Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О рациональных приёмах работы с текстом

Поиск

Итак, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступления), подобрали книги и статьи, методом быстрого просмотра опреде­лили, как будете использовать то или иное из­дание. Что дальше?

Во-первых, будем готовы к тому, что наша предварительная оценка того или иного источ­ника может в процессе работы измениться. Как говорится, материал может повести за собой. И малозначимая сначала информация окажет­ся существенной, потянет за собой важную це­почку фактов или доказательств. А во-вторых, настала пора подумать о способах сохранения материала, который мы будем добывать, изу­чая публикации. Эти способы должны удовле­творять нескольким требованиям: компактнос­ти хранения, возможности дополнений, гаран­тии от потерь информации (например, мы употребили такое сокращение, что теперь не можем понять, что же это значит), удобства ис­пользования. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь и сами. Но полезно воспользовать­ся и опытом предыдущих поколений.

Всем перечисленным требованиям отвеча­ют такие популярные приёмы работы с текс­том, как:

· составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;

· подчёркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно ис­пользовать в различных целях, но обязательно со ссылкой на источник (ведь мы же уважаем закон об авторском праве!);

· представление изучаемого текста в фор­ме тезисов;

· составление конспекта.

План — это своеобразный маршрутный лист, краткий путеводитель по содержанию всей книги или той части изучаемого изда­ния, которая для вас представляет интерес всвязи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, — это эффек­тивный способ свёртывания информации.

Очень помогают в освоении материала вы­писки и подчёркивания. Подчёркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе, с помощью цветных маркеров) возмож­но, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книгами и журнала­ми, делаем только выписки. Что полезно выпи­сывать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств. Умение отбирать материал для выписок — важное подспорье в работе. Лучше не дословно переписывать текст, а ста­раться изложить его своими словами. Цифры, например, полезно свести в таблицы, диаграм­мы. То есть одновременно вы занимаетесь аналитико-синтетической переработкой информа­ции. Очень важно правильно оформить запись: обозначить тему, описать источник, оставить свободное место для каких-то позднейших по­мет.

Дословно выписываем важные выводы, па­радоксальные высказывания, афористично вы­раженные мысли. Такие выписки будем ис­пользовать в прямом цитировании, точно ука­зывая источник вплоть до страницы. Вообще цитирование - сложное искусство. Назначе­ние цитаты - подкрепление своей мысли ссылкой на авторитет. Но чтобы такая ссылка была убедительной, нужно очень бережно от­носиться к чужому тексту. Не вырывать слу­чайные полуфразы, а цитировать закончен­ным отрывком, содержащим в идеале и те­зис, и аргумент (т.е. утверждение и доказательство). Учитывать, в каком контекс­те употребил цитируемый автор то или иное выражение. Например, реплику, произнесён­ную в пылу полемики даже очень уважаемым автором, неэтично цитировать в качестве осно­вательного аргумента или характеристики его позиции. И, конечно, повторяем, необходимо грамотно оформлять приводимую цитату.

Тезисы — это основные положения, утверж­дения, суть читаемого в кратких формулиров­ках. Различают простые тезисы, содержащие исключительно утверждения, и сложные. В сложных тезисах приводятся и доказательства, квинтэссенция (главное, основное) рассужде­ний.

Конспект представляет собой краткое по­следовательное изложение содержания книги, статьи или лекции, синтезирующее многие ви­ды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспектируют обычно при повтор­ном просмотре после основного ознакоми­тельного чтения. Это важно! Существенным элементом конспекта являются аргументы, по­яснения, примеры. Конспекты бывают разных форм. Например, плановые (или план-конспек­ты), текстуальные (составляются из цитат с ло­гическими связками - переходами), свобод­ные (являются сочетанием выписок, цитат, ино­гда и тезисов). Выделяют также тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определённой теме. Те­матические конспекты, как правило, составляются по нескольким источникам. Жёстких пра­вил составления конспектов нет. Но опыт под­сказывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последу­ющей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуж­дениями, примерами, ассоциациями. Эффек­тивным бывает применение графических и цветовых выделений.

О СПОСОБАХ

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

В числе методов аналитико-синтетической переработки рассмотрим некоторые операции формализованного свёртывания информации. Среди них: библиографическое описание пуб­ликации, выделение ключевых слов, аннотиро­вание, реферирование.

Библиографическое описание — это визит­ная карточка издания, точнее, его «удостовере­ние личности», паспорт. В установленной фор­ме библиографического описания важна каж­дая буква, точка, запятая. С этой самой лаконичной формой представления печатных источников каждый из нас сталкивается очень часто. Просматривая списки рекомендуемой литературы (например, в учебнике), списки книжных новинок, каталожные карточки в биб­лиотеке, записи из электронного или печатного каталога, вы не видите ярких обложек. Перед вами только библиографическая запись. Но она говорит о многом. Это как подроб­ная анкета. И очень важно уметь её считывать, извлекать из неё всю заложенную информа­цию. Из библиографического описания можно узнать название и жанр, имена авторов, худож­ников, редакторов, переводчиков. Очень суще­ственны такие сведения, как время и место (из­дательство) выпуска книги. Для статьи — на­звание журнала и время публикации. По количеству страниц вы сразу можете оценить солидность издания, предположить, насколько детально раскрывается тема. Составляя спис­ки использованной литературы в собственных работах, необходимо также следовать приня­тым правилам описания книг и статей (смотри ниже). Потому что они утверждены соответ­ствующими государственными органами и на­зываются стандартами. А государственные стандарты в любой области, как и законы, нару­шать нельзя.

В работе с печатными источниками, и при подборе литературы, и на этапе освоения особое значение сейчас приобрело умение свер­нуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов. Например, при подбо­ре литературы по нужной теме в электронном каталоге или в БД «Российская государствен­ная библиография», необходимо ввести запрос в виде формулировки предметной рубрики или ключевых слов. Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах — значит пройти тест на понимание и усвоение его.

Для закрепления основного содержания прочитанной книги полезно уметь составить аннотацию. Это тоже способ представить ин­формацию о данной публикации в свёрнутом виде, заготовить её впрок, сделать некий «ма­ринад» для новогоднего стола. Пройдёт время, что-то позабудется, даже если книга произвела на вас очень сильное впечатление. Поэтому включите в аннотацию, кроме краткой характе­ристики основных идей, информацию об авто­ре, о стиле изложения, о характере доказа­тельств. Если Вы продолжите заниматься сход­ными проблемами, такого рода «запасы» Вам очень пригодятся.

Составление реферата какого-либо источника или документа (в широком смысле) подразуме­вает краткое, точное изложение его содержа­ния, включающее основные фактические сведе­ния и выводы. Реферат может быть составлен на основе двух и более исходных документов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.006 с.)