Салихова Л.И., заведующая библиотекой Варьеганской МНОСШ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Салихова Л.И., заведующая библиотекой Варьеганской МНОСШ



Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения и развития школьных библиотек.

Задачи:

Развить и закрепить знания по истории возникновения библиотек на Руси

Воспитать: чувство уважения к школьным библиотекам – старейшим библиотекам России; привлечь внимание к исторической роли школьных библиотек в деле народного просвещения.

 

Совет: этот урок целесообразно приурочить ко Дню школьной библиотеки.

Цитаты к уроку:

Когда мне страшно, что в едином миге

Сгорит вся жизнь – и прахом отойду,

Но книги вновь наполнятся как риги

Богатой жатвой, собранной в страду.

Д. Кист

«...Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания ...»

А.Герцен

Библиотекарь: Дорогие ребята! Я рада очередной встрече с вами в нашей школьной библиотеке, тем более что тема сегодняшнего урока посвящена возникновению первыхшкольных библиотек на Руси. Сегодня на уроке мы узнаем, какими же были школьные библиотеки 100 и более лет назад, какую роль они играли в организации образования и просвещения.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем из предыдущих занятий по истории возникновения библиотек, сколько лет они уже существуют, когда появились первые библиотеки в мире и на Руси, какие были в них книги? (Ответы учащихся). Хорошо, ребята. Дополню, что первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи сказано, что в 1037 году князь Ярослав мудрый собрал в Киеве много писцов, которые «списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку.

Сам Ярослав очень любил книги и грамоту. В XI веке Русь была одной из самых грамотных стран Европы. На одной из миниатюр, посвященных жизни Сергия Радонежского, изображен школьный класс: на скамье рядышком сидят пять учеников с книгами, за ними сбоку сидят еще несколько человек, а учитель объясняет Сергию урок.

Но мы сегодня подробнее поговорим о предшественниках школьныхбиблиотек - об истории создания библиотек Церковноприходских школ.

Церковная школа живет на Руси издавна. Она были единственной школой для просвещения народа. «Церковноприходская школа до-Петровская была всеобщею. Она была школой для всех: от простых крестьян до царского двора» (1, с. 44-46). Учебные заведения духовного ведомства и их библиотеки сыграли огромную роль в просвещении России. Из стен этих учебных заведений выходили грамотные и высокообразованные люди.

Ребята, сейчас мы, пользуясь услугами школьных и поселковых библиотек с богатыми книжными фондами, не задумываемся, что для создания хотя бы самой маленькой библиотеки необходимо отдельное помещение, необходимы средства на приобретение литературы. В прошлом веке, а точнее в 1829 году, возникла мысльобучреждении библиотек при церквях, вышло предписание заводить духовные книги для чтения, а «книги разрешалось покупать на кошельковые церковные деньги» (1, с.47), т.е. на доходы церкви, которые состояли, в том числе, и из пожертвований

прихожан. В результате при приходах стал появляться определенный набор книг, к сожалению, не всегда доходивший до прихожан. Желание устроить библиотекипри церквях высказывали не только священники, но и крестьяне. И вот в конце 1850-х - начале 1860-х гг. начинается практическая организация этих библиотек. Позже, в 70-80-е годы церковь и местные власти в первую очередь старались создавать школы, на библиотеки просто не хватало средств, они были преимущественношкольными.Осуществлялась рассылка комплектов книг для приходов. Так, в 1894 году 6 тысяч приходов получили книги, тем самым, положив начало образованию там библиотек.

Примерно в это же время в России было принято постановление открытьдуховные библиотеки. Так возникло свыше 900 духовных библиотек при церковноприходских школах Самарской, Забайкальской, Новгородской и других местах. Фонды многих из них комплектовались на местные средства. Как вы думаете, ребята, какова же была численность книжного фонда этих библиотек? (Ответы учащихся). Каждая библиотека имела от ...100 до 500 книг в своем фонде. Давайте, сравним эти цифры с современными библиотеками, в частности с фондом нашей школьной библиотеки. (Ответы учащихся).

Ребята, вы знаете, что современные библиотеки, в том числе и наша школьная библиотека, владеют необходимой литературой для успешной учебы, проведения интересного и содержательного досуга: учебниками, художественной, познавательной и справочной литературой по всем отраслям знаний, периодическими изданиями. Оказывается, библиотеки того времени тоже имели и учебники, книги для внеклассного чтения, много было религиозной литературы, присутствовала и научно-популярная литература, сказки Г.Х.Андерсена и А.С.Пушкина, поступала и периодика. Художественный фонд составлял примерно 15-20% фонда.

О технологии работы библиотек можно судить по сохранившимся отчетам: «Все книги внесены в каталоги и распределяются по отделам, сообразно содержанию. Для выдачи книг существуют при школахособые тетради, в которых отмечаются лица, получившие книги из библиотеки для чтения на дом». В библиотечной работе активно участвовали учащиеся: помогали вести библиотечную работу, занимались ремонтом книг.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие сходства и различия в организации работы современной библиотеки с библиотеками того времени? (Ответы учащихся).

А сейчас послушайте небольшой отрывок и выскажите свое мнение о значении книг в жизни детей в то далекое от нас время: «... ежедневно в 5 часов вечера берут и меняют книги, как для себя, так и для своих родителей; ... самое чувствительное для них наказание – лишение книги для чтения; пускаются в слезы, когда им не дадут книги, или дадут в недостаточном количестве». (Комментарии учащихся).

Библиотеки церковно-приходских школ внесли свой вклад в просвещение народа, содействовали духовно-нравственному воспитанию детей.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие мероприятия, кроме библиотечных уроков, еще проводятся в нашей библиотеке? (Ответы детей: литературные викторины, игры, громкие чтения и др.). Правильно, ребята, громкие чтения посвящаются творчеству наших поэтов и писателей или проводятся по какой-либо теме. Но они могут быть организованы не только в стенах библиотек. В день рождения на Родине всенародно любимых писателей, поэтов со всех концов нашей страны и далекого зарубежья собираются поклонники таланта великого Пушкина и Сергея Есенина, Василия Шукшина и Михаила Лермонтова. Эти встречи превращаются в народные праздники поэзии, праздники души. Сейчас я представляю вашему вниманию книгу Валентины Каплиной и Виктора Брюхова, она называется - «С высоты шукшинского Пикета» - книга-репортаж о Шукшинских чтениях, изданная к 70-летию Василия Макаровича Шукшина. Летом 1976 года в Сростках - родине писателя на Алтае состоялись первые Шукшинские чтения, ставшие ежегодным праздником почитателей таланта Василия Макаровича. Эта книга - репортаж с двадцати Шукшинских чтений, беседы со знаменитыми людьми, писателями и артистами, с его родными и близкими, воспоминаниями сростинцев об их земляке. Книга богато иллюстрирована фотодокументами, многие из которых раньше не публиковались.

А вот на этой репродукции, ребята, вы видите Пушкинский праздник поэзии: зеленая поляна, солнечно и многолюдно. Он тоже проходит летом - в день рождения великого поэта, а именно ... (ответы детей). Эти праздники яркая демонстрация почитания таланта замечательных наших писателей и поэтов, они будут живы в памяти народной многих поколений.

А сейчас, чтобы лучше усвоить основные моменты нашего урока, все вместе дружно ответим на следующие вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, какая по содержанию литература находилась в библиотеках церковно-приходских школ?

2. Какова была численность фонда этих библиотек?

3. В каком году было принято решение о создании при церквях библиотек?

4. На какие средства приобретались книги в этих библиотеках?

5. Где отмечали читателей, которым выдавались на руки книги?

6. Какое было самое серьезное наказание для маленького читателя библиотеки церковно-приходской школы?

 

Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо всем за внимание, желаю вам успехов, интересных открытий в нашей школьной библиотеке. А на прощание хочу подарить вам стихотворение:

 

Погода опять дождливая

Но солнце сквозь капли светит.

А я такая счастливая –

Счастливее всех на свете! –

 

Иду на работу с радостью,

Как будто на светлый праздник.

Смеетесь над этой фразою?

Поверьте – совсем не напрасно!

 

Работа моя – как солнышко:

Светит и мне и людям.

Выплесну душу до донышка,

А мне в десять раз прибудет!

 

Вхожу в свое царство книжное –

Хранительница Вселенной.

Весь мир пред собою вижу я,

Но мир, не подвластный тлену!

 

Здесь двери открыты каждому –

Пожалуйста, заходите!

Все лучшее, нужное, важное

Берите, читайте, любите!

 

Здесь верится в доброе, ясное,

Здесь век встречается с веком…

Да что может быть прекраснее

Работы в библиотеке!

 

До новых встреч. До свидания.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.01 с.)