации незрячего ребенка.

Решая вопросы комплексной реабилитации детей-инвалидов но зрению, библиотека выявила еще одну проблему — обслуживание книгой детей с дефектами зрения в районах края. В настоящее время эту работу в основном, ведут секретари первичных организаций Всероссийского общества слепых или групорги. Уровень их работы по приобщению инвалидов к культурным ценностям посредством общения с книгой не всегда удовлетворяет нас, т. к. иногда это люди случайные, не знающие и не любящие книгу. Мы полагаем, что в этом случае нельзя ограничиваться внестационарными и заочными формами обслуживания, рассылая книги по почте. Ведь детям-инвалидам, как никому другому, необходимо общение. В связи с этим неплохо было бы, если бы в городах и крупных населенных пунктах края создавались филиалы по библиотечному обслуживанию инвалидов по зрению. Думается, что при создании таких филиалов необходимо учитывать не только нормативы по количеству инвалидов по зрению, проживающих в данной местности, но и многие другие факторы, обусловленные спецификой территорий (удаленность от краевых (областных) центров, возрастной состав и т. п.).

В сегодняшней ситуации можно было бы пересмотреть эти нормативы в сторону уменьшения и для более оперативного и эффективного доведения книги до инвалидов по зрению, в т. ч. и детей, открывать филиалы по работе с инвалидами при массовых библиотеках или в специально выделенных помещениях.

В этом направлении у нас ведется определенная работа. При четырех массовых библиотеках в городах края созданы библиотечные пункты по обслуживанию незрячих читателей, в которых ведется квалифицированная работа по различным направлениям деятельности.

Новая концепция библиотеки, обслуживающей незрячих и читателя-ребенка, породила и новую концепцию библиотечной педагогики, нацеленной на индивидуализацию чтения детей. В основе ее — личностное общение библиотекаря с читателем, доверительный, свободный диалог, лишенный заданности, обусловленный конкретной ситуацией. Работники библиотеки должны иметь представление о медицинских аспектах слепоты, обладать знаниями в области дефектологии, тифлопедагогики. Библиотекарь, работающий с детьми-инвалидами, ОБЯЗАН найти путь к диалогу, суметь заглянуть ребенку в душу. Такое общение оказывается деятельностью куда более трудной, чем информирование читателей и их обслуживание. Оно требует учета всей полноты уникальности каждого ребенка и большой эмоциональной отдачи.

Конечно, многие вопросы библиотечной работы, связанной с комплексной реабилитацией детей-инвалидов по зрению, еще только предстоит решить. Большая их часть требует значительных материальных затрат, больших и малых организационно-управленческих решений. Но есть работа, не бросающаяся в глаза, малозаметная внешне, но усиливающая влияние печатного слова на формирование личности ребенка-инвалида. Необходимо совершенствовать работу с этой категорией читателей, использовать видео и компьютерные программы. Необходимо работать в тесном контакте с другими ведомствами, которые занимаются реабилитацией инвалидов. Все эти усилия могут и должны способствовать дальнейшему повышению эффективности библиотечной работы с незрячими детьми.

Проблемы инвалидов решаются трудно, но не все безнадежно: есть и, как сейчас говорят, некоторые подвижки. Главное, чтобы не опускались руки.

Уже сделан шаг к объединению стран в этом направлении — разработан проект Хартии Международной ассоциации социальной защиты инвалидов, где предусмотрен раздел по информационному обеспечению. Библиотекам необходимо обмениваться программами в области решения проблем инвалидности. И если мы не в силах вернуть здоровье детям-инвалидам, мы можем и должны создать им условия для полноценной жизни. И пусть в их душах горит искра любви к прекрасному, пусть не теряют они интереса к духовной культуре человечества.

 

 

И. Ю. АРХИПОВА, зав. научно-методическим отделом Российской государственной библиотеки для слепых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.02 с.)