В помощь преподавателю курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В помощь преподавателю курса



Учебно-методический центр

Нижневартовского района

 

КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ –

ШКОЛЬНИКАМ

 

Методические материалы

В помощь преподавателю курса

«Основы информационно-библиографической грамотности»

Выпуск № 8

Нижневартовск 2005

Учебно-методический центр

Нижневартовского района

 

КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ –

ШКОЛЬНИКАМ

 

Методические материалы

В помощь преподавателю курса

«Основы информационно-библиографической грамотности»

Выпуск № 8

Нижневартовск 2005

ББК 78.39

К 90

 

Составитель Горелова Е.В., заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2;

Редактор Мокрицкая С.Н., методист учебно- методического центра

 

 

К 90

Культуру чтения – школьникам: Методические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографических знаний»: выпуск № 8 /Сост. Е.В.Горелова. – Нижневартовск. -2005. - с.

В основу издания легли программа и тематическое планирование занятий с 1 по 11 класс, а также сценарные разработки уроков по курсу «Основы информационно-библиографических знаний».

Ценность сборника заключается в том, что представленные в нем материалы разработаны библиотекарями-практиками и апробированы в детской аудитории.

Пособие адресовано библиотечным и педагогическим работникам.

 

 

Нижневартовск, 2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Мокрицкая С. О программе «Основы информационно-библиографической грамотности». Консультация  
Программа и тематическое планирование информационно-библиографических уроков с 1 по 11 класс  
Тарасенко С. Первое посещение библиотеки. Посвящение в читатели. 1 класс  
Горелова Е., Дорошко Е. Первое посещение библиотеки. 1 класс  
Доценко Т. Первое посещение библиотеки. 1 класс  
Сабадышина Е. Правила и умения обращения с книгой. 1 класс  
Горелова Е. Школьная библиотека и ее назначение. Выбор книг в библиотеке. 2 класс  
Галайдо С. Структура книги. 2 класс  
Горелова Е., Гусева Ю. Газеты и журналы для детей. 3 класс  
Храмкова О. Газеты и журналы для детей. 3 класс  
История создания книги. 3 класс  
Баканова Л. Структура книги. 3 класс  
Галайдо С. Детский иллюстрированный каталог. 4 класс  
Горелова Е. Выбор книг в библиотеке. 4 класс  
Мокрицкая С. Выбор книг в библиотеке. 4 класс  
Васильева Л.В. Твои первые энциклопедии, словари, справочники. 4 класс  
Горелова Е. История книги и библиотеки «Аптека души». 5 класс  
Горелова Е. Как построена книга. 5 класс  
Салихова Л. Выбор книг в библиотеке. «Компас в книжном море». 5 класс  
Мокрицкая С. Выбор книг в библиотеке. «Компас в книжном море». 5 класс  
Деркач Л. Путешествие в страну каталогов. 5 класс  
Фунтикова С. Из истории библиотек церковно-приходских школ: Теоретический материал к уроку. 6 класс  
Салихова Л. История развития школьных библиотек. 6 класс  
Валуева Л., Деркач Л., Гусева Ю. Алфавитный каталог. 6 класс  
Горелова Е. Выбор книг. Библиографические указатели. 6 класс  
Горелова Е. Справочная литература. Энциклопедии, словари и справочники. 6 класс  
Валуева Л. Справочная литература. Энциклопедии, словари и справочники. 6 класс  
Салтанова О. Периодические издания для подростков. 7 класс  
Шаламова Г. Ученый Совет Словарей русского языка. Интегрированный урок. 7 класс  
Бобравничая С. Периодические издания для подростков. 7 класс  
Титовская Н. Периодические издания для подростков. 7 класс  
Деркач Л. Систематический каталог. Система поиска. 7 класс  
Титовская Н. Книга и ее создатели. 7 класс  
Горелова Е. Твоя домашняя библиотека. 7 класс  
Горелова Е. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. 8 класс  
Горелова Е. Получение информации из различных источников. 8 класс  
Горелова Е. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. 8 класс  
Кушникова Л. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Урок проверки знаний. 8 класс  
Шаламова Г.Т. Периодические издания для молодежи. 9 класс  
Васильева Л.В. Самостоятельная работа с книгой. 9 класс  
Читать книги или работать с ними: По материалам журнала «Школьная библиотека». 9 класс  
Основы ББЗ. Урок проверки знаний. 9 класс  
Четвертных Т. Основы ББЗ. Урок проверки знаний. 9 класс  
Основы информационной культуры. 10-11 кл  
Павлова Л. Основы информационной культуры. 12 класс  
Основы информационной культуры. 10-11 класс  

 

 

Консультация

О программе

«Основы информационно-библиографической грамотности»

 

Мокрицкая С., методист

учебно-методического центра

 

Современная жизнь ошеломляет нас лавиной информации, - ее сегодня больше, чем мы в состоянии усвоить. Недаром это явление называется «информационным взрывом».

Поэтому в условиях нарастающего потока информации перед библиотекарями стоит задача – дать не только определенную сумму библиографических знаний нашим читателям, но и научить их самостоятельно получать эти знания, привить им навыки информационно-библиографической культуры чтения. Эта проблема особенно важна, когда мы имеем дело со старшеклассниками.

Не секрет, что многие вузы высказывают претензии к школьным библиотекарям по вопросам воспитания информационной культуры. Большинство студентов 1-х курсов оказываются не готовыми учиться в вузе:

· они не умеют записывать лекции за преподавателем;

· не способны читать литературу в больших объемах;

· у них возникают сложности при подготовке и правильном оформлении конспекта или реферата.

В школе этому не научили. Однако, современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя. Сделать ее полезной.

Решить весь комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся возможно только за счет внедрения в образовательном учреждении интегрированного курса «Основы информационно-библиографической грамотности» (ОИБГ).

При этом надо понимать две важные вещи:

· Школьная библиотека должна предоставить всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся и учителей;

· Школьная библиотека обязана побуждать к чтению и потреблению информации, утверждая тезис «Научиться учиться». Ведь умение учиться человеку не дано изначально. Оно приобретается в течение всей жизни, но его основы закладываются в юности.

 

Для того, чтобы программа информационно-библиографических занятий дала хорошие результаты, необходим целый комплекс мероприятий.

В начале учебного года заведующий библиотекой (библиотекарь) составляет план проведения библиотечных уроков по схеме:

 

Класс Тема К-во часов Дата проведения Ответственный Место проведения Примечание
             

 

План утверждается директором школы. Для его выполнение используются часы воспитательной работы и уроки внеклассного чтения. Заслуживает внимания положительный опыт проведения подобных занятий в рамках факультативной или кружковой работы в школе. В любом случае, решение принимает администрация образовательного учреждения, но обязательным является следующее условие: информационно-библиографические занятия должны быть включены в общешкольное расписание для того, чтобы библиотекарь имел возможность полноценной организации урока. К проведению занятий можно привлекать учителей-предметников, библиотекарей поселковых (массовых) библиотек.

Оплачиваются уроки как разовые часы или как факультатив (кружок). Учет проведенных занятий библиотекарь ведет либо в отдельном журнале, либо на отдельной странице в классных журналах. Знания детей не оцениваются обычной школьной отметкой, а применяются другие формы поощрения. В журнале записывается дата проведения и тема урока, отмечаются отсутствующие учащиеся.

 

Проведение ИБЗ в разных возрастных группах имеет свои особенности.

Тарасенко С., заведующая библиотекой Аганской МНОСШ

ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ

Цель: Познакомить первоклассников с библиотекой и библиотекарем; дать первые понятия «книга», «библиотека», «читатель», «библиотекарь».

Содержание. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки). Основные правила пользования библиотекой.

Библиотекарь: Здравствуйте дорогие гости, учителя и ребята.

Сегодня у нас праздник - посвящение в читатели наших первоклассников.

- Ой, что это такое?

Входит потрепанная книжка, охает, вздыхает. Следом входит новенькая книжка.

Новая книжка: (с удивлением) Откуда ты появилась? У нас таких порванных и грязных книг, никогда не было и нет? Откуда ты пришла и что ты делаешь здесь?

 

Грязная книжка: Пришла я к вам из далекой страны Хулигандии а главный у нас ДВОЕЧНИК-КОЛЯ. Он всеми командует и всем заправляет. Двоечник-Коля очень злой и жестокий правитель. Он создал свою школу; правда, там один класс. Но в классе все ученики - бездельники и хулиганы. Все мои подружки такие же несчастные, как я. Я сбежала из страны Хулигандии и прошу вас помочь моим подружкам.

Вдруг появляется Двоечник Коля. Он бегает, кричит и пугает всех рогаткой.. Книги прячутся.

 

Двоечник Коля: Где эта бессовестная и мерзопакостная книга? Как она посмела уйти из моей страны? Кто ей позволил? Уничтожу!

Вдруг Двоечник Коля видит ребят.

 

Двоечник Коля: Ой, ребята! А я так увлекся погоней за этой книжкой, что даже не заметил, как попал к вам. Что вы здесь делаете? (ответы детей). Учитесь - молодцы! А чему вас здесь учат? (ответы ребят). Ой, ребята да бросьте вы эту школу, лучше пойдемте в мой класс.

Те, кто книги не читает,

Недоволен букварем -

Собирайтесь в класс особый

Под девизом: «ВСЕХ ПОРВЕМ!»

Ребята, у мены уже целый класс собрался из книжных героев, вы их всех, конечно, знаете. Это Буратино, Кикимора, Леший, Незнайка, Замарашка, Забияка, да еще всяких полно.

Я их научил многому, они стали еще хуже. Хотите в мою школу? (ответы ребят) Не хотите

у меня - и не надо, как-нибудь без вас обойдемся.

 

Библиотекарь: Двоечник Коля, а у нас ребята любят книги, знают правила школьной библиотеки. Ребята, поможем Коле выучить наши правила? (ответы ребят)

  1. В библиотеки надо вести себя тихо. Почему? (ответы ребят) Правильно, так как шум мешает другим читателям.

2. Книги в библиотеку надо возвращать вовремя. Почему? (ответы ребят) Книги ждут другие читатели. А книги в нашей библиотеке выдают на 10 дней.

3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

4. Почему библиотечные книги нельзя терять? Потому, что в библиотеке не останется ни одной книги.

5. Книги в библиотеку надо ставить на то же место, где ты их взял, иначе библиотекарь и читатели не смогут быстро найти нужную книгу.

 

Библиотекарь: Но и это еще не все. Мы на библиотечных уроках знакомимся с тем, как надо обращаться с книгой. Кто-нибудь помнит, что надо делать, а что нельзя? Давайте попробуем составить правила обращения с книгой.

    1. Берите книгу чистыми руками.
    2. Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.
    3. Не кладите в книгу карандаш и другие предметы, пользуйтесь закладкой.
    4. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.

5. Не читайте во время еды.

6. Чтобы книги служили дольше - оберните их.

 

Двоечник Коля: Ну, вы придумали! И кому это надо? Вот у нас по голове книгой стук, а если что не понравилось - листы вырвал. А весной как хорошо кораблики пускать, самолетики, вот книга и пригодиться. Да и девиз у нас «ВСЕХ ПОРВЕМ». Пойду я в свою школу, а этой дрянной книжке передайте: всех родственников замучаю, порву и истреблю.

 

Библиотекарь: Двоечник Коля, мы с ребятами придем на помощь и спасем книги, не дадим их в обиду.

 

Двоечник Коля: Ко мне вы не пройдете, у меня столько препятствий, на пути три загадочных станции. Пока!

 

СТАНЦИЯ №1

1. Он слетает белой стаей

и сверкает на лету,

Он всегда прохладный,

тает на ладони и во рту.

(снег)

 

2. Снег мешками валит с неба,

с дом стоят сугробы снега,

то бураны, то метели

на деревню налетели.

По ночам мороз силен,

день прибавился заметно.

Ну, так, что за месяц это?

(февраль)

 

3. Запороши дорожки, разукрась окошки.

Радость детям подари и на санках прокати

(зима)

 

4. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

(иней)

5. Покружили звездочки в воздухе немножко,

Взяли и растаяли на моей ладошке.

(снежинки)

 

6. Две курносые подружки,

не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

обе песенки поют,

обе ленты на снегу

оставляют на бегу.

(лыжи)

 

СТАНЦИЯ №2

На второй станции загадки о сказках и сказочныхгероев:

 

У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка? – Вот вопрос?

(Золотой ключик)

 

Рыбка не простая,

Чешуей сверкает,

Плавает, ныряет

Желанье исполняет.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

 

Был похож на мяч немножко.

И катился по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

(Колобок)

А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

 

Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

 

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

 

СТАНЦИЯ №3

Библиотекарь: Вот и последняя станция, ребята. На этой станции нам надо правильно угадать от кого пришли телеграммы.

 

  1. "Спасите! нас съел серый волк"
  2. "Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите".
  3. "Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!"

4. "От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!"

Двоечник Коля: (со слезами на глазах) Ой-ой, все мои препятствия прошли, мои книжки вы с собою увели.

 

Библиотекарь: Ты, Коля, приходи к нам, и мы тебя научим, как надо обращаться с книгами. Вот тогда все книги к тебе, может быть, и вернутся. Верно, ребята? (ответы ребят) Ребята, а вы все знаете, как надо обращаться с книгами? Надеюсь, что ваши книги от вас не сбегут. А я вас жду завтра в библиотеке.

 

Урок № 1 (Б) «Первое посещение библиотеки» &

Горелова Е., заведующая медиатекой,

Дорошко Е., педагог-организатор

Излучинской МОСШ № 2

Цель: Познакомить первоклассников с библиотекой и библиотекарем; дать первые понятия «книга», «библиотека», «читатель», «библиотекарь».

Содержание. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки). Основные правила пользования библиотекой.

 

В класс к первоклассникам входят «книги» (пятиклассники, «одетые» в книжные обложки учебников и книг, уже знакомых первоклассникам). Обложки оформляются на ватмане в рост ребенка.

Азбука:

Здравствуйте ребята!

 

 

К вам в гости Азбука пришла,

Я здесь друзей своих нашла!

Среди школьных умных книг

Для вас я - первый проводник!

Да, года мои летят…

Я – мудрец для дошколят.

Ну, а первоклассникам,

Умницам, проказникам -

Лучший друг я и советник.

Нет меня главнее, дети!

Арифметика

Хорошо уметь читать,

Но и цифры надо знать!

Как узнает первоклассник,

Сколько парт в любимом классе?

Сколько у ежа иголок,

Сколько бантиков, заколок

У подружек-хохотушек?

Кто сказал, что счет не нужен?!

Русский язык

Что вы спорите, шумите

И ногами топочите?!

Коль родной язык не знаешь,

Что вообще тогда узнаешь?!

Не поймешь ты друга Васю

И учительницу в классе!

Мир вокруг нас

Вы такие важные,

Яркие, бумажные!

Среди вас и я стою,

Правда, в очередь свою!

Всем напоминаю я:

Не забудьте про меня!

Я живу в ладу с природой

И со всем лесным народом!

Чтение

Все вы правильно сказали.

Только дети-то устали!

Посмотрите в эти глазки -

Все хотят любимой сказки

Слышать мудрые советы.

Я права? Ответьте дети!

 

Входит библиотекарь.

1 –ый Библиотекарь (Гусева):

Непорядок среди книг:

Спор у них сейчас возник!

Но ведь знаем точно мы -

Среди книжек нет войны!

Книжка каждая нужна,

Книжка каждая важна!

Манят книжные обложки

И Танюшку, и Алешку!

Книжка рядом с человеком

Где стоит?

(В библиотеке)

Не теряя время зря,

Поспешим туда, друзья!

«Книги» и библиотекарь ведут первоклассников в библиотеку

В библиотеке звучит детская песенка. Открывается дверь, и библиотекарь приглашает первоклассников пройти в библиотеку. На входе висит огромная рука, вырезанная из поролона. Каждого входящего первоклассника рука «гладит» по голове. В библиотеке для ребят стоят стулья. Стулья стоят так, чтобы класс разделился на две команды. Ребята садятся на стулья.

2-ой Библиотекарь (Горелова):

Что за праздник в нашей школе?

Первый класс встречаем, что ли?

Сколько девочек вокруг!

Сколько будущих подруг!

Сколько мальчиков у нас!

Класс!!!

Добрый, добрый день ребята!

Вы теперь не дошколята!

Первоклашкам наш салют,

Долго мы вас ждали тут!

 

Дорогие первоклассники! У нас с вами сегодня настоящий праздник потому, что именно сегодня вы станете самыми настоящими читателями. Но для этого вам необходимо пройти испытание.

 

Вот что я скажу ребятки:

Загадать хочу загадки.

Ну, а вы не оплошайте,

Все разгадки угадайте!

 

Эта тетенька, друзья

Рада вам всегда не зря.

Ведь она не врач, не пекарь,

Кто она? БИБЛИОТЕКАРЬ.

 

Вам в учебе помогает,

Умный добрый, как волшебник.

Обо всем на свете знает

Первый школьный друг УЧЕБНИК.

 

Всех умней она на свете,

И об этом знают дети

И девчонки и мальчишки,

Это наш товарищ КНИЖКА.

 

В рисовании он мастер

Наш веселый друг ФЛОМАСТЕР.

 

Я карандашом пишу,

Буквы, цифры вывожу:

Единицу и четверку,

Тройку, двойку и пятерку.

Не получится пятерка –

Есть на этот случай СТЕРКА.

 

Все загадки угадали!

Ну, как будто бы все знали!

Что тут скажешь? Молодцы!

В тяге к знаниям – спецы!

 

 

1-ый Библиотекарь:

Ребята! Я хочу познакомить вас с библиотекарем, который всегда поможет вам выбрать самые интересные и умные книжки. Запомните, пожалуйста, к какому столу нужно вам подходить. Итак, вот ваш стол и ваш библиотекарь. Ее зовут Наталья Сергеевна. Давайте хором повторим как зовут вашего библиотекаря (Наталья Сергеевна!)

 

Кто Вас научит не быть рассеянными?

Библиотекарь – НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА!

 

Кто Вас подружит с книжками всеми?

Библиотекарь – НАТАЛЬЯ СЕРГГЕВНА!

 

Кто за компьютер усадит немедленно?

Библиотекарь – НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА!

 

Кто Вам поможет всегда и уверенно?

Библиотекарь – НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА!

 

Ой Библиотекарь

Ах, как много нужно знать,

Чтобы сказку прочитать!

Как же книжку взять домой,

Унести ее с собой?

Как зайти в библиотеку

Маленькому человеку?

Нужно или нет стучаться

Чтоб сюда скорей войти?

Как со взрослыми общаться?

Полку как свою найти,

Где красиво, дружно в ряд

Книжки детские стоят?

Обо всем мы вам расскажем

И немедленно покажем!

Вы ж внимательно смотрите,

Сядьте смирно, не шумите!

 

Звучит музыка. В библиотеку входит «Читатель (педагог-организатор медиатеки Дорошко Е.Г.), на голове - огромный бант. Подходит к библиотекарю Наталье Сергеевне

 

Читатель: Здравствуйте! Я хочу взять домой книжку!

Библиотекарь: Здравствуй! Очень хорошо. У нас много интересных книг. Но сначала я должно тебя записать в библиотеку. Это будет твой формуляр (показывает формуляр) На обложке я запишу твою фамилию, имя, год рождения, домашний адрес.

Читатель: А зачем?

Библиотекарь: А затем, чтобы знать кому я отдаю книжку. Ведь если книжка потеряется, где мне ее искать?

Читатель: Понятно!

Библиотекарь: Ну, так как твоя фамилия, как тебя зовут?

Читатель: Иванова, Катя

Библиотекарь: В каком году ты родилась?

Читатель: в 1996г

Библиотекарь: А где ты живешь?

Читатель: ул. Строителей 1, кв 58.

Библиотекарь: Вот и замечательно! Теперь ты настоящий читатель и можешь взять книжку домой!

Читатель: А на какое время я могу взять книжку домой?

Библиотекарь: На две недели. А если ты не успеешь ее прочесть, то нужно прийти в библиотеку и сказать об этом. Тогда я разрешу погостить книжке у тебя еще две недели.

Читатель: А если я потеряю книжку?

Библиотекарь: Тогда придется маме или папе купить другую книжку подарить ее библиотеке вместо утерянной.

Читатель: А если я хочу взять не одну, а две или три книжки?

Библиотекарь: Нет! Первоклассникам можно брать домой только одну книжку.

Читатель: Все понятно. А где я могу выбрать книжку?

Библиотекарь: Во первых, на этой выставке, или вот здесь. Эти два стеллажа для тебя!

Читатель: А там? (указывает на стеллаж с методической литературой)

Библиотекарь: Эти книги для учителей, эти для старшеклассников.

Читатель: А когда я вырасту, то смогу взять книжки для старшеклассников?

Библиотекарь: Конечно! Но сначала нужно подрасти, а пока давай я помогу тебе выбрать книжку для твоего возраста. (обзор 2-3 книг)

Читатель: Я хочу вот эту!

Библиотекарь: Давай запишем ее в твой формуляр. (записывает)

Читатель: Теперь я могу забрать книжку?

Библиотекарь: Да, конечно на две недели! Будь с книгой аккуратна, не рви ее не марай, не пиши в ней!

Читатель: Я наоборот, подклею ее! Спасибо! До свидания!

Библиотекарь: Всего хорошего!

Читатель уходит.

 

1-ый Библиотекарь:

Ну, что ж! Давайте теперь проверим, как внимательно вы смотрели и слушали. Кто первый ответит на вопросы? Если вы знаете ответ, не кричите, а поднимите руку.

  1. На какое время можно брать книжку домой?
  2. Что нужно сделать, если ты не успел за две недели прочесть книгу?
  3. Нужно ли стучаться, входя в библиотеку?
  4. К кому нужно обращаться, если ты хочешь взять книжку домой?

 

Замечательно! Теперь я могу быть уверена, что вы можете считаться нашими читателями. А сейчас - самый ответственный момент: совенок Букля вручит вам знаки отличия читателей библиотеки нашей школы.

(Звучат фанфары. В костюме мудрого совенка Букли выходит пятиклассник)

Букля

Прошу всех встать!

Торжественное обещание читателя:

«Я – юный читатель и любитель книг - с сегодняшнего дня обещаю бережно и аккуратно обращаться с книгами, уважать их и заботиться о них. Клянусь никогда не делать книге больно, не проходить мимо раненной книги, не позволять другим калечить книги и издеваться над ними. Клянусь быть верным другом книги отныне и навсегда»

 

Ый Библиотекарь

Дорогие ребята! Мы ждем вас в нашей библиотеке!

 

Приходите каждый день.

Улыбаться нам не лень!

Нам гостей не скучно ждать,

Дверь не будем закрывать!

 

Есть для вас большие книжки,

Много знаний в них, детишки!

А сейчас пора вам в класс,

До свиданья первый класс!

 

Урок № 1 (В) «Первое посещение библиотеки» &

Доценко Т., библиотекарь МОУ детский сад-школа. п.Ваховск.

 

Цель: 1. Дать учащимся первых классов базовые понятия «Библиотека», «Книжный фонд», «Читальный зал».

2. Научить самостоятельно ориентироваться в библиотеке.

4. Познакомить детей с правилами пользования библиотекой.

Содержание. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки). Основные правила пользования библиотекой.

Знакомство с библиотекой.

 

Девиз урока: «Тот, кто много читает - много знает».

 

Ход урока: Снаружи смотришь-

дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай...

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека)

 

Здравствуйте, дети! Вот вы уже и школьники! И на многие вопросы знаете ответы: откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Но есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот может быть большим или маленьким, но он всегда удивительный и называется «Библиотекой».

«Библио» по-гречески - книга, «Тека»- хранилище, т.е., библиотека – это дом, в котором хранятся книги. Я – хозяйка библиотеки, библиотекарь.

А вы знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - нацарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из них сохранились до наших дней. Их теперь бережно хранят в некоторых самых крупных библиотеках и музеях мира.

Итак, библиотека - это дом книги. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом, свою квартиру.

А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет библиотекарь. В нашей библиотеке 2 отдела: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения - загляни в словарь. В библиотеке - это место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. Но в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература, энциклопедии, словари. Эти книги могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать:

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге - чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

 

Так что же такое читальный зал? (ответы детей).

Книги - как люди, рождаются, живут, стареют. Как и люди, они могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. И врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники беречь. Давайте запомним с вами, что с книгами делать нельзя.

1. Нельзя книги перегибать.

2. Нельзя загибать книжные страницы.

3. Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой

необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

4. Нельзя писать и рисовать в книгах.

5. Нельзя читать во время еды.

 

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что больше всего книги любят бережное отношение, очень любят чистоту. Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему? (Правила библиотеки №1,2,3,4,5).

А вот это, ребята, читательский формуляр, в него библиотекарь записывает все книги, которые вы будете читать.

Ребята, пока мы с вами беседовали, к нам пришли телеграммы, но мы не знаем, от кого они. Помогите-ка мне узнать, кто их прислал.

1. «Спасите, нас съел серый волк» (козлята)

2. «Очень расстроена, разбила яичко» (курочка Ряба)

3. «Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби» (волк)

4. «Пришлите, пожалуйста, капли.

Мы лягушками нынче объелись, и у нас

Животы разболелись» (цапли)

5. «От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас» (Колобок)

6. «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу» (Муха- Цокотуха).

 

Молодцы, ребята. Теперь вы знакомы с нашей школьной библиотекой. Приходите сюда за книгами, а я всегда вас рада видеть в библиотеке.

 

 

Урок № 2 «Правила и умения обращения с книгой» &

Библиотекарь

В библиотеке тишина

Совсем иная, чем повсюду

Мне кажется, порой она

В себе утаивает чудо.

В ней слышен зов далеких стран,

В ней скрыты тайны океанов.

Вот, слышишь, Немо – капитан

О чем-то спорит с Д,Артаньяном.

Послушный зову твоему,

Здесь Дон Кихот на помощь мчится.

Ответ на сотни «почему»

На книжных прячется страницах.

Дверь в чудеса открыта здесь

Для всех, любому человеку.

Здесь даже свой волшебник есть -

Зовут его – библиотекарь,

Доверь ему свои мечты,

Откройся, что тебя тревожит,

И все, что знать захочешь ты,

Он отыскать тебе поможет.

Тебе и всем твоим друзьям

Он в поисках сулит удачу.

Поверь ему, ведь он не зря

Сюда волшебником назначен.

 

Здравствуйте, дорогие читатели! Я очень рада нашей новой встрече. Сегодня мы продолжим разговор о библиотеке. Вы знаете, библиотека – это целое государство! А в любом государстве есть города большие и маленькие. Какие же города есть в нашей библиотеке? Наши города – это отделы. Например, город, или отдел «Абонемент». Сюда вы приходите, для того, чтобы выбрать и взять на дом книгу, видеокассету, или диск. Давайте еще раз повторим пройденный материал. Кто ответит на вопрос: «На какой срок в школьной библиотеке на дом можно взять книгу? (2 недели). А если не успел прочесть? (продлить). Замечательно! Итак, в городе «Абонемент» вы можете передвигаться по «улицам» самостоятельно и беспрепятственно заглядывать в гости к любимым книжкам.

Книгоград

В моем шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом,

Обложку-дверь откроешь второпях

И ты вошел, и ты уже в гостях…

Как переулок – каждый книжный ряд,

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдешь,

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год

Все человечество в ладу живет.

Давид Кугультинов

Давайте попутешествуем: вот улица «Справочной литературы». Заглянем к Большому энциклопедическому словарю (демонстрация словаря)

 

Я – не птица секретарь

И не писарь я, как встарь!

Только справку дать могу,

И тебе я помогу!

Что, почем, куда, откуда.

Есть ли хобот у верблюда,

Пролетает где комета,

Знаю то, и знаю это.

Информации – массив!!!

Я – большой, и я красив!

 

Да! Вот это характер! Правда, этой книжке действительно есть чем гордится. Информация в ней короткая, но ее очень много. И именно эта книга может ответить на очень много вопросов, и в домашней библиотеке она не заменима!

 

А теперь, я предлагаю повернуть на улицу «Художественной литературы» в переулок «Досуговая литература». Кого же мы встретим? (демонстрирует книгу «Сказки» А.С. Пушкина)

 

Скорей перелистни страницы,

И ты познаешь волшебство!

Ты познакомишься с Жар-птицей,

Что осветила все кругом!

И рыбка чешуей златою

Блеснет среди прозрачных вод,

И сказка феей молодою

В твой дом немедленно войдет.

 

Итак, здесь «живут» книги, которые очень приятно почитать в минуты отдыха, или досуга. Здесь и сказки, и интересные повести, рассказы, былины.

 

А теперь, дорогие мои, я хочу, чтобы мы отправились в другой город. А называется он «Читальный зал»! Здесь вы можете прочесть любую книгу, расположившись удобно за этими столами. Или на диване, что стоит рядом с окном. В этом городе живут очень знаменитые и редкие книги. Их особенно нужно беречь, уважать. Эти книги нельзя взять на дом, а можно прочесть только здесь. Мы с вами только что познакомились с БЭС. Помните, какой он гордый? Это потому, что он относится к справочной литературе, а именно словари, справочники и энциклопедии и нельзя выносить из библиотеки. Именно такие книги и составляют часть фонда читального зала.

Следующий город, где мы с вами остановимся, город «Книгохранилище». Давайте внимательно посмотрим: кто же здесь обитает? (Учебная литература)

 

 

Вам в учебе помогает,

Умный, добрый как волшебник.

Обо всем на свете знает

Первый школьный друг УЧЕБНИК.

 

Итак, мы с вами посетили три города. Давайте вспомним названия городов (Абонемент, Читальный зал, Книгохранилище) А кто живет в Книгохранилище? (Учебники) Итак, Справочная литература, Художественная литература и Учебники – все это библиотечный фонд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.33 с.)