Васильева Л., библиотекарь Покурской МОСШ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Васильева Л., библиотекарь Покурской МОСШ



Цель урока: Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе.

Оформление, оборудование:

1. Плакаты с цитатами:

«Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда.

Плохое чтение - как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно».

В. Сухомлинский.

«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для людей, которые умеют читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно грамоте».

Д.И.Писарев.

2. Выставка «Учись учиться»

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Вы – учащиеся выпускного 9 класса. Кто-то из вас будет продолжать обучение в нашей школе в 10-11 классах, а кто-то решит получить профессиональное образование в техникуме или колледже, но всем вам придется учиться добывать знания. Безусловно, вам будут помогать преподаватели, но много трудиться придется и вам самим.

Поэтому сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, как самостоятельно работать с книгой и с другими источниками, чтобы получить необходимую вам информацию.

Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее:

  1. Лучше читать немного, но основательно.

2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Прежде всего, надо запастись рекомендательным списком по данному вопросу. Отобрать нужные книги, а из них ту, которая по силам, - с нее надо и начинать.

  1. Если встретились непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре справиться, что это слово означает. Не оставляйте непонятное необъясненным.
  2. Выписывайте себе в тетрадь все то, что надо запомнить: годы событий, имена, цифры.

5. В ходе первого знакомства с текстом важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные его мысли, отметить неясные места, навести кое-какие справки.

Основы технологии записывания.

Работая в тетради, оставляйте часть листа - широкие поля, где будете записывать заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т. д. Система записывания у каждого человека своя, складывающаяся годами, но значение основ технологии сбережет ваши силы и время.

Квалифицированный читатель владеет умением делать 5 видов записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция.

План. Что может план? План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. План является основой любого вида записи. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь. Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Планы могут быть простыми и сложными. Сложный план в отличие от простого имеет, кроме основных пунктов, еще и подпункты, которые разъясняют содержание.

Весьма ценным видом при чтении являютсятезисы. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках. Составляют их после предварительного ознакомления с текстом, при повторном чтении.

Однако при изучении серьезных книг и сложных учебных текстов бывает необходимо записать не только основные вопросы и мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, но и само это доказательство. В таких случаях составляютсяконспекты - материал, изложенный очень сжато. Главное требование к конспекту: запись должна иметь определенную систему, быть логически связной, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другие люди. При конспектировании излагайте мысли своими словами.

Реферат. Слово «реферат» в переводе с латинского означает «пусть он доложит». Реферат - краткое изложение содержания книги, научной проблемы, доклада на определенную тему с анализом литературных и других источников. Реферат требует глубокого изучения первоисточника, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, хорошо знать материал. План реферата определяется составителем. В работе желательно иметь следующие части: краткие сведения об авторе реферируемого материала, сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме, замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Заключительным этапом оформления реферата является составления списка используемой литературы.

Лекция. Лекция - основная форма самостоятельной работы с книгой в системе высшего и среднего профессионального образования.

Оформление лекции: запись должна начинаться с четкого формулирования темы. Не стесняйтесь переспросить, если не расслышали: ясное название темы, находящееся перед глазами во время последующей записи, облегчит вам ее понимание.

Не записывайте на листочках. Лучше иметь обыкновенную тетрадь, делать записи на правом поле, оставляя левое свободным для дополнений.

Не упустите вывод, завершающий рассказ учителя, его надо записать как можно тщательнее.

А теперь давайте попробуем подвести итог сегодняшнего занятия и выяснить, какую полезную информацию вы усвоили:

· Какие виды записей прочитанного существуют?

· Что такое план? Какие бывают планы?

· Чем реферат отличается от конспекта?

Урок № 3 «Читать книги, или работать с ними?» &

(По материалам журнала «Школьная библиотека»)

Цель: научить школьников работать с книгой, раскрыть многофункциональность книги, как источника информации

Цитата

Мы делаем ошибку, читая слишком много, несообразно с тем, сколько мы размышляем… Такое чтение книг, собственно говоря, есть крайняя степень умственной лени.

Э. Браунинг

Библиотекарь:Здравствуйте, ребята. Поговорим о чтении. Чтение — это труд. Для многих радост­ный, поднимающий настроение, приносящий удовольствие. Труд, связанный с познанием. А это ли не одно из самых тонких наслаждений!? Чтение можно представить как расшифровку специальных графических символов (букв, зна­ков препинания, цифр, нотных знаков) с целью извлечения понятных значений из их комбина­ций. То есть выражения «чтение литерату­ры» и «работа с литературой» отчасти сино­нимичны. Но только отчасти.

Всё зависит от цели нашей деятельнос­ти.Если мы сняли с полки новую книжку люби­мого Кира Булычёва в предвкушении почти уча­стия в космических приключениях героев, то нам и в голову не придёт подумать, что мы сей­час будем работать. Но эту же книгу мы можем взять в руки для того, чтобы написать на неё ан­нотацию, или отзыв о ней, или чтобы найти из неё цитату для эпиграфа к сочинению о люби­мом писателе. И тогда с полным правом мы мо­жем говорить о работе с книгой.

И всё-таки выражение «читать книгу» чаще всего используют по отношению к произведе­ниям художественной литературы. О «работе с книгой» говорят, когда речь идёт о научных, на­учно-популярных, справочных, энциклопедиче­ских, официальных изданиях. Согласитесь, что немного есть любителей читать, например, то­ма «Исторической энциклопедии» или «Англо-русский словарь». В изданиях такого рода ра­зыскивают или уточняют информацию, наводят справки. Чтение же художественной литерату­ры - предмет особый, тонкий. В данной кон­сультации мы этого касаться не будем.

О ЗАДАЧАХ ЧТЕНИЯ

Беря в руки любое печатное издание, полез­но заранее знать, чего мы хотим. Возможны та­кие, например, варианты задач:

· ознакомление с конкретным изданием;

· ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев в книге);

· начальное знакомство с темой, проблемой;

· поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач мы будем выби­рать наиболее подходящий способ чтения, кри­терии оценки прочитанного, приёмы переработ­ки и фиксации информации. Иногда этот выбор происходит на интуитивном уровне. Но, конеч­но, никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знаком­ство с обобщённым опытом других людей. Вот этот систематизированный обобщённый опыт мы и постараемся здесь изложить.

 

О СПОСОБАХ ЧТЕНИЯ

Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие)в любой области челове­ческой деятельности не обходится без освое­ния предыдущего опыта, уже накопленных че­ловечеством знаний. Для освоения этой необъ­ятной информации изобретены специальные технологии. Их задача - сделать более результативными и экономными процессы поиска источников ин­формации, отбора необходимой информации и её переработки.

Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами.Но человек изобрёл и специальные средства фиксации и передачи особо значи­мой информации. Прежде всего, это различ­ные носители. В данном случае мы будем рас­сматривать издавна используемые, достаточно универсальные и в принципе широко доступ­ные носители информации — печатные источ­ники: книги, журналы, газеты.

Способов работы с печатными источни­ками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с кон­спектированием. Какой же способ исполь­зовать в каждом конкретном случае?

В зависимости от той задачи, которую вы са­ми себе поставили на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий режим чтения.

Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:

· Углублённое чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причин­носледственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому по­ниманию и продуктивному запоминанию.

· Параллельное чтение. При этом способе од­новременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживают­ся разных точек зрения по занимающему вас
вопросу. Вам придётся проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.

· Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными раздела­ми текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указате­лями и словарями, либо при просмотре тек­ста.

· Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет при надле­жащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени оценить целесообразность более детального изучения этой книги или сразу выбрать нужный мате­риал.

· Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фактов.
Развитая зрительная память даёт возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фами­лию, цитату, название и т.п.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.007 с.)