Начало книгопечатания и создания библиотек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало книгопечатания и создания библиотек



ВВЕДЕНИЕ

 

С 17 по 19 октября 1995 года Российской государственной библиотекой для слепых при участии Министерства культуры Российской Федерации, Центрального правления Всероссийского общества слепых, Издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логос» ВОС, Библиотечного благотворительного фонда и ряда других организаций и учреждений была подготовлена и проведена международная конференция на тему: «Обеспечение равного доступа к информации для слепых и слабовидящих людей».

Конференция была приурочена к 100-летию организованного библиотечного обслуживания взрослых слепых в России, а также к 75-летию Российской государственной библиотеки для слепых.

В докладах доктора педагогических наук, профессора Московского государственного университета культуры А. Е. Шапошникова, директора Российской государственной библиотеки для слепых А. Д. Макеевой, старшего преподавателя Московского университета культуры М. Н. Глазкова отмечены главные вехи на пути возникновения книгопечатания в адрес незрячих, становления библиотек для слепых как основных книгохранилищ литературы специальных форматов и центров библиографического и информационного обеспечения инвалидов по зрению.

По мнению директора Республиканской специальной библиотеки для слепых Республики Татарстан Н. И. Сафаргалеева мировое общество вступило в такую фазу своего развития, когда информационные ресурсы, аккумулирующие интеллектуальный потенциал, становятся главным капиталом государства.

В той или иной степени этот тезис подтверждается в докладах сотрудников Национальной библиотечной службы для слепых и лиц с физическими недостатками Библиотеки Конгресса США Линды К. Рэдмонд и Джудит М. Диксон, сотрудников отдела автоматизации Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы В. П. Тресорукова и А. А. Терехова, директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Ю. Ю. Лесневского.

Технология и проблемы обеспечения равного доступа к информации для инвалидов по зрению, направления, формы и методы информационной, библиотечно-библиографической работы с ними проанализированы в докладах заведующей отделом тифлобиблиографии Российской государственной библиотеки для слепых Л. Н. Быховской, директора Татарской республиканской специальной библиотеки для слепых Н. Н. Сафаргалеева, главного редактора журнала «Литературные чтения» О. Н. Пилюгина, директора Красноярской краевой спецбиблиотеки для слепых С. И. Пермяковой, заведующей научно-методическим отделом РГБС И. Ю. Архиповой.

Обеспечение незрячих полновесной информацией по любым отраслям знания — задача международная. Работе по взаимообмену накопленным опытом, взаимосотрудничеству библиотек различных стран посвящены доклады заместителя директора РГБС по научной работе Г. П. Диянской и директора Санкт-Петербургской библиотеки для слепых Е. В. Шеповаловой.

В конференции приняли участие более ста специалистов в области библиотечного и информационного обслуживания незрячих из различных регионов России, а также из ряда зарубежных стран — США, Германии, Югославии, Словакии, Швеции.

В данный сборник включены фактически все тексты докладов, представленных на конференции, за редким исключением, которое объясняется отсутствием докладов в письменной форме.

 

 

А. Е. ШАПОШНИКОВ, профессор Московского государственного университета культуры, доктор педагогических наук

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ И СОЗДАНИЯ БИБЛИОТЕК

ДЛЯ СЛЕПЫХ

В РОССИИ (1806—1920 гг.)

Книга, как источник информации, как средство познания, как инструмент общения между людьми обладает огромной притягательной силой для слепых, которые зачастую нуждаются в ней в большей степени, чем зрячие. Ведь именно через книгу незрячие узнают о том, что видят, чувствуют, о чем думают люди, облада­ющие неоценимым даром природы — зрением.

Особое значение для незрячего человека приобретает чтение как источник эстетического наслаждения. Некоторые виды искусства или совсем недоступны слепому или доступны только частично. Живопись, например, может быть воспринята слепым человеком лишь по описаниям зрячих; скульптура доступна слепому только в том случае, если он может дотронуться до нее руками; знакомство с театром и кино неизбежно остается односторонним. Книга же сохраняет полностью все богатство мыслей, образов, картин и наряду с музыкой воспринимается незрячим человеком почти с той же полнотой, с какой она воспринимается зрячими.

Однако на протяжении многих веков обычными книгами (а с XVIII столетия также журналами и газетами) незрячий человек мог пользоваться только с помощью чтеца, что было сопряжено для него с рядом неудобств и затрат. Институт чтецов существовал еще в древности, но был доступен лишь хорошо обеспеченным людям, которые могли себе позволить держать в штате своих слуг «лекторов» и «лектрис»1. Разумеется, незрячие могли принимать участие в качестве слушателей в домашних семейных чтениях, но это не решало проблемы свободного выбора книг для делового и развлекательного чтения. Поэтому возможность самостоятельного пользования специально предназначенными для слепых изданиями (рельефными или озвученными) рассматривается незрячими как величайшее благо, как дорога к свету и деятельной жизни.

Первые шаги на пути приобщения слепых к миру книг (в смысле самостоятельного пользования ими) были сделаны в России в ________________

1 Одной из таких лектрис была Е. А. Шнейдер (1856—1918 гг.), гофлектриса императрицы Александры Федоровны.

 

XIX столетии (В. Гаюи, А. И. Скребицкий, А. А. Адлер и др.), тогда же возникли библиотеки при школах для слепых, а в 1895 г. было открыто небольшое отделение для незрячих при библиотеке Румянцевского музея (г. Москва). В 1920 г. в Москве начала функционировать Центральная библиотека для слепых, которой было суждено пройти ряд реорганизаций (отдел областной библиотеки, городская библиотека для слепых) и стать Республиканской центральной (с 1954 г.), а затем Российской государственной библиотекой для слепых (с 1993 г.), являющейся наиболее крупной библиотекой для слепых в Российской Федерации.

Федеральный закон о библиотечном деле (1994 г.) относит слепых к особой группе пользователей, для которой учреждаются специальные библиотеки (ст. 20). В то же время он предусматривает право слепых и слабовидящих на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации и в других общедоступных библиотеках (ст. 8.1). Это заставляет по-новому подойти к определению места публичных библиотек в системе библиотечного обслуживания инвалидов по зрению.

Нет сомнения, что при создании безбарьерной культурной сре­ды для инвалидов по зрению должен быть учтен опыт наших предшественников, энтузиастов-первооткрывателей, пытливо искавших пути приобщения слепых к миру книг. Их человеколюбие, постоянная готовность прийти на помощь, неутомимость в поисках различных форм и видов помощи могут стать примером для нынешних поколений.

Таким первопроходцем в печатании книг для слепых в России оказался Валентин Гаюи (1745—1822 гг.), приехавший в Санкт-Петербург осенью 1806 г. К этому времени Гаюи приобрел большую известность благодаря успехам в обучении слепых и таким своим научным трудам, как «Очерк об обучении слепых» (1786г.) и «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых» (1788 г.). Русские путешественники, знакомясь с успехами европейского просвещения, не могли не обратить внимания на такую достопримечательность столицы Франции, как Парижский институт слепых, основанный В. Гаюи в 1786 г. Известность ученого, а также его готовность найти новые точки приложения своих сил послужили причиной приглашения Валентина Гаюи российским правительством в Петербург. Еще в Париже Гаюи разработал проект «Об основании в Петербурге заведения для полезного занятия слепых по примеру учрежденных уже во Франции заведений в пользу сих людей, столь несчастных и достойных сожаления» (1803 г.).

В письме министру просвещения России Завадскому от 29 ноября 1806 г. В. Гаюи сформулировал цели обучения слепых и указал на необходимость снабжения их книгами, напечатанными рельефом. Типографское оборудование и рельефные пособия Гаюи привез с собой. В основанном им Институте слепых детей и были напечатаны рельефно-линейным шрифтом первые книги для слепых в России — «Краткие начальные основания российской грамматики» (1810 г.), ноты для слепых, книги религиозного содержания («Евангелие от Матфея», «Краткий катехизис» и др.). Таким образом было положено начало существованию первой в России школьной библиотеки для слепых.

Все 11 лет своего пребывания в России В. Гаюи старался обучить слепых грамоте, чтению рельефных книг. Так, когда в январе 1817 г. к нему обратилась «слепая девица» (А. Т. Измайлова, помещица, владевшая 19 душами), то В. Гаюи обучил ее не только чтению напечатанных в типографии школы книг, но и научил их набору. А. Измайлова напечатала для себя несколько книг Священного писания. Видимо, она была одной из первых читательниц книг, изданных «унциалом» Валентина Гаюи. В Санкт-Петербургской библиотеке для слепых как раритет хранится книга, напечатанная А. Измайловой в 1825 г.

Позднее книги для слепых стало выпускать «Человеколюбивое общество», в ведение которого переходит Институт слепых. Книги выходили небольшими тиражами и дальше стен Института не шли. Была напечатана рельефно-линейным шрифтом Библия (в 104 томах), несколько десятков наименований религиозных книг, учебников и художественных произведений.

Следующий шаг в издании книг для слепых в России был сделан доктором медицины А. И. Скребицким (1827—1915 гг.) — русским тифлопедагогом, видным историком, общественным деятелем. В 1881 г., пользуясь, как образцом, унциалом Гебольда, он разрабатывает собственный вариант рельефно-линейного шрифта и организует печатание книг для первоначального чтения в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге, опытные работники которой могли выполнять самые трудные заказы. Унциал А. И. Скребицкого, как и шрифт В. Гаюи, представлял собою рельефно-линейное изображение обычных букв, но значительно упрощенное и более приспособленное для восприятия осязанием. В конце 1882 г. появилась первая книга, напечатанная унциалом Скребицкого — «Детский мир» К. Д. Ушинского.

Одновременно с унциалом А. И. Скребицкого в России начинает применяться и рельефно-точечный шрифт Луи Брайля, который оказался наиболее удобным для слепых. В России первая попытка использования принципов рельефно-точечного письма относится к 1861 году, когда слепой, князь Д. М. Оболенским (1844 -1918 гг.), попытался создать русский алфавит Брайля. Другую попытку предпринял попечитель Петербургского института слепых А. В. Полежаев. Побывав в Париже, А. В. Полежаев приобрел там типографское оборудование (наборный шрифт), используемое для печатания брайлевских книг. Но в своем институте он решил ввести собственный вариант брайлевской азбуки, учитывая частоту употребления отдельных знаков (буквы, наиболее часто употребляемые, изображались меньшим количеством точек). В Петербурге с 1877 г. было введено преподавание системы Полежаева, но практического применения эта система, за исключением Института слепых «Человеколюбивого общества», не нашла.

Наиболее удачный вариант русского рельефно-точечного алфавита был разработан учительницей слепых М. В. Трумберг в 1881 г. при содействии Дрезденского института слепых. Книги, изданные по системе Брайля по заказу Попечительства о слепых в зарубежной типографии Шульце, в Берлине, появились в 1882 г. (Евангелие от св. Луки и др.). Однако «первым космонавтом» в сфере печатания книг по Брайлю в России стала Анна Александровна Адлер (1856—1924 гг.) — активная участница просветительного движения в России, дефектолог, сотрудница Политехнического музея в Москве (с 1888 г.).

По своему происхождению и воспитанию (дочь военного топографа, полковника) А. А. Адлер принадлежала к интеллигентной среде, для представителей которой служение Отечеству составляло главный смысл и содержание жизни (заметим, что ее сестра — Надежда — вышла замуж за Ф. М. Керенского и их дети Надежда, Елена, Анна, Федор и Александр — родные племянницы и племянники А. А. Адлер, среди которых А. Ф. Керенский был ее крестником). Это была именно та интеллигенция, которая, как заметил Н. А. Бердяев, «всегда была увлечена какими-либо идеями, преимущественно социальными, и отдавалась им беззаветно»2. Такой идеей лично для А. А. Адлер была благотворительность, оказание посильной помощи незрячим людям.

Начиная с 1884 г. А. А. Адлер, опираясь на поддержку и советы А. И. Скребицкого, с энтузиазмом принялась за организацию типографии для печатания книг для слепых по системе Брайля. На личные средства она приобрела за границей пресс, шрифт и другие типографские принадлежности (один шрифт весил 7 пудов 36 фунтов). Впоследствии, в 1891 году, она передала все это оборудование в приют для слепых детей в Москве. Много времени ____________

2 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 18.

ушло на выполнение всех требуемых цензурным уставом формальностей. В июне 1885 г. она получила свидетельство из канцелярии московского губернатора о том, что ей «разрешается содержать пресс и шрифт системы Брайля для перепечатывания выпуклым способом книг для слепых», причем она обязывалась в точности исполнять правила, установленные для типографских станков. В селе Троицком, в Подольском уезде, на даче, куда А, А. Адлер приехала на время вместе с родственниками из Москвы, и был напечатан «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». Содержание сборника составили стихотворения и рассказы, биографии замечательных людей. К сборнику был приложен ключ к шрифту Брайля. При оформлении титульного листа был использован унциал А. И. Скребицкого. В экземпляре сборника, просмотренного нами, находится вклеенный лист, напечатанный обычным шрифтом, в котором А. А. Адлер излагает историю издания сборника (этот экземпляр, судя по дарственной надписи, был передан 4 марта 1887 года в библиотеку Румянцевского музея; в настоящее время он хранится в Российской государственной библиотеке для слепых).

В 1887 г. Анною Александровной была издана еще одна книга по системе Брайля — «Сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста».

Брайлевские книги, издаваемые по заказу Попечительства о слепых, с 1886 г. стали печататься в Санкт-Петербурге, в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, а потом в частной типографии Ю. Штауфа. Попечительство ограничивало перечень издаваемых типографским способом книг только теми названиями, которые были необходимы в большом количестве экземпляров (учебники, Евангелие и др.) - Что же касается литературы для внеклассного чтения (произведений классиков и современных беллетристов), то к их производству были привлечены «дамские кружки», создаваемые для переписки книг рельефно-точечным шрифтом на добровольных началах, при этом учитывался опыт организации подобных кружков в Англии.

В 1895 г. при Александро-Мариинском училище слепых в Петербурге была организована небольшая типография, которая стала регулярно выпускать брайлевскую литературу. Печатание книг осуществлял Д. С. Раевский вместе с женой, которая диктовала ему текст печати смой книги 3. В дальнейшем типография расширила свою деятельность. Через три года при ней начинает выходить журнал «Досуг слепых». Типография меняет свой «домашний» __________

3 Слепец. – 1896. – № 3. – С. 32

характер. В 1909 г. у Д. С. Раевского были уже подчиненные ему печатники — А. А. Длугопольский и В. Л. Нечаев.

Благодаря деятельности брайлевской типографии библиотеки училищ для слепых (в 1895 г. их было 20) стали получать в достаточном количестве учебники, некоторые произведения русских классических писателей и другие издания. Возникла возможность создания отделений для слепых при наиболее крупных публичных библиотеках, которая и была реализована по инициативе А. А. Адлер в 1895 г. Вот как она докладывала об этом на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, выступая 4 января 1896 г. на XII секции призрения и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей, которую она возглавляла (съезд проходил в Москве зимой 1895—96 гг.), — «Первый опыт основания публичной библиотеки для слепых сделан в Москве в Румянцевском музее уже в 1885 г., когда были мною переданы туда две первые напечатанные мною Брайлем в России книги. Перед съездом я была в Петербурге и обратилась с просьбой в Попечительство принять участие в пополнении этой библиотеки при Румянцевском музее. Попечительство приняло это заявление и прислало сюда по экземпляру всех книг, изданных Попечительством. И теперь это маленькое отделение в библиотеке музея, благодаря горячему сочувствию покойного директора музея В. А. Дашкова и профессора И. В. Цветаева, уже устроено и открыто перед съездом и там уже поставлен стол для слепых».

Как отмечалось выше, дарственная надпись на сохранившемся экземпляре сборника датирована 4 марта 1887 г. Очевидно, что в своем выступлении А. А. Адлер сдвинула дату передачи изданных ею книг к моменту выпуска в свет первой книги, не замечая при этом, что второй сборник в 1885 г. она подарить никак не могла, так как он был издан в 1887 г. В остальном сведения, сообщаемые А. А. Адлер, не вызывают сомнений и подтверждаются выявленными в архивах документами. Так, существует выписка из журнала Совета Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых от 2 октября 1895 г., в которой говорится о ходатайстве А. А. Адлер и о принятом решении «выслать по одному экземпляру тех изданий Попечительства для слепых, которые имеются в запасе Попечительства», есть и письмо, извещающее А. А. Адлер о принятом решении (также от 2 октября, написано секретарем в 12 часов ночи). В архиве Российской государственной библиотеки обнаружено письмо А. А. Адлер В. А. Дашкову от 19 октября 1895 г., в котором она обращается к нему с просьбой об основании отдела книг для слепых, напечатанных рельефным шрифтом4, а также его сочувствие

_______

4 Архив РГБ, — Оп. 1. — Ед. хр. 491. -Л. 105

 

мысли об отведении при читальном зале особого стола для слепых и особого шкафа для жертвуемых книг 5. Существует акт о принятии книг в библиотеку и их список 6. Из него следует, что в отделение для слепых поступили 3 названия книг, напечатанных унциалом, и 24 названия книг, напечатанных шрифтом Брайля — всего 67 отдельных томов книг для слепых. В основном это учебная и религиозная литература.

Небольшое отделение библиотеки Румянцевского музея, созданное для слепых по инициативе А. А. Адлер, послужило основой для постепенно увеличивающейся коллекции брайлевских книг. В 20-е гг. книги для слепых предполагалось передать в музей книги 7. В 30-е годы в старом здании библиотеки планировали поместить литературный музей, кабинеты для «чтения» музыкальных произведений и кабинеты чтения для слепых 8. О том, что такие планы существовали в более разработанном виде, свидетельствует публикация в газете «В ногу со зрячими» (1929, декабрь). В ней говорится, что в Ленинской библиотеке «намечено отвести для слепых особый зал. Кроме того, при библиотеке будут открыты кабинеты для чтения вслух зрячими чтецами. Библиотека обзаведется специальной пишущей или даже печатной машиной и станет сама пополнять литературу выпуклым шрифтом. Администрация библиотеки им. Ленина ставит на очередь вопрос об организации рассылки книг для иногородних слепых читателей по примеру Центральной библиотеки в Гамбурге» 9. Насколько нам известно, эти планы не были осуществлены. В конце 50-х годов брайлевская коллекция была передана в Республиканскую центральную библиотеку для слепых (ныне РГБС), которая и стала обладательницей раритетов брайлевской печати в России.

Материалы анкетного опроса заведений для слепых, предпринятого в 1895 г., показали, что далеко не во всех заведениях были более или менее значительные библиотеки. Постепенно, однако, фонды их пополняются за счет переписки «избранных литературных произведений» и бесплатной присылки в большом количестве книг из Попечительства о слепых. Так, в библиотеке Московского училища слепых детей в 1915 г. оказалось 1300 экз. книг для слепых (кроме того при училище была и педагогическая библиотека).

В годы I мировой войны и особенно гражданской наступило резкое ухудшение состояния брайлевской печати в России. В «окаянные» _____

5 Там же. — Л. 109.

6 Там же. — Л. 119. 120.

7 Архив РГБ. — Оп. 17. — Ед. хр. 306. — Л. 5.

8 Там же. — Ед. хр. 445 а. — Л. 1.

9 Б-в А. Библиотечное дело // В ногу со зрячими. — 1929. — Декабрь.

 

 

дни, последовавшие после Октябрьского переворота, слепые голодали и бедствовали вместе со всем народом, государственные мероприятия в помощь им оказывались малоэффективными. Издание книг для слепых было приостановлено.

В этих сложных условиях и было принято решение о создании Центральной библиотеки для слепых. О необходимости ее устройства говорилось на I Всероссийском съезде деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920 г.). Новая библиотека была первым специализированным библиотечным учреждением, призванным обслуживать книгами широкие круги незрячих, оказывать им помощь в учебе, труде и общественной деятельности. Первоначальный фонд библиотеки составили книги, взятые из Московского детского дома № 1 для слепых детей.

Последние годы российское общество живет в обстановке интеллектуальной свободы. Это не могло не отразиться на библиотечном обслуживании слепых, на содержании изданий в их адрес. Впервые за много десятилетий стала издаваться религиозная литература. В круг чтения слепых вернулись незаслуженно забытые, а то и запрещенные авторы. Многое из того, что делали первооткрыватели путей издания книг и библиотечного обслуживания слепых исторически оправдывает себя, рассматривается теперь более глубоко, с полным пониманием их стремления к торжеству добра, милосердия и справедливости.

 

 

А. Д. МАКЕЕВА, директор Российской государственной библиотеки для слепых

ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ И ХАРАКТЕРА

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БИБЛИОТЕК ДЛЯ СЛЕПЫХ

КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ,

ДЛЯ СЛЕПЫХ РОССИИ

 

Основой деятельности специальных библиотек для слепых являются фонды, рационально сочетающие книги рельефно-точечного шрифта, магнитофильмы, плоскопечатную литературу, грамзаписи. В настоящее время совокупный фонд специальных библиотек для слепых составляет 6,2 млн. ед. хранения (РТШ — 1,6 млн., «ГК» — 3,4 млн., ПП — 1,2 млн.). Уникальными книжными запасами обладают две старейшие библиотеки России: Российская государственная библиотека для слепых (более 700 тыс. экз.) и городская библиотека для слепых Санкт-Петербурга (около 400 тыс. экз.). Среди раритетов — книги о жизни и деятельности выдающихся слепых, издания по тифлопедагогике, офтальмологии, научные труды и прижизненные издания произведений А. И. Скребицкого, А. И. Крогиуса, С. С. Головина, Л. С. Выгодского, Б. И. Коваленко, первая книга, напечатанная шрифтом Брайля А. А. Адлер, книги, напечатанные выпуклыми буквами, шрифтом «унциал», разработанным А. И. Скребицким, и т. д.

Богатыми книжными ресурсами (более 100 тыс. экз.) располагают специальные библиотеки для слепых, образовавшиеся в 30— 50-е годы: Башкирская, Владимирская, Воронежская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Татарская, Тульская, Челябинская. В фондах многих библиотек, как правило, имеется литература на языках народностей, населяющих регион. Так, например, книги на татарском языке, кроме Татарской республиканской библиотеки для слепых, комплектуют Башкирская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская библиотеки; в фондах Самарской библиотеки есть книги на чувашском, мордовском языках, Хабаровской — на якутском и иврите и т. д.

Несмотря на постоянную работу библиотек по совершенствованию своих книжных фондов приходится отметить, что качественный их состав все еще отстает от потребностей и запросов читателей: недостаточно литературы по вопросам экономики, истории, искусства, юриспруденции, учебников, особенно для вузов. Практически не издается литература по профилям местных производственных предприятий.

Сохраняется противоречие между библиотечными фондами и информационными потребностями читателей, что в значительной степени обусловлено лимитированными возможностями производства рельефно-точечных книг и магнитофильмов.

Особенно остро это проявилось в формировании фондов специальных библиотек литературой рельефно-точечного шрифта. Статистические данные свидетельствуют о снижении выпуска этих изданий за последние годы, что, естественно, привело к значительному уменьшению фондов РТШ в подавляющем большинстве специальных библиотек для слепых России (с 1,7 млн. экз. в 1990 г. до 1,2 млн. экз. в 1995 г.). По статистике численность инвалидов по зрению, владеющих системой Брайля, за последние 10 лет снизилась с 49 тыс. чел. до 20,4 тыс. чел. В то же время практика работы специальных библиотек отмечает сохраняющуюся тенденцию снижения интереса незрячих абонентов к брайлевской книге. Однако эти обстоятельства ни в коей мере не умаляют важности и необходимости книг РТШ. Незрячему необходимо со школьных лет владеть системой Брайля, развивать навыки работы с рельефно-точечной книгой. В период реформирования наметившийся спад необходимо ликвидировать путем расширения репертуара литературы РТШ, издания учебной, отраслевой, музыкальной книг, соответствующих профилям обучения слепых, в том числе адаптированных, текстов на иностранных языках для самостоятельного их изучения. Это особенно важно в настоящий период коренной перестройки школьного и вузовского образования, подготовки незрячих детей к учебе и работе на основе конкурсного отбора. Проблемы обучения грамоте по Брайлю решаются в школах для слепых -и школах восстановления трудоспособности слепых, классах реабилитации; разрабатываются компьютерные программы обучения, к примеру, в Минской лаборатории синтеза и распознавания речи, методика обучения краткописи, нотописи и т. д.

Трудности испытывает книгопечатание по системе Брайля. Основные причины создавшейся ситуации кроются в экономическом аспекте: нестабильное финансирование, нехватка необходимого сырья (в частности бумаги, которая раньше поставлялась из.Литвы), убыточность продукции и т. д. В значительной степени снижает потенциал Брайля «говорящая» книга (люди, владеющие системой Брайля, отдают ей предпочтение, ссылаясь на потерю чувствительности в пальцах в результате производственных работ). С апреля 1993 года выпуском книг РТШ занимается МИПО «РЕПРО», задача которого — восстановить на необходимом уровне издание этой литературы, улучшить ее качество. Средства для этого выделяются из Федерального бюджета.

В условиях резкого дефицита брайлевской книги особое внимание уделяется формированию ежегодных планов издания книг РТШ, включения в них наиболее ценной литературы, пользующейся повышенным спросом у незрячих читателей. В этом МИПО «РЕПРО» координирует свои действия со специальными библиотеками для слепых России, которые предоставляют необходимую информацию. Так, в план издания 1995 года включено 110 книг, из которых более 50% составляют учебники и пособия для школьников, документальная и справочная литература, 30% плана со­ставляет доля художественной книги. Важно отметить, что в репертуар включены издания ранее не публиковавшихся авторов (Д. С. Мережковского, А. Ф. Керенского, Н. М. Карамзина и др.), многие собрания сочинений также содержат произведения, ранее не выходившие (романы Стендаля «Люсьен Левей (Красное и белое)» и «Итальянские хроники», Мопассана «Монт-Ориоль» и т. д.). Такая направленность деятельности МИПО «РЕПРО» обнадеживает и радует. Немаловажно, что продукцию издательства приобретают не только специальные библиотеки России, но и специальные библиотеки и организации стран СНГ (Литвы, Украины, Киргизии и т. д.).

Наиболее доступной и популярной у незрячих читателей является звуковая книга. Практически все библиотеки для слепых России за последние 5 лет значительно увеличили фонды «говорящей» книги (с 2,4 млн. экз. до 3,4 млн. экз.). Во многом этому способствовала деятельность ИПТК «Логос» ВОС, который, благодаря дополнительным ассигнованиям из Федерального бюджета, увеличил выпуск магнитофильмов по доступным ценам, и на сегодняшний день является монополистом по выпуску «говорящей» книги.

Анализ работы по формированию фондов литературой в изданиях для слепых показал, что в настоящее время качественно и оперативно комплектовать их только за счет централизованных поставок невозможно. В связи с этим многие библиотеки разрабатывают целевые программы по созданию издательских комплексов, включающих студии звукозаписи и микротипографии по изданию небольшими тиражами «говорящих» и рельефно-точечных книг. Такие комплексы существуют в РГБС, городской библиотеке для слепых Санкт-Петербурга, Саратовской, Башкирской, Татарской, Красноярской библиотеках, формируются в Новосибирской, Белгородской, Ставропольской и др. библиотеках. РГБС в последние годы, в результате совместных усилий со студией «Преображение» (с 1994 года — общественный центр «Говорящая книга»), записывает более 100 наименований книг, адресованных учащимся и аспирантам вузов, а также читателям, интересующимся вопросами философии, социологии, психологии, религии, истории, правоведения, искусства, медицины и т. д. Среди них произведения Н. А. Бердяева, Е. П. Блаватской, А. Ф. Лосева, А. Меня, Л. Д. Троцкого и др. Общий объем звукозаписи — более 2000 ча­сов звучания оригинала. Озвучиваются для читателей около 10 наименований периодических изданий: «Московские новости», «За рубежом», «Неделя», «Семья», «Слово», «Родина» и др. Специальные библиотеки для слепых России, располагающие финансовыми возможностями, являются подписчиками нашей библиотеки (например, Тверская областная специальная библиотека для слепых и др.). Общественными редколлегиями, созданными при РГБС, выпускаются сборники для специалистов — «Эпоха», «Радуга», «Мысль», «Социальная реабилитация», «Психология и жизнь», «Хочу все знать» и др.; много внимания уделяется выходу книг и радиоспектаклей для детей школьного возраста.

Информационные комплексы позволяют издавать литературу на языках народов, проживающих в регионе. Например, Башкирской республиканской библиотекой для слепых изданы РТШ «Методическое пособие для изучающих башкирский язык», «Закон Республики Башкортостан» и т. д. Озвучиваются также книги местных писателей и издательств, национальный фольклор, издания повышенного спроса. Такой деятельностью в различных объемах занимаются более половины специальных библиотек для слепых России (37). Для своевременной информации сети специальных библиотек о репродуцированных изданиях, а также взаимного книгообмена целесообразно возобновить издание ежегодного указателя, составляемого РГБС, — «Самостоятельная запись библиотек для слепых России».

Важным дополнением к фондам специальных библиотек для слепых являются коллекции грамзаписей. Наиболее богатыми собраниями фонотек располагают РГБС (23120 экз.), городская библиотека для слепых Санкт-Петербурга (11305), Удмуртская (7628), Калужская (7248), Новосибирская (5012) и другие библиотеки для слепых. Отрадно, что на рынке грамзаписей появляются новые носители (например, лазерные компакт-диски с высокой плотностью записи), которые получают все более широкое распространение в спецбиблиотеках.

Однако, многочисленные проблемы, с которыми приходится сталкиваться специальным библиотекам для слепых (недостаток финансирования, нехватка качественного оборудования для прослушивания пластинок и т. д.) не позволяют им вести планомерное, поступательное комплектование фонда грамзаписей.

Среди слепых много любителей музыки, а также профессиональных музыкантов. Поэтому одной из главных задач специальных библиотек является сохранение наиболее ценной части фондов грамзаписей в аудиоварианте, что уже и делают многие специальные библиотеки (например, Саратовская областная специальная библиотека для слепых и др.).

Возрастает роль плоскопечатной литературы, являющейся основой для репродуцирования, а также работы незрячих с помощью чтеца или специального оборудования (электронной лупы, аппаратов «Версабрайль», «Оптакон» и т. д.).

Вынуждены отметить, что реформирование издательского дела в России в начале 90-х годов привело к утрате ранее существовавшей системы централизованного комплектования литературой. В настоящее время библиотеки особенно тщательно производят отбор литературы, пользуясь широкой сетью издательств, книжных магазинов, коммерческих книготорговых фирм, услугами магазинов «Книга-почтой» и т. д.

Особенное значение сейчас придается участию в комплектовании добровольных помощников библиотеки — читателей-специалистов (математиков, историков, филологов, юристов, программистов и т. д.), советы которых помогают приобретать наиболее качественную литературу, соответствующую запросам абонентов библиотеки.

В фондах специальных библиотек для слепых возрастает объем рельефной графики. На базе ИПТК «Логос» ВОС, который с 1979 года занимается выпуском такого рода изданий, создан большой массив матриц, позволяющий воспроизвести издания, необходимые незрячим. Прежде всего это книги, сочетающие цветное изображение, рельеф, крупношрифтовое и брайлевское описания, адресованные в помощь учебному и познавательному процессам, обучению навыкам ориентировки и т. д. РГБС издала «Каталог рельефно-графических пособий», пользуясь которым библиотеки для слепых могут приобрести необходимые им издания.

Учитывая, что в библиотеках для слепых читают также люди с ослабленным зрением, остро стоит проблема выпуска и приобретения литературы с крупным шрифтом. В условиях явной недостаточности такой книги библиотекам для слепых приходится брать на себя функцию издания такой литературы. Так с 1994 года РГБС совместно с фирмой «Титул» наладила выпуск серийных изданий литературной классики по школьной программе. В настоящее время вышли «Записки охотника» И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова. В ближайшее время выйдет сборник прозы А. С. Пушкина. Издания готовились профессионально; при разработке шрифта учитывались советы экспертов институт коррекционной педагогики.

О нехватке такой литературы было заявлено на московском совещании директоров, посвященном проблемам издания литературы для слепых и формирования библиотечных фондов в 1994 году. К сожалению, вынуждены констатировать, что специальные библиотеки не очень активно приобретают в фонды эти издания, не стремятся их популяризировать в общеобразовательных школах, среди своих читателей для пополнения их личных библиотек. Часть нереализованных тиражей книг залежались в РГБС.

Созданный в 1994 году в Санкт-Петербургской городской специальной библиотеке для слепых издательский отдел также выпустил две книги для слабовидящих: «Россия: история в лицах» и «Свой путь к свободе» Кеннета Джернигана.

Крайне необходима, но практически не издается адаптированная литература для людей с нарушениями слуха, речи, интеллекта. РГБС много сил и внимания отдает разработке и выпуску такой литературы. Так, совместно с АО «Изоиздат» изданы две экспериментальные книжки-игрушки для детей дошкольного возраста. Работа с «Изоиздатом» продолжается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.07 с.)