ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баканова Л., заведующая библиотекой Новоаганской МООШ



Цель урока: познакомить детей с основными элементами книги; дать понятия «переплет», «титульный лист», «краткая аннотация», «содержание», «иллюстрация»; привить навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний.

Оборудование:

Карта с обозначением островов: остров «Чудаков, чудес и собеседников»; остров «Загадки земли»; остров «Познаний», архипелаг «Последний герой – 3».

Плакат 1.

В книгах – своя глубина.

Кто доберется до дна,

Тот и получит награду

Слов драгоценные клады.

Плакат 2.

«Пословицы русского народа»:

* Грамоте учиться всегда пригодится.

* Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

* Сперва аз да буки, а потом и науки.

* Лучше печатного не скажешь.

* Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

* Не пером пишут – умом.

* Повторенье – мать ученья.

* Век живи – век учись.

 

Совет: урок целесообразно проводить в помещении библиотеки. Класс делится на три команды (на каждом острове – по три книги). Каждой команде вручается конверт с заданиями и вопросами. Обязательное условие для всех команд: посетить все острова, начиная с 1-го.

Библиотекарь:Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по книжному морю. На вашем пути встретятся острова, к которым вы пристанете. Но, чтобы двинуться дальше, нужно попытаться ответить на вопросы. Перед отправлением необходимо получить инструктаж. Я – ваш инструктор, а вместо подписей будут ваши правильные ответы.

Итак, начинаем.

  1. Что такое обложка? Для чего она нужна?
  2. Титульный лист – что это такое?
  3. Корешок книги. Покажите его и расскажите о нем.
  4. Шелест страниц – знаком вам?
  5. Картинки или иллюстрации?
  6. Оглавление – зачем оно?

Что я еще не назвала из элементов книги?

(Аннотация, предисловие, послесловие, суперобложка. Вместе с детьми нужно вспомнить все эти элементы книги, дать правильные определения, обговорить).

Итак, подводим первые итоги. Все вы вместе прошли инструктаж на «отлично», значит, можно отправляться в путешествие. Смотрите на карту, открывайте конверты и – в путь!

(Командам вручаются конверты. Ребята путешествуют по библиотеке, где в определенном порядке расположены «острова» - книги).

  1. Остров чудаков, чудес и собеседников. Команды получают книги из серии «Моя первая библиотека»:

1-й команде – «Чудаки»;

2-й команде – «Там чудеса»;

3-й команде – «Собеседники».

Задания 1-й команде: какие элементы книги помогли вам найти ответы на вопросы:

а) Григорий Остер – современный детский поэт. Найдите на острове его стихи, почитайте немного вслух. Назовите понравившиеся стихи (оглавление).

б) Что вам помогло сразу определить, о чем может быть эта книга? (обложка).

 

Задания 2-й команде: какие элементы книги помогли вам найти ответы на вопросы:

а) Это книги сказок или нет? (предисловие, содержание). Назовите 3-4 сказки,

наиболее любимые вами.

б) Откройте книгу на странице 94 и определите, какая это сказка? (иллюстрация,

текст).

 

Задания 3-й команде: какие элементы книги помогли вам найти ответы на вопросы:

а) Есть ли в книге произведения Э. Мошковской и Э. Успенского? (содержание). Что

вам особенно нравится? Прочтите.

б) Как узнать, можем ли мы найти в книге материал о самом писателе? (по

содержанию «О Б. Заходере»).

 

Библиотекарь: вы посетили первый остров, поработали, отдохнули. И снова – в путь! На следующий остров.

 

2. Остров «Загадки земли»; на нем находятся книги из серии «Загадки земли»:

1-й команде – «Когда динозавры правили землей»;

2-й команде – «Хищники»;

3-й команде – «Ночные животные».

 

Задания 1-й команде:

а) Найдите иллюстрацию, которая поразила вас больше всего. Почему?

б) Сможете ли вы ответить на вопрос по содержанию этой книги: «Почему исчезли

динозавры?» А, правда, почему?

 

Задания 2-й команде:

а) Какая иллюстрация больше всего поразила ваше воображение? Почему?

б) Есть ли в данной книге материал о южноафриканской кобре? (алфавитно-

предметный указатель). Сможете ли вы объяснить слово «клык»? (словарь в конце

книги).

 

Задания 3-й команде:

а) Объясните значение слов «хищник» и «млекопитающие» (словарь).

б) На какие вопросы может ответить данная книга? (содержание в начале книги).

 

  1. Остров «Познаний» с книгами из серии «Я познаю мир».

1-й команде – «История»;

2-й команде – «Культура»;

3-й команде – «Экология».

 

 

Задания 1-й команде:

а) Что же такое история? (предисловие). Перескажите своими словами.

б) Что вы можете сказать об Александре Македонском? (предметно-именной

указатель).

 

Задания 2-й команде:

а) Что такое культура? (предисловие) Как связаны между собой культура и

история? (предисловие).

б) Кто такие Кирилл и Мефодий? (предметно-именной указатель).

 

Задания 3-й команде:

а) Почему слово «экология» прочно вошло в нашу жизнь? (предисловие)

б) есть ли в книге именно такое понятие как «заповедник»? (предметно-именной

указатель).

 

Библиотекарь: И вот, наконец-то, выслушав ваши очень интересные и подробные ответы на вопросы, мы приблизились к архипелагу «Последний герой-3». Архипелаг – это ряд островов; на нашем архипелаге их - целых три. Начинаем работать (используем книги серии «Что такое? Кто такой?» 1-3 тт.)

 

Задания 1-й команде:

а) Проверьте, есть ли в данном томе статья о Бажове П.П., русском сказочнике. Какие из его произведений вы читали? (оглавление).

б) Сделайте сообщение (кратко и лаконично) об Афанасии Никитине (оглавление)

Задания 2-й команде:

а) Почему медведь зимой лапу сосет? Есть ли ответ на этот вопрос?

б) Что вы можете сказать о Киевской Руси? (оглавление)

 

Задания 3-й команде:

а) Есть ли в данном томе сообщение о странах древнего мира? (оглавление)

б) Кто такой Эдисон Томас? (оглавление).

 

Библиотекарь: Я поздравляю вас с благополучным возвращением. А теперь вопрос сразу ко всем путешественникам по нашему архипелагу: благодаря чему вы так точно и быстро находили нужный материал? (Весь материал трех томов расположен по алфавиту. Это очень удобно). Молодцы! Многое вспомнили, а узнали - еще больше!

 

Урок № 1 «Детский иллюстрированный каталог» &





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.009 с.)