Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
в структуре управления библиотекой↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время нет общепринятых требований и единых нормативных документов, определяющих организацию деятельности маркетингового подразделения библиотеки. Фактически все (и при создании, и при дальнейшем развитии подразделения) зависит от понимания руководством библиотеки значимости маркетинга. Вместе с тем опыт, накопленный в конце ХХ в., в период наиболее активного развития специализированных маркетинговых подразделений в библиотеках, и современная практика их работы в ведущих библиотеках республики позволяют охарактеризовать основные наиболее существенные моменты деятельности этих служб. Анализ массива положений о специализированных маркетинговых подразделениях библиотек и веб-сайтов белорусских библиотек позволяет выделить общее для всех название, основные задачи и содержание работы. Название подразделения. Как показывает практика, в библиотеках разных видов маркетинговой деятельностью занимаются многие подразделения. В первую очередь это связано с “размытостью” функций сбыта библиотечно-библиографической продукции. Сбыт осуществляется и в процессе информационного, и библиографического или библиотечного обслуживания пользователей. Это позволяет говорить о том, что до настоящего времени основное внимание уделяется содержательной стороне маркетинга, а его организационное обеспечение сводится в ряде случаев к простому переименованию отделов библиотеки в подразделения маркетинга. Как правило, при изменении названий используются два подхода. Первый, встречающийся наиболее часто, предполагает переименование подразделения (отдела, сектора – в зависимости от масштабов библиотеки) в службу маркетинга. Этим подчеркивается, что данное подразделение имеет дело не только с маркетинговой информацией, но и с любой другой информацией, представляющей интерес для всей библиотеки – социологической, экономической, правовой и т.д. Второй подход свидетельствует о понимании возросшей значимости труда библиотекарей, осуществляющих маркетинговую деятельность, о необходимости выполнения подразделением новых функций. В этом случае возникают названия типа “отдел связей с общественностью” (НББ), “отдел маркетинговых исследований” (ЦНБ НАН Беларуси) и др. Подобные названия отражают не только новое назначение подразделения маркетинга, но и его роль как координирующего исполнительного звена в системе управления библиотекой. Цели и задачи подразделения маркетинга библиотеки. Основными целями подразделения маркетинга библиотеки являются разработка стратегии деятельности библиотеки; позиционирование библиотеки в регионе; координация действия основных структур библиотеки. К ключевым задачам подразделения маркетинга библиотеки можно отнести следующие: – ориентацию работы библиотеки в меняющейся социально-экономической ситуации на развитие приоритетных направлений в области маркетинга; – формирование позитивного имиджа библиотеки, привлечение внимания учреждений, фондов, объединений, способных оказать помощь в развитии библиотеки; – изучение и анализ развития непрофильных и дополнительных библиотечно-библиографических услуг на основе мониторинга; – формирование ценовой и ассортиментной политики на продукцию и услуги библиотеки, разрабатывание новых видов; – изучение, обобщение и внедрение в библиотечную практику новейших достижений, инноваций, результатов маркетинговых исследований. Функции подразделения маркетинга библиотеки. Основным назначением подразделения маркетинга библиотеки является содействие всем видам деятельности библиотеки путем предоставления сотрудникам маркетинговой информации, необходимой для их работы, осуществления исследовательских, проектных работ, разработки и реализации библиотечно-библиографической продукции и оказания услуг. В рамках своего назначения подразделение маркетинга библиотеки выполняет функции двух типов: обеспечивающие (служебные) и обслуживающие. Можно выделить минимальный набор функций каждого типа (т.е. обязательный для подразделения маркетинга библиотеки любого масштаба, профиля). Минимальный набор функций обеспечивающего типа включает: – анализ потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия, потребностей юридических и физических лиц в услугах библиотеки; – изучение конкурентоспособности библиотеки, ликвидности предлагаемых услуг; – организацию и проведение маркетинговых исследований; – мониторинг спроса, предложения и цен на услуги и библиотечно-библиографическую продукцию; – анализ и классификацию предоставляемых библиотекой сверхнормативных услуг и продукции; – продвижение библиотечно-библиографической продукции, стимулирование спроса на нее среди населения; – прогнозирование и разработку номенклатуры платных услуг и продукции; – корректировку цен на платные услуги библиотеки (в связи с инфляцией, проведением мониторинга и т.д.); – контроль за работой отделов библиотеки по реализации платных услуг населению; – создание и ведение картотеки (базы данных), отражающей информацию по общим теоретическим и практическим аспектам библиотечного маркетинга; – установление взаимовыгодных контактов, поиск спонсоров, “друзей” библиотеки, различных вариантов сотрудничества. Представление интересов библиотеки в государственных, коммерческих структурах; – участие в рекламной и пиар-деятельности библиотеки и др. Минимальный набор обслуживающих функций включает: – информационно-библиотечное обслуживание пользователей (юридических лиц) на договорной основе; – обслуживание пользователей документами из фонда подразделения маркетинга библиотеки; – организацию выставок новых поступлений по проблемам библиотечного маркетинга; – методическую помощь по всем аспектам маркетинговой деятельности, консультации по вопросам продвижения платных услуг, составление договоров, положений и других документов и др. Естественно, что чем большими кадровыми и финансовыми возможностями обладает подразделение маркетинга, тем качественнее и разнообразнее может быть его деятельность. Структура и подчиненность подразделения маркетинга библиотеки. На структуру подразделения маркетинга и распределение обязанностей между сотрудниками влияют разные факторы: тип библиотеки, объем финансирования библиотечной деятельности, наличие площадей и т.д. Тем не менее можно сформулировать общие обязательные требования, учет которых важен при организации работы подразделения маркетинга любой библиотеки и штатного состава: – подразделение (отдела, сектора, службы) маркетинга является структурной единицей библиотеки; – подчиняется заместителю директора либо при отсутствии такой должности непосредственно руководителю библиотеки; – возглавляется заведующим; – работа подразделения строится на основе годовых и перспективных (или стратегических) планов библиотеки; – обязанности сотрудников подразделения определяются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем библиотеки; – прием и освобождение от должности производится в соответствиии с квалификационными требованиями руководителя библиотеки. Регламентация деятельности подразделения маркетинга библиотеки. Как уже отмечалось, организация работы подразделения маркетинга, его штат, обязанности и ответственность на государственном уровне не регулируются и не регламентируются. С одной стороны, возможность самостоятельного выбора направлений развития способствует достижению целей и задач маркетинговой деятельности в каждой конкретной библиотеке. С другой, встает проблема самостоятельной разработки регламента, так как успешность деятельности подразделения маркетинга библиотеки, как и любого иного подразделения, во многом зависит от наличия обоснованных принципов управления этой деятельностью, закрепленных в соответствующих нормативных документах, имеющих юридическую силу. К таким внутренним документам относятся положения (Положение об отделе библиотечного маркетинга), должностные инструкции, договора (о предоставлении платных библиотечных и информационных услуг, аренды/субаренды нежилого помещения, договор на рекламу и т.д.), формы учета и планово-отчетные документы и т.д. Основным документом подразделения маркетинга библиотеки является Положение об отделе библиотечного маркетинга (далее Положение). Оно должно отражать: – общие положения; – задачи и содержание деятельности; – подчиненность подразделения маркетинга библиотеки, связь и характер взаимодействия с другими структурными единицами библиотеки; – границы ответственности подразделения. Значение данного Положения трудно переоценить как для сотрудников подразделения, так и для персонала других отделов. Для сотрудников данное Положение обозначает круг обязанностей и границы ответственности, а значит и требования к профессиональной компетентности. Руководству и персоналу других подразделений оно демонстрирует важность результатов деятельности подразделения, его включенность в достижение целей библиотеки. По сути, в момент утверждения Положения руководитель закрепляет юридический статус подразделения маркетинга библиотеки и официально оформляет договорные отношения с юридическими и физическими лицами. В должностных инструкциях, в отличие от Положения о маркетинговом подразделении библиотеки, содержатся в основном сведения технологического характера, освещаются круг задач, обязанностей и границы ответственности каждого сотрудника. При разработке внутренних нормативных документов руководство маркетингового подразделения библиотеки должно учитывать общие требования, предъявляемые к таким документам. К ним относятся единообразие оформления; использование стандартизированных терминов; обязательное приведение ссылок на внешние нормативные и внутренние документы, сопряженные с данным; пересмотр документов в соответствии с изменениями деятельности подразделения и библиотеки в целом. В заключение подчеркнем, что реализация на практике указанных аспектов профильной деятельности позволяет рассматривать подразделения маркетинга библиотеки как важнейшие звенья современной структуры управления библиотеками. Для успешного функционирования подразделения маркетинга конкретной библиотеки важно определить его структуру, четко регламентировать функции и правильно подобрать компетентных специалистов. Вопросы и задания 1. Какие типы функций подразделения маркетинга библиотеки вы знаете? Каким образом они влияют на организацию маркетинговой деятельности библиотеки? 2. Перечислите регламентирующие документы подразделения маркетинга библиотеки. Литература 1. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А.Ильяева, В.Н.Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 95–96. 2. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: учеб. пособие / В.К.Клюев, Е.М.Ястребова. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 30–38. 3. Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / А.С.Аверьянов, А.Н.Ванеев, В.Г.Горев и др. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 50–68. - (Сер. “Библиотека”).
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Библиотечная энциклопедия / Рос.гос.б-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – 1299 с. 2. Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н.Ванеев; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 76–127. 3. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект / М.Я.Дворкина. – М.: Изд-во МГИК, 1993. – С. 94–113, 174–183. 4. Дзямешка, Л.А. Абслугоўванне карыстальнікаў бібліятэк: вучэб. дапам. / Л.А.Дзямешка, С.А.Паўлава. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2007. – С. 46–49, 62–67. 5. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А.Ильяева, В.Н.Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – 184 с. 6. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: учеб. пособие / В.К.Клюев, Е.М.Ястребова. – М.: МГУКИ, 2001. – 144 с. 7. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / В.К.Клюев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. – 136 с. 8. Матлина, С.Г. Библиотечный маркетинг: практ. пособие для работников публ. б-к / С.Г.Матлина / Гос. Рос. б-ка, Перм. обл. б-ка им. А.М.Горького. – Пермь, 1993. – 65 с. 9. Мотульский, Р.С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов / Р.С.Мотульский. – М.: Либерея, 2004. – С. 29–41, 182–198, 199–211. 10. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б.Паршукова / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – 151 с. 11. Российское библиотековедение: ХХ век. Направление, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. гос. б-ка; сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой. – М.: Пашков дом, 2001. – С. 259–267. 12. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 281–285. 13. Суслова, И.М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Профиздат, 2003. – 175 с. – (Сер. “Современная библиотека”). 14. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – 144 с. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”).
Дополнительная 1. Борхард, П. Концепция маркетинга для публичных библиотек / П.Борхард [и др.]; науч.-внедренч. центр “Библиомаркет”; пер. с нем. Е.М.Ястребовой. – М., 1993. – 144 с. – (Сер. “Маркетинг некоммерческих организаций”). 2. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В.Брежнева, В.А.Минкина; СПбГУКИ. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 57–104, 123–200, 211–247. – (Сер. “Библиотека”). 3. Маркетинг – современная концепция управления библиотекой: науч.-реф. сб. / РГБ; сост. С.Д.Колегаева. – М., 1994. – 148 с. 4. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А.П.Панкрухин. – М.: Институт междунар. права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1999. – 398 с. 5. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И.С.Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 198–205. – (Сер “Библиотека”). 6. Родионов, И.И. Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов [и др.]. – М.: МК-Периодика, 2002. – С. 20–240. 7. Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С.Гиляревский, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 300–353. – (Сер. “Библиотека”). 8. Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / А.С.Аверьянов [и др.]. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 50–141. – (Сер. “Библиотека”).
Учебное издание Петушко Наталья Евгеньевна БИБЛИОТЕЧНЫЙ МАРКЕТИНГ Учебно-методическое пособие Редактор О.М. Соколова Технический редактор А.В. Гицкая
Подписано в печать 2010 г. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая № 2. Усл. печ. л. 6,74. Уч.-изд. л. 5,3. Тираж экз. Заказ 58.
Белорусский государственный университет культуры и искусств 220007, г. Минск, ул. Рабкоровская, 17. Лицензия № 02330/0131818 от 2.06.2006 г.
Напечатано на ризографе Белорусского государственного университета культуры и искусств 220007, г. Минск, ул. Рабкоровская, 17. [1] SWOT – по первым буквам английских слов Strengths (сила), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы) [подробнее 1, с. 31-34]. [2] Данный документ не опубликован в установленном порядке, поэтому носит исключительно рекомендательный характер.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.011 с.) |