Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Васильева Л., библиотекарь Покурской МОСШСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель урока: Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе. Оформление, оборудование: 1. Плакаты с цитатами: «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение - как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно». В. Сухомлинский. «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для людей, которые умеют читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно грамоте». Д.И.Писарев. 2. Выставка «Учись учиться» Ход урока. Здравствуйте, ребята! Вы – учащиеся выпускного 9 класса. Кто-то из вас будет продолжать обучение в нашей школе в 10-11 классах, а кто-то решит получить профессиональное образование в техникуме или колледже, но всем вам придется учиться добывать знания. Безусловно, вам будут помогать преподаватели, но много трудиться придется и вам самим. Поэтому сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, как самостоятельно работать с книгой и с другими источниками, чтобы получить необходимую вам информацию. Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее:
2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Прежде всего, надо запастись рекомендательным списком по данному вопросу. Отобрать нужные книги, а из них ту, которая по силам, - с нее надо и начинать.
5. В ходе первого знакомства с текстом важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные его мысли, отметить неясные места, навести кое-какие справки. Основы технологии записывания. Работая в тетради, оставляйте часть листа - широкие поля, где будете записывать заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т. д. Система записывания у каждого человека своя, складывающаяся годами, но значение основ технологии сбережет ваши силы и время. Квалифицированный читатель владеет умением делать 5 видов записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция. План. Что может план? План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. План является основой любого вида записи. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь. Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Планы могут быть простыми и сложными. Сложный план в отличие от простого имеет, кроме основных пунктов, еще и подпункты, которые разъясняют содержание. Весьма ценным видом при чтении являются тезисы. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках. Составляют их после предварительного ознакомления с текстом, при повторном чтении. Однако при изучении серьезных книг и сложных учебных текстов бывает необходимо записать не только основные вопросы и мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, но и само это доказательство. В таких случаях составляются конспекты - материал, изложенный очень сжато. Главное требование к конспекту: запись должна иметь определенную систему, быть логически связной, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другие люди. При конспектировании излагайте мысли своими словами. Реферат. Слово «реферат» в переводе с латинского означает «пусть он доложит». Реферат - краткое изложение содержания книги, научной проблемы, доклада на определенную тему с анализом литературных и других источников. Реферат требует глубокого изучения первоисточника, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, хорошо знать материал. План реферата определяется составителем. В работе желательно иметь следующие части: краткие сведения об авторе реферируемого материала, сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме, замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Заключительным этапом оформления реферата является составления списка используемой литературы. Лекция. Лекция - основная форма самостоятельной работы с книгой в системе высшего и среднего профессионального образования. Оформление лекции: запись должна начинаться с четкого формулирования темы. Не стесняйтесь переспросить, если не расслышали: ясное название темы, находящееся перед глазами во время последующей записи, облегчит вам ее понимание. Не записывайте на листочках. Лучше иметь обыкновенную тетрадь, делать записи на правом поле, оставляя левое свободным для дополнений. Не упустите вывод, завершающий рассказ учителя, его надо записать как можно тщательнее. А теперь давайте попробуем подвести итог сегодняшнего занятия и выяснить, какую полезную информацию вы усвоили: · Какие виды записей прочитанного существуют? · Что такое план? Какие бывают планы? · Чем реферат отличается от конспекта? Урок № 3 «Читать книги, или работать с ними?» & (По материалам журнала «Школьная библиотека») Цель: научить школьников работать с книгой, раскрыть многофункциональность книги, как источника информации Цитата Мы делаем ошибку, читая слишком много, несообразно с тем, сколько мы размышляем… Такое чтение книг, собственно говоря, есть крайняя степень умственной лени. Э. Браунинг Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Поговорим о чтении. Чтение — это труд. Для многих радостный, поднимающий настроение, приносящий удовольствие. Труд, связанный с познанием. А это ли не одно из самых тонких наслаждений!? Чтение можно представить как расшифровку специальных графических символов (букв, знаков препинания, цифр, нотных знаков) с целью извлечения понятных значений из их комбинаций. То есть выражения «чтение литературы» и «работа с литературой» отчасти синонимичны. Но только отчасти. Всё зависит от цели нашей деятельности.Если мы сняли с полки новую книжку любимого Кира Булычёва в предвкушении почти участия в космических приключениях героев, то нам и в голову не придёт подумать, что мы сейчас будем работать. Но эту же книгу мы можем взять в руки для того, чтобы написать на неё аннотацию, или отзыв о ней, или чтобы найти из неё цитату для эпиграфа к сочинению о любимом писателе. И тогда с полным правом мы можем говорить о работе с книгой. И всё-таки выражение «читать книгу» чаще всего используют по отношению к произведениям художественной литературы. О «работе с книгой» говорят, когда речь идёт о научных, научно-популярных, справочных, энциклопедических, официальных изданиях. Согласитесь, что немного есть любителей читать, например, тома «Исторической энциклопедии» или «Англо-русский словарь». В изданиях такого рода разыскивают или уточняют информацию, наводят справки. Чтение же художественной литературы - предмет особый, тонкий. В данной консультации мы этого касаться не будем. О ЗАДАЧАХ ЧТЕНИЯ Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач: · ознакомление с конкретным изданием; · ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев в книге); · начальное знакомство с темой, проблемой; · поиски ответа на конкретный вопрос. Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подходящий способ чтения, критерии оценки прочитанного, приёмы переработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происходит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщённым опытом других людей. Вот этот систематизированный обобщённый опыт мы и постараемся здесь изложить.
О СПОСОБАХ ЧТЕНИЯ Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие) в любой области человеческой деятельности не обходится без освоения предыдущего опыта, уже накопленных человечеством знаний. Для освоения этой необъятной информации изобретены специальные технологии. Их задача - сделать более результативными и экономными процессы поиска источников информации, отбора необходимой информации и её переработки. Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами.Но человек изобрёл и специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации. Прежде всего, это различные носители. В данном случае мы будем рассматривать издавна используемые, достаточно универсальные и в принципе широко доступные носители информации — печатные источники: книги, журналы, газеты. Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же способ использовать в каждом конкретном случае? В зависимости от той задачи, которую вы сами себе поставили на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий режим чтения. Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником: · Углублённое чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинноследственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию. · Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения по занимающему вас · Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста. · Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени оценить целесообразность более детального изучения этой книги или сразу выбрать нужный материал. · Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фактов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.01 с.) |