ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ПО ЗАПОМИНАНИЮ



У психологов и учителей существует специ­альный термин:"установка" на запоминание.Так обозначаетсяволевое усилие, предшест­вующее процессу запоминания и сопровож­дающее его. Приступая к работе над информацией, которая должна надолго отложиться в па­мяти, нужноприказать себе запомнить,в этом случае меняется процесс умственной дея­тельности при чтении:

• текст читается более внимательно,

• особое внимание уделяется структуре ма­териала,

• не только уясняется порядок изложения, но и определяется, чем вызвана та или иная по­следовательность,

• мысленно повторяются заглавия уже вы­деленных частей текста,

• особо важные фрагменты текста мыслен­но пересказываются,

• формулировки читаются особо присталь­но, а деталям уделяется меньше внимания.

Чтение с толком, толкование, объяснение са­мому себе прочитанного, т.е. размышление, для запоминания необходимо, иначе - зубрежка, ре­зультаты которой неэффективны: воспроизвес­ти информацию, как правило, можно только при ответе на прямой вопрос, а в новой ситуации приобретенные зубрежкой знания применить невозможно.

 

"Для того, чтобы усовершенст­вовать ум, надо больше размыш­лять, чем заучивать.

Р. Декарт.

В книге Б.С. Алякринского "О таланте и спо­собностях" приведены специальные упражне­ния по запоминанию. "Словесно-логический материал, - пишет Б.С. Алякринский, - запоми­нается более успешно в том случае:

· когда этот человек имеет уже большой объем знаний в той области, к которой отно­сится и данный конкретный заучиваемый материал,

· когда у человека сформирована уста­новка на длительность, полноту и точность запоминания,

· если при заучивании материала он внимательно прочитывается один раз, с разбивкой материала на смысловые фрагменты, и затем воспроизводится пу­тем активных повторений с подглядыва­нием,

· если между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью около 24 часов,

· если в процессе работы над материа­лом отдельные сеансы продолжительнос­тью около 45-60 минут разграничиваются интервалами отдыха длительностью около15 минут,

· если при необходимости запомнить что-либо наизусть заучиваемый текст про­читывается целиком, сразу от начала до конца (как правило, он должен содержать не более 1000 слов)".

 

Каждый такой вывод-совет опирается на большую исследовательскую работу ученых, но не гарантирует моментального успеха. Давайте вспомнимосновополагающие принципы культуры умственного труда (вопрос к уча­щимся) - последовательность и система­тичность.

Универсальных советов не бывает, и ваша ра­бота по воспитанию памяти должна учитывать особенности именно вашей памяти. Давайте вспомним, какие существуют типы памяти (во­прос к учащимся):

- зрительный,

- слуховой,

- двигательный.

(Учащиеся дают характеристику типов памяти.)

Тренировка памяти идет двумя путями:до­рогой расширения кругозора в процессе са­мообразовательной работы идорогой настой­чивой, скрупулезной работы над книгой с карандашом в руках.

Ещё один совет: как бы трудно ни шло на прак­тике овладение этими приемами, не отчаивай­тесь! Нужна настойчивость! А сейчас подумайте над вопросом: "Доволен ли я своей памятью?"

 

КАК НАДО ЧИТАТЬ.

Основной формой самообразовательной paботы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее:

1. Лучше читать немного, но основательно.

2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Прежде всего, надо запастись рекомендательным списком по данному вопросу. Отобрать нужные книги, а из них ту, которая по силам, с нее и надо начинать.

3. Если встретились непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре справиться, что это слово значит. Не оставляйте непонятное необъясненным.

4. Выписывайте себе в тетрадь все то, что надо запомнить: годы событий, имена, цифры.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАПИСИ.

Итак, перед тобой книга, ты намерен изу­чить ее: приготовь все необходимое для записи. Это ручка и карандаш, стопочки листов в половину формата страницы школьной тетради (лучше в клетку, конверты (самодельные, по формату листков бумаги), узенькие полоски бумаги (закладки), тетрадь, канцелярские скрепки.

(Библиотекарь подробно рассказывает,как все вышеперечисленное используется).

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЗАПИСЫВАНИЯ

Работая в тетради, оставляйте часть листа - широкие поля, где будете записывать (в верхнем углу страницы) заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т.д. Скажу сразу, что система записывания у каждого че­ловека своя, складывающаяся годами, но зна­ние основ технологии сбережет ваши силы и время.

 

ЧТЕНИЕ-ИЗУЧЕНИЕ.

Первоначальное чтение

В ходе первого знакомства с текстом (не про­смотра его, а чтения) важно понять общий смысл текста, попытаться определить основ­ные его мысли, отметить неясные места, навес­ти кое-какие справки.Результатом первона­чального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. Технология этой работы требует закладок.

 

Повторное чтение

Это и есть собственно чтение-усвоение. В ходе его нужно просматривать свои пометки, отбирать материалы для записи, окончательно сформулировать план, определить для себя вид записи.

 

ВИДЫ ЗАПИСЕЙ, КОТОРЫМИ ВЛАДЕЕТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

Квалифицированный читатель владеет5-ю видами записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция.

 

План

Что может план?План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. План, если он хорошо составлен, может заменить конспекты и тезисы. План явля­ется основой любого вида записи.

План помогает в длительной работе над ис­точником. Если к каждому параграфу или главе учебника составить план, повторение занимает минимум времени. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь.

Простой план вы составляете в ходе перво­начального чтения, определив закладками гра­ницы мыслей. Эскиз плана следует уточнить при повторном обращении к тексту.

Самое сложное в работе над планом - сфор­мулировать заголовки. Приступая к форму­лированию, ищите в тексте опорные слово­сочетания, они помогут.

И все еще рано открывать тетрадь. Прежде чем план появится в ней, следует прикинутьего на черновике - отточить формулировки.Практика оказывает два пути составления пла­на. Первый - составление подробнейшего про­стого плана (можно идти вслед почти за каждым абзацем). Второй путь - составление краткого простого плана с последующей детализацией. Какой путь эффективен - судить вам: опирайтесь на свой склад ума.

Не пренебрегайте графической культурой за­писи! (Предложить кому-нибудь из учащихся на­писать на доске схему записи плана).

Схема записи плана может выглядеть так:

I.______________________________________________

1.____________________________________________

2.____________________________________________

3.____________________________________________

а)._______________________________________

б)._______________________________________

в)._______________________________________

II._______________________________________________

III._______________________________________________

Всем хорош план, да не передает он факти­ческого содержания, а лишь напоминает о схе­ме его расположения.

Тезисы

Тезисы передают существо текста. Тези­сы - итоги узнанного. Записать прочитанное в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте от­метить места, наиболее четко формулирую­щие мысль, которую автор доказывает.Формулируя тезисы, нет необходимости всякий раз прибегать к цитированию.

Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует про­пускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими.

Конспект

Как ни странно, но далеко не каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись. Между тем понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. В такой записи важно отразить, о чем говорится в тексте, что утверждается, какие до­казательства приводятся в пользу высказанно­го автором аргумента. Прежде чем приступить к конспектированию, нужно научиться составлять развернутый подробный план.

Главное требование к конспекту: запись должна иметь определенную систему, быть ло­гически связной, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другие. Одним словом, конспект - наиболее универсальный вид запи­сей по сравнению с другими формами.

И еще: при конспектировании излагайте мысли и аргументацию автора преимуществен­но своими словами, - перерабатывая таким обра­зом информацию, вы уясните самую суть.

Конспекты можно условно разделить на че­тыре типа: плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические.

Результатом конспектирования является вторичный текст. Конспектирование предпо­лагаетфиксирование наиболее важных и су­щественных сведений.

Реферат

Вы помните, что серьезное слово "реферат" ведет свою родословную от латинского «сооб­щать, докладывать».Итак, что такое реферат?

Это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме - изложе­ние, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.

Реферат бывает монографическим (по одно­му источнику) и обзорным (по нескольким ис­точникам: книгам, главам, статьям). (Привести примеры по журналам "РЖ информация").

Реферат, как правило, не предполагает цити­рования, мысли излагаются своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, с которыми референт (со­ставитель реферата) не согласен.

Композиция (план) реферата определяется составителем. Но в реферативной работе жела­тельно иметь следующие компоненты (части):

- краткие сведения об авторе реферируемо­го материала (если это диктуется темой рефера­та);

- сжатое (до 1/10), но достаточно полное и точное изложение сущности научной информа­ции по теме (главная часть реферата);

- замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении.

Написанный реферат становится основой для устного сообщения с элементами импрови­зации.

Итак, повторим: реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить.

Урок № 1 «Основы информационной культуры». 12 класс &





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.011 с.)