Работа с терминами и понятиями



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с терминами и понятиями



Три минуты каждого урока библиотекарь уделяет осмыслению основных

понятий, которые всегда записываются на доске. Можно проводить терминологическую разминку: ученики делятся на микрогруппы, каждой м/группе даются 5-6 понятий и 5-8 минут. Задача учеников – записать несколько определений каждого понятия и затем защитить свою точку зрения.

Задача библиотекаря – прокомментировать и дать точные формулировки понятий.

 

Практико-ориентированный подход в преподавании ИБЗ

Чтобы настроить детей на рабочий лад, в начале урока можно им пообещать, что в результате совместной деятельности на сегодняшнем уроке они приобретут такие знания, которые помогут им что-либо делать в реальной жизни. Например:

  • знать и уметь рассказывать веселые истории, случаи и анекдоты;
  • уметь сочинять стихи, текстовки для песен, писать письма и поздравительные открытки;
  • уметь составлять и отгадывать кроссворды;
  • уметь грамотно составлять аналитические записки, критические материалы, бланки и т.д.
  • уметь писать репортажи и очерки;
  • уметь делать аннотации;
  • уметь писать справки, отчеты, рефераты, статьи;
  • уметь свободно, без сложившейся схемы, делать анализ художественного произведения;

и пр.

 

 


Программа и тематическое планирование

информационно-библиографических уроков с 1 по 11 класс

 

 

Класс Тема Рекомендуемое содержание урока Рекомендуемая форма проведения К-во часов
1 кл. 1. Первое посещение библиотеки Цель: Познакомить первоклассников с библиотекой и библиотекарем; дать первые понятия «книга», «библиотека», «читатель», «библиотекарь». Содержание. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой. Различия между книжным магазином и библиотекой. Экскурсия. Рассказ. Беседа. Беседа-просмотр наиболее красочных изданий для детей. Игры: «Встреча с героями любимых книг», «Волшебное дерево сказок», «В гости Азбука пришла» и др. Выставка «Читаем сами». Праздник «Посвящение в читатели». Запись детей в библиотеку. 1 час
  2. Правила и умения обращаться с книгой. Цель: Привить навыки бережного обращения с книгой. Содержание. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг. Рассказ. Беседа у выставки «Книги просят защиты». Урок творчества. Дать возможность детям самим сделать закладки, обложки и другие книжные поделки. Изготовить самодельные книжки-малышки, книжки-раскладушки. Занятия в «Книжкиной больнице». Игра «Книжкина больница». Выставка-конкурс на лучшую книжную поделку. 1 час
2 кл. 1. Школьная библиотека и ее назначение. Выбор книг в библиотеке Цель: Продолжить знакомство с правилами пользования библиотекой, привить навыки самостоятельного выбора книг. Содержание. Продолжение разговора о библиотеке. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Литературные игры, праздники, беседы. Библиотечный фонд. Учебный фонд. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Компьютер, экран, наушники в библиотеке. Пластинки. Кассеты с видео- и магнитными записями, диафильмы, слайды. Дискеты с обучающими программами. Беседа. Работа с личным словариком. Обзор у книжной выставки. Библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет». Праздник-игра «Твой друг – книга». 1 час  
  2. Структура книги. Цель: Дать понятие об основных элементах книги; прививать культуру чтения. Содержание. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Художники детской книги (на примерах Бруни И.Л., Мавриной, Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.). Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.Чарушина, В.Сутеева, Э.Сетон-Томпсона и др. Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: «Мастерим книгу сами». Библиографическая блиц-игра «Мини-презентация книги». Выставка конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге. 1 час
3 кл. 1. Газеты и журналы для детей Цель: Познакомить детей с понятием «периодическое издание», с видами этих изданий, их многообразием. Содержание. Новости со всей России и планеты. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. Премьера основных и лучших детских журналов и газет. Журналы «А почему?», «Мурзилка», «Домовенок», «Веселые картинки», «Дисней», «Клепа», «Миша», «Костер», «Пионер», «АБВГД», «Филя», «Муравейник», «Свирель», «Детская энциклопедия» и др. Газеты «Пионерская правда», «Деловая газета», «Кот и пес», «Жили-были», «Сказка», «Детская роман-газета» и др. Беседа. Выставка периодических изданий. Урок творчества: «Создаем газету сами». Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий» 1 час
  2. История создания книги   Цель: Познакомить детей с историей создания книги. Содержание: Роль книги, как носителя информации.Исторический экскурс – предыстория создания печатных книг. Первые носители информации. О первопечатниках на Руси. Глиняные таблички, береста. Библиотечный фонд.   Рассказ, Беседа. Выставка Урок творчества: тетрадные листы – глиняные таблички. 1-ая группа ребят без помощи букв заносит определенную информацию на «табличку», 2-ая группа ребят пытается отгадать что за информация на «табличке». Затем группы меняются и работают с «берестой». Просмотр слайдов, фильма (если таковые имеются).     1 час
  3. Структура книги Цель: Познакомить с основными элементами книги; дать понятия основных элементов книги. Формировать навыки самостоятельной работы с книгой, развить интерес к чтению. Подготовить учащихся к осознанному выбору литературы. Содержание. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Роль и значение иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, А.Пахомов, Ю.Васнецов, И.Билибин, В.Конашевич, Т.Маврина, Е.Чарушин, М.Матурич и др.)   Рассказ. Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: изготовление книжек-самоделок, игра «Сегодня мы художники», игра «Угадайте, кто нас нарисовал?». Выставка-конкурс книжек-самоделок. 1 час
4 кл. 1. Детский иллюстри-рованный каталог. Системати-ческий каталог. Цель: Познакомить детей с иллюстрированным каталогом. Дать элементарное понятие «каталог». Содержание. Первое знакомство с каталогом. Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Когда следует к нему обращаться. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. «Ключ» к систематическому каталогу, его использование для нахождения материалов в систематическом каталоге. Беседа. Работа с личным словариком. Игра «Поле библиографических чудес». Библиографическая игра-поиск «Найди книгу». 1 час
2. Выбор книг в библиотеке Цель: Продолжить знакомство детей с правилами выбора книг для чтения в библиотеке с помощью каталогов. Привить навыки самостоятельного поиска. Содержание. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: «Самостоятельный подбор книг для чтения». Организация тематической книжной выставки, составление плана чтения по интересам. 1 час
3. Твои первые энциклопе- дии, словари, справочники Цель: Дать представление об энциклопедии, справочнике, словаре и научить ими пользоваться; заинтересовать справочной литературой. Содержание. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?». «Почемучка». Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту. Тематические словарики – подробно рассказывают о чем-то одном: об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др. Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Знакомство с компьютерными программами «ЛИКС-изборник», «Рубрикон». Беседа. Выставка-просмотр «Энциклопедии для детей». Игра-поиск «Книги обо всем на свете» Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок. 2 часа
5 кл. 1. История книги и библиотеки «Аптека души» Цель: познакомить с историей книги от ее истоков до настоящего времени, с древнейшими библиотеками. Содержание. Первые книги (на камне, глине, шелке, воске, бересте, папирусе, пергаменте и др. материале). Изобретение бумаги. Рукописные книги. Древнейшие и средневековые библиотеки (библиотеки Ниневии и Древнего Египта, Александрийская библиотека, книжные собрания Закавказья, Средней Азии, Древней Руси). Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги. Как печатают книги сейчас. Беседа. Библиотечная игра «Что вы знаете о книге» Экскурсия в публичную библиотеку. 2 часа
2. Как построена книга Цель: углубить знания учащихся о структуре книги, чтобы научить пользоваться аппаратом и элементами книги при работе с ней. Содержание. Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание (Оглавление). Словарь (справочный аппарат книги). Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними. Беседа-консультация. Урок-встреча, занятие в форме «Спрашиваем-отвечаем». Работа с личным словариком. Урок творчества: определяем содержание книги при беглом ее просмотре, закрепляем навык внимательного просмотра книги с использованием всех элементов. Оформление: выставка-конкурс наиболее интересных художественных и познавательных книг, где каждый элемент наглядно выполняет свою функцию. 1 час
  3. Выбор книг в библиотеке «Компас в книжном море» Цель: Научить ребят пользоваться библиографическими указателями. Содержание. Библиографические указатели – первые помощники школьника в выборе книг в библиотеке. Книжные выставки. Открытый доступ к книжному фонду, особенности расстановки книг в библиотеке. Внутриполочные выставки. Беседа-консультация, групповой тренинг. Игра-эстафета. Детское справочное бюро. Работа с личным словарем. Оформление: книжная выставка, тематическая полка. 1 час
  4. «Путе-шествие в страну каталогов» Цель: познакомить детей с каталогами, научить ими пользоваться. Содержание. Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиографическое описание документа. Аннотация на каталожной карточке. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Библиографические указатели, тематические списки литературы. Беседа. Экскурсия в публичную или детскую библиотеку. Работа с личным словарем. Турник эрудитов. Самостоятельная работа с каталогом. Оформление: увеличенная каталожная карточка 1 час
6 кл. 1. История развития школьных библиотек Цель: ознакомить с историей возникновения и развития школьных библиотек. Содержание. Школьные библиотеки – старейшие библиотеки России. Библиотеки церковно-приходских школ. Духовные библиотеки. Громкие чтения в России. Беседа. Урок творчества: конкурс фант-проектов «От библиотеки ЦПШ – к школьной библиотеке будущего». Оформление: фото-выставка «Библиотека – храм учения». 1 час
  2. Алфавитный каталог. Цель: познакомить со структурой алфавитного каталога; привить навыки и умения работы с ним при поиске литературы. Содержание. Углубление знаний об алфавитном каталоге. Структура АК. Разделители. Каталожная карточка АК. Шифр. Алгоритм поиска литературы по алфавитному каталогу. Беседа у алфавитного каталога. Экскурсия в библиотеку. Самостоятельная работа: поиск нужных книг с помощью АК Оформление: плакат «Алгоритм поиска по алфавитному каталогу» 1 час
  3. Выбор книг. Библиогра-фические указатели Цель: Привитие навыка самостоятельного поиска литературы. Содержание. Понятие «библиография», ее назначение. Кто ею занимается. Тематическая библиография. Биобиблиография. Профессия – библиограф. Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг. Назначение и особенности вспомогательных указателей. Как пользоваться указателем при выборе книг. Беседа-консультация. Библиографический КВН, библиографическая игра «Счастливый поиск», «Конкурс начитанных и смекалистых». Оформление: выставка информационных и библиографических изданий, выставка одного указателя, тематическая полка «Твои ориентиры в выборе книг». 1 час
  4. Справочная литература. Энциклопе-дии. Словари. Справоч-ники Цель: расширить знания школьников о справочной литературе. Привить интерес к справочной литературе. Обучить умению ею пользоваться. Содержание. Углубление знаний о справочной литературе. Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия (в переводе с греческого означает «круг знаний»). Детские энциклопедии. Первые детские энциклопедии в России (издаются с 18 века). Переводная детская энциклопедия Я.А.Коменского «Мир в картинках». Детская энциклопедия, выпущенная знаменитым русским книгоиздателем И.Д.Сытиным. Современные детские энциклопедии. Структура изданий в целом и отдельных томов, справочный отдел. Основное отличие от взрослых энциклопедий – расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с классификацией областей научного издания, каждой из которых посвящен отдельный том. «Детская энциклопедия», выпущенная издательством «Педагогика». Многотомная «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+» (издается с 1993 года). Переизданная, переработанная и дополненная «Детская энциклопедия» в 5-ти томах И.Д.Сытина для детей 7-12 лет. Энциклопедия «Я познаю мир», «Что есть что», «Большая энциклопедия природы» и др. Основные правила пользования детскими энциклопедиями. Справочники, в них представлены краткие сведения информационного, научного, прикладного характера. Словари, их структура и принципы работы с ними. Энциклопедические словари, выпущенные издательством «Педагогика» (всего 24 наименования). Современные энциклопедические словари издательства «Педагогика-Пресс». Расположение материала по алфавитному принципу. Тематические словари: политические, терминологические, философские, исторические, орфографические, толковые, синонимов, словообразовательные, иностранных слов. Филателистический словарь, словарь юного книголюба и др. Электронные энциклопедии и справочники.. Видеоэнциклопедии. Беседа-консультация, практикум «Самостоятельный поиск», конкурс, турнир эрудитов и знатоков детской справочной литературы «Сумей найти».   Оформление: выставка справочных изданий для детей, «Алгоритм поиска». 2 часа
7 кл 1. Перио-дические издания для подростков Цель: дать информацию о разнообразии репертуара прессы, показать методику ее использования, привить устойчивый интерес к систематическому чтению периодических изданий. Содержание: Газеты и журналы как печатные издания, их отличие от книг. Гуманистические традиции русской периодики, ориентация на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самопознании, самообразовании. Создатели газет и журналов, Расположение материалов в периодическом издании. Тематическая библиографическая информация в газетах и журналах. Справочный отдел последнего номера в году. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе. Премьера ведущих журналов: гуманитарного направления – «Мы», «Детская энциклопедия»; научно-познавательного – «Юный натуралист», «Вокруг света», «Югра», «Друг», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Юный художник». Премьера ведущих газет: «Детская деловая газета», «Пионерская правда», «Детская роман-газета», «Зов». Отраслевые и региональные газеты. Беседа-просмотр, беседа-диалог, обзор периодических изданий для учащихся. Работа с личным словарем. Урок творчества: обзор любимых номеров журнала, газеты. Подбор статей по теме. Игра – придумывание заглавия к статье, определение содержания материала к заголовку. Творческая работа: написание статьи в районную газету или в школьный журнал на интересующую тему, о каком-либо мероприятии в школе, о своем друге и пр. Конкурс на лучшие самодельные газету или журнал «Детский пресс-центр». Игра-конкурс юнкоров «Приобщение к творчеству». Оформление: выставка-просмотр детских периодических изданий. Памятка «Как читать газету?», «Как читать журнал». 1 час
  2. Системати-ческий каталог. Система поиска. Цель: расширить знания о систематизации литературы в библиотеке, о систематическом каталоге, обучить самостоятельному поиску информации. Содержание: Систематический каталог. Титульный лист и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Структура систематического каталога. Основные деления. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Алфавитно-предметный указатель («ключ»), его использование для нахождения книг в систематическом каталоге.   Беседа-консультация, групповой тренинг, экскурсия в публичную библиотеку. Игра-эстафета, турнир эрудитов. Детское справочное бюро. Работа с личным словарем. Оформление: увеличенная каталожная карточка, плакат с перечнем отделов систематического каталога, плакат «Алгоритм поиска по систематическому каталогу». 2 часа
  3. Книга и ее создатели, структура книги, использова-ние ее аппарата при чтении Цель: углубить знания учащихся о книге; содействовать развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы. Содержание. Знакомство с новыми терминами и понятиями: серия, книга, выходные данные, форзац, шмуцтитул, фронтиспис, колонтитул, суперобложка и др. Дополнительные сведения о титульном листе (серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.) Роль иллюстрации в научно-познавательной и художественной книге. Какую службу несут все эти элементы. Знаменитые художники-иллюстраторы. Лекция, беседа-консультация, беседа-просмотр книг, урок-встреча с любимыми книгами. Работа с личным словарем. Практическая работа: определение содержания книг по ее элементам при беглом просмотре. Урок творчества: блиц-игра, презентация книги, игра «Спрашиваем – отвечаем». Составление и разгадывание кроссвордов. Оформление: выставка-просмотр наиболее интересных научно-познавательных и художественных книг. Выставка-конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.   1 час
  4. Твоя домашняя библиотека Цель: познакомить с историей создания крупных домашних библиотек, привить навыки правильной организации домашней библиотеки. Содержание. Личные библиотеки знаменитых людей мира. Организация личной библиотеки. Рекомендации по комплектованию. Расстановка книг. Справочные издания в домашней библиотеке. Семейные чтения в России. Ведение личной библиографической картотеки. Экслибрис. Беседа-консультация. Работа с личным словарем. Конкурс экслибрисов для домашних библиотек. Урок творчества: обзор любимых книг из личной библиотеки (учащихся). Оформление: выставка книг из личной библиотеки педагога или школьника. Плакат с видами экслибриса. Памятка «Личная деловая картотека». 1 час
8 кл. 1. Книги по естествен-ным наукам и технике для старших подростков Цель: дать понятие о научно-познавательной литературе и ее назначении, показать жанровое и видовое разнообразие научно-познавательной литературы в помощь учебе. Содержание: Научно-познавательные книги для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения. Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным наукам и технике. Серии книг по ЕНЛ и технике, их тематика: связь со школьной программой. Отражение литературы по естественным наукам в каталоге и систематической картотеке статей. Поиск информации с использованием компьютера. Лекция-обзор, тренинг, устный журнал, игра-путешествие. Оформление: выставка, просмотр научно-познавательной литературы с использованием серийных изданий. 1 час
  2. Электронные базы данных Цель: познакомить детей с электронной версией каталога. Привить навыки пользования. Содержание. Электронные базы данных поступлений в библиотечный фонд. Использование их для получения информации. Поисковые языки Назначение электронных изданий. Использование электронных изданий. Компьютерная программа 1С «Школьная библиотека». Коллекция энциклопедий «Рубрикон». Беседа-консультация. Демонстрация электронной базы данных, получения информации в электронном режиме. Практическая работа: поиск информации с помощью коллекции энциклопедий «Рубрикон» и электронного каталога 1 час
  3.Справочно-библиогра-фический аппарат библиотеки Цель: привитие навыков самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, правильного оформления списка литературы. Содержание: Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг. Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Библиографические указатели. Новые средства распространения информации – электронные библиографические. Электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного библиотечного каталога. Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ), отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.). Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Поиск литературы с помощью каталогов и картотек (повторение), компьютерный поиск по электронным базам данных. Принцип работы со справочными изданиями. Правила составления библиографического списка литературы. Лекция, тренинг-практикум, беседа-диалог, игра-эстафета, викторина-поиск, ролевая игра. Оформление: справочный уголок читателя, алгоритм поиска по каталогу и картотеке, памятка «Как пользоватьсяИнтернетом», памятка «Новые средства распространения информации помощь учебе». 2 часа
9 кл. 1. Периоди-ческие издания для молодежи Цель: сформировать устойчивый интерес к газетам и журналам, привить навыки политической культуры и альтернативности мышления. Содержание. Роль периодических изданий в повышении интеллектуального уровня человека. Современные периодические издания для молодежи, их разнообразие, профиль, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий. Газеты: «Юношеская газета», «Комсомольская правда», «Перемена» и др. Журналы: «Собеседник», «Мы», «Смена», «Юность», «Техника молодежи», «Вокруг света», «Югра» и др. Местная молодежная пресса. Формы и методы работы с периодикой. Периодическое издание как средство для проведения дискуссий. Использование картотеки газетных и журнальных статей. Собеседования, обзор молодежных периодических изданий, устный журнал, урок пресс-конференция, уроки-путешествия, уроки-диалоги. Урок творчества «Один день жизни ХХI века» (по газетным материалам). Оформление: выставка-просмотр молодежной прессы, рекламный плакат «Читай свою прессу» или «Школьная библиотека выписывает…» 1 час
  2. Самостоя-тельная работа с книгой. Цель: обучить методике составления плана книги, статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы. Содержание. Цель чтения, деловое чтение. Методы самостоятельной работы с книгой, статьей. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Изучение прочитанного, ведение записей: выписки, план, тезисы (греческое слово, означающее «положение», «утверждение»), конспект (в переводе с латинского – «обзор»). Виды конспектов (текстуальный, свободный, смешанный). Основные правила ведения записей. Оформление, систематизация конспектов, тезисов, цитат, газетных и журнальных вырезок. Методика составления списка использованной литературы. Лекция, беседа-консультация, практикум, индивидуальный тренинг, час самообразования. Обсуждение тезисов и конспектов книги, статьи. Оформление: образец составления списка литературы, образец конспект-схемы статьи, книжная выставка, тематическая полка. 1 час
  3. Итоговый урок «Основы ББЗ» Цель: повторить и проверить информационные и библиотечно-библиографические знания детей. Содержание. Активная форма итогового урока, сочетает в себе повторение пройденного материала в форме викторины. Предварительное консультирование. Визитная карточка команд. Разминка. Профессия библиотекаря, библиографа. Типы литературы. Структура книги. СБА. Конкурсы для болельщиков. Библиографическая информина. Оборудование: каталоги, картотеки, справочники и энциклопедии для практических заданий, комплекты литературы. Оформление: плакаты с эмблемами команд и цитатами, девизы, эпиграфы. Табло (экран), оценочные листы. Музыкальное оформление. 1 час
10 – 11 кл. 1. Основы информа-ционной культуры Цель: Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе с литературой. Воспитание культуры чтения. Содержание. 1.Многозначность понятия «информация», классификация информации, понятие «информационная культура». Анализ и переработка информации.   2.Библиотека как система организации информационных ресурсов общества. Современный информационный и библиотечный сервис. Библиотека как информационно-поисковая система. Адресный поиск и алгоритм его выполнения. СБА библиотеки.   3.Методы самостоятельной работы с книгой. Чтение как сложный интеллектуальный процесс. Цели и способы чтения. Виды чтения. Основные интеллектуальные операции. Мыслительные приемы. Виды памяти и приемы запоминания. Основные приемы интеллектуальной работы с учебными текстами. Способы записи о прочитанном. Требования, предъявляемые к оформлению записей.   4.Технология подготовки тезисов, доклада, реферата. Основные этапы и технология работы над тезисами, докладом, рефератом по заданной теме. Поиск и отбор литературы по заданной теме; анализ документов; оформление переработанной информации в виде выписок, конспекта и др. Правила оформления реферата, списка литературы.   5.Персональный компьютер как основа информационных технологий. Компьютер как средство обработки различных информационных массивов. Прикладные программы обработки информации. Электронная почта. Локальная сеть. Интернет. Понятие «искусственный интеллект». Лекция. Семинарское занятие. Практикум. Подготовка аннотаций, рецензий, отзывов на книгу, статью.   Оформление: книжная выставка «Учись учиться». Плакат с образцами оформления тезисов, рефератов. Плакат с алгоритмами поиска информации по АК, СК, СКС. 5 часов: 10-3ч. 11-2ч.

 

 

Урок № 1 (А) «Первое посещение библиотеки» &



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.009 с.)