ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деркач Л. А., библиотекарь Излучинской МОСШ № 1



Авторская разработка

 

Цель: Познакомить детей с алфавитным и систематическим каталогами, их структурой,, принципами построения. Привить навыки самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату.

Совет: урок проводится в библиотеке, где есть алфавитный и систематический каталоги. В начале урока рекомендуем повторить некоторые вопросы из предыдущих занятий: что такое каталог, чем отличаются систематический и алфавитный каталоги, для чего нужны разделители, что такое «титульный лист».

Для практических занятий надо подготовить индивидуальные задания учащимся. При проведении занятия полезно дать ребятам задание: найти книги по темам, которые изучаются в данный момент по школьной программе.

К уроку необходимо подготовить каталоги, книги, увеличенную каталожную карточку, плакаты-путеводители по каталогам, алфавитно-предметный указатель.

Ход урока.

Ребята, посмотрите как много книг в библиотеки? Как же выбрать для себя интересную книгу?

А иногда вы приходите в библиотеку не только за книгой для чтения, но и для того, чтобы найти материал к реферату, сочинению и т. д. Вы обращаетесь к библиотекарю, чтобы он подобрал нужную вам книгу, и не задумываетесь, что можете делать это сами.

Давайте отправимся с вами в путешествие по огромному книжному морю. И чтобы не утонуть в нем, нам помогут библиотечные каталоги.

Путешествуя в море книг, мы узнаем с вами, какие каталоги бывают, для чего они служат, чем отличаются друг от друга. Мы научимся самостоятельно находить нужные книги.

Но сначала немного истории. Тысячу лет назад люди тоже собирали книги. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизнь он провел в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причем верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог.

Каталог в переводе с греческого языка обозначает список, перечень. Библиотечный каталог – это перечень имеющихся в библиотеке книг, составленный по определенному плану. Первыми каталогами были просто списки всех имеющихся в библиотеки книг.

С ростом книжного богатства списки книг стали неудобны в использовании и перестали удовлетворять людей. В начале нашего века появился новый каталог – карточный, который используется и поныне. Когда-то карточки делали из глины, а сейчас это плотная картонная карточка.

Каждую новую книгу описывают на карточке. Что же пишут на каталожной карточке? Это сведения, которые могут помочь читателю получить представления о данной книге, правильно выбрать издание по каталогу и легко найти его в фонде. Данные берутся с титульного листа книги – это фамилия автора, заглавие книги, выходные данные (город, издательство, год издания), количество страниц, наличие иллюстраций. На некоторых есть аннотация. Что такое аннотация? Кто помнит? Аннотация – краткое изложение содержания книги, ее главная мысль.

(Показать увеличенную каталожную карточку)

На всех каталожных карточках есть шифр (индекс) книги, который указывает точное местонахождение книги в фонде. Индекс вы можете встретить непосредственно на библиотечных книгах, на каталожных карточках и полочных разделителях книжного фонда библиотеки.

Мы завели карточку на книгу. Дальше мы должны ее поместить в каталог. Каталог состоит из карточек, которые стоят по определенной схеме.

Каталог – это перечень книг, периодических изданий и других произведений печати, имеющихся в библиотеке, составленных по определенному принципу, предназначенный для раскрытия библиотечного фонда.

Существует несколько видов каталогов. Мы с вами поговорим об алфавитном и систематическом. Эти каталоги являются обязательными для всех библиотек.

В алфавитном каталоге отражен весь фонд библиотеки независимо от его содержания. С помощью алфавитного каталога можно найти ответы на следующие вопросы:

  • есть ли в библиотеке та или иная книга;
  • какие произведения данного автора имеются в фонде библиотеки.

Пользоваться алфавитным каталогом очень просто. Для этого нужно только знать фамилию автора и заглавие книги. С его помощью можно уточнить заглавие книги, если известен автор, год издания, объем книги и др.

Как вы думаете, как расставлены карточки в алфавитном каталоге? По алфавиту фамилий авторов и заглавий.

Но алфавитный каталог не ответит на вопрос, какие книги рассказывают о том или ином событии, предмете, явлении. Можно ли с помощью алфавитного каталога найти книги, в которых рассказывается о коллекционировании марок, о космических полетах или о природе Ханты-Мансийского округа? А если вам учитель дал задание подготовить реферат к уроку, где вы будете искать нужные книги?

Для этого надо обратиться к систематическому каталогу. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, отвечает на вопрос – есть ли в библиотеке книга по тому или иному вопросу, проблеме.

Он называется систематическим, потому что в этом каталоге карточки расставлены по определенной системе, по отраслям знаний: художественная литература, научно-популярная: естественные науки, техника, история, искусство и т .д.

Каждый отдел имеет свое условное обозначение. Чаще – это цифра, а иногда и еще и буква. Обратите внимание на плакат (плакат с основными делениями классификации):

2 Естественные науки

3 Техника. Технические науки

4 Сельское и лесное хозяйство

5 Здравоохранение и медицина и т.д. до цифры 9.

Книги, которые вы всегда с увлечением рассматриваете, используете при составлении рефератов и сообщений, располагаются за цифрой 9

9 Литература универсального содержания. Сборники игр, развлечений, самоделок.

 

Это – основные отделы каталога. Каждый отдел имеет подотдел. Давайте подойдем к систематическому каталогу и выдвинем ящик «2 Естественные науки».

Естественные науки – это широкая область знания. Она включает ряд отраслей. Это – природоведение, математика, физика, химия, биология.

Обратите внимание: в каталоге есть карточки повыше – разделители. На них пишут, например, '' О космосе'', ''экология'' и др. Это для того, чтобы легко было найти нужную вам книгу. Ведь ты знаешь, о чем хочешь прочитать, и ищешь разделитель с подходящим названием. А затем просматриваешь карточки, которые стоят за разделителем.

А теперь задания на сообразительность:

  • Если вам нужно найти книгу о Петре I и его времени, к какому каталогу вы обратитесь и под каким разделом будете искать? (систематический каталог, разделитель ''история'')
  • Как узнать, есть ли в библиотеки книга Драгунского В. ''Денискины рассказы''? (алфавитный каталог, под разделителем ''Д'')
  • Как определить, какие еще книги этого автора есть в библиотеке? (алфавитный каталог, под разделителем ''Д'')
  • Что такое каталог? (перечень книг, расставленных по определенной схеме)
  • Какие бывают каталоги?
  • Как расставлены карточки в алфавитном и систематическом каталоге?

 

Итог урока

Зная возможности каталога, вы сможете полнее использовать фонд библиотеки, самостоятельно искать необходимые издания, с помощью которых сможете найти ответ на любой вопрос.

Пользование каталогами сбережет ваше время. Так как, чтобы просмотреть большое количество книг потребуется время – несколько часов, а если будем просматривать каталожные карточки – намного меньше времени.

В больших городах есть огромные библиотеки, в которых больше миллиона книг. Представьте себе, сколько бы понадобилось времени, чтобы просмотреть их все и найти нужные, если бы не было каталогов.

 

«Из истории библиотек церковно-приходских школ» &

Теоретический материал к уроку

Фунтикова С., доцент кафедры документных ресурсов и документационного обеспечения управления Московского государственного университета культуры и искусств //Школьная библиотека. – 2003. - № 3. – С.28-31.

Школьные библиотеки се­годня чрезвычайно раз­нообразны: их фонды, направления и формы работы за­висят, как правило, от типа и тре­бований общеобразовательного учреждения, которое они обслу­живают. В прошлом веке также существовали библиотеки раз­личных учебных заведений. Наш рассказ — об истории создания библиотек церковноприходских школ.

Церковная школа живет на Ру­си издавна. "Начиная со времен Владимира Святого, в продолже­ние всего домонгольского периода, она была единственной школой для просвещения на­рода и, по свидетельству исследователей, да­вала блестящие результаты, развиваясь свободно, быстро, без потрясений и коле­баний. Монгольское иго нанесло удар по куль­турной жизни страны, но духовенство все же сберегло свою школу. "Церковноприходская школа до-Петровская была всеобщею. Она была школой для всех: от простых крестьян до царского двора". При Петре I, под напором западно-европейского влияния, церковная шко­ла была забыта, а при Екатерине II даже пресле­довалась. Однако и в то время в среде духовен­ства были деятели просвещения, среди них, на­пример, "святитель Тихон Задонский, который, удалив­шись в 1766 году на покой, подвизался в науче­нии детей".

Учебные заведения духовного ведомства и их библиотеки сыграли огромную роль в про­свещении России. Из стен этих учебных заведений вышла значительная часть грамотных и высокообразован­ных людей.

Мысль об учреждении библиотек при церквях впер­вые возникла в 1829 году и вылилась в предписание заво­дить духовные книги для чте­ния. По указу 29 октября 1836 года "книги разрешалось поку­пать на кошельковые церков­ные деньги". В 1839 году Священный Синод издал указ, рекомендующий церквям приобрести 38 важнейших ре­лигиозных сочинений по спис­ку, составленному Тверским архиепископом Григорием. В результате при приходах стал по­являться определенный набор книг, к сожале­нию, не всегда доходивший до прихожан. В кон­це 1850-х — начале 1860-х гг. этот вопрос стал снова на повестку дня, причем желание устро­ить библиотеки при церквях высказывали не только священники, но и крестьяне. С этого вре­мени и начинается практическая организация библиотек. Вначале это были единичные слу­чаи, т.к. в 70-80-е годы и церковь, и земства были озабочены в первую очередь устрой­ством школ, на библиотеки просто не хватало средств. И, если библиотеки все-таки устраива­лись, были они, по преимуществу, школьными. В 1894 году Училищный совет при Священ­ном Синоде разослал со своего книжного скла­да комплекты книг для 3 тысяч приходов, поло­жив тем самым начало образованию там библи­отек. Спустя два года были высланы комплекты еще для 3 тысяч. В 1896 году, в "память Священного коронова­ния Их Императорских Величеств", епархиаль­ные власти постановили открыть в своих благо­чинных округах духовные библиотеки. Так воз­никло свыше 900 духовных библиотек при церковноприходских школах Самарской, Забайкальской, Новгородской и других епархий. Фонды двухсот духовных библио­тек состояли из книг, присланных Училищ­ным советом при Священном Синоде, фон­ды остальных приобретены на местные средства. Каждая библиотека имела от 100 до 500 книг.

Число самих церковноприходских школ про­должало увеличиваться. В 1907 году в России значилось начальных церковных школ 41442, в том числе 25630 церковно-приходских. "Для упрочения успехов и для большего влияния школы на население... назначены библиотеки при школах, откуда могут брать книги для чтения как учащиеся, так и кончившие курс, или взрослые; всех библиотек было в 1906 году свыше 30 тысяч". В отчете по Тульской епархии отмечалось, что "почти во всех школах епархии имеются библиотеки для внеклассного чтения. С каждым годом эти библиотеки улучшаются и увеличиваются коли­чественно". Как правило, епархиальные власти устраива­ли библиотеки трех видов: народные - для учи­телей и всего взрослого населения, ученичес­кие - для внеклассного чтения, учебные, фон­ды которых состояли из учебников.

Богатая, по оценке учительницы Е. Вороно­вой, библиотека церковноприходской школы в Алуште, с прекрасным читальным залом, была создана на пожертвования российского госу­дарственного деятеля К.П. Победоносцева (по­сетившего школу в начале 90-х годов XIX века) и московского благотворителя Н.Д. Стахеева.

Только за период с 1909 по 1914 годы Сино­дальный Училищный Совет направил в школы через свой книжный склад учебников, пособий и книг для внеклассного чтения более чем на 3,5 млн. рублей, да еще на 1,3 млн. рублей частных изданий.

В фондах всех библиотек духовного ведомст­ва в основном были книги первого выпуска "Приходской библиотеки" В. Шемякина, журнал "Русский паломник" за 1888-1894 годы (при­сланные Училищным советом при Св. Синоде), творения Иоанна Златоуста, Толковое Еванге­лие, разнообразные религиозные листки: "Троицкие листки", "Афонские листки", "Воскресного дня", исторические рассказы. Присутствовала и научно-популярная литература. Поступала и периодика. Так, например, общест­во любителей русско-исторического просвеще­ния Веневского уезда Тульской епархии высы­лало в библиотеки своих 4-х церковноприход­ских школ журналы "Досуг и дело", "Крестьян­ское хозяйство", газеты "Сельский вестник" и "Земщина". В духовных библиотеках церковно­приходских школ была и художественная лите­ратура. Тот же П. Мироносицкий упоминает, на­пример, сказки Г. X. Андерсена и А. С. Пушкина. Художественный фонд составлял примерно 15-20 % фонда. В ряде случаев это вызывало недо­вольство местных властей, как правило, там, где священники, пользуясь тем, что их библиотеки никто не проверяет, и они не подчиняются об­щим правилам о народных библиотеках, выпи­сывали не религиозные издания, а светские га­зеты и приключенческие романы.

О технологии работы библиотек мы можем судить по данным отчетов, например, Тульской епархии: "Все книги внесены в каталоги и рас­пределяются по отделам, сообразно содержа­нию. Для выдачи книг существуют при школах особые тетради, в которых отмечаются лица, получившие книги из библиотеки для чтения на дом".

Религиозные книги в церковноприходских библиотеках выдавались в соответствии с хро­нологией праздников. Прочитывались книги не только школьниками, но и их родителями. Часто дети читали библиотечные книги вслух для населения. О таких "чтениях" в ряде уездов Московской епархии рассказывает А.Италинский. Книг было все-таки немного, иногда читателям и отказывали. В своем "Днев­нике..." П. Мироносицкий так описывает причи­ну отказа выдавать книги выпускникам, окон­чившим школу и ставшим деревенскими учите­лями: "Из школьной библиотеки не могу же я раздавать вам книги, так как вы их раньше меся­ца, а то и двух не вернете".

В библиотечной работе активно участвовали сами учащиеся. Так, П. Мироносицкий сообща­ет, что среди постоянных должностей, "послуша­ний" для учеников была и следующая: "один за­ведует библиотеками - учебной, ученической и миссионерской противораскольнической. Я на­учил его самостоятельно вести каталоги библио­тек. По сложности и значительности письменной работы, библиотекарю назначен помощник из младшего отделения. Ближе всего к библиотека­рю стоит переплетчик. Его обязанность - пере­плетать всякую новую книжку, подклеивать лис­точки у старых. Переплетчику помогают любите­ли переплетного дела".

Вот что рассказывает о библиотеке Преобра­женской церковноприходской школы г. Москвы А. Италинский:

"Библиотека при школе образовалась в тече­ние нескольких лет, понемногу и без особенных денежных затрат. Некоторые книги покупались школой, некоторые присылались бесплатно от различных издателей или книжных складов, но по большей части они приобретались путем по­жертвований и сборов, как самими книгами, так и средствами на их приобретение: иногда жерт­вовали лица по одной, по две книги. Собирае­мые разными путями книги, если было нужно, поправлялись, пополнялись, переплетались, и вот в настоящее время имеется в библиотеке свыше 2000 изданий, причем иные в нескольких томах, а иные во многих экземплярах. Так как при собирании книг преследовались духовно-нравственные цели, то почти все они духовно-нравственного содержания; книги, не допущен­ные в народные библиотеки, прямо уничтожа­лись, а мало-мальски сомнительные обменива­лись на более подходящие. Пользуются книга­ми для чтения прежде всего ученики школы, ко­торые ежедневно в 5 часов вечера берут и ме­няют книги как для себя, так и для своих родите­лей; читают дети с большой охотой: самое чув­ствительное для них наказание — лишение книги для чтения; пускаются в слезы, когда им не дадут книги, или дадут в недостаточ­ном количестве. Затем пользуются книгами непосредственно родители учащихся, которые забирают книги преимущественно перед своим отправлением в деревни на праздники Рожде­ства Христова, Пасхи и в другое время; берут они не по одной, а по две, по три и более книг и возвращают всегда с благодарностью... Нако­нец, являются за получением книг обитатели ближайших сел: Черкизова, Богородскаго и др., приходят читатели даже от Дорогомиловской заставы. Спрос на книги для чтения так возрос, что их стало недостаточно и пришлось ограни­чить число мест, куда они выдавались, выдавать в меньшем количестве, а то и совсем отказы­вать желающим, тем более, что книги стали те­ряться, ветшать и портиться в чувствительных размерах.

С декабря 1899 года отчасти с целью выйти из этого затруднения, а отчасти и для привле­чения населения к разумному препровож­дению свободного времени, открыта при школе народная читальня по воскресным и праздничным дням. Посещают ее пока от 25 до 30 человек в день. Было бы желательно заве­сти для читальни и газеты и журналы".

"Читатели школьной библиотеки постепенно стали привыкать к чтению, начали находить в нем и удовлетворение всяких запросов, и удо­вольствие, и даже большую потребность; дело дошло до того, что одного чтения оказалось не­достаточно; возникло желание не только про­честь, но и приобрести в собственность то, что особенно понравилось или оказалось полез­ным. Сначала стали обращаться в школу за со­ветом и указанием по части выбора книги для приобретения, затем стали просить оказать по­мощь в отыскании желательной книги и ея при­обретении сходно и удобно: школа, конечно, не отказывалась брать на себя комиссию по этому делу, так как, завязавши непосредственные сношения с издателями, могла доставить книги с уступкой 20 и даже 40%".

Подытоживая деятельность библиотек цер­ковноприходских школ, отметим, что нельзя сказать, что они, за редким исключением, до­стигли значительных успехов. Книг катастрофи­чески не хватало. Вот цитата из отчета по Мос­ковской епархии: "Школы наши страшно нужда­ются в книгах для чтения. Нужда крайняя, насто­ятельная. В иных школьных библиотеках — пря­мо убожество. Обидно, что не видится надежды на улучшение". Причин много: постоян­ное недружественное отношение земства и светской прессы к образовательной деятельно­сти церкви, отсутствие достаточных средств, необходимость определенной подготовки для чтения литературы, противодействие отдельных священников и др. Однако библиотеки церков­ноприходских школ все-таки внесли свой вклад в просвещение народа. Среди положительных сторон их деятельности отметим активную рекомендательную работу и особое внимание, уделяемое каждому конкретному читателю.

Не случайно в отчете о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 учебном году появились такие строки: "Всякое духовное до­стояние или знание может увеличиваться при условии постоянно оказываемой ему поддерж­ки, постоянного обновления и освежения. Эта сторона народного просвещения очень важна. Вот почему почти наравне со школой, как источ­ником света, нужно поставить и внешкольное образование: в интересах народного просве­щения следует обратить большое внимание на школьные библиотеки, на народные биб­лиотеки и на народные чтения" (7, с.69-70). Действуя в рамках задач церковных школ, биб­лиотеки содействовали духовно-нравственно­му воспитанию детей и так современно звучат слова, написанные еще в 1908 году: "Нельзя будить и питать в населении племенной вражды и религиозной нетерпимости, но нельзя же до­пустить, чтобы православные русские дети вос­питывались под давлением чуждых им влияний окружающей среды, в том равнодушии к неоце­ненным сокровищам православной веры и на­циональных преданий, которое быстро и силь­но развивается при отсутствии живых благо­творных впечатлений этой веры и этих преда­ний".

 

Урок № 1 (Б) «История развития школьных библиотек» &





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.027 с.)