Гусева Ю.В., заведующая библиотекой Излучинской МОСШ № 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гусева Ю.В., заведующая библиотекой Излучинской МОСШ № 2



Цель урока: познакомить учащихся с систематическим и алфавитным каталогами; дать понятия «каталог», «алфавитный каталог», «каталожная карточка», «систематизация»; привить навыки самостоятельного поиска книги при помощи АК.

Оборудование: плакат «Алгоритм поиска по алфавитному каталогу»

Каталог – это слово пришло к нам из Древней Греции. Оно означает «список», «опись», «перечень».

В толковом словаре С.И.Ожегова слово «каталог» обозначает:

1. Составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов).

2. Вообще перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления.

Путешествуя в море книг, мы узнаем с вами, какие каталоги бывают, для чего они служат, чем отличаются друг от друга.

Итак, каталог в переводе с греческого языка обозначает список, перечень. Первыми каталогами были просто списки всех имеющихся в библиотеке книг, составленные по определенному плану, и предназначенные для раскрытия библиотечного фонда.

Первые каталоги появились очень давно. За несколько веков до нашей эры на Ближнем Востоке, там, где протекают реки Тигр и Евфрат, существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале там была создана богатая библиотека. В ней хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиняных книг! Как среди них быстро найти ту, которая нужна? Не переставлять же тысячи табличек в поисках одной?

Чтобы облегчить поиски нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток, на каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, на которой оно хранится.

Вот как давно понадобился людям каталог! Вот как давно он был придуман!

Проходили века, и люди научились писать книги на папирусе, потом на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. Их становилось все больше и больше. Создавались огромные хранилища, и всегда рядом с книгами находился каталог.

Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизнь он провел в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причем верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это тоже был своего рода каталог.

Сейчас очень распространены каталоги из карточек. Они удобны и для читателей, и для библиотекаря. Каталожная карточка на книгу – это все равно, что паспорт для человека. Из карточки мы можем узнать всю важную информацию об интересующем нас издании: она сообщает фамилию и инициалы автора, название книги, количество страниц и наличие иллюстраций, год и место издания. Из карточки вы узнаете, отечественная это книга, или ее написал иностранный автор, и кто ее переводил. На многих карточках есть аннотация. Кто помнит, что такое аннотация? Правильно, аннотация – краткое изложение содержания книги, ее главная мысль.

Основные сведения на карточку берут с титульного, заглавного листа книги. Раскроем, например, книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» и посмотрим на ее титульный лист. А теперь рассмотрим карточку (библиотекарь показывает увеличенную каталожную карточку на книгу) и сравним ее с титульным листом. Все

сведения, указанные на титульном листе, занесены в каталожную карточку.

На каталожной карточке записывается также шифр книги, под которым она располагается на книжной полке. На карточке и на книге шифр указывается в верхнем левом углу и представляет собой, условно говоря, дробь, в которой есть числитель и знаменатель.

Числитель – это полочный индекс, который указывает, в каком отделе библиотеки стоит данная книга.

Знаменатель – это авторский знак, служит для алфавитной расстановки книг на книжных стеллажах внутри отдела.

Индекс и авторский знак – это и сеть шифр книги, единый для самой книги и для каталожной карточки. Шифр вы можете встретить непосредственно на библиотечных книгах, на каталожных карточках и полочных разделителях книжного фонда библиотеки.

На каждую книгу, которая поступает в библиотеку, составляется каталожная карточка. Из таких карточек и состоит каталог.

Каталоги бывают разные. В российских библиотеках наибольшее распространение получили алфавитный и систематический каталоги. С появлением в библиотеках компьютера создаются электронные каталоги.

Пользование каталогом значительно сокращает время поиска книг: чтобы посмотреть большое количество книг на полках, человеку потребуется очень много времени, а тысячу карточек в небольшом деревянном ящике можно просмотреть за несколько часов. Представьте себе: в Российской государственной библиотеке – самой крупной в Европе – 43 миллиона печатных изданий, а в библиотеке Конгресса США – крупнейшей в мире – более 90 миллионов единиц хранения. Сколько же нужно времени, чтобы в таком океане книг отыскать нужную, если не знаешь, как пользоваться каталогом, не знаешь шифра книги – ее точного адреса? Не хватит и всей жизни.

Конечно, работа с каталогом требует определенных навыков, но приобрести их не так уж и трудно.

Сегодня мы с вами поговорим об алфавитном каталоге. Этот каталог являются обязательными для всех библиотек. В алфавитном каталоге отражен весь фонд библиотеки независимо от его содержания. С помощью алфавитного каталога можно найти ответы на следующие вопросы:

- есть ли в библиотеке та или иная книга;

- какие произведения данного автора имеются в фонде библиотеки.

С помощью алфавитного каталога можно уточнить заглавие книги, если известен автор.

Как вы думаете, как расставлены карточки в алфавитном каталоге? По алфавиту фамилий авторов и заглавий.

Итак, разберемся тщательнее. Как было сказано выше, карточки в АК стоят по алфавиту фамилий авторов книг Например:

Астафьев В.

Ахматова А.

Блок А.

Бунин И.

И книги на полках стоят в том же порядке. Зачем нам АК, если мы можем просто подойти к полке и посмотреть есть ли там нужная книга? Прежде всего, АК необходим нам, чтобы и читатели и библиотекари точно знали, какие книги есть в библиотеке, если даже необходимая книга на нужный момент отсутствует на полке (находится у другого читателя)

Зная автора, но позабыв название можно по АК найти нужную книжку. Карточки в АК разделены буквенными разделителями (продемонстрировать).

Допустим, нам нужна книга М.Твена «Приключения Тома Сойера». Сначала нужно узнать, есть ли вообще такая книга в библиотеке. Ищем бук­ву «Т» и карточку нужной нам книги. Вот она. В верхнем левом углу — «адрес» кни­ги: раздел художественной литературы (84) Америки (7), страна (США). Т26 — это ав­торский знак, он указывает точное место книги на полке. Называется адрес книги «полочным шифром» — именно по нему в любой библиотеке вы быстро отыщете лю­бую нужную книгу.

Тот, кто умеет пользоваться каталогом, никогда не заблудится среди множества книг.

Зная возможности каталога, вы сможете полнее использовать фонд библиотеки, самостоятельно искать необходимые издания, с помощью которых смежите найти ответ на любой вопрос.

 

Практическое задание

  1. С помощью алгоритма поиска и АК найдите следующие книги…
  2. Ответьте на вопрос: «Есть ли в фонде школьной библиотеки следующие книги: …»
  3. Внимательно посмотрите на каталожную карточку. Что вы можете рассказать о книге?
  4. Постарайтесь сделать библиографическое описание следующих книг…
  5. Найдите в АК место для каждой новой карточки.

 

Совет: при выполнении практического задания ученик должен комментировать свои действия. Например: «Я знаю фамилию автора произведения. Прежде всего, я подойду к стеллажу «Русская литература» так как А.С. Пушкин является русским писателем. Затем я найду полку, на которой стоят произведения, написанные в прозе. Ориентируясь по полочным разделителям найду разделитель с буквой «П», или персональный разделитель «А.С. Пушкин». Внимательно исследую полку. Ориентируясь по авторскому знаку, буду искать нужную книгу. Если ее не окажется на месте, подойду к каталожному ящику и найду алфавитный каталог. Поиск нужной карточки веду по той же системе: ищу каталожный разделитель с буквой «П». Нахожу карточки с фамилией «Пушкин». Внимательно перебирая карточки, ищу произведение «Барышня-крестьянка». Если карточка найдена, значит, данная книга в библиотеке есть. Если карточки нет – произведение в библиотеке отсутствует».

Данный алгоритм может быть иным: ученик начнет сразу с каталога. Однако, учитывая небольшой возраст ребенка, целесообразнее предложить алгоритм поиска № 1. При необходимости библиотекарь демонстрирует поиск первой заданной книги и комментирует его. Задание повторить с несколькими учащимися.

Урок № 3 «Выбор книг. Библиографические указатели» &



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.007 с.)