Титовская Н., библиотекарь ДДШ «Надежда»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титовская Н., библиотекарь ДДШ «Надежда»



(По материалам периодической печати)

Цель: Познакомить детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Первые книги. Рукописные книги. Книгопечатание. Углубить знания учащихся об истории создания книги.

 

Библиотекарь:

Ребята, вот перед вами книги. Мы привыкли к книге и совсем редко думаем об истории возникновения книги в таком виде, в каком мы видим ее сейчас.

Вы уже многое узнали, увидели, прочитали. Сегодня мы поговорим с вами об истории книги с древнейших времен.

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством

сохранения и передачи информации о событиях и людях. Если перелистать

историю мировой литературы, то окажется, что все народы так или иначе прошли период «устной книги», чем стали фиксировать информацию на каком-либо материале.

Ученые находят и по сегодняшний день в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы.

Так человек впервые выразил в изображении свою мысль. Древнейшим из пещерных и наскальных рисунков в нашей стране – 15-20 тысяч лет.

Наиболее древним материалом для изготовления книг была глина.

Рассказчик 1. «Глина»

 

Из мягкой глины лепили плоские кирпичики - таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались на огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик – получалась глиняная клинописная книга. А еще из глины делались каталоги.

 

Библиотекарь:

Письмо – душа книги, ее язык. Основа книги - это материал, на котором она написана или напечатана. Но существовали и другие виды создания книг.

 

Рассказчик 2. «Береста»

 

Береста была для письма самым доступным материалом. Верхний слой березовой коры пропитывался специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, затем нарезались листы. Из них изготавливались книги – свитки и книги – кодексы. Буквы процарапывались на поверхности бересты костяными или деревянными стержнями с острием. Береста по эластичности не уступала современной бумаге.

 

Библиотекарь:

Первые берестяные грамоты были найдены в Новгороде в 1951 г. Среди них и небольшая книжица, в которой всего 12 страниц. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Первые берестяные книги Индии датируются IX в. н.э.

 

Рассказчик 3. «Папирус»

Первым универсальным писчим материалом стал папирус. Стебли папируса очищали от тонкой коры. Из них выкраивали длинные, тонкие пластинки и укладывали слоями. Сок папируса обладал свойствами клея. Высушенный папирус полировали пемзой. Этот материал был хрупок и на изгибах быстро ломался. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались и укладывались в специальные футляры.

 

Библиотекарь:

Из дошедших до нас папирусных свитков, самым большим считается папирус Гарриса, хранящийся и сегодня в Британском музее. Его длина 40 метров, а ширина 43 см. Нелегко приходилось читателям этой книги, написанной в 1200 г. до н.э. Папирус был основным писчим материалом в течение многих столетий. Папирусные свитки, заключенные в цилиндрические коробки, стояли на полках библиотек древнего мира. Крупнейшей из них была Александрийская. В Александрийской библиотеке сверяли и редактировали тексты и других книг. Переписчики тщательно воспроизводили их на папирусных свитках. Это было настоящее издательство, едва ли не древнейшее в мире.

 

Рассказчик 4. «Кожа» «Пергамент»

 

Лучшие сорта пергамента делались из кожи. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более долговечен. Пергамент нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Писать на нем можно было с обеих сторон. Листы пергамента сгибались в определенном порядке. Полученные тетради скреплялись между собой в книжный блок в форме кодекса.

Переплеты изготавливались из деревянных досок, которые обтягивали кожей.

 

Рассказчик 5. «Деревянные дощечки»

 

Древние греки и римляне применяли для письма деревянные дощечки, натертые воском. Текст процарапывали на воске заостренной палочкой. Края дощечек можно было скрепить между собой шнурком.

 

Библиотекарь: Итак, древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство духовной культуры. В древней литературе книга получает элементы украшения – рисунки, орнаменты, иллюстрации, красивые переплеты.

Особого расцвета достигла и арабская культура. Арабы дали Европе дешевый писчий материал- бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей.

Переписывание книг считалось богоугодным делом. Поэтому при монастырях создавались мастерские, в которых книги переписывались. Такая мастерская называлась скрипторием.

В готовую рукопись вписывались инициалы, иллюстраторы готовили миниатюры и орнаменты. Художники старались раскрыть своими рисунками содержание книги. Иллюстрации были в виде гравюр на дереве или меди. Гравюры печатались отдельно, затем вклеивались в книгу, таким образом, они были полностью оторваны от текста. Роскошь переплетов, драгоценные каменья, делали книгу настоящим произведением искусства.

 

А сейчас ребята, мы с вами поговорим о первопечатнике Иване Федорове.

Имя И. Федорова – человека, подарившего нашей стране книгопечатание, - известно каждому!

Первый печатный станок поставлен во Львове благодаря Ивану Федорову. В этом городе И. Федоров отпечатал очень важное издание - «Азбуку». Это была первая русская печатная книга светского содержания. «Азбуки» Федорова послужили образцом для многих букварей, которые издавались в России, в XVI - XVII вв. Первая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад тоже Иваном Федоровым. Московская «Азбука» вышла в свет 20 августа 1634 г.

Буквари, да и другие учебники были самыми читаемыми книгами на Руси. Федоров в своих изданиях не только шел вперед, но и возвращался к лучшим образцам рукописной книги. Совершенствуя свою технику, Федоров как идеал видел перед собой лучшие рукописи своего времени. Над текстом печатаемых книг велась большая и кропотливая работа. После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание в Москве не прекратилось. Типографии, созданные великим просветителем, продолжали работать. Шрифты и инструменты Ивана Федорова, оставшиеся в Москве, перешли к другому мастеру, который возобновил книгопечатание в столице Русского государства. На протяжении XVII в. в Москве были напечатаны 483 книги.

 

Я представляю вам фрагмент фильма «Первопечатник Иван Федоров».

Просмотр видеофильма - 5 мин.

 

Просмотрев фрагмент этого фильма, мы заканчиваем наше занятие об истории создания книги. Для закрепления полученных знаний мы проведем с вами игру « Что вы знаете об истории создания книги?»

 

«Что вы знаете об истории создания книги ?»

 

           
           
     

 

Каждая команда последовательно отвечает на 3 вопроса.

Вопросы первой команде:

 

1. Из каких материалов изготавливали книги в древности?

(Глина, воск, пергамен, папирус. Береста, листья пальмы, шелк, кожа)

2. Как называлась библиотека, в которой хранились свитки, заключенные

в цилиндрические коробки (Александрийская)

3. В какой стране изобрели бумагу? ( Китай)

4. Что такое формат книги? (ее размер по высоте и ширине

 

Вопросы второй команде:

 

1. Кто изобрел первый печатный станок? (И. Федоров)

2. Как называется первая печатная книга? (Азбука)

3. Где были найдены первые берестяные грамоты? В каком городе? (Новгороде 1951 г.)

4. Что такое «скрипторий»? (Средневековая мастерская, в которой переписывались книги, лат.)

 

Молодцы ребята с заданием справились. Спасибо за урок.

Урок № 4 «Твоя домашняя библиотека» &



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.006 с.)