ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бобравничая С., заведующая библиотекой Излучинской МОСШ № 1



 

Цель урока: пополнить знания ребят о периодических изданиях; познакомить с периодическими изданиями для возрастной группы 14-15 лет; дать общее представление о структуре журнала; привить навыки правильного чтения периодического издания.

Оборудование: выставка периодических изданий «Юный натуралист», «Бум», «Мир техники», «Юный техник», «Штучка», «Свирель», «АиФ Детская энциклопедия», «Клепа»; профессиональные журналы для педагогов, медиков, психологов и пр.; плакат «Наша библиотека выписывает периодические издания в ___ году; таблички с названиями представленных на выставке журналов; жетоны.

 

Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Периодические издания в жизни современного школьника». Эта тема очень актуальна, потому что пройдет не так уж много времени, и вы займетесь активной творческой и общественной деятельностью. Вашими непременными спутниками в жизни станут периодические издания: практически для любой профессии на свете существуют свои профессиональные периодические издания (пример).

Что же такое периодические издания? Это совокупность печатных изданий, выпускаемых в определенный промежуток, период времени. Периодические издания - это основные средства массовой информации. К периодическим изданиям относятся газеты и журналы, периодические сборники и бюллетени.

Современные периодические издания рассказывают о политических событиях в мире (пример), о новостях в области науки и техники (пример), занимают с пользой для ума и сердца ваше свободное время (пример), помогают развивать память (пример), помогают не отставать от моды (пример), знакомят с произведениями современных отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Одним словом, существует великое множество различных журналов и газет на любой вкус.

В древние времена люди сначала писали свои рассказы на пергаменте (специально выделанной коже), а уже потом, с 15 века, на бумаге. Из таких рукописных изданий можно было узнать, какие племена жили ранее на нашей земле, откуда произошло само название «Русь», о том, как и с кем, воевали русские князья, как строили города и еще многое другое.

Вопрос: Постарайтесь, ребята, вспомнить материал наших прошлых уроков и скажите, когда появилась бумага?

Производство бумаги началось при Иване Грозном, почти одновременно с появлением первых печатных книг. На специальных печатных мельницах бумагу «отмачивали» вручную. Для этого сначала размачивали тряпье, затем погружали в бочку с получившейся жидкой массой в специальную сетку: вода стекала, и на сетке оставался тонкий волокнистый слой. Его опрокидывали на гладкую поверхность и прижимали грузом. После этого оставалось лишь просушить получившиеся листы.

Бумажное дело начинает активно развиваться при Петре I: повсеместно организуется производство бумаги. А первая бумагоделательная машина появилась в нашей стране в 1934 году.

Вопрос: Скажите, ребята, когда вышла первая газета и как она называлась?

Газета – это история мира за одни сутки. В словаре Владимира Даля сказано, что это слово имеет итальянское происхождение, в переводе означает повременное, срочное издание, денник, ведомости в виде отдельных листов. Это слово связывают с названием итальянской монеты – «газэтты». Есть мнение, что в середине 16 века она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам и их клиентам торговые новости.

В старину говорили про иного человека: «Он газетничает», т.е разносит по округе сплетни, слухи, новости.

Сложно придумать более точное определение для этого вида периодики, старейшего и одного из самых распространенных. История газетного дела ведет начало с 1609 года, а первая русская газета «Куранты» появилась в 1621 году. Она была рукописной и издавалась всего в нескольких экземплярах. Ее читателями были царь и бояре.

Вопрос: Назовите главные признаки газеты как особого типа печатного издания.

Ответ: периодичность, массовость, оперативность.

 

А сейчас, ребята, давайте поговорим о не менее важном периодическом издании – журнале. Слово «журнал» в переводе с французского обозначает периодическое издание, которое выходит по установленным срокам, имеющее вид книжки, содержащей статьи или произведения разных авторов.

Обратите внимание на эту выставку: вы можете найти здесь журналы по своему вкусу. Если вас интересуют новости техники, почитайте журналы «Юный техник» и «Мир техники». Если вы увлекаетесь жизнью живого мира, то вам адресованы такие журналы как «Юный натуралист» и «Свирель». Все периодические издания, которые выписывает для вас наша библиотека, указаны на плакате. Это далеко не единственные журналы, и в читальном зале детской районной библиотеки их гораздо больше.

А теперь, ребята, обратите внимание на свои жетоны: они разного цвета, и я предлагаю вам распределиться по группам в соответствии с цветом ваших жетонов. Итак, у нас получилось несколько редакционных советов. Ваша задача: выбрать с выставки один из журналов, найти годовую подшивку этого издания и внимательно с ним ознакомиться. Затем вы должны будете определить: в какой сфере работает этот журнал, для кого он предназначен, какие рубрики он освещает в своих выпусках. Какие авторы наиболее часто печатают свои материалы в журнале. Каждый редакционный совет примет участие в пресс-конференции, которая состоится через 10 минут. На ней вы должны будете представить свое выступление и осветить такие вопросы:

  • что вам нравится и что не нравится в этом журнале;
  • что бы вы хотели в нем изменить;
  • рассказать о самом интересном сообщении или статье из вашего журнала.

 

Итак, редакционные советы, за работу. В вашем распоряжении 10 минут.

Через установленное время редакционные советы представляют свои сообщения.

 

Ну вот, ребята, сегодня мы познакомились с некоторыми журналами, адресованными современному школьнику, узнали историю появления газеты. Подумайте и ответьте, пожалуйста, на вопрос: какова роль периодических изданий в жизни человека и общества?

Знаете ли вы, как называется журнал, который издается в нашей школе, и о чем в нем рассказывается? Если у вас есть материал, который заинтересует ваших сверстников, обращайтесь в редакцию журнала «Школьная жизнь».

Я думаю, ребята, что среди множества журналов и газет в библиотеках нашего поселка вы найдете интересные для себя издания. Вы также можете выписать периодические издания на свой домашний адрес во время подписной кампании.

Ребята, в заключении урока я хочу вам дать памятку читателю периодических изданий послушайте, пожалуйста, эту информацию. Она будет вам очень полезна:

Памятка для газет:

  1. Если хочешь прочесть газету

- сосредоточься;

- разверни и просмотри структуру газеты;

- читать надо начинать с первой страницы, колонки редактора. В этой статье редактор дает оценку самым последним политическим, событиям страны. На этой же странице ты можешь познакомиться с новостями своего региона и края это должно быть тебе интересно;

- следующая страница - это экономические новости. Ты живешь в современном мире, где основой является экономика;

- новости культуры;

- интересной является четвертая страница, где вы можете познакомиться с новостями спорта, а девочки - с новостями моды.

- последняя страница - это « Все обо всем» . Многие читают газету с последней страницы, но я вам этого не рекомендую.

  1. Путеводитель в мире журналов:

Ребята, в настоящее время журналов великое множество. Они разной направленности и разных возрастных потребностей учащихся. Для начинающих читателей совет такой:

- Во-первых, нужно посмотреть оглавление, из которого вы узнаете, что интересного есть для вас в журнале; нужно обратить внимание на рисунки, схемы и другие наглядности.

- Определись: какая информация тебе нужна. На суперобложке любого журнала можно ознакомится с направленностью этого журнала. Например: фантастика, приключения, детективы.

- В некоторых журналах оглавление напечатано на второй странице, а в некоторых - на предпоследней.

- Посмотри оглавление, может быть, тебя заинтересует какая-то статья. Советую тебе ее прочесть, подумать над ней.

- Перелистай журнал, просмотри иллюстрации. Ты заинтересуешься чем-нибудь еще. Приятного и полезного тебе чтения.

 

 

Урок № 1 (В) «Периодические издания для подростков» &





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.008 с.)