Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок № 3 /1 «выбор книг в библиотеке . «компас в книжном море»

Поиск

 

Салихова Л., библиотекарь Варьеганской МНОСШ,

Цель: Обучение самостоятельному поиску информации.

Содержание: Особенности расстановки книг в библиотеке. Книжные выставки. Внутриполочные выставки. Открытый доступ к книжному фонду.

 

Оформление и оборудование: сменные таблички «Ваш школьный библиотекарь …», варианты примерных текстов запросов читателей, открытый просмотр книг об осени – «Таинственно шумит лесная тишина, незримо по лесам поет и бродит Осень…».

И.Бунин.

Форма проведения: ролевая игра «Я – ваш школьный библиотекарь».

 

 

«Библиотека должна быть подобна

раскрытым объятиям».

Роджер Розенблат,

американский библиотековед

 

Ход урока:

 

Библиотекарь: Дорогие ребята! Я рада очередной нашей встрече в стенах школьной библиотеки. Вот вы уже пятиклассники, за плечами начальная школа и пятый год вы являетесь постоянными читателями нашей библиотеки.

Многие из вас, наверное, помнят, как впервые переступили порог школьной библиотеки. Тогда вам было здесь все ново и незнакомо. Прошли годы, и она стала для многих из вас вторым домом – с родными полками сказок, рассказов, стихов ваших любимых писателей и поэтов, толстых справочников и энциклопедий, журналов и газет. Сейчас вы сможете уверенно найти полку с произведениями Н.Носова и В.Драгунского, знаете, где живут в школьной библиотеке сказки и книги о животных, веселые и добрые книги С.Я.Маршака, радостные и сердечные стихи С.Михалкова. Вы всегда рады встрече с новой книжной выставкой, новой интересной книгой и журналом.

Многие из вас могут сами выбрать интересную книгу для чтения, но не всегда вы можете найти самостоятельно нужную информацию по какому-либо интересующему вас вопросу. В этом случае вы обращаетесь к школьному библиотекарю, который вам поможет в поиске необходимой литературы.

Цель сегодняшнего урока, ребята, дополнить ваши знания об особенностях расстановки книжного фонда в нашей библиотеке, выявить и закрепить навыки самостоятельного поиска литературы для получения необходимой информации. Наш урок мы проведем в форме ролевой игры, в которой вы будете выступать в двух ролях: ученик-читатель и ученик-библиотекарь. У меня подготовлено несколько вариантов запросов читателей по разным темам, с которыми они обращаются за помощью к ученику-библиотекарю. Многие из вас сегодня на уроке в роли библиотекаря смогут показать, как они ориентируются в огромном мире книг, в которых есть ответы на все интересующие вас вопросы. А если у юного библиотекаря возникнут трудности в поиске источника информации, мы все дружно поможем своему товарищу.

Итак, начинаем игру. К нашему школьному библиотекарю обращаются ученики с запросами (на стол ставится сменная табличка «Ваш школьный библиотекарь …»).

 

Ситуация 1.

Ученик-читатель: На уроке природоведения мы изучаем планеты солнечной системы. Мне дали задание подготовить сообщение о планете Марс. Помогите мне, пожалуйста, найти литературу, где можно прочитать об этой планете.

Ученик-библиотекарь: (примерный вариант ответа): Я тебе посоветую почитать в читальном зале энциклопедию «Астрономия и космос» из серии «Тайны вселенной», а также энциклопедию для детей «Что такое? Кто такой?». Первую ты найдешь на полке открытого доступа научно-познавательной литературы «Что? Откуда? Почему? Где? Когда? Какое?», а вторую - на полке «Мои первые энциклопедии».

Библиотекарь: Ребята, кто дополнит ответ школьного библиотекаря? (Ответы учащихся: О планете Марс еще можно прочитать в энциклопедии «Космос» серии «Я познаю мир». Эту книгу можно найти на полке «Отраслевые энциклопедии»). Правильно, ребята, наш библиотекарь и вы правильно нашли книги для нашего читателя. В этих энциклопедиях в доступной форме изложен необходимый ему материал.

 

Смена таблички «Ваш школьный библиотекарь …».

Ситуация 2.

Ученик-читатель: На школьном празднике «Осенний бал» будет проводиться конкурс стихов об осени. Выдайте мне, пожалуйста, книгу со стихами на осеннюю тему или подскажите, где я сам могу выбрать их.

Библиотекарь-ученик (примерный вариант ответа): Стихи об осени ты можешь выбрать на открытом просмотре книг об осени; это стихи Тютчева, Фета, Есенина.

Библиотекарь: Ребята, вы знаете, что в школьной библиотеке организуются подборы литературы к временам года. И в данной ситуации наш юный библиотекарь для выполнения запроса читателя воспользовался выставкой книг об осени.

 

Смена таблички «Ваш школьный библиотекарь …».

Ситуация 3.

Ученик-читатель: Мне хотелось бы почитать веселые и смешные истории о моих ровесниках. Есть в библиотеке такие книги?

Ученик-библиотекарь: Веселые истории о своих сверстниках ты найдешь в рассказах Н.Носова и В.Драгунского. Их книги находятся на отдельной полке «Н.Носов и В.Драгунский – мастера улыбки». Бери любую, не пожалеешь!

 

Смена таблички «Ваш школьный библиотекарь …».

Ситуация 4.

Ученик-читатель: В школе проводится конкурс «Осенняя фантазия» на лучшую поделку из природного материала. Мы с классом хотим принять участие в нем. Какие книги помогут нам изготовить хорошую поделку?

Ученик-библиотекарь: В библиотеке имеется полка с названием «Очумелые ручки». Среди многих книг для тех, кто любит мастерить своими руками, есть книги, в которых подробно описано, как самостоятельно изготовить замечательные сувениры из самых обычных природных материалов: шишек и желудей, орехов и семян, сухих листьев, бересты. Пожалуйста, творите! Все в ваших руках!

 

Смена таблички «Ваш школьный библиотекарь …».

Ситуация 5.

Ученик-читатель: Вы знаете кто и где изобрел первый автомобиль?

Ученик-библиотекарь: Я боюсь ошибиться, но точные сведения ты можешь узнать, если воспользуешься энциклопедией. А где находятся «книги, которые знают обо всем на свете», мы знаем и без труда найдем в них ответ на твой вопрос.

Библиотекарь: Ребята, я дополню, что о первом автомобиле вам расскажут энциклопедия для малышей «Чудо всюду – мир вещей и машин», а также 1 том энциклопедии «Что такой? Кто такой?». Из них вы узнаете имя человека и страну, где был создан первый в мире автомобиль. Я думаю, это всем будет интересно!

 

Смена таблички «Ваш школьный библиотекарь …»

Ситуация 6.

Ученик-читатель: На уроке хантыйского языка нам начали читать сказку о мышонке, который очень любил покушать. Мне бы очень хотелось ее прочитать до конца, но я не помню названия сказки и не знаю, кто ее написал.

Ученик-библиотекарь: Я думаю, что я смогу тебе помочь. На полке «Сказки моего народа» не очень много книг, найти эту сказку будет не так уж трудно.

Библиотекарь: Ребята, эта сказка называется «Ланрели» - по имени мышонка-обжоры. Ее обработал и написал на сургутском диалекте наш земляк, хантыйский писатель Е.Д.Айпин. Он родился и вырос в с.Варьеган, в старших классах вы познакомитесь с другими замечательными произведениями Еремея Даниловича Айпина.

Ребята, вот мы с вами совершили увлекательное и интересное путешествие в огромном мире книг, где искали ответы на самые разные вопросы. А в любом путешествии есть опасность заблудиться, выбрать неправильный путь. Чтобы этого не случилось, в путь даже опытные путешественники всегда берут компас, который укажет им правильную дорогу. Вы согласны со мной? Почему мы же наши «школьные библиотекари» смогли быстро и правильно найти нужную книгу, что же им помогло им в этом поиске? Что же было компасом для них в нашем путешествии. (Ответы детей).

Правильно, им помогли знания о том, как расставлены книги в библиотеке, на каких полках размещены энциклопедии и художественная литература, книги для тех, кто любит мастерить своими руками. Без этого они не смогли бы найти нужную книгу с необходимой информацией. И я надеюсь, что любой из вас после нашей встречи будет увереннее и самостоятельнее ориентироваться в многообразии книжного мира школьной библиотеки. До свидания, до новых встреч!

(Вопросы читателей и ответы на них индивидуальные для каждой библиотеки, в зависимости от расстановки книжного фонда.)

 

&

Урок № 3 /2 «Выбор книг в библиотеке. «Компас в книжном море»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.007 с.)