Горелова Е., заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горелова Е., заведующая медиатекой Излучинской МОСШ № 2,



(Авторская разработка)

 

Цель: Привитие навыка самостоятельного поиска литературы.

Ребята! С каждым годом поток информации увеличивается. Человек не в состоянии охватить даже мизерную часть этого потока. Но еще в 250 г. до н.э. в крупнейшей библиотеке античного мира – Александрийской – были составлены «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали». Как предполагают исследователи это был один из первых библиографических трудов. Автор «Таблиц» Калимах – крупный ученый, поэт, выдающийся библиотекарь и библиограф. Слово «библиография» впервые стало употребляться в Древней Греции

Библиография – «библио» - книга, «графо» - пишу. Другими словами это книга о книге, или «книгоописание». Термин «библиография» применяется для обозначения работы по составлению списков и указателей книг, очень разнообразных по своему назначению. Человеку нужны специальные помощники, чтобы ориентироваться в лавине печатной продукции. Сегодня наша встреча посвящена интереснейшей теме, непосредственно связанной с продукцией библиотеки. Многие из вас удивятся: какую продукцию, для кого может выпускать библиотека? Тем не менее, я уверена, что вы не раз успешно пользовались этой продукцией.

Итак, о чем же пойдет сегодня речь? О библиографическом указателе. Что это такое? Это тип библиографических пособий, или малая форма библиографии. Но, прежде определим, что еще относится к малым формам библиографии. Пойдем от «простого» к «сложному»

«Рекомендательный список литературы» составляют для конкретной группы читателей по наиболее важным, животрепещущим темам современной жизни. В соответствии с целевым и читательским назначением отбираются виды изданий. Объем рекомендательного списка не велик – 15-20 названий книг и статей, вышедших за последние 1-3 года.

«Список-закладка «С чего начать» составляют в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы в списке-закладке представляются всего 4-5 изданий, дающих необходимую сумму знаний по данному вопросу. Пособия рассчитаны на читателя-неспециалиста, в нашем случае – на вас, учащихся средней школы.

По этому же типу готовятся списки-закладки «Что читать дальше». В таком списке возникает необходимость, если читатель, изучив издания, дающие общее представление о теме, проявляет дальнейший интерес, но плохо ориентируется в массе изданий. В такой закладке может быть до 10 изданий. Закладки также снабжаются аннотациями к изданиям. Помимо произведений художественной литературы в закладке могут быть представлены и издания документального характера.

«План чтения» составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования нужно изучить какой-либо вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в определении последовательности чтения.

«Персональные памятки» создают обычно к знаменательным датам, юбилеям. Цель памятки – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица и помочь в изучении его жизни и творчества.

И, наконец, «Библиографический указатель».

Итак, на что же указывает библиографический указатель? Библиографический указатель содержит сведения об изданиях, раскрывающие определенную тему. В указателе есть разделы и подразделы. Например, рассмотрим библиографический указатель на тему «Великая Отечественная война» -в нем указаны все книги, которые есть в библиотеке на данную тему. Но, для того, чтобы читателю легче было ориентироваться в массе изданий, в указателе имеются подразделы: «Вторжение», «Великие битвы ВОВ», «Освобожденная Родина», «Освобождение Европы» и т.д. или «1941»; «1942»; «1943» и.т.д. Таким образом, если вас конкретно интересуют источники информации на тему «Начало войны», то вы, легко ориентируясь в подразделах, находите нужный перечень источников информации.

Как пользоваться библиографическими пособиями? Возьмите указатели, памятки, закладки, выпущенные нашей библиотекой. Они очень разнообразны. Давайте разобьемся на пять групп. Каждая из групп выберет для себя одно библиографическое пособие

Указатели:

  1. Слово родного севера
  2. Венок славы
  3. Учебные издания

Закладки:

  1. Аллея героев земли Югорской
  2. Писатели – юбиляры 2003-2004 года

 

Посмотрите внимательно на свои библиографические пособия. Подумайте, вспомните все, о чем я сегодня рассказывала и через 5 минут один из вас прокомментирует пособие, выбранное группой. Обратите внимание на общее название, подразделы. В каком порядке стоят фамилии и названия изданий в библиографическом указателе? (в алфавитном) Почему? (для удобства пользования). Для чего в описании изданий делается подробное библиографическое описание? (для того, чтобы издание можно было найти в других библиотеках, в Интернете).

Хотелось бы сказать несколько слов о профессии библиографа. Это работа кропотливая, требующая высоких профессиональных качеств. Вообще профессия библиографа считается одной из сложнейших специальностей в библиотечном деле. Библиограф обязан интересоваться новинками печатной продукции, ориентироваться в читательских запросах, должен уметь найти, выделить тему, необходимую для полного раскрытия на данный момент.

Каждый день библиограф прорабатывает свежую периодику, чтобы иметь понятие об общественно-политической ситуации в стране и за рубежом. Библиограф обязан уметь качественно, с соблюдением всех норм и стандартов, делать библиографическое описание, составить аннотацию к изданию, должен прекрасно ориентироваться в массиве информации и досконально знать библиотечный фонд. Библиограф обязан иметь навыки ораторского мастерства, обладать логическим мышлением - это необходимо при проведении библиографических обзоров. Библиограф должен иметь не только широкий кругозор, но и глубокие знания в самых разнообразных отраслях знаний. Другими словами библиограф – специалист высокого класса, можно сказать, элитная специальность.

И самое интересное, что приобрести все эти замечательные качества поможет библиотечное образование. Некоторые профессиональные качества формируют или даже полностью могут изменить характер человека, привить ему то, что, казалось бы, не было изначально заложено природой. Библиограф - одна из таких профессий, которая в состоянии развить лучшие черты человеческой натуры, привить любовь к знаниям, воспитать аккуратность, точность. Профессией «библиотекарь – библиограф» гордились многие известные люди. Мы о них знаем по их открытиям в самых разнообразных отраслях знаний, библиотекарями были монахи, которые переписывали и пере­плетали книги (тот же Нестор).

Эстафету первых библиотекарей приняли выдающиеся деятели науки и культуры: один из учеников М.В. Ломоносова, крупный ученый XVIII века академик С. К. Котельников работал библиотекарем в Петербургской Академии на­ук; знаменитый математик Н.И. Лобачевский был библиотекарем в Казанском университете; переводчик И. Гнедич, баснописец И. Крылов, искусствовед В. Стасов - библиотекари Импе­раторской публичной библиотеки. В. Стасов не­редко говорил, что библиотекарь должен помо­гать читателю. Известны имена прославленных современников Стасова, которым он подсказал материалы и источники, нужные для работы над их произведениями, - это композиторы М.П. Мусоргский и П.И. Чайковский, художник И.Е. Репин, скульптор М.М. Антокольский, писатель Л.Н.Толстой.

В годы Великой Отечественной войны проявились лучшие качества советских библиотекарей. Примером настоящего му­жества является подвиг коллектива Госу­дарственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, в страшные годы блокады Ленинграда сотрудники библиотеки про­должали работать; 153 человека были на­граждены в годы войны медалью «За оборо­ну Ленинграда».

Я всегда с особой гордостью говорю, что моя специальность - «Библиотекарь-библиограф универсальных библиотек» принесла мне истинное наслаждение любимой работой. И возможно, сегодня кто-то из вас, задумавшись о выборе профессии, уже по-другому взглянет на труд скромного библиотекаря – хранителя великой тайны знания.

Спасибо за урок.

 

Урок № 4 (А) «Справочная литература. Энциклопедии, словари и справочники» &



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.195.36 (0.006 с.)