Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деркач Л., библиотекарь Излучинской МОСШ № 1Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель урока: познакомить учащихся с систематическим каталогом; дать понятие «систематический каталог»; привить навыки самостоятельного поиска информации при помощи систематического каталога. Оборудование: каталожный ящик, каталожные карточки с библиографическим описание; плакат с основными отделами ББК; плакат, отображающий алгоритм поиска с помощью систематического каталога.
Библиотеки бывают разные — большие и маленькие. В небольшой домашней библиотеке нужную книгу найти несложно: хозяин-книголюб хорошо помнит все свои книги. А как быть, если в библиотеке несколько тысяч книг? А если сотни тысяч? А если - миллионы? Тут человеческая память не поможет. Памятью большой (и не очень большой) библиотеки является каталог. Именно он «помнит» все книги, которые стоят на полках библиотеки. Если нам нужно найти какого-нибудь человека, мы, прежде всего, спросим его адрес. Каждая книга в библиотеке тоже имеет свой адрес, ведь библиотека очень похожа на город с «кварталами» - стеллажами и ''улицами'' – полками. И книги на полках стоят не как придется, а строго по номерам — как дома на улице. А в каталоге собраны «адреса» всех книг. Если Вы умеете им пользоваться - найти нужную книгу Вам будет легко, тем более что в любой библиотеке у одной и той же книги «адрес» будет один тот же. На библиотечных занятиях Вы уже знакомились с понятием «каталог». Однако, повторим его. «Каталог» - слово греческое, означает «список», т.е. - это перечень всех источников информации библиотеки. А теперь давайте вспомним, какие бывают каталоги и как в них располагаются карточки? Вопрос учащимся: Кто знает, какие бывают каталоги? Алфавитный каталог является в библиотеке главным, его еще называют генеральным каталогом. Вопрос учащимся: Как расставлены карточки в алфавитном каталоге? Правильно, по алфавиту авторов или названий книг, если авторов отсутствует. При организации описаний в алфавитномкаталогесовершенно не принимается во внимание содержание книги. Книги самой разнообразной тематики оказываются в нем рядом. Сегодня мы с вами поговорим еще об одном каталоге, который также обязателен для любой библиотеки, как и алфавитный. Это систематический каталог. Систематический каталог раскрывает фонд библиотеки по содержанию, отвечает на вопрос, есть ли в библиотеке книга по той или иной теме, проблеме. Библиотечные каталоги составляются из карточек. Каждая карточка - описание книги или статьи. Перед вами лежит книга и к ней каталожная карточка. Давайте откроем титульный лист книги. (Спросить, что такое титульный лист, где он расположен.) Давайте, сравним их. Если посмотреть на титульный лист и на каталожную карточку, описывающую данную книгу, то можно заметить, что все сведения о книге, данные на титульном листе, занесены на карточку. Для того, чтобы читатели могли легко ориентироваться в каталоге, из многих сведений о книге отбираются главные. Они располагаются в определенном порядке. Правила отбора и расположения этих сведений одинаковы для всех библиотек. Если вы научились работать с каталогами в своей библиотеке, то и в любой другой библиотеке вы быстро сумеете отыскать нужную литературу. Как же составляются описания произведений печати, и что узнают из них работники библиотек и читатели? Единицейописания для библиотечных каталогов является "название". Чтобы правильно описать на карточке полные и точные сведения о книге, нужно предварительно просмотреть само издания. Если это книга, то знакомство с ней начинается с ее титульного листа (учащиеся уже знают элементы книги), где указаны один или несколько авторов, название произведения, сведения, относящиеся к названию, сведения об ответственности (фамилии составителей, редакторов), где, каким издательством и когда издана книги. Также на каталожной карточке указывают число страниц в книге, наличие в ней вкладных иллюстраций, приложений. Если на титульном листе не указаны авторы, их можно найти, полистав книгу. Поэтому источником описания является вся книга в целом, хотя за его основу принимается титульный лист. Чтобы легче было найти нужную книгу в систематическом каталоге, на каталожной карточке имеется аннотация. Вопрос учащимся: что такое аннотация? Аннотация – лаконичное, краткое изложение содержания книги. Она нужна, чтобы вам было легче ориентироваться при выборе нужной книги. На доске представлена схема основного авторского описания. В ходе объяснения библиотекарь обращается к каталожной карточке и к книге. У ребят на партах тоже лежат книги, по которым идет объяснение. В систематическом каталоге принцип размещения карточек иной – в соответствии с содержанием произведений по определенным отраслям знаний; по космонавтике, искусству, истории, медицине… Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке. На каталожной карточке, в левом верхнем углу, указывается шифр книги (условное обозначение места книги на книжной полке). На каталожной карточке записывается также шифр книги, под которым она располагается на книжной полке. На карточке и на книге шифр указывается в верхнем левом углу и представляет собой, условно говоря, дробь, в которой есть числитель и знаменатель. Числитель – это полочный индекс, который указывает, в каком отделе библиотеки стоит данная книга. Знаменатель – это авторский знак, служит для алфавитной расстановки книг на книжных стеллажах внутри отдела. Индекс и авторский знак – это и сеть шифр книги, единый для самой книги и для каталожной карточки. В систематическом каталоге карточки расставляются по отраслям знаний, в соответствии с таблицами Библиотечно-библиографической классификации (ББК). ББК – это стройная иерархическая система делений с последовательным переходом от общих вопросов к частным, единая для всех библиотек нашей страны. Давайте рассмотрим плакат, на котором приведены основные разделы ББК. Индексы ББК помогут вам ориентироваться в каталогах и фонде библиотеки. (Детям раздаются книги из разных отраслей знаний). Практическое задание: определите, к какому из отделов относится ваша книга. У кого есть вопросы? В каталоге, кроме карточек, которые содержат описания книги, есть карточки повыше — разделители. На них пишут, например, " 0 космосе", "Экология" и др. Это для того, чтобы легко было найти нужную вам книгу. Ведь ты знаешь, о чем хочешь прочитать и ищешь разделитель с подходящим названием. А затем просматриваешь карточки, которые стоят за разделителем. По заголовку библиографической записи (фамилии лица или наименованию организации) или по заглавию, указанным на первой строке карточки, вы можете легко найти в алфавитном каталоге другие произведения того же автора (другие издания с тем же заглавием), если по своему содержанию они иначе отражены в систематическом каталоге. Еще в библиотеке существует алфавитно-предметный указатель, который облегчает работу с систематическим каталогом, указывает точный классификационный индекс деления, в котором отражена литература по определенной теме, предмету, явлению, процессу, и т.д. библиотекари называют его «ключом». Он, действительно, подобно ключу, раскрывает перед читателем систематический каталог. Указатель – это своеобразное оглавление к каталогу. Как по оглавлению в книге можно найти ту или иную главу, так по указателю можно найти индекс нужного отдела. Указатель, как и каталог, состоит из карточек. На них в алфавитном порядке написаны темы, предметы, вопросы, о которых говорится в книгах. Например, авиационные модели, авиация, автомобили, бактерии, балет, бионика, вертолет, газета, Дальний Восток и т.д. Отсюда и название указателя – алфавитно-предметный. Каждый вопрос, предмет написан на отдельной карточке. На ней указан индекс отдела или подотдела каталога, к которому относится предмет. Предметные рубрики расположены в АПУ в алфавитном порядке. На одной карточке может быть указано несколько классификационных индексов, отражающих различные аспекты рассматриваемой темы. Итак, с помощью АПУ вы всегда сможете сразу найти отделы и деления в систематическом каталоге, если точно знаете предмет своего поиска. А теперь давайте попробуем с помощью систематического каталога и АПУ определить, есть ли в нашей библиотеке книга … (библиотекарь вместе с детьми ведет поиск 2-3 изданий, относящихся к различным отделам).
Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке:
карточки и книги?
1. Основной вид справочных изданий, содержащих наиболее существенную, изложенную в виде кратких статей информацию по всем или отдельным областям знания и практической деятельности (в порядке, удобном для быстрого отыскания сведений) 2. Каталог, в котором карточки расставлены по алфавиту авторов и заглавий произведений. 3. Каталог, в котором карточки расставлены по системе знаний, в алфавите предметов и понятий, составляющих содержание книги. 4. Издание объемом не менее и не более 48 страниц. 5. Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, терминов с их краткими, характеристиками или пояснениями. 6. Лаконичное, краткое изложение содержания книги. 7. Печатное произведение в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким- либо текстом, иллюстрациями.
Приложение
АПУ
Урок № 3 «Книга и ее создатели. &
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.009 с.) |