Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деркач Л. А., библиотекарь Излучинской МОСШ № 1Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Авторская разработка
Цель: Познакомить детей с алфавитным и систематическим каталогами, их структурой,, принципами построения. Привить навыки самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату. Совет: урок проводится в библиотеке, где есть алфавитный и систематический каталоги. В начале урока рекомендуем повторить некоторые вопросы из предыдущих занятий: что такое каталог, чем отличаются систематический и алфавитный каталоги, для чего нужны разделители, что такое «титульный лист». Для практических занятий надо подготовить индивидуальные задания учащимся. При проведении занятия полезно дать ребятам задание: найти книги по темам, которые изучаются в данный момент по школьной программе. К уроку необходимо подготовить каталоги, книги, увеличенную каталожную карточку, плакаты-путеводители по каталогам, алфавитно-предметный указатель. Ход урока. Ребята, посмотрите как много книг в библиотеки? Как же выбрать для себя интересную книгу? А иногда вы приходите в библиотеку не только за книгой для чтения, но и для того, чтобы найти материал к реферату, сочинению и т. д. Вы обращаетесь к библиотекарю, чтобы он подобрал нужную вам книгу, и не задумываетесь, что можете делать это сами. Давайте отправимся с вами в путешествие по огромному книжному морю. И чтобы не утонуть в нем, нам помогут библиотечные каталоги. Путешествуя в море книг, мы узнаем с вами, какие каталоги бывают, для чего они служат, чем отличаются друг от друга. Мы научимся самостоятельно находить нужные книги. Но сначала немного истории. Тысячу лет назад люди тоже собирали книги. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизнь он провел в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причем верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог. Каталог в переводе с греческого языка обозначает список, перечень. Библиотечный каталог – это перечень имеющихся в библиотеке книг, составленный по определенному плану. Первыми каталогами были просто списки всех имеющихся в библиотеки книг. С ростом книжного богатства списки книг стали неудобны в использовании и перестали удовлетворять людей. В начале нашего века появился новый каталог – карточный, который используется и поныне. Когда-то карточки делали из глины, а сейчас это плотная картонная карточка. Каждую новую книгу описывают на карточке. Что же пишут на каталожной карточке? Это сведения, которые могут помочь читателю получить представления о данной книге, правильно выбрать издание по каталогу и легко найти его в фонде. Данные берутся с титульного листа книги – это фамилия автора, заглавие книги, выходные данные (город, издательство, год издания), количество страниц, наличие иллюстраций. На некоторых есть аннотация. Что такое аннотация? Кто помнит? Аннотация – краткое изложение содержания книги, ее главная мысль. (Показать увеличенную каталожную карточку) На всех каталожных карточках есть шифр (индекс) книги, который указывает точное местонахождение книги в фонде. Индекс вы можете встретить непосредственно на библиотечных книгах, на каталожных карточках и полочных разделителях книжного фонда библиотеки. Мы завели карточку на книгу. Дальше мы должны ее поместить в каталог. Каталог состоит из карточек, которые стоят по определенной схеме. Каталог – это перечень книг, периодических изданий и других произведений печати, имеющихся в библиотеке, составленных по определенному принципу, предназначенный для раскрытия библиотечного фонда. Существует несколько видов каталогов. Мы с вами поговорим об алфавитном и систематическом. Эти каталоги являются обязательными для всех библиотек. В алфавитном каталоге отражен весь фонд библиотеки независимо от его содержания. С помощью алфавитного каталога можно найти ответы на следующие вопросы:
Пользоваться алфавитным каталогом очень просто. Для этого нужно только знать фамилию автора и заглавие книги. С его помощью можно уточнить заглавие книги, если известен автор, год издания, объем книги и др. Как вы думаете, как расставлены карточки в алфавитном каталоге? По алфавиту фамилий авторов и заглавий. Но алфавитный каталог не ответит на вопрос, какие книги рассказывают о том или ином событии, предмете, явлении. Можно ли с помощью алфавитного каталога найти книги, в которых рассказывается о коллекционировании марок, о космических полетах или о природе Ханты-Мансийского округа? А если вам учитель дал задание подготовить реферат к уроку, где вы будете искать нужные книги? Для этого надо обратиться к систематическому каталогу. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, отвечает на вопрос – есть ли в библиотеке книга по тому или иному вопросу, проблеме. Он называется систематическим, потому что в этом каталоге карточки расставлены по определенной системе, по отраслям знаний: художественная литература, научно-популярная: естественные науки, техника, история, искусство и т.д. Каждый отдел имеет свое условное обозначение. Чаще – это цифра, а иногда и еще и буква. Обратите внимание на плакат (плакат с основными делениями классификации): 2 Естественные науки 3 Техника. Технические науки 4 Сельское и лесное хозяйство 5 Здравоохранение и медицина и т.д. до цифры 9. Книги, которые вы всегда с увлечением рассматриваете, используете при составлении рефератов и сообщений, располагаются за цифрой 9 9 Литература универсального содержания. Сборники игр, развлечений, самоделок.
Это – основные отделы каталога. Каждый отдел имеет подотдел. Давайте подойдем к систематическому каталогу и выдвинем ящик «2 Естественные науки». Естественные науки – это широкая область знания. Она включает ряд отраслей. Это – природоведение, математика, физика, химия, биология. Обратите внимание: в каталоге есть карточки повыше – разделители. На них пишут, например, '' О космосе'', ''экология'' и др. Это для того, чтобы легко было найти нужную вам книгу. Ведь ты знаешь, о чем хочешь прочитать, и ищешь разделитель с подходящим названием. А затем просматриваешь карточки, которые стоят за разделителем. А теперь задания на сообразительность:
Итог урока Зная возможности каталога, вы сможете полнее использовать фонд библиотеки, самостоятельно искать необходимые издания, с помощью которых сможете найти ответ на любой вопрос. Пользование каталогами сбережет ваше время. Так как, чтобы просмотреть большое количество книг потребуется время – несколько часов, а если будем просматривать каталожные карточки – намного меньше времени. В больших городах есть огромные библиотеки, в которых больше миллиона книг. Представьте себе, сколько бы понадобилось времени, чтобы просмотреть их все и найти нужные, если бы не было каталогов.
«Из истории библиотек церковно-приходских школ» & Теоретический материал к уроку Фунтикова С., доцент кафедры документных ресурсов и документационного обеспечения управления Московского государственного университета культуры и искусств //Школьная библиотека. – 2003. - № 3. – С.28-31. Школьные библиотеки сегодня чрезвычайно разнообразны: их фонды, направления и формы работы зависят, как правило, от типа и требований общеобразовательного учреждения, которое они обслуживают. В прошлом веке также существовали библиотеки различных учебных заведений. Наш рассказ — об истории создания библиотек церковноприходских школ. Церковная школа живет на Руси издавна. "Начиная со времен Владимира Святого, в продолжение всего домонгольского периода, она была единственной школой для просвещения народа и, по свидетельству исследователей, давала блестящие результаты, развиваясь свободно, быстро, без потрясений и колебаний. Монгольское иго нанесло удар по культурной жизни страны, но духовенство все же сберегло свою школу. "Церковноприходская школа до-Петровская была всеобщею. Она была школой для всех: от простых крестьян до царского двора". При Петре I, под напором западно-европейского влияния, церковная школа была забыта, а при Екатерине II даже преследовалась. Однако и в то время в среде духовенства были деятели просвещения, среди них, например, "святитель Тихон Задонский, который, удалившись в 1766 году на покой, подвизался в научении детей". Учебные заведения духовного ведомства и их библиотеки сыграли огромную роль в просвещении России. Из стен этих учебных заведений вышла значительная часть грамотных и высокообразованных людей. Мысль об учреждении библиотек при церквях впервые возникла в 1829 году и вылилась в предписание заводить духовные книги для чтения. По указу 29 октября 1836 года "книги разрешалось покупать на кошельковые церковные деньги". В 1839 году Священный Синод издал указ, рекомендующий церквям приобрести 38 важнейших религиозных сочинений по списку, составленному Тверским архиепископом Григорием. В результате при приходах стал появляться определенный набор книг, к сожалению, не всегда доходивший до прихожан. В конце 1850-х — начале 1860-х гг. этот вопрос стал снова на повестку дня, причем желание устроить библиотеки при церквях высказывали не только священники, но и крестьяне. С этого времени и начинается практическая организация библиотек. Вначале это были единичные случаи, т.к. в 70-80-е годы и церковь, и земства были озабочены в первую очередь устройством школ, на библиотеки просто не хватало средств. И, если библиотеки все-таки устраивались, были они, по преимуществу, школьными. В 1894 году Училищный совет при Священном Синоде разослал со своего книжного склада комплекты книг для 3 тысяч приходов, положив тем самым начало образованию там библиотек. Спустя два года были высланы комплекты еще для 3 тысяч. В 1896 году, в "память Священного коронования Их Императорских Величеств", епархиальные власти постановили открыть в своих благочинных округах духовные библиотеки. Так возникло свыше 900 духовных библиотек при церковноприходских школах Самарской, Забайкальской, Новгородской и других епархий. Фонды двухсот духовных библиотек состояли из книг, присланных Училищным советом при Священном Синоде, фонды остальных приобретены на местные средства. Каждая библиотека имела от 100 до 500 книг. Число самих церковноприходских школ продолжало увеличиваться. В 1907 году в России значилось начальных церковных школ 41442, в том числе 25630 церковно-приходских. "Для упрочения успехов и для большего влияния школы на население... назначены библиотеки при школах, откуда могут брать книги для чтения как учащиеся, так и кончившие курс, или взрослые; всех библиотек было в 1906 году свыше 30 тысяч". В отчете по Тульской епархии отмечалось, что "почти во всех школах епархии имеются библиотеки для внеклассного чтения. С каждым годом эти библиотеки улучшаются и увеличиваются количественно". Как правило, епархиальные власти устраивали библиотеки трех видов: народные - для учителей и всего взрослого населения, ученические - для внеклассного чтения, учебные, фонды которых состояли из учебников. Богатая, по оценке учительницы Е. Вороновой, библиотека церковноприходской школы в Алуште, с прекрасным читальным залом, была создана на пожертвования российского государственного деятеля К.П. Победоносцева (посетившего школу в начале 90-х годов XIX века) и московского благотворителя Н.Д. Стахеева. Только за период с 1909 по 1914 годы Синодальный Училищный Совет направил в школы через свой книжный склад учебников, пособий и книг для внеклассного чтения более чем на 3,5 млн. рублей, да еще на 1,3 млн. рублей частных изданий. В фондах всех библиотек духовного ведомства в основном были книги первого выпуска "Приходской библиотеки" В. Шемякина, журнал "Русский паломник" за 1888-1894 годы (присланные Училищным советом при Св. Синоде), творения Иоанна Златоуста, Толковое Евангелие, разнообразные религиозные листки: "Троицкие листки", "Афонские листки", "Воскресного дня", исторические рассказы. Присутствовала и научно-популярная литература. Поступала и периодика. Так, например, общество любителей русско-исторического просвещения Веневского уезда Тульской епархии высылало в библиотеки своих 4-х церковноприходских школ журналы "Досуг и дело", "Крестьянское хозяйство", газеты "Сельский вестник" и "Земщина". В духовных библиотеках церковноприходских школ была и художественная литература. Тот же П. Мироносицкий упоминает, например, сказки Г. X. Андерсена и А. С. Пушкина. Художественный фонд составлял примерно 15-20 % фонда. В ряде случаев это вызывало недовольство местных властей, как правило, там, где священники, пользуясь тем, что их библиотеки никто не проверяет, и они не подчиняются общим правилам о народных библиотеках, выписывали не религиозные издания, а светские газеты и приключенческие романы. О технологии работы библиотек мы можем судить по данным отчетов, например, Тульской епархии: "Все книги внесены в каталоги и распределяются по отделам, сообразно содержанию. Для выдачи книг существуют при школах особые тетради, в которых отмечаются лица, получившие книги из библиотеки для чтения на дом". Религиозные книги в церковноприходских библиотеках выдавались в соответствии с хронологией праздников. Прочитывались книги не только школьниками, но и их родителями. Часто дети читали библиотечные книги вслух для населения. О таких "чтениях" в ряде уездов Московской епархии рассказывает А.Италинский. Книг было все-таки немного, иногда читателям и отказывали. В своем "Дневнике..." П. Мироносицкий так описывает причину отказа выдавать книги выпускникам, окончившим школу и ставшим деревенскими учителями: "Из школьной библиотеки не могу же я раздавать вам книги, так как вы их раньше месяца, а то и двух не вернете". В библиотечной работе активно участвовали сами учащиеся. Так, П. Мироносицкий сообщает, что среди постоянных должностей, "послушаний" для учеников была и следующая: "один заведует библиотеками - учебной, ученической и миссионерской противораскольнической. Я научил его самостоятельно вести каталоги библиотек. По сложности и значительности письменной работы, библиотекарю назначен помощник из младшего отделения. Ближе всего к библиотекарю стоит переплетчик. Его обязанность - переплетать всякую новую книжку, подклеивать листочки у старых. Переплетчику помогают любители переплетного дела". Вот что рассказывает о библиотеке Преображенской церковноприходской школы г. Москвы А. Италинский: "Библиотека при школе образовалась в течение нескольких лет, понемногу и без особенных денежных затрат. Некоторые книги покупались школой, некоторые присылались бесплатно от различных издателей или книжных складов, но по большей части они приобретались путем пожертвований и сборов, как самими книгами, так и средствами на их приобретение: иногда жертвовали лица по одной, по две книги. Собираемые разными путями книги, если было нужно, поправлялись, пополнялись, переплетались, и вот в настоящее время имеется в библиотеке свыше 2000 изданий, причем иные в нескольких томах, а иные во многих экземплярах. Так как при собирании книг преследовались духовно-нравственные цели, то почти все они духовно-нравственного содержания; книги, не допущенные в народные библиотеки, прямо уничтожались, а мало-мальски сомнительные обменивались на более подходящие. Пользуются книгами для чтения прежде всего ученики школы, которые ежедневно в 5 часов вечера берут и меняют книги как для себя, так и для своих родителей; читают дети с большой охотой: самое чувствительное для них наказание — лишение книги для чтения; пускаются в слезы, когда им не дадут книги, или дадут в недостаточном количестве. Затем пользуются книгами непосредственно родители учащихся, которые забирают книги преимущественно перед своим отправлением в деревни на праздники Рождества Христова, Пасхи и в другое время; берут они не по одной, а по две, по три и более книг и возвращают всегда с благодарностью... Наконец, являются за получением книг обитатели ближайших сел: Черкизова, Богородскаго и др., приходят читатели даже от Дорогомиловской заставы. Спрос на книги для чтения так возрос, что их стало недостаточно и пришлось ограничить число мест, куда они выдавались, выдавать в меньшем количестве, а то и совсем отказывать желающим, тем более, что книги стали теряться, ветшать и портиться в чувствительных размерах. С декабря 1899 года отчасти с целью выйти из этого затруднения, а отчасти и для привлечения населения к разумному препровождению свободного времени, открыта при школе народная читальня по воскресным и праздничным дням. Посещают ее пока от 25 до 30 человек в день. Было бы желательно завести для читальни и газеты и журналы". "Читатели школьной библиотеки постепенно стали привыкать к чтению, начали находить в нем и удовлетворение всяких запросов, и удовольствие, и даже большую потребность; дело дошло до того, что одного чтения оказалось недостаточно; возникло желание не только прочесть, но и приобрести в собственность то, что особенно понравилось или оказалось полезным. Сначала стали обращаться в школу за советом и указанием по части выбора книги для приобретения, затем стали просить оказать помощь в отыскании желательной книги и ея приобретении сходно и удобно: школа, конечно, не отказывалась брать на себя комиссию по этому делу, так как, завязавши непосредственные сношения с издателями, могла доставить книги с уступкой 20 и даже 40%". Подытоживая деятельность библиотек церковноприходских школ, отметим, что нельзя сказать, что они, за редким исключением, достигли значительных успехов. Книг катастрофически не хватало. Вот цитата из отчета по Московской епархии: "Школы наши страшно нуждаются в книгах для чтения. Нужда крайняя, настоятельная. В иных школьных библиотеках — прямо убожество. Обидно, что не видится надежды на улучшение". Причин много: постоянное недружественное отношение земства и светской прессы к образовательной деятельности церкви, отсутствие достаточных средств, необходимость определенной подготовки для чтения литературы, противодействие отдельных священников и др. Однако библиотеки церковноприходских школ все-таки внесли свой вклад в просвещение народа. Среди положительных сторон их деятельности отметим активную рекомендательную работу и особое внимание, уделяемое каждому конкретному читателю. Не случайно в отчете о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 учебном году появились такие строки: "Всякое духовное достояние или знание может увеличиваться при условии постоянно оказываемой ему поддержки, постоянного обновления и освежения. Эта сторона народного просвещения очень важна. Вот почему почти наравне со школой, как источником света, нужно поставить и внешкольное образование: в интересах народного просвещения следует обратить большое внимание на школьные библиотеки, на народные библиотеки и на народные чтения" (7, с.69-70). Действуя в рамках задач церковных школ, библиотеки содействовали духовно-нравственному воспитанию детей и так современно звучат слова, написанные еще в 1908 году: "Нельзя будить и питать в населении племенной вражды и религиозной нетерпимости, но нельзя же допустить, чтобы православные русские дети воспитывались под давлением чуждых им влияний окружающей среды, в том равнодушии к неоцененным сокровищам православной веры и национальных преданий, которое быстро и сильно развивается при отсутствии живых благотворных впечатлений этой веры и этих преданий".
Урок № 1 (Б) «История развития школьных библиотек» &
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.013 с.) |