Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гусева Ю.В., заведующая библиотекой Излучинской МОСШ № 2Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель урока: познакомить учащихся с систематическим и алфавитным каталогами; дать понятия «каталог», «алфавитный каталог», «каталожная карточка», «систематизация»; привить навыки самостоятельного поиска книги при помощи АК. Оборудование: плакат «Алгоритм поиска по алфавитному каталогу» Каталог – это слово пришло к нам из Древней Греции. Оно означает «список», «опись», «перечень». В толковом словаре С.И.Ожегова слово «каталог» обозначает: 1. Составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов). 2. Вообще перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления. Путешествуя в море книг, мы узнаем с вами, какие каталоги бывают, для чего они служат, чем отличаются друг от друга. Итак, каталог в переводе с греческого языка обозначает список, перечень. Первыми каталогами были просто списки всех имеющихся в библиотеке книг, составленные по определенному плану, и предназначенные для раскрытия библиотечного фонда. Первые каталоги появились очень давно. За несколько веков до нашей эры на Ближнем Востоке, там, где протекают реки Тигр и Евфрат, существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале там была создана богатая библиотека. В ней хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиняных книг! Как среди них быстро найти ту, которая нужна? Не переставлять же тысячи табличек в поисках одной? Чтобы облегчить поиски нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток, на каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, на которой оно хранится. Вот как давно понадобился людям каталог! Вот как давно он был придуман! Проходили века, и люди научились писать книги на папирусе, потом на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. Их становилось все больше и больше. Создавались огромные хранилища, и всегда рядом с книгами находился каталог. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизнь он провел в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причем верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это тоже был своего рода каталог. Сейчас очень распространены каталоги из карточек. Они удобны и для читателей, и для библиотекаря. Каталожная карточка на книгу – это все равно, что паспорт для человека. Из карточки мы можем узнать всю важную информацию об интересующем нас издании: она сообщает фамилию и инициалы автора, название книги, количество страниц и наличие иллюстраций, год и место издания. Из карточки вы узнаете, отечественная это книга, или ее написал иностранный автор, и кто ее переводил. На многих карточках есть аннотация. Кто помнит, что такое аннотация? Правильно, аннотация – краткое изложение содержания книги, ее главная мысль. Основные сведения на карточку берут с титульного, заглавного листа книги. Раскроем, например, книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» и посмотрим на ее титульный лист. А теперь рассмотрим карточку (библиотекарь показывает увеличенную каталожную карточку на книгу) и сравним ее с титульным листом. Все сведения, указанные на титульном листе, занесены в каталожную карточку. На каталожной карточке записывается также шифр книги, под которым она располагается на книжной полке. На карточке и на книге шифр указывается в верхнем левом углу и представляет собой, условно говоря, дробь, в которой есть числитель и знаменатель. Числитель – это полочный индекс, который указывает, в каком отделе библиотеки стоит данная книга. Знаменатель – это авторский знак, служит для алфавитной расстановки книг на книжных стеллажах внутри отдела. Индекс и авторский знак – это и сеть шифр книги, единый для самой книги и для каталожной карточки. Шифр вы можете встретить непосредственно на библиотечных книгах, на каталожных карточках и полочных разделителях книжного фонда библиотеки. На каждую книгу, которая поступает в библиотеку, составляется каталожная карточка. Из таких карточек и состоит каталог. Каталоги бывают разные. В российских библиотеках наибольшее распространение получили алфавитный и систематический каталоги. С появлением в библиотеках компьютера создаются электронные каталоги. Пользование каталогом значительно сокращает время поиска книг: чтобы посмотреть большое количество книг на полках, человеку потребуется очень много времени, а тысячу карточек в небольшом деревянном ящике можно просмотреть за несколько часов. Представьте себе: в Российской государственной библиотеке – самой крупной в Европе – 43 миллиона печатных изданий, а в библиотеке Конгресса США – крупнейшей в мире – более 90 миллионов единиц хранения. Сколько же нужно времени, чтобы в таком океане книг отыскать нужную, если не знаешь, как пользоваться каталогом, не знаешь шифра книги – ее точного адреса? Не хватит и всей жизни. Конечно, работа с каталогом требует определенных навыков, но приобрести их не так уж и трудно. Сегодня мы с вами поговорим об алфавитном каталоге. Этот каталог являются обязательными для всех библиотек. В алфавитном каталоге отражен весь фонд библиотеки независимо от его содержания. С помощью алфавитного каталога можно найти ответы на следующие вопросы: - есть ли в библиотеке та или иная книга; - какие произведения данного автора имеются в фонде библиотеки. С помощью алфавитного каталога можно уточнить заглавие книги, если известен автор. Как вы думаете, как расставлены карточки в алфавитном каталоге? По алфавиту фамилий авторов и заглавий. Итак, разберемся тщательнее. Как было сказано выше, карточки в АК стоят по алфавиту фамилий авторов книг Например: Астафьев В. Ахматова А. Блок А. Бунин И. И книги на полках стоят в том же порядке. Зачем нам АК, если мы можем просто подойти к полке и посмотреть есть ли там нужная книга? Прежде всего, АК необходим нам, чтобы и читатели и библиотекари точно знали, какие книги есть в библиотеке, если даже необходимая книга на нужный момент отсутствует на полке (находится у другого читателя) Зная автора, но позабыв название можно по АК найти нужную книжку. Карточки в АК разделены буквенными разделителями (продемонстрировать). Допустим, нам нужна книга М.Твена «Приключения Тома Сойера». Сначала нужно узнать, есть ли вообще такая книга в библиотеке. Ищем букву «Т» и карточку нужной нам книги. Вот она. В верхнем левом углу — «адрес» книги: раздел художественной литературы (84) Америки (7), страна (США). Т26 — это авторский знак, он указывает точное место книги на полке. Называется адрес книги «полочным шифром» — именно по нему в любой библиотеке вы быстро отыщете любую нужную книгу. Тот, кто умеет пользоваться каталогом, никогда не заблудится среди множества книг. Зная возможности каталога, вы сможете полнее использовать фонд библиотеки, самостоятельно искать необходимые издания, с помощью которых смежите найти ответ на любой вопрос.
Практическое задание
Совет: при выполнении практического задания ученик должен комментировать свои действия. Например: «Я знаю фамилию автора произведения. Прежде всего, я подойду к стеллажу «Русская литература» так как А.С. Пушкин является русским писателем. Затем я найду полку, на которой стоят произведения, написанные в прозе. Ориентируясь по полочным разделителям найду разделитель с буквой «П», или персональный разделитель «А.С. Пушкин». Внимательно исследую полку. Ориентируясь по авторскому знаку, буду искать нужную книгу. Если ее не окажется на месте, подойду к каталожному ящику и найду алфавитный каталог. Поиск нужной карточки веду по той же системе: ищу каталожный разделитель с буквой «П». Нахожу карточки с фамилией «Пушкин». Внимательно перебирая карточки, ищу произведение «Барышня-крестьянка». Если карточка найдена, значит, данная книга в библиотеке есть. Если карточки нет – произведение в библиотеке отсутствует». Данный алгоритм может быть иным: ученик начнет сразу с каталога. Однако, учитывая небольшой возраст ребенка, целесообразнее предложить алгоритм поиска № 1. При необходимости библиотекарь демонстрирует поиск первой заданной книги и комментирует его. Задание повторить с несколькими учащимися. Урок № 3 «Выбор книг. Библиографические указатели» &
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.009 с.) |