Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальные советы по запоминаниюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У психологов и учителей существует специальный термин: "установка" на запоминание. Так обозначается волевое усилие, предшествующее процессу запоминания и сопровождающее его. Приступая к работе над информацией, которая должна надолго отложиться в памяти, нужно приказать себе запомнить, в этом случае меняется процесс умственной деятельности при чтении: • текст читается более внимательно, • особое внимание уделяется структуре материала, • не только уясняется порядок изложения, но и определяется, чем вызвана та или иная последовательность, • мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста, • особо важные фрагменты текста мысленно пересказываются, • формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания. Чтение с толком, толкование, объяснение самому себе прочитанного, т.е. размышление, для запоминания необходимо, иначе - зубрежка, результаты которой неэффективны: воспроизвести информацию, как правило, можно только при ответе на прямой вопрос, а в новой ситуации приобретенные зубрежкой знания применить невозможно.
"Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р. Декарт. В книге Б.С. Алякринского "О таланте и способностях" приведены специальные упражнения по запоминанию. "Словесно-логический материал, - пишет Б.С. Алякринский, - запоминается более успешно в том случае: · когда этот человек имеет уже большой объем знаний в той области, к которой относится и данный конкретный заучиваемый материал, · когда у человека сформирована установка на длительность, полноту и точность запоминания, · если при заучивании материала он внимательно прочитывается один раз, с разбивкой материала на смысловые фрагменты, и затем воспроизводится путем активных повторений с подглядыванием, · если между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью около 24 часов, · если в процессе работы над материалом отдельные сеансы продолжительностью около 45-60 минут разграничиваются интервалами отдыха длительностью около15 минут, · если при необходимости запомнить что-либо наизусть заучиваемый текст прочитывается целиком, сразу от начала до конца (как правило, он должен содержать не более 1000 слов)".
Каждый такой вывод-совет опирается на большую исследовательскую работу ученых, но не гарантирует моментального успеха. Давайте вспомним основополагающие принципы культуры умственного труда (вопрос к учащимся) - последовательность и систематичность. Универсальных советов не бывает, и ваша работа по воспитанию памяти должна учитывать особенности именно вашей памяти. Давайте вспомним, какие существуют типы памяти (вопрос к учащимся): - зрительный, - слуховой, - двигательный. (Учащиеся дают характеристику типов памяти.) Тренировка памяти идет двумя путями: дорогой расширения кругозора в процессе самообразовательной работы и дорогой настойчивой, скрупулезной работы над книгой с карандашом в руках. Ещё один совет: как бы трудно ни шло на практике овладение этими приемами, не отчаивайтесь! Нужна настойчивость! А сейчас подумайте над вопросом: "Доволен ли я своей памятью?"
КАК НАДО ЧИТАТЬ. Основной формой самообразовательной paботы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее: 1. Лучше читать немного, но основательно. 2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Прежде всего, надо запастись рекомендательным списком по данному вопросу. Отобрать нужные книги, а из них ту, которая по силам, с нее и надо начинать. 3. Если встретились непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре справиться, что это слово значит. Не оставляйте непонятное необъясненным. 4. Выписывайте себе в тетрадь все то, что надо запомнить: годы событий, имена, цифры.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАПИСИ. Итак, перед тобой книга, ты намерен изучить ее: приготовь все необходимое для записи. Это ручка и карандаш, стопочки листов в половину формата страницы школьной тетради (лучше в клетку, конверты (самодельные, по формату листков бумаги), узенькие полоски бумаги (закладки), тетрадь, канцелярские скрепки. (Библиотекарь подробно рассказывает,как все вышеперечисленное используется). ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЗАПИСЫВАНИЯ Работая в тетради, оставляйте часть листа - широкие поля, где будете записывать (в верхнем углу страницы) заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т.д. Скажу сразу, что система записывания у каждого человека своя, складывающаяся годами, но знание основ технологии сбережет ваши силы и время.
ЧТЕНИЕ-ИЗУЧЕНИЕ. Первоначальное чтение В ходе первого знакомства с текстом (не просмотра его, а чтения) важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные его мысли, отметить неясные места, навести кое-какие справки. Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. Технология этой работы требует закладок.
Повторное чтение Это и есть собственно чтение-усвоение. В ходе его нужно просматривать свои пометки, отбирать материалы для записи, окончательно сформулировать план, определить для себя вид записи.
ВИДЫ ЗАПИСЕЙ, КОТОРЫМИ ВЛАДЕЕТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ Квалифицированный читатель владеет 5-ю видами записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция.
План Что может план? План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. План, если он хорошо составлен, может заменить конспекты и тезисы. План является основой любого вида записи. План помогает в длительной работе над источником. Если к каждому параграфу или главе учебника составить план, повторение занимает минимум времени. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь. Простой план вы составляете в ходе первоначального чтения, определив закладками границы мыслей. Эскиз плана следует уточнить при повторном обращении к тексту. Самое сложное в работе над планом - сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут. И все еще рано открывать тетрадь. Прежде чем план появится в ней, следует прикинутьего на черновике - отточить формулировки. Практика оказывает два пути составления плана. Первый - составление подробнейшего простого плана (можно идти вслед почти за каждым абзацем). Второй путь - составление краткого простого плана с последующей детализацией. Какой путь эффективен - судить вам: опирайтесь на свой склад ума. Не пренебрегайте графической культурой записи! (Предложить кому-нибудь из учащихся написать на доске схему записи плана). Схема записи плана может выглядеть так: I.______________________________________________ 1.____________________________________________ 2.____________________________________________ 3.____________________________________________ а)._______________________________________ б)._______________________________________ в)._______________________________________ II._______________________________________________ III._______________________________________________ Всем хорош план, да не передает он фактического содержания, а лишь напоминает о схеме его расположения. Тезисы Тезисы передают существо текста. Тезисы - итоги узнанного. Записать прочитанное в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отметить места, наиболее четко формулирующие мысль, которую автор доказывает.Формулируя тезисы, нет необходимости всякий раз прибегать к цитированию. Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими. Конспект Как ни странно, но далеко не каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись. Между тем понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. В такой записи важно отразить, о чем говорится в тексте, что утверждается, какие доказательства приводятся в пользу высказанного автором аргумента. Прежде чем приступить к конспектированию, нужно научиться составлять развернутый подробный план. Главное требование к конспекту: запись должна иметь определенную систему, быть логически связной, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другие. Одним словом, конспект - наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами. И еще: при конспектировании излагайте мысли и аргументацию автора преимущественно своими словами, - перерабатывая таким образом информацию, вы уясните самую суть. Конспекты можно условно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические. Результатом конспектирования является вторичный текст. Конспектирование предполагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений. Реферат Вы помните, что серьезное слово "реферат" ведет свою родословную от латинского «сообщать, докладывать».Итак, что такое реферат? Это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме - изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка. Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам: книгам, главам, статьям). (Привести примеры по журналам "РЖ информация"). Реферат, как правило, не предполагает цитирования, мысли излагаются своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, с которыми референт (составитель реферата) не согласен. Композиция (план) реферата определяется составителем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части): - краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата); - сжатое (до 1/10), но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата); - замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения с элементами импровизации. Итак, повторим: реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Урок № 1 «Основы информационной культуры». 12 класс &
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.009 с.) |