Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Галайдо С. , заведующая библиотекой новоаганской моншСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель урока: познакомить детей с основными элементами книги; дать понятия «переплет», «титульный лист», «краткая аннотация», «содержание», «иллюстрация»; привить навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний. Оборудование: книги известных авторов в оформлении разных художников (например, произведения Н.Носова, С.Маршака, С.Михалкова, М.Пришвина, В.Бианки в оформлении художников В.Сутеева, Е.Чарушина, Е.Рачёва); макет книги со съемными элементами. Совет: занятие целесообразно проводить в библиотеке, у книжной выставки, у тематической полки или открытого просмотра литературы.
Ребята! Сегодня мы вновь встретились с вами на библиотечном уроке для того, чтобы познакомиться с новой темой. Но прежде, чем мы поговорим о новом материале, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. (Тема прошлого урока «Выбор книг в библиотеке»). Итак, вместе с вами мы вспомним о том, как выбрать книгу в библиотеке, что при выборе книг нам помогают книжные выставки и тематические полки, заголовки и цитаты. Мы вспомнили, что каждая книга лежит на своем месте в определенном порядке, что весь фонд библиотеки расположен по строгой тематической системе. (Дети должны вспомнить о том, что книги различной тематики занимают разные места в строго определенном порядке. Тематические выставки предназначены для того, чтобы ближе познакомить читателей с книгами по определенной теме и т.д.) Ну, что ж, полученные на прошлом уроке знания помогут нам сегодня при знакомстве с новой темой. А тема звучит так: «Структура книги». Ребята, как часто, выбирая книгу, вы затрудняетесь в поиске нужной вам книги, бываете невнимательны, берете уже прочитанную вами или неинтересную вам книгу. Это наиболее часто встречающаяся ошибка. Как же нам научиться выбрать книгу? Как суметь найти ту, которая нам будет интересна? Посмотрите друг на друга внимательно и скажите, как вы различаете друг друга? Как вы запоминаете своих друзей по школе? Правильно, все вы разные, а если сказать точнее, то у каждого из вас свое лицо, вы носите разную одежду, у кого-то косички, а у мальчиков – короткие стрижки, но разный цвет волос. Вы никогда не спутаете Васю с Колей, а Нину с Олей. Так и у каждой книги есть свое лицо. А лицом книги является обложка, или чаще – переплет. Что же мы узнаём при взгляде на «лицо книги»? Во-первых, кто автор, во-вторых, как книга называется. Это самое первое, что вы должны сделать, взяв в руки книгу. Вот перед вами разные книги. Что вы можете сказать, взглянув на них? (Дети должны самостоятельно назвать авторов книг и их названия, еще раз повторив при этом, что лицо книги – обложка или переплет). Хорошо, мы запомнили с вами, что первые сведения о книге мы получаем при взгляде на ее переплет. А кто сможет мне сказать, для чего же еще служит переплет? (Дети с помощью библиотекаря должны сказать о том, что переплет служит и защитой книги: предохраняет ее от повреждения, пыли и влаги, не дает деформироваться листочкам, придает книге нарядный и опрятный вид). Видите, как много вы узнали, взглянув на «лицо» книги. Давайте же дальше знакомиться с ее элементами. Слово «титульный лист» вам незнакомо, но и он поможет вам при выборе книги. Итак, вы открыли книгу, посмотрели на следующий лист за переплетом. Это и есть титульный лист. Он является заглавным листом любой книги. На нем вы вновь видите фамилию автора, название книги, но, кроме того, еще и фамилию художника, принимавшего участие в оформлении этой книги, а также место и год издания. Кроме того, после названия книги идет краткое описание того, что в ней напечатано. Например, открыв титульный лист книги Самуила Маршака «Разноцветная книга», вы увидите, что после названия идет надпись: стихи. А в книге М. Пришвина «Медведь» вы видите надпись: рассказы. (После этого нужно предложить детям самостоятельно определить основные сведения титульного листа). Но это еще не все сведения, которые вы, ребята, можете узнать при знакомстве с книгой. Вы узнали, как книга называется, кто ее автор, даже узнали о том, что это стихи или рассказы. Немаловажной деталью в книге является краткая аннотация. Что это такое? Вернемся к книге М.Пришвина «Медведь». Мы уже знаем, что в ней напечатаны рассказы, а вот о чем они? Перевернем титульный лист и прочитаем: «В книге известного писателя Михаила Пришвина рассказывается о животных, о природе». Вот для чего служит краткая аннотация в книге. (Далее ребята пытаются самостоятельно определить, о чем рассказывают предложенные им книги. Стараются запомнить новые понятия: краткая аннотация, для чего она служит в книге). Ребята, слово «содержание» вам должно быть знакомо. Это перечень произведений в книге: стихов, рассказов, сказок с указанием страниц, на которых они расположены. А теперь скажите, какую роль играет содержание? (Дети должны ответить, что содержание облегчает поиск нужного произведения. Кроме этого, по содержанию определяют название рассказов, стихов, сказок, напечатанных в данной книге). Итак, ребята, вы познакомились сегодня с основными элементами книги, которые помогут вам в выборе нужной литературы. Но посмотрите внимательнее на книги, расположенные перед вами. Скажите, что же их различает кроме автора. Названия? (Здесь дети с помощью библиотекаря должны назвать основное отличие: каждая книга имеет свои иллюстрации, каждая красива по-своему, и этим они отличаются друг от друга.) Да, каждая книга красива оттого, что в ней яркие, красивые рисунки. Рисунки в книге называются иллюстрациями. Но, как вы считаете, почему каждый художник представляет своих героев по-разному? Вот перед вами книги Н.Носова, которые оформляли разные художники. Кто ответит, почему нет одинаковых рисунков в этих или иных книгах? (Дети должны ответить, что каждый художник представляет своего героя по-своему: у кого-то герой - смешной, у кого-то – серьезный, у кого-то – сказочный, а у кого-то – проказливый. Самый главный вывод, который они должны сделать: в каждого героя художник вкладывает свои черты характера, каждый герой имеет свои отличительные черты, а этим и интересна каждая книга. Далее мы знакомимся с такими художниками, как Е.Чарушин, В.Сутеев, Е.Рачёв. При знакомстве с иллюстрациями этих художников ребята видят, что герои Е.Чарушина выглядят, как живые. При взгляде на щенка нам хочется его погладить, - настолько он выглядит живым, мягким и беззащитным. А герои В.Сутеева – ближе к героям мультфильмов: они яркие, забавные, ближе к сказочным. Дети должны сами увидеть, что художник Е.Чарушин применяет в своем творчестве коричневые, синие, серые краски, а В.Сутеев – яркие, сочные, в основном, желтые, ярко-синие, красные, зеленые. При взгляде на рисунки Е.Рачёва дети сразу же определяют, что его герои – сказочные. Они сравнивают их с людьми, потому что животные этого художника ходят на задних лапах, носят одежду, да и рисует их художник с чертами характера, присущими человеку: хитрыми, ворчливыми, недотепами, злыми и т.д.) Итак, ребята, подводим итог урока: сегодня мы познакомились с основными элементами книги: переплетом, титульным листом, вступительной аннотацией, содержанием, иллюстрациями. Полученные знания помогут вам выбрать интересную книгу, познакомиться со всеми произведениями любимого автора или с книгами по любимой теме. (В заключение урока можно рассказать сказку, где помощниками будут дети.) Итак, сказка. Жила-была книга, она была очень красивой, яркой, интересной и с гордостью занимала одно из самых видных мест на книжной полке. Очень дружны были между собой переплет, титульный лист, аннотация, содержание. Но особой любовью пользовались иллюстрации, - настолько они были милые и красочные. Но однажды случилось вот что: переплет, сверкая красками, гордо заявил: «Да вы без меня никому не нужны! Ведь я – самое главное лицо книги!». Тут возмутился титульный лист: «Как же так! Ведь я тоже считаюсь самым главным листом в книге». Но аннотация, оттолкнув титульный лист, гордо заявила: «Да без меня никто и книгу в руки не возьмет! Ведь я, именно я, знакомлю всех читателей с тем, что напечатано в книге!» Содержание тихо шепнуло: «А я? А как же я? Ведь без меня еще ни одной книги не напечатали, значит, я – самое главное…» А яркие красочные иллюстрации, сверкая на солнце, прошелестели: «Как кто главный? Да это же мы, ведь без нас еще ни одну книгу не напечатали! Да и кому вы нужны без нас!» Поднялся шум, все кричали, перекрикивая друг друга, пока гордый переплет не крикнул: «Ах, так! В таком случае, я ухожу от вас!» переплет рванулся, освободился от всех и шагнул с книжной полки. «Ну, что ж, в таком случае я прекрасно обойдусь и без вас!» - крикнул титульный лист и бросился прочь. Аннотация, не дожидаясь никого, уже шагала по дороге. Тихо шелестя, Содержание печально побрело прочь. А иллюстрации, гордо вскинув свои листочки, проскакали мимо, даже не оглянувшись. А что же осталось на книжной полке? Только страницы с текстом, никому не нужные. Что же произошло с нашими героями дальше? Переплет, считающий себя самым главным, важно вышагивал по дороге. И вдруг он увидел ярко освещенные витрины книжного магазина. «Вот где меня оценят по достоинству!» - и переплет шагнул в магазин. Но его никто даже не заметил, а продавец крикнул: «Выбросьте на помойку этот переплет!» Такого уж точно Переплет не ожидал, и, повесив голову, он побрел по улице. Его не пустили даже на порог библиотеки, а пробегавший мимо него мальчик крикнул: «Уйди с дороги, хлам!» и отшвырнул переплет ногой… А где же наши остальные герои? Титульный лист не смог уйти далеко: его промочил дождь, и он остался лежать у забора – мокрый, озябший, никому не нужный лист бумаги. Аннотация, считавшая себя самой главной, решила попытать счастья в типографии, но там ее даже не заметили, а уборщик смел ее вместе с мусором на улицу. Содержание так и продолжало тихо шелестеть недалеко от книжной полки: ведь оно понимало, что в таком виде и без всех своих друзей никому не нужно. А что же наши иллюстрации? А они имели успех! Не успели они появиться во дворе, как к ним кинулся дворовый пес и стал весело играть с яркими рисунками. Но это их совсем не обрадовало, - ведь иллюстрации так гордились своими яркими красками, а сейчас они остались лежать во дворе, запыленными и помятыми. Тихо брел Переплет по улице, и вдруг заметил Титульный лист, который зябко жался к забору. «Дружище, прости меня!», - бросился переплет к нему. А титульный лист, увидев своего друга, даже заплакал от радости. Теперь, тесно прижавшись к нему, он согреется и забудет те минуты, когда гордо считал себя самым главным в книге. Обнявшись, они побрели на поиски своих друзей. В куче мусора они отыскали Аннотацию, отряхнули с неё пыль, дали ей свои руки и пошли дальше, а Аннотация лишь благодарно шмыгала носом и думала: «Как хорошо иметь таких друзей!». Все вместе они вошли в знакомый двор и увидели Иллюстрации, имевшие весьма плачевный вид. Но, помня свои горести, друзья не стали им напоминать о ссоре, а подняли их и стали дружно очищать красочные рисунки от грязи. Вот так, взявшись за руки, они и появились все вместе у книжной полки, где их, радостно шелестя, встретило Содержание. Друзья тесно обнялись и поклялись, что никогда-никогда больше не поссорятся и не расстанутся. Так и стоит до сих пор эта книга на полке; она когда-то рассказала мне эту историю, а я рассказала ее вам. (При чтении сказки дети должны сами подсказывать библиотекарю ошибки «героев», их значение друг для друга. Содержание сказки закрепляет материал урока.)
Урок № 1 «А» «Газеты и журналы для детей» & Горелова Е., заведующая медиатекой, Гусева Ю., заведующая библиотекой Излучинской МОСШ № 2 Цель: Познакомить детей с понятием "периодическое издание", с видами и многообразием. Задачи: Обучить читателей добывать информацию из изданий периодической печати. Развить и направить читательский интерес к периодическим изданиям; расширять кругозор читателя; пропагандировать ОПЛ.
Цитата к уроку:
Что случилось вчера, И чем дышит планета, О делах государства - Расскажет газета. О лесах и пустынях, О море у скал Мне подробно Любимый журнал рассказал!
Наверное, не найдется человека,которого не интересовали бы новости. Одних привлекает политика, других – открытия в области науки и техники, кому-то интересно новое в литературе и искусстве, а кому-то — в человеческой жизни и в мире природы. Об этих новостях сообщает нам периодическая печать или, проще говоря, газеты и журналы. Периодическими изданиями газеты и журналы называются потому, что выходят они через определенные промежутки времени (периоды), в определенные сроки. Газеты выходят чаще, журналы — реже. Внешне газета отличается от журнала. Газета выходит на больших листах, без обложки, на более простой (газетной) бумаге. Журнал же сброшюрован, имеет красочную обложку и иллюстрации. Главная особенность газеты — ее оперативность. Она быстро откликается на все события в жизни людей и отражает их на своих страницах. Самые важные статьи помещаются на первой странице, или полосе. Особенность журнала — не скорость подачи Информации, а ее основательность. Журнальные статьи подробны, там приводятся разные интересные примеры, дается оценка событий. Внутри журнал делится на рубрики. Из номера в номер в каждой рубрике помещаются статьи, объединенные общей темой. В нашей стране издается большое количество детских журналов и газет. Многие из них библиотеки получают и хранят в течение нескольких лет или постоянно. Друг от друга журналы отличаются не только названиями, но и назначением. Бывают литературно-художественные журналы, где печатаются рассказы, стихи, повести известных и пока не очень известных писателей и поэтов. Есть научно-популярные, познавательные издания. В них можно найти полезную и интересную информацию обо всем. Среди них выделяются специальные журналы. Там все статьи подчинены одной общей теме. Например, природе или технике, педагогике, изобретательству. Сейчас мы с вами полистаем страницы некоторых журналов и на конкретных примерах познакомимся с разными их видами. "Мурзилка" — ежемесячный литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Несмотря на "почтенный возраст", журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию. В течение нескольких лет "Мурзилка" печатается в Финляндии на прекрасной бумаге. Кстати, о том, как и где делают эту бумагу, вы можете прочесть в N 12 за 1998 год. У журнала есть хорошая традиция — знакомить своих читателей с детскими писателями, художниками-иллюстраторами и их работами. Каждый год "Мурзилка" печатает интересные сказки или приключенческие повести зарубежных авторов, которых дети в нашей стране пока не знают. В постоянной рубрике "Галерея искусств" "Мурзилка" расскажет о знаменитых художниках (Сурикове, Федотове, Левитане и др.), познакомит с репродукциями их картин. В рубрике "Неугомонный Петербург", которую ведет А. Смирнов, вы не только совершите прогулку, знакомящую со словами пушкинской эпохи, но и узнаете о том, какие бывают словари. "Это интересно" — так называется рубрика, которая сообщит вам удивительные факты из жизни животных (бобрах, дельфинах, пауках и др.). Рубрика "Из волшебного букета" расскажет сказки разных народов о цветах. А еще в "Мурзилке" имеются странички "Школа безопасности", "Детское творчество", "Веселая математика", "Поиграем в слова", "Мурзилкины советы" (например, кулинарные или по уходу за кошками) и, конечно, много всевозможных кроссвордов, загадок, игр, самоделок. "Филя" — журнал о природе для детей, выходит раз в месяц. Журнал тематический. Это значит, каждый номер посвящен какому-нибудь виду животных. Например, кошачьему семейству. А ведь к кошачьему семейству относятся на только домашние кошки (породистые и не очень), но и дикие животные: лев, пума, оцелот, черная пантера, гепард, снежный барс, леопард, амурский тигр. Другие номера уведут вас в край чудовищ-динозавров, познакомят вас с рыбами, лягушками, черепахами, крокодилами, т.е. с теми, кто живет в подводном мире, и разными другими животными. Поскольку журнал тематический, все рассказы, сказки, стихи, игры, головоломки, кроссворды и даже поделки, которые он предлагает, связаны с ведущей темой. Если журнал о кошках, то и кроссворд "кошачий", если журнал о тиграх, то в качестве поделки он предлагает сделать игрушку-тигра, если журнал про собак, то и анекдоты будут о собаках. И, тем не менее, есть в журнале рубрики, не связанные с основной темой. Например, в постоянной рубрике "Филя знает, что..." помещены интересные факты о жизни разных животных, которые могут вас удивить. (Привести интересный пример) В "Филе" вы сможете найти интересные советы по уходу за щенком или хомячком, почитать комиксы, принять участие в конкурсах, которые организует редакция журнала. "Свирель" — детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе. Выходит раз в месяц. Что значит "экологический"? Слово "экология" образовано от древнегреческих слов "ойкос" — дом и "логос" — наука. Таким образом, экология — это наука о нашем общем доме — природе. Журнал "Свирель" поможет вам лучше понять природу, научит, как ее беречь. Он познакомит вас с редкими и исчезающими видами растений и животных, которых еще можно спасти, расскажет о заповедниках (заповедники — это уголки природы, которые находятся под охраной государства; в заповедниках запрещена охота, ловля рыбы, сбор лекарственных растений), о трудной жизни деревьев в городе, о том, почёту исчезают реки, о морском дьяволе, растениях-паразитах и многом другом. Журнал прекрасно иллюстрирован и удобен для чтения, потому что тексты в нем небольшие и компактные. "Клепа" — международный детский журнал, издается с 1992 года. Клепа — это фантастическая девочка, очень любопытная. Ей все хочется знать, везде побывать, найти ответы на множество вопросов. Клепе неведомы границы времени, поэтому вместе с ней мы можем побывать в прошлом и будущем. Клепе неведомы границы пространства, она путешествует по Парижу и Москве, Токио и С. -Петербургу, Киеву и Дели, бороздит океан и космос. У Клепы особенные башмаки, - в таких башмаках можно пройти по любой дороге. Платье у Клепы тоже необычное. Видите, оно сияет всеми цветами радуги. Таким Клепино платье бывает, когда на ее пути встречается добро и радость. А вот при встрече со злом оно хмурится до серо-стального цвета. Главное в платье — карман. Это самый вместительный карман на свете, - него помещается все. Согласитесь, что для путешествия это очень удобно. В этом кармане можно найти рассказы, сказки, игры, головоломки, загадки, кроссворды, комиксы, полезные советы, кулинарные рецепты. В журнале "Клепа" каждый из вас найдет что-нибудь на свой вкус. Ведь этот журнал тематический. Каждый номер освещает одну тему. К примеру, все о колдовстве и нечистой силе, о тайнах жизни, о филателии (почтовых марках), о сказках. А недавно в журнале появилась рубрика "Твои знаменитые тезки". Клепа любит устраивать всевозможные конкурсы. А еще она приглашает вас в "Клеп-клуб". Что это такое? Это сообщество друзей журнала. Спешите стать членами этого замечательного клуба. Что для этого нужно? Выписать журнал "Клепа", а если нет такой возможности, то читать его в библиотеке. "Миша" — ежемесячный иллюстрированный познавательный журнал для девочек и мальчиков. В рубриках "Что? Где? Когда?" и "Как? Зачем? Почему?" — интересные события, факты, изобретения, а в "Живом уголке" — занимательные истории из жизни животных. В журнале есть обязательные странички английского и немецкого языков. А в рубрике "Чтобы не случилось беды" подполковник милиции Владимир Волков расскажет, как надо себя вести в опасных ситуациях, чтобы не стать жертвой преступников, чтобы не оказаться в беде. Вы с удовольствием прочитаете любимые "Мишины" сказки и встретитесь со сказочными персонажами в рубрике "Галерея Миши". Мальчиков, собирающих коллекцию автомобилей, заинтересует рубрика "Тебе в коллекцию", а девочек привлекут модели кукольной одежды. В рубрике "Звездный день рождения" вы сможете прочитать о своем знаке зодиака. "Шутки у Мишутки" — это смешные анекдоты, "Разные разности" - игры, головоломки, загадки, кроссворды. А если вы любите участвовать в конкурсах, для вас есть рубрика "Узнай-ка!". Это не просто рубрика. Это еще и шоколадка с бесплатной наклейкой. На ярких наклейках "портреты" редких и исчезающих животных, занесенных в Красную Книгу России, и интересные сведения о них. "Колобок и два жирафа" — ежемесячный детский звуковой журнал газеты "Аргументы и факты". К журналу прилагается кассета со сказками и детскими песенками в исполнении известных актеров и певцов. Журнал очень яркий, красочный. Кроме забавных комиксов, развивающих игр, веселых стихов публикует поучительные истории, рассказы. Познавательный материал помещается в рубриках "Лесной календарь", "Учим английский", "Урок поэзии", "Чудо-мастера". Журнал "Колобок и два жирафа" очень пригодится вам, дети, для внеклассного чтения в школе. "Жили-были" — с этих слов начинаются многие сказки. Точно так же называется единственная в мире сказочная газета. "Жили-были" выходит один раз в месяц. Поскольку газета сказочная, создают ее тоже сказочные персонажи. Главный редактор газеты — Кот Ученый. Обычнооноткрывает газету, ведет первые страницы, рассказывает о сказочниках-писателях и сказочниках — художниках, ведет сказочную энциклопедию, объявляет конкурсы. Карлсон — корреспондент из дальней заграницы. Кузьма Кузьмич Домовой — домосед, живет в редакции, следит за порядком, знает множество сказок и рассказывает их на страницах газеты. Капитан Врунгель - заведующий отделом морских бурь и приключений. Обычно он на своей страничке задает морские загадки и хитрые морские вопросы. Золушка заведует отделом девичьих тайн. Она много знает сама и вас многому научит (например, готовить всякую вкуснятину). Винни-Пух — сочинитель. Буратино — корреспондент страшной страницы N 13, заведует страшилками. Незнайка — корреспондент по научной части. Ведет сказочный лицей, дает контрольные работы, задания. Помогают сказочным героям выпускать эту замечательную газету лучшие писатели и художники, сказочники не только России, но и всего мира. Только в этой газете вы прочитаете "Хронику Лукоморья" (самые свежие новости от Бабы Яги и Змея Горыныча), очерки о великих сказочниках-мудрецах всех эпох и народов, увлекательную "Сказочную энциклопедию", совершите небывалые путешествия тропами Геракла, путями Синдбада-Морехода и Ильи-Муромца, узнаете никем и никогда не рассказанные волшебные сказки
Практическое задание Ребята, а давайте поиграем в настоящих журналистов! Может быть, нам удастся выпустить свою газету? Придумайте название газеты или журнала. Подумайте, какие рубрики могут там быть. Возможно, вы украсите свою газету или журнал картинками? Внимательно рассмотрите настоящие газеты и детские журналы. Как расположен текст? Где лучше всего расположить название? Это задание на дом. Желаю успеха!
Урок № 1 «Б» «газеты и журналы для детей» &
Храмкова О., заведующая библиотекой Ваховской МОСШ Цель: Познакомить детей с понятием «периодическое издание», с видами этих изданий, их многообразием. Оборудование: папка-раскладушка с названиями периодических изданий, газеты и журналы, телеграмма «Зашифрованный приказ», памятки «Как работать с газетой и журналом», игра «Угадай название», 12 рисунков, плакат с девизом Девиз: Тот кто много читает, много знает! Структура урока: 1. Оргмомент (мотивация, знакомство с девизом). 2. Изучение с нового материала. 3. Путешествие в страну «Журналию» и «Газетный мир». 4. Физминутка. 5. Работа в группах 6. Закрепление (тренировочные упражения) 7. Итог урока. 8. Социальный опрос
Ход урока.
Не примеры, не задачи - Игры, шутки все для вас! Пожелаем всем удачи- За работу, в добрый час!
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с периодическими изданиями для детей, выясним, чем они отличаются от книг. Много взрослых людей каждый день приходят на работу в редакции газет и журналов, путешествуют по нашей стране и за рубежом, чтобы ежемесячно или еженедельно, в свой положенный срок, к ребятишкам даже в самый дальний поселок на краю нашей страны могли прийти их любимые газеты и журналы. Перед самым началом урока почтальон принес телеграмму, но я что-то не могу ее прочитать. Может у вас получится? Там всего одна строчка: («Зашифрованный приказ») Срочноокунь дятелпровести библиотечныйабрикосурок вастра3-бклассе
А внизу приписка: Рыбу, птицу, фрукт, цветок Надо выбросить из строк И останется у вас Расшифрованный приказ (Срочно провести библиотечный урок в 3 б классе)
Какие вы молодцы! У вас все получилось. Оказывается, я к вам не зря пришла и прихватила с собой интересные задания и предметы.
Прочитайте название темы по начальным буквам рисунка Журавль
Утка Роза
Носорог
Анютины глазки
Лисица
Ы – буква
Индюк Гусь
Арбуз
Заяц
Ель
Тигр
Ы - буква
А сейчас я приглашаю вас совершить вместе со мной экскурсию по странам «Журналия» и «Газетный мир». (Обзор периодических изданий для детей) Ребята, кто мне может сказать, как выглядит газета? Газета – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни, в нем также печатаются литературные произведения, иллюстрации, реклама. А журнал? Журнал – периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, иллюстрированный материал. Периодическое издание – издание, выходящее через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров, с не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными выпусками, имеющими одинаковое название, и, как правило, одинаковые объем и формат. Подписка – оформленные права человека на получение периодических изданий или подписных изданий через Союзпечать.
Ребята, мы с вами познакомились с новыми понятиями: «газета», «журнал», «периодические издания». А какова структура журнала? Или, другими словами, как устроен журнал? (Дети перечисляют: фотографии, игры, иллюстрации, рассказы и т.д. Библиотекарь вывешивает таблички со словами на доску). ФОТОГРАФИЯ СТРАНИЦЫ РИСУНКИ СКАЗКИ СТИХОТВОРЕНИЯ РАССКАЗЫ ИГРЫ ОГДАВЛЕНИЕ РУБРИКИ НАЗВАНИЕ ЗАГАДКИ ГОЛОВОЛОМКИ ОБЛОЖКА РЕБУСЫ
А чего из перечисленного нет в газете? (Напротив слов ставят знак минус) Так чем же отличается журнал от газеты?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы топает ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головами, И бегаем кругами.
Мы журналы открываем, Постоянно их читаем, Мы журналы бережем, Обо всем мы в них найдем.
(Работа в группах с использованием памяток(4 группы)
Памятка 1. Название журнала. 2. Подумайте, почему так называется журнал. 3. Найдите содержание журнала. 4. Прочитайте название рубрик 5. Перечислите рубрики, заинтересовавшие вас больше всего.
На столах лежат памятки и одинаковые журналы. Ваша задача – используя памятки поработать с журналами. Задания группам: 1 группа – «Мурзилка» (2001. - №9) – найти стихотворение-считалку Алексея Смирнова «Червяк и рыбак»; 2 группа – «Веселый затейник» (202. - № 3) - найти загадки и загадать их ребятам. Автор Надежда Притулина. 3 группа – найти страничку клуба «Шутки у Мишутки» и прочесть. Журнал «Миша» 2000. - № 11); 4 группа – «Филя» (2002. - № 7) - найти материал о лопухе, прочесть и рассказать всем.
ИТОГ урока: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали на занятии. Ответьте мне на вопросы: - Что общего в структурах газет и журналов? - Чем они отличаются друг от друга? - Какой журнал вам понравился больше всего? - Где его можно выписать?
Замечательно! А теперь домашнее задание: Организуем работу творческих групп. Каждая группа будет создавать свой журнал. У ваших журналов должно быть название, он должен быть красиво оформлен (аппликация, картинка, рисунок), в ваших журналах должна быть интересная информация. Это может быть рассказ, описание события, стихотворение.
Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок, Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо!
Ребята, вы сегодня хорошо работали и заслужили небольшие подарки. (Раздаются извещения на подписку и журнальчик с ребусами)
Урок № 2 «История создания книги» & Задачи: Обратить внимание детей на ценность чтения. Оборудование: 1. Большая выставка красочно оформленных книг. Это книги о животных, растениях, детские энциклопедии. 2. Два ряда выставленных книг, отличающихся по размеру - очень больших и очень маленьких. 3. Плакат «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» М.В.Ломоносов. «Без книги, как без воздуха, человек жить не может». С.П.Королев. «Все бледнеет пред книгами» А.П.Чехов. 4. Рисунок мелом на доске (на камне изображение медведя и др.)
Библиотекарь: Дорогой мой читатель! Когда ты читаешь любую книжку, ты пользуешься буквами. И тебе, конечно, уже известно, что буквы - это такие значки, которые обозначают звуки. Из букв складываются слоги, из слогов - слова, из слов – предложения, из предложений - книги. Все просто и понятно. Но если ты узнаешь, как много времени понадобилось людям, чтобы добиться этой простоты и понятности, ты, наверное, удивишься. Давай попробуем хотя бы коротко познакомиться с этой историей. Давным-давно, в каменном веке, люди не знали, что слова можно записывать. Сначала они жили семьями и небольшими племенами. Но вот появилась необходимость сообщать друг другy различные сведения - например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. На словах передавать становилось все труднее. И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне или на деревяшке и передавать другим. А на рисунках изображалось то, что нужно сообщить. Если рядом нарисованы маленький медведь, стрелка и 3 палочки, это значит: в трех днях пути водятся медведи (рисунок №1). Но это очень npocтые сообщения. А как передать более сложные? И тогда человек придумал значки, каждый из которых обозначал слово. Например, волнистая линия - вода, квадратик - камень. Такие значки называются иероглифами. Постепенно такие иероглифы появились во многих странах (показывается рисунок №2). Папирус, пергамент, глина, шелк, бамбуковые дощечки, пальмовые листья - вот на каких разных материалах писали книги в древности. В Древнем Египте иероглифы писали на папирусе, который заменял бумагу. Листья этого растения были длинные и прочные. A вoт в Древнем Вавилоне папируса не было. Зато здесь было очень много глины, и из нее начали делать специальные таблички для письма. Пока глина была сырой и мягкой, на ней острой палочкой можно было легко выдавить надпись. Поэтому вавилонские иероглифы скоро превратились в черточки, похожие на клинышки. Эта письменность так и называется - клинопись (рисунок №3). Но самая сложная письменность в Китае. Бумагу в Китае научились делать давно, раньше, чем в других странах. В Китае писали иероглифами, каждый тщательно выводили тончайшей кисточкой, старались писать точнее, как можно красивее. Сейчас в китайском языке больше семи тысяч иероглифов, до сих пор их знают не все жители Китая. Все больше становится людей, которым необходимо было писать и читать - купцов, воинов, ремесленников. Постепенно письменность стала упрощаться. В разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Существовал финикийский алфавит - самый первый. Писали финикийцы справа налево, а не слева на право, как мы. Греческий алфавит тоже древний. От греческого письма произошли алфавиты Запада - в первую очередь латинский. А как возникли наши буквы? Больше тысячи лет назад болгарский священник, ученый и просветитель Кирилл вместе со своим учеником Мефодием создал специальную азбуку для славянских народов - болгар, русских, сербов. Сначала они придумали две азбуки - Глаголицу и Кириллицу (рисунок №4). Вскоре стали писать только Кириллицей. Долгое время буквы Кириллицы были непохожи на современные буквы, да и больше их было. Постепенно буквы становились все проще и все больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас. Вот так возникла письменность Ученик: Я хочу сделать сообщение о сокращениях. Вы наверное, заметили, что в словарях используется система сокращений, например, франц.- французский, рус. - русский, осн.- основан, акад. - академия. Она введена для того, чтобы сэкономить место. Впервые подобные сокращения начали употребляться одновременно с развитием книгоиздательского дела. В то время писали на пергаменте, но чаще всего – на специально выделанной коже. Кожа была дорогой, поэтому мастера старались ее экономить. Вот почему при переписке сокращались наиболее распространенные слова. В настоящее время сокращения применяются лишь в энциклопедической литературе. (Ученики рассматривают энциклопедии, словари). Библиотекарь: А сейчас все вместе вспомним замечательную книжку Н.Носова о человечках - коротышках. Как она называется? Как зовут главных персонажей? Помогайте мне хором: Знай-ка - ученый Молчун - сапожник Пончик - повар Винтик - механик Пилюлькин - врач Авоська - почтальон Цветик - поэт Тюбик - портретист Гусля - музыкант Торопыжка - трубочист Молодцы! Урок № 3 «Структура книги» &
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.019 с.) |