Васильева Л.В., заведующая библиотекой Покурской МОСШ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Васильева Л.В., заведующая библиотекой Покурской МОСШ



(Авторская разработка)

 

Цель урока: познакомить учащихся с фондом справочной литературы; дать понятия «энциклопедия», «справочник», «словарь»; привить навыки самостоятельного пользования литературой справочного и энциклопедического характера.

Оборудование: книжная выставка справочной и энциклопедической литературы для младшего школьного возраста, импровизированный телевизор.

 

Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает очень много вопросов: «Откуда?», «Зачем?», «Почему?», «Где?», «Когда?», «Как?». Можно спросить у родителей или у учителя. А если рядом никого не оказалось, или взрослые затрудняются дать ответ, или вам интересно самим найти правильный ответ на вопрос, тогда нужно обратиться к книгам, которые знают все. Называются эти книги энциклопедиями, словарями, справочниками.

Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам ваших первых энциклопедий, ваших будущих помощников и верных друзей.

Для начала мы отметим, что словарь – это собрание слов по алфавиту. Некоторые словари растолковывают значение каждого слова и называются толковыми (пример). Другие словари рассказывают, как правильно писать сложные слова (пример). А еще есть словарь для ученика начальной школы: слова в нем расположены в алфавитном порядке, в конце словарика даны правила правописания. При выполнении домашних письменных работ вы можете пользоваться им.

А теперь познакомимся поближе с некоторыми справочными изданиями. Вы, ребята, наверное, задумывались над тем, как появились ваши парты, классная доска? Из чего сделана тетрадь, игрушки? Книга Т. Нуждиной «Мир вещей» поможет разобраться в этих вопросах. Все рассказы в ней небольшие и очень интересные.

Есть книги, которые называются мудреным словом «энциклопедия». Энциклопедию читают, когда нужно что-нибудь узнать или проверить. Слово «энциклопедия» французское, оно означает «свод знаний». Толстые и многотомные энциклопедии для взрослых действительно могут рассказать почти обо всем.

Все слова в энциклопедии расположены по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко искать даже в очень толстом издании. Но надо помнить, что все понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления.

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Это, например, многотомная энциклопедия для детей «Я познаю мир», энциклопедия «Все обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия». В других энциклопедиях собран материал по какой-то одной отрасли науки или деятельности. Например, издательство «Росмен» выпустило энциклопедии по темам: «География», «Живой мир», «Наука» и др.

Как пользоваться такими книгами, мы с вами рассмотрим на примере детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?». Пользоваться этим изданием очень легко. Все слова здесь размещаются по алфавиту, как фамилии в классном журнале. Слова, начинающиеся на одну букву, собраны на отдельную страничку. Найдя слово на этой страничке и ссылку на нужную вам страничку, можно легко найти на ней рассказ о том, что вас интересует. Например, нас интересует государство Афганистан. Посмотрите содержание: буква А – страница 8. Откройте эту страницу и увидите, что там перечислены все рассказы на букву А, которые есть в этой книге. Нашли Афганистан? На какой странице помещен рассказ о нем? На странице 107. Откроем эту страницу и посмотрим: ват карта страны, вот ее флаг. А вот и рассказ, в котором коротко говорится, что это за страна – Афганистан.

В энциклопедии «Что такое? Кто такой?» на последней странице последнего тома приведен алфавитный перечень всех слов и понятий, о которых рассказывают тома этой большой детской энциклопедии. Здесь указано, где именно, в каком томе и на какой странице находятся нужные вам сведения об определенном предмете, человеке, событии или явлении. Это алфавитно-предметный указатель, призванный помочь вам ориентироваться в данной энциклопедии. (Пример).

 

А теперь давайте проверим, что вы запомнили. Сейчас вы получите задание: подготовить телевизионную передачу для детей «Хочу все знать!». Представьте себе, что выходитесь в телестудии, и вам надо ответить на письма телезрителей. Для того нужно дать ответ телезрителям, вам нужно самостоятельно подобрать энциклопедию или словарик, а в них отыскать правильный ответ на вопрос. Затем вы очень кратко ответите на вопрос и расскажете нам, где и как вы искали ответ. Работать будете парами (библиотекарь раздает «письма» с заданиями)

Задания:

  • Где обитают и чем питаются белые медведи?
  • Кто изобрел карандаш?
  • Как правильно говорить: алфавит или алфавит?
  • Что означает слово «абитуриент»?
  • Самое прожорливое существо на свете – стрекоза. Сколько она съедает мух и комаров за час?
  • Живое существо, не получая соли, гибнет. Где добывают каменную соль у нас в стране?
  • Когда изобрели паровой двигатель?
  • Волк – зверь вредный или полезный?

На подготовку дается 5 минут. Когда поиск будет закончен, ребята выступают по «телевизору». Подведение итогов. Выявление команды-победителя.

Урок № 1 История книги и библиотеки «Аптека души» &

Горелова Е., заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2

(Авторская разработка)

Цитата к уроку:

 

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Египетский текст конца II тыс. до н.э.

 

Цель: Приобщить читателей к истории возникновения библиотек.

Задачи:

Обучать: находить нужную информацию в общем информационном массиве.

Развивать: интерес читателей к библиотеке, к библиотечным богатствам; интерес к многообразию окружающего мира; читательский интерес.

Воспитывать: чувство патриотизма и гордости за родную страну и ее историческое наследие.

 

Совет: В ходе урока необходимо ознакомить читателей с отдельными эпизодами истории возникновения библиотек в Древнем мире, на Руси; рассказать о наиболее интересных фактах; приобщить читателей к культуре чтения; развивать в читателях чувство гордости за отечественную культуру.

ИЕРОГЛИФЫ

На плите,

На саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд.

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

загогулины, кружочки...

Все знакомое почти,

А попробуй-ка, прочти!

Вот в квадрате лев скучает

Что же это означает?

Цапля гордая стоит —

Что она в себе таит?

Буква это или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка

Возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной!

Чтоб никто другой не мог

Разгадать секретных строк.

В иероглифах

Без риска

Я б писал тебе записку:

Рыба, взятая в кружок,

Цапля с клюшкой

И конек.

Ну а ты бы понял сразу

Зашифрованную фразу,

Пообедал бы скорей

И пошел играть в хоккей!

Олег Тарутин

 

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНИПАЛА

В 1849 году английский путешественник Г.А. Лэйярд начал раскопки холма на берегу реки Тигр. Под слоем земли были обнару­жены развалины дворца царя Ашшурбанипала — правителя древнего государства Асси­рии. Вход во дворец охраняли огромные статуи быков с человеческими головами. Стены комнат были украшены рельефами (выпук­лыми изображениями) сцен военных походов и охоты на львов.

Среди прочих находок во дворце оказа­лось около 30 тысяч небольших глиняных табличек. Они образовали целый пласт тол­щиной около полуметра. Все таблички были исписаны мелкими значками клинообразной (напоминающей треугольник) формы. Знач­ки были выдавлены на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички были обожжены или высушены на солнце.

Письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы, получила название «клинопись».

Каждый значок этого письма состоит из различных сочетаний клинышков и обозначает звук, слог или слово.

Сначала находке Лэйярда не придали зна­чения: клинопись еще не умели читать. Поэтому таблички лет двадцать пролежали не­разобранными в Британском музее в Лондоне.

Только когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, какую огромную ценность представляет собой находка — ока­залось, что это целая библиотека глиняных «книг». Каждая такая «книга» состояла из отдельных «листов» — табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги (начальные слова первой таблички) и стоял номер «листа».

Книги размещались в библиотеке в строгом порядке, имелись каталоги — списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. И, как во всякой уважающей себя библиотеке, на каждом глиняном «листке» — библиотечный штамп (печать):

«Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии».

«АЛЕФ» + «БЕТ» = АЛФАВИТ

Древние системы письма — иероглифы, клинопись — были очень сложными. Овладеть ими было непросто, да и времени на обучение требовалось очень много. А жизнь не стояла на месте, развивалось хозяйство, появилась торг­овля. Купцам требовалось письмо, которо­му можно было быстро обучить­ся. Вот и приду­малифиникийцы — жители восточного бере­га Средиземного моря, отличные мореплаватели и удачливые куп­цы — свое пись­мо.

Каждый знак — буква — стал обозначать лишь один опре­деленный звук речи. Главную роль в финикий­ском языке игра­ли согласные звуки — поэто­му и все буквы (их было 22) ока­зались согласны­ми. Писали фи­никийцы справа налево, сейчас так пишут в арабских странах.

Начиная с XI века до нашей эры новая система письма стала распространяться во многих странах. Древние греки разработали свое письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв— это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» — от «бет» (дом). Вот так и получился алфавит (от финикийских «алеф» и «бет»). В греческом алфавите было уже 24 буквы, обозначающих как согласные, так и гласные звуки.

Греческий алфавит лег в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошел и славянский алфавит, которым пользуемся мы с вами.

Изобретение алфавита — огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека — книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, учебные и научные, школьные и публичные. Бывают библиотеки специальные, посвящен­ные какой-нибудь отрасли знания: истори­ческие, медицинские, политехнические, пе­дагогические, сельскохозяйственные.

Первой общедоступной библиотекой (т.е. такой, куда мог прийти любой человек) стала основанная в 1795 году и открытая для чи­тателей в 1814 году Публичная библиотека (сейчас она называется Российская нацио­нальная библиотека) в Петербурге. Ее раз­решалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.

Ныне в этой библиотеке около 3 миллионов книг. С 1811 года при выходе в свет каждой новой книги один экземпляр при­сылается в библиотеку и называется он «обя­зательным экземпляром». Более чем из 100 стран мира поступают книги в эту библио­теку.

Еще одна замечательная библиотека на­ходится в Москве. Это Российская государ­ственная библиотека. Она — главная биб­лиотека нашей страны, книг в ней почти 40 миллионов. Хранятся здесь и древние ру­кописи. Есть книги выше Вашего, уважае­мый читатель, роста. Есть — размером с почтовую марку. Есть самая длинная кни­га — китайский словарь, и самая толстая — английский словарь в 8 тысяч страниц. Хранится в этой библиотеке и букварь, по ко­торому учился грамоте царевич Алексей — сын Петра I.

Каждый день в главную библиотеку стра­ны поступает полторы тысячи новых книг. Несколько сот библиотекарей расставляют их по полкам, а общая длина полок — 300 километров (примерно половина расстояния от Москвы до Санкт-Петербурга!).

Найти нужную книгу в такой библиотеке трудно — ведь чтобы только перебрать все книги, потребуется 10 лет. Но если Вы по­просите нужную Вам книгу — Вы ее обя­зательно получите. И секрета в этом ника­кого нет — просто у каждой книги есть свой — очень точный! — адрес.

Практическое задание ТЕСТ

1. Выберите правильное определение к слову «Библиотека»

а) Собрание печатных и рукописных материалов

б) Учреждение, где используются печатные и рукописные материалы.

в) Книгохранилище

2. Первая попытка человека создать книгу:

а) Узелковое письмо

б) Глиняные таблички

в) Каменные книги

3. В древние времена в Египте для письма использовали:

а) Бересту

б) Папирус

в) Глину

4. Библиотека царя Ашурбанипала состояла из:

а) Папирусных свитков

б) Пергаментных книг

в) Глиняных табличек

 

 

5. В Древней Руси для письма использовались:

а) Ткань

б) Береста

в) Бумага

Подведение итогов урока.

 

 

Урок № 2 «Как построена книга» &

Горелова Е., заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2

(Авторская разработка)

Цель: Углубить знания учащихся о книгах, на которые они, как правило, не обращают внимание, привить навыки самостоятельной работы с книгой, развить интерес к чтению. Показать, какую службу несут все структурные части книги.

Задачи:

Обучать: отличать друг от друга структурные элементы книги.

Развивать: культуру чтения, внимание

Воспитывать: любовь к книге и чтению, чувство ответственности и бережное обращение с книгой.

Оборудование: выставка наиболее интересных художественных и познавательных книг, в которых каждый элемент наглядно выполняет свою функцию

 

Цитата к уроку:

 

Книга – учитель

Книга – наставник

Книга – бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

 

Ребята, вы все, конечно, часто бываете в библиотеке и знаете, как много там книг. Как же не ошибиться и выбрать нужную? Оказывается, очень просто, нужно только вспомнить, о чем вы узнали на библиотечных занятиях в начальной школе.

А каждая книга сама может многое рассказать о себе. Сегодня мы с вами познако­мимся с элементами книги (или частями, из ко­торых она состоит), по которым мы можем зара­нее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она нам?

Как вы думаете, с чего начинается книга? С обложки. Она бывает мягкая и называется "обложка", а бывает из твердого картона, и тогда называется "переплет" (показать разные варианты обложек). В "переплет" попадают тол­стые книги с большим количеством страниц, которые трудно закрепить простыми скрепками. А иногда поверх обычного переплета делают еще дополнительную обложку из бумаги. Она охра­няет основную, украшает ее и называется су­перобложкой.

В старину переплеты делались из кожи и ук­рашались тисненым рисунком. Особо ценные книги имели металлические застежки, а порой украшались драгоценными камнями и золотом.

Обложку можно назвать лицом книги. Посмо­трите внимательно, на ней написано имя авто­ра, т. е. человека, который ее написал. Если кни­га вам понравилась, то обязательно запомните ее автора. И тогда вы сможете найти в библио­теке другие произведения этого же писателя.

А что еще мы можем узнать, глядя на обложку как называется книга, ее загла­вие. Но не всегда по заглавию узнаешь, о чем пойдет речь дальше. Как понять, о чем книга? На помощь могут прийти иллюстрации: рисунки на обложке или внутри книги. Они расскажут читателю, кто ге­рои книги, где происходят события.

Но и рисунок на обложке далеко не всегда дает полное представление о содержании кни­ги. Тогда мы должны открыть обложку и посмот­реть на первую страницу. Она называется ти­тульный лист. Здесь также мынайдем фами­лию автора и заглавие. Но, кроме них, есть здесь другие сведения.

Посмотрите, ниже заглавия более мелкими буквами пишется дополнительное заглавие. Мы, библиотекари, называем их сведениями, относящимися к заглавию. Из них мы мо­жем более точно узнать, о ком или о чем эта книга. Например, заглавие "Как открывали мир", и рядом сведения, относящиеся к загла­вию (подзаголовок): "Из истории путешествий и открытий".

А еще подзаголовок может сказать о жанре книги, т.е. о том, что это - стихи, сказки, роман, повесть, рассказы или справочное издание.

Теперь обратите внимание на самыйверх титульного листа. Там в некоторых книжках указывается еще иназваниесерии. Серия — это несколько книг, объединенных одной те­мой. В каждой из таких книг в верхней части ти­тульного листа помещается одинаковое назва­ние — название серии. Например, «Я познаю мир»; «Школьная библиотека».

Если книга яркая, красочная - это заслугахудожника. Он при помощи иллюстраций вводит нас в мир образов книги, дает опреде­ленное представление о содержании. Его фами­лия тоже указывается на титульном листе.

Ниже заглавий и фамилии художника мы найдем сведения о том,в каком городе и в ка­ком издательстве была выпущена книга.Кроме этого, есть еще и год, когда книга была напечатана. Для чего нужен год издания? Скажем, вы хотите найти более све­жие факты, последние открытия, например, в области космонавтики. Тогда из книг на эту тему можно по году издания выбрать самую новую, позднее всех выпущенную.

А теперь представьте, что вы взяли в руки книгу, у которой вся обложка разрисована, а ти­тульный лист и вовсе оторван. Можно ли по ней узнать, о чем она? (Можно показать подобный экземпляр, если есть, и предложить узнать, о чем эта книга). Получается, что очень важно бе­речь обложку и титульный лист. Ведь это лицо и имя книги. Без них невозможно узнать, кто напи­сал ее, и как она называлась.

Но, кроме обложки и титульного листа, есть еще очень важные элементы книги. Они называ­ются справочные и тоже помогают в выборе книг. Это предисловие, оглавление и аннота­ция.

Аннотация — это очень краткое изложение содержания книги (главной ее мысли) с краткой ее характеристикой или оценкой. Из аннотации можно узнать не только о чем эта книга, но и кто ее главные герои, для кого написана книга, иногда есть сведения об авторе и других его произ­ведениях. Располагается аннотация на обрат­ной стороне титульного листа или на самой по­следней странице. Найдите аннотации в ваших книгах. Что вы из них можете узнать? (ответы детей)

Если нет аннотации, то можно посмотреть предисловие. Это статья, помещенная перед основным текстом книги. Из нее мы тоже можем узнать об авторе книги, ее содержании, героях. Предисловие обычно больше и подробнее анно­тации. Иногда его пишет сам автор. Тогда он рассказывает что-нибудь интересное о том, как он придумал эту книгу, как ее писал, кто ему по­могал.

А если подобная статья располагается после всего текста, то тогда она называется после­словием. И рассказывает кратко о дальнейшей судьбе героев (пример).

А теперь еще раз посмотрите на последние странички книги. Там, как правило, помещается оглавление. Его еще называют содержанием. В нем перечисляются названия рассказов, ска­зок, глав, которые есть в книге, и указываются страницы, на которых можно найти начало каж­дого рассказа или сказки. Как вы думаете, для чего это нужно? Можно проверить, какие произ­ведения из этой книги вы раньше не читали. При помощи оглавления гораздо удобнее и быстрее искать нужное стихотворение или рассказ, а, глядя на названия отдельных глав, можно дога­даться, о чем в них идет речь.

Иногда в тексте книг встречаются сложные незнакомые слова. Они помечаются звездочка­ми или маленькими цифрами. Значение их или объяснение можно поискать внизу страницы. Это так называемая сноска. Иногда в конце книги размещается словарик, который и объясняет смысл непонятных слов.

Вот как много есть у нас с вами помощников при выборе и чтении книг. Давайте их еще раз вспомним.

Закрепление может происходить в виде за­дания-игры, когда библиотекарь раздает детям книги, а затем они рассказывают, что имеется в структуре книжки, которую они держат в руках, что можно узнать о ее содержании, называют элементы книги. Предлагаются вопросы. На­пример:

 

Практическое задание

 

  1. Для чего нужна суперобложка?
  2. Как называется первый лист книги?
  3. О чем может рассказать титульный лист?
  4. Чем отличаются друг от друга предисловие и послесловие?
  5. Что можно узнать из оглавления?
  6. Какую роль играют в книге иллюстрации?
  7. Где можно найти объяснение непонятным словам?

 

&



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.076 с.)