Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Работа с терминами и понятиями
Содержание книги
- В помощь преподавателю курса
- Работа с терминами и понятиями
- Тарасенко С., заведующая библиотекой Аганской МНОСШ
- Сабадышина Е., заведующая библиотекой Излучинской МОНШ № 2
- Галайдо С. , заведующая библиотекой новоаганской монш
- Баканова Л. , заведующая библиотекой новоаганской моош
- Галайдо С. ,заведующая библиотекой новоаганской монш
- Васильева Л.В., заведующая библиотекой Покурской МОСШ
- Урок № 3 /1 «выбор книг в библиотеке . «компас в книжном море»
- Деркач Л. А., библиотекарь Излучинской МОСШ № 1
- Салихова Л.И., заведующая библиотекой Варьеганской МНОСШ
- Гусева Ю.В., заведующая библиотекой Излучинской МОСШ № 2
- Горелова Е., заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2,
- Горелова Е. , заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2
- Валуева Л., библиотекарь Зайцевореченской МОСШ
- Толковый словарь русских глаголов.
- Бобравничая С., заведующая библиотекой Излучинской МОСШ № 1
- Деркач Л., библиотекарь Излучинской МОСШ № 1
- Титовская Н. , библиотекарь ддш «надежда»
- Горелова Е.В., заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2
- Шаламова Г. , библиотекарь ватинской мосш
- Васильева Л., библиотекарь Покурской МОСШ
- О рациональных приёмах работы с текстом
- Несколько очень важных правил
- Специальные советы по запоминанию
- Павлова Л. , заведующая библиотекой излучинского моцо
Три минуты каждого урока библиотекарь уделяет осмыслению основных
понятий, которые всегда записываются на доске. Можно проводить терминологическую разминку: ученики делятся на микрогруппы, каждой м/группе даются 5-6 понятий и 5-8 минут. Задача учеников – записать несколько определений каждого понятия и затем защитить свою точку зрения.
Задача библиотекаря – прокомментировать и дать точные формулировки понятий.
Практико-ориентированный подход в преподавании ИБЗ
Чтобы настроить детей на рабочий лад, в начале урока можно им пообещать, что в результате совместной деятельности на сегодняшнем уроке они приобретут такие знания, которые помогут им что-либо делать в реальной жизни. Например:
- знать и уметь рассказывать веселые истории, случаи и анекдоты;
- уметь сочинять стихи, текстовки для песен, писать письма и поздравительные открытки;
- уметь составлять и отгадывать кроссворды;
- уметь грамотно составлять аналитические записки, критические материалы, бланки и т.д.
- уметь писать репортажи и очерки;
- уметь делать аннотации;
- уметь писать справки, отчеты, рефераты, статьи;
- уметь свободно, без сложившейся схемы, делать анализ художественного произведения;
и пр.
Программа и тематическое планирование
информационно-библиографических уроков с 1 по 11 класс
Класс
| Тема
| Рекомендуемое содержание урока
| Рекомендуемая форма проведения
| К-во часов
| 1 кл.
| 1. Первое посещение библиотеки
| Цель: Познакомить первоклассников с библиотекой и библиотекарем; дать первые понятия «книга», «библиотека», «читатель», «библиотекарь».
Содержание. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой. Различия между книжным магазином и библиотекой.
| Экскурсия. Рассказ. Беседа. Беседа-просмотр наиболее красочных изданий для детей. Игры: «Встреча с героями любимых книг», «Волшебное дерево сказок», «В гости Азбука пришла» и др. Выставка «Читаем сами».
Праздник «Посвящение в читатели». Запись детей в библиотеку.
| 1 час
|
| 2. Правила и умения обращаться с книгой.
| Цель: Привить навыки бережного обращения с книгой.
Содержание. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг.
| Рассказ. Беседа у выставки «Книги просят защиты».
Урок творчества. Дать возможность детям самим сделать закладки, обложки и другие книжные поделки. Изготовить самодельные книжки-малышки, книжки-раскладушки. Занятия в «Книжкиной больнице».
Игра «Книжкина больница». Выставка-конкурс на лучшую книжную поделку.
| 1 час
| 2 кл.
| 1. Школьная библиотека и ее назначение. Выбор книг в библиотеке
| Цель: Продолжить знакомство с правилами пользования библиотекой, привить навыки самостоятельного выбора книг.
Содержание. Продолжение разговора о библиотеке. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Литературные игры, праздники, беседы.
Библиотечный фонд. Учебный фонд. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
Компьютер, экран, наушники в библиотеке. Пластинки. Кассеты с видео- и магнитными записями, диафильмы, слайды. Дискеты с обучающими программами.
| Беседа. Работа с личным словариком. Обзор у книжной выставки. Библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет». Праздник-игра «Твой друг – книга».
| 1 час
|
| 2. Структура книги.
| Цель: Дать понятие об основных элементах книги; прививать культуру чтения.
Содержание. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации.
Художники детской книги (на примерах Бруни И.Л., Мавриной, Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.). Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.Чарушина, В.Сутеева, Э.Сетон-Томпсона и др.
| Беседа. Работа с личным словариком.
Урок творчества: «Мастерим книгу сами». Библиографическая блиц-игра «Мини-презентация книги».
Выставка конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.
| 1 час
| 3 кл.
| 1. Газеты и журналы для детей
| Цель: Познакомить детей с понятием «периодическое издание», с видами этих изданий, их многообразием.
Содержание. Новости со всей России и планеты. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция.
Премьера основных и лучших детских журналов и газет. Журналы «А почему?», «Мурзилка», «Домовенок», «Веселые картинки», «Дисней», «Клепа», «Миша», «Костер», «Пионер», «АБВГД», «Филя», «Муравейник», «Свирель», «Детская энциклопедия» и др.
Газеты «Пионерская правда», «Деловая газета», «Кот и пес», «Жили-были», «Сказка», «Детская роман-газета» и др.
| Беседа. Выставка периодических изданий.
Урок творчества: «Создаем газету сами».
Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий»
| 1 час
|
| 2. История создания книги
| Цель: Познакомить детей с историей создания книги.
Содержание: Роль книги, как носителя информации.Исторический экскурс – предыстория создания печатных книг. Первые носители информации. О первопечатниках на Руси. Глиняные таблички, береста. Библиотечный фонд.
| Рассказ, Беседа. Выставка
Урок творчества: тетрадные листы – глиняные таблички. 1-ая группа ребят без помощи букв заносит определенную информацию на «табличку», 2-ая группа ребят пытается отгадать что за информация на «табличке». Затем группы меняются и работают с «берестой».
Просмотр слайдов, фильма (если таковые имеются).
| 1 час
|
| 3. Структура книги
| Цель: Познакомить с основными элементами книги; дать понятия основных элементов книги. Формировать навыки самостоятельной работы с книгой, развить интерес к чтению. Подготовить учащихся к осознанному выбору литературы.
Содержание. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Роль и значение иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, А.Пахомов, Ю.Васнецов, И.Билибин, В.Конашевич, Т.Маврина, Е.Чарушин, М.Матурич и др.)
| Рассказ. Беседа. Работа с личным словариком.
Урок творчества: изготовление книжек-самоделок, игра «Сегодня мы художники», игра «Угадайте, кто нас нарисовал?».
Выставка-конкурс книжек-самоделок.
| 1 час
| 4 кл.
| 1. Детский иллюстри-рованный каталог. Системати-ческий каталог.
| Цель: Познакомить детей с иллюстрированным каталогом. Дать элементарное понятие «каталог».
Содержание. Первое знакомство с каталогом. Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Когда следует к нему обращаться. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. «Ключ» к систематическому каталогу, его использование для нахождения материалов в систематическом каталоге.
| Беседа. Работа с личным словариком. Игра «Поле библиографических чудес». Библиографическая игра-поиск «Найди книгу».
| 1 час
| 2. Выбор книг в библиотеке
| Цель: Продолжить знакомство детей с правилами выбора книг для чтения в библиотеке с помощью каталогов. Привить навыки самостоятельного поиска.
Содержание. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат.
| Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: «Самостоятельный подбор книг для чтения». Организация тематической книжной выставки, составление плана чтения по интересам.
| 1 час
| 3. Твои первые энциклопе-
дии, словари, справочники
| Цель: Дать представление об энциклопедии, справочнике, словаре и научить ими пользоваться; заинтересовать справочной литературой.
Содержание. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?». «Почемучка». Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту.
Тематические словарики – подробно рассказывают о чем-то одном: об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др. Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика.
Знакомство с компьютерными программами «ЛИКС-изборник», «Рубрикон».
| Беседа. Выставка-просмотр «Энциклопедии для детей».
Игра-поиск «Книги обо всем на свете» Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок.
| 2 часа
| 5 кл.
| 1. История книги и библиотеки «Аптека души»
| Цель: познакомить с историей книги от ее истоков до настоящего времени, с древнейшими библиотеками.
Содержание. Первые книги (на камне, глине, шелке, воске, бересте, папирусе, пергаменте и др. материале). Изобретение бумаги. Рукописные книги. Древнейшие и средневековые библиотеки (библиотеки Ниневии и Древнего Египта, Александрийская библиотека, книжные собрания Закавказья, Средней Азии, Древней Руси).
Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги.
Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги.
Как печатают книги сейчас.
| Беседа.
Библиотечная игра «Что вы знаете о книге»
Экскурсия в публичную библиотеку.
| 2 часа
| 2. Как построена книга
| Цель: углубить знания учащихся о структуре книги, чтобы научить пользоваться аппаратом и элементами книги при работе с ней.
Содержание. Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание (Оглавление). Словарь (справочный аппарат книги). Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними.
| Беседа-консультация. Урок-встреча, занятие в форме «Спрашиваем-отвечаем». Работа с личным словариком.
Урок творчества: определяем содержание книги при беглом ее просмотре, закрепляем навык внимательного просмотра книги с использованием всех элементов.
Оформление: выставка-конкурс наиболее интересных художественных и познавательных книг, где каждый элемент наглядно выполняет свою функцию.
| 1 час
|
| 3. Выбор книг в библиотеке «Компас в книжном море»
| Цель: Научить ребят пользоваться библиографическими указателями.
Содержание. Библиографические указатели – первые помощники школьника в выборе книг в библиотеке. Книжные выставки. Открытый доступ к книжному фонду, особенности расстановки книг в библиотеке. Внутриполочные выставки.
| Беседа-консультация, групповой тренинг. Игра-эстафета. Детское справочное бюро. Работа с личным словарем.
Оформление: книжная выставка, тематическая полка.
| 1 час
|
| 4. «Путе-шествие в страну каталогов»
| Цель: познакомить детей с каталогами, научить ими пользоваться.
Содержание. Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиографическое описание документа. Аннотация на каталожной карточке. Расположение карточек в каталоге и книг на полке.
Библиографические указатели, тематические списки литературы.
| Беседа. Экскурсия в публичную или детскую библиотеку. Работа с личным словарем. Турник эрудитов.
Самостоятельная работа с каталогом.
Оформление: увеличенная каталожная карточка
| 1 час
| 6 кл.
| 1. История развития школьных библиотек
| Цель: ознакомить с историей возникновения и развития школьных библиотек.
Содержание. Школьные библиотеки – старейшие библиотеки России. Библиотеки церковно-приходских школ. Духовные библиотеки. Громкие чтения в России.
| Беседа. Урок творчества: конкурс фант-проектов «От библиотеки ЦПШ – к школьной библиотеке будущего».
Оформление: фото-выставка «Библиотека – храм учения».
| 1 час
|
| 2. Алфавитный каталог.
| Цель: познакомить со структурой алфавитного каталога; привить навыки и умения работы с ним при поиске литературы.
Содержание. Углубление знаний об алфавитном каталоге. Структура АК. Разделители. Каталожная карточка АК. Шифр. Алгоритм поиска литературы по алфавитному каталогу.
| Беседа у алфавитного каталога. Экскурсия в библиотеку. Самостоятельная работа: поиск нужных книг с помощью АК
Оформление: плакат «Алгоритм поиска по алфавитному каталогу»
| 1 час
|
| 3. Выбор книг. Библиогра-фические указатели
| Цель: Привитие навыка самостоятельного поиска литературы.
Содержание. Понятие «библиография», ее назначение. Кто ею занимается. Тематическая библиография. Биобиблиография. Профессия – библиограф. Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг. Назначение и особенности вспомогательных указателей. Как пользоваться указателем при выборе книг.
| Беседа-консультация. Библиографический КВН, библиографическая игра «Счастливый поиск», «Конкурс начитанных и смекалистых».
Оформление: выставка информационных и библиографических изданий, выставка одного указателя, тематическая полка «Твои ориентиры в выборе книг».
| 1 час
|
| 4. Справочная литература. Энциклопе-дии. Словари. Справоч-ники
| Цель: расширить знания школьников о справочной литературе. Привить интерес к справочной литературе. Обучить умению ею пользоваться.
Содержание. Углубление знаний о справочной литературе.
Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия (в переводе с греческого означает «круг знаний»).
Детские энциклопедии. Первые детские энциклопедии в России (издаются с 18 века). Переводная детская энциклопедия Я.А.Коменского «Мир в картинках». Детская энциклопедия, выпущенная знаменитым русским книгоиздателем И.Д.Сытиным.
Современные детские энциклопедии. Структура изданий в целом и отдельных томов, справочный отдел. Основное отличие от взрослых энциклопедий – расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с классификацией областей научного издания, каждой из которых посвящен отдельный том. «Детская энциклопедия», выпущенная издательством «Педагогика». Многотомная «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+» (издается с 1993 года). Переизданная, переработанная и дополненная «Детская энциклопедия» в 5-ти томах И.Д.Сытина для детей 7-12 лет. Энциклопедия «Я познаю мир», «Что есть что», «Большая энциклопедия природы» и др.
Основные правила пользования детскими энциклопедиями.
Справочники, в них представлены краткие сведения информационного, научного, прикладного характера.
Словари, их структура и принципы работы с ними.
Энциклопедические словари, выпущенные издательством «Педагогика» (всего 24 наименования). Современные энциклопедические словари издательства «Педагогика-Пресс». Расположение материала по алфавитному принципу.
Тематические словари: политические, терминологические, философские, исторические, орфографические, толковые, синонимов, словообразовательные, иностранных слов. Филателистический словарь, словарь юного книголюба и др.
Электронные энциклопедии и справочники.. Видеоэнциклопедии.
| Беседа-консультация, практикум «Самостоятельный поиск», конкурс, турнир эрудитов и знатоков детской справочной литературы «Сумей найти».
Оформление: выставка справочных изданий для детей, «Алгоритм поиска».
| 2 часа
| 7 кл
| 1. Перио-дические издания для подростков
| Цель: дать информацию о разнообразии репертуара прессы, показать методику ее использования, привить устойчивый интерес к систематическому чтению периодических изданий.
Содержание: Газеты и журналы как печатные издания, их отличие от книг. Гуманистические традиции русской периодики, ориентация на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самопознании, самообразовании. Создатели газет и журналов, Расположение материалов в периодическом издании. Тематическая библиографическая информация в газетах и журналах. Справочный отдел последнего номера в году. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе.
Премьера ведущих журналов: гуманитарного направления – «Мы», «Детская энциклопедия»; научно-познавательного – «Юный натуралист», «Вокруг света», «Югра», «Друг», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Юный художник».
Премьера ведущих газет: «Детская деловая газета», «Пионерская правда», «Детская роман-газета», «Зов».
Отраслевые и региональные газеты.
| Беседа-просмотр, беседа-диалог, обзор периодических изданий для учащихся. Работа с личным словарем.
Урок творчества: обзор любимых номеров журнала, газеты. Подбор статей по теме. Игра – придумывание заглавия к статье, определение содержания материала к заголовку.
Творческая работа: написание статьи в районную газету или в школьный журнал на интересующую тему, о каком-либо мероприятии в школе, о своем друге и пр.
Конкурс на лучшие самодельные газету или журнал «Детский пресс-центр». Игра-конкурс юнкоров «Приобщение к творчеству».
Оформление: выставка-просмотр детских периодических изданий. Памятка «Как читать газету?», «Как читать журнал».
| 1 час
|
| 2. Системати-ческий каталог. Система поиска.
| Цель: расширить знания о систематизации литературы в библиотеке, о систематическом каталоге, обучить самостоятельному поиску информации.
Содержание: Систематический каталог. Титульный лист и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Структура систематического каталога. Основные деления. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полке. Алфавитно-предметный указатель («ключ»), его использование для нахождения книг в систематическом каталоге.
| Беседа-консультация, групповой тренинг, экскурсия в публичную библиотеку. Игра-эстафета, турнир эрудитов. Детское справочное бюро. Работа с личным словарем.
Оформление: увеличенная каталожная карточка, плакат с перечнем отделов систематического каталога, плакат «Алгоритм поиска по систематическому каталогу».
| 2 часа
|
| 3. Книга и ее создатели, структура книги, использова-ние ее аппарата при чтении
| Цель: углубить знания учащихся о книге; содействовать развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы.
Содержание. Знакомство с новыми терминами и понятиями: серия, книга, выходные данные, форзац, шмуцтитул, фронтиспис, колонтитул, суперобложка и др.
Дополнительные сведения о титульном листе (серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.) Роль иллюстрации в научно-познавательной и художественной книге. Какую службу несут все эти элементы.
Знаменитые художники-иллюстраторы.
| Лекция, беседа-консультация, беседа-просмотр книг, урок-встреча с любимыми книгами. Работа с личным словарем. Практическая работа: определение содержания книг по ее элементам при беглом просмотре.
Урок творчества: блиц-игра, презентация книги, игра «Спрашиваем – отвечаем». Составление и разгадывание кроссвордов.
Оформление: выставка-просмотр наиболее интересных научно-познавательных и художественных книг. Выставка-конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.
| 1 час
|
| 4. Твоя домашняя библиотека
| Цель: познакомить с историей создания крупных домашних библиотек, привить навыки правильной организации домашней библиотеки.
Содержание. Личные библиотеки знаменитых людей мира. Организация личной библиотеки. Рекомендации по комплектованию. Расстановка книг. Справочные издания в домашней библиотеке. Семейные чтения в России.
Ведение личной библиографической картотеки.
Экслибрис.
| Беседа-консультация. Работа с личным словарем.
Конкурс экслибрисов для домашних библиотек.
Урок творчества: обзор любимых книг из личной библиотеки (учащихся).
Оформление: выставка книг из личной библиотеки педагога или школьника. Плакат с видами экслибриса. Памятка «Личная деловая картотека».
| 1 час
| 8 кл.
| 1. Книги по естествен-ным наукам и технике для старших подростков
| Цель: дать понятие о научно-познавательной литературе и ее назначении, показать жанровое и видовое разнообразие научно-познавательной литературы в помощь учебе.
Содержание: Научно-познавательные книги для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения.
Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным наукам и технике. Серии книг по ЕНЛ и технике, их тематика: связь со школьной программой. Отражение литературы по естественным наукам в каталоге и систематической картотеке статей.
Поиск информации с использованием компьютера.
| Лекция-обзор, тренинг, устный журнал, игра-путешествие.
Оформление: выставка, просмотр научно-познавательной литературы с использованием серийных изданий.
| 1 час
|
| 2. Электронные базы данных
| Цель: познакомить детей с электронной версией каталога. Привить навыки пользования.
Содержание. Электронные базы данных поступлений в библиотечный фонд. Использование их для получения информации. Поисковые языки Назначение электронных изданий. Использование электронных изданий. Компьютерная программа 1С «Школьная библиотека». Коллекция энциклопедий «Рубрикон».
| Беседа-консультация. Демонстрация электронной базы данных, получения информации в электронном режиме. Практическая работа: поиск информации с помощью коллекции энциклопедий «Рубрикон» и электронного каталога
| 1 час
|
| 3.Справочно-библиогра-фический аппарат библиотеки
| Цель: привитие навыков самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, правильного оформления списка литературы.
Содержание: Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг.
Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Библиографические указатели.
Новые средства распространения информации – электронные библиографические. Электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного библиотечного каталога.
Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ), отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.). Отраслевые словари и книги энциклопедического характера.
Поиск литературы с помощью каталогов и картотек (повторение), компьютерный поиск по электронным базам данных. Принцип работы со справочными изданиями.
Правила составления библиографического списка литературы.
| Лекция, тренинг-практикум, беседа-диалог, игра-эстафета, викторина-поиск, ролевая игра.
Оформление: справочный уголок читателя, алгоритм поиска по каталогу и картотеке, памятка «Как пользоватьсяИнтернетом», памятка «Новые средства распространения информации помощь учебе».
| 2 часа
| 9 кл.
| 1. Периоди-ческие издания для молодежи
| Цель: сформировать устойчивый интерес к газетам и журналам, привить навыки политической культуры и альтернативности мышления.
Содержание. Роль периодических изданий в повышении интеллектуального уровня человека. Современные периодические издания для молодежи, их разнообразие, профиль, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий. Газеты: «Юношеская газета», «Комсомольская правда», «Перемена» и др. Журналы: «Собеседник», «Мы», «Смена», «Юность», «Техника молодежи», «Вокруг света», «Югра» и др.
Местная молодежная пресса.
Формы и методы работы с периодикой. Периодическое издание как средство для проведения дискуссий. Использование картотеки газетных и журнальных статей.
| Собеседования, обзор молодежных периодических изданий, устный журнал, урок пресс-конференция, уроки-путешествия, уроки-диалоги. Урок творчества «Один день жизни ХХI века» (по газетным материалам).
Оформление: выставка-просмотр молодежной прессы, рекламный плакат «Читай свою прессу» или «Школьная библиотека выписывает…»
| 1 час
|
| 2. Самостоя-тельная работа с книгой.
| Цель: обучить методике составления плана книги, статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы.
Содержание. Цель чтения, деловое чтение. Методы самостоятельной работы с книгой, статьей. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Изучение прочитанного, ведение записей: выписки, план, тезисы (греческое слово, означающее «положение», «утверждение»), конспект (в переводе с латинского – «обзор»). Виды конспектов (текстуальный, свободный, смешанный). Основные правила ведения записей.
Оформление, систематизация конспектов, тезисов, цитат, газетных и журнальных вырезок.
Методика составления списка использованной литературы.
| Лекция, беседа-консультация, практикум, индивидуальный тренинг, час самообразования. Обсуждение тезисов и конспектов книги, статьи.
Оформление: образец составления списка литературы, образец конспект-схемы статьи, книжная выставка, тематическая полка.
| 1 час
|
| 3. Итоговый урок «Основы
ББЗ»
| Цель: повторить и проверить информационные и библиотечно-библиографические знания детей.
Содержание. Активная форма итогового урока, сочетает в себе повторение пройденного материала в форме викторины.
Предварительное консультирование. Визитная карточка команд. Разминка. Профессия библиотекаря, библиографа. Типы литературы. Структура книги. СБА. Конкурсы для болельщиков.
| Библиографическая информина.
Оборудование: каталоги, картотеки, справочники и энциклопедии для практических заданий, комплекты литературы.
Оформление: плакаты с эмблемами команд и цитатами, девизы, эпиграфы. Табло (экран), оценочные листы. Музыкальное оформление.
| 1 час
| 10 – 11 кл.
| 1. Основы информа-ционной культуры
| Цель: Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе с литературой. Воспитание культуры чтения.
Содержание.
1.Многозначность понятия «информация», классификация информации, понятие «информационная культура». Анализ и переработка информации.
2.Библиотека как система организации информационных ресурсов общества. Современный информационный и библиотечный сервис. Библиотека как информационно-поисковая система. Адресный поиск и алгоритм его выполнения. СБА библиотеки.
3.Методы самостоятельной работы с книгой. Чтение как сложный интеллектуальный процесс. Цели и способы чтения. Виды чтения. Основные интеллектуальные операции. Мыслительные приемы. Виды памяти и приемы запоминания. Основные приемы интеллектуальной работы с учебными текстами. Способы записи о прочитанном. Требования, предъявляемые к оформлению записей.
4.Технология подготовки тезисов, доклада, реферата. Основные этапы и технология работы над тезисами, докладом, рефератом по заданной теме. Поиск и отбор литературы по заданной теме; анализ документов; оформление переработанной информации в виде выписок, конспекта и др. Правила оформления реферата, списка литературы.
5.Персональный компьютер как основа информационных технологий. Компьютер как средство обработки различных информационных массивов. Прикладные программы обработки информации. Электронная почта. Локальная сеть. Интернет. Понятие «искусственный интеллект».
| Лекция. Семинарское занятие. Практикум. Подготовка аннотаций, рецензий, отзывов на книгу, статью.
Оформление: книжная выставка «Учись учиться». Плакат с образцами оформления тезисов, рефератов. Плакат с алгоритмами поиска информации по АК, СК, СКС.
| 5 часов:
10-3ч.
11-2ч.
|
Урок № 1 (А) «Первое посещение библиотеки» &
|