Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Микросреда библиотеки и ее основные элементыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Микросреда библиотеки – элементы, имеющие непосредственное отношение к самой библиотеке и ее возможностям по обслуживанию пользователей, т.е. сама библиотека, ее поставщики, маркетинговые посредники, торговые посредники, реальные и потенциальные пользователи, конкуренты и контактные аудитории. В таблице приводится перечень основных элементов микросреды библиотеки. Микросреда библиотеки
Рассмотрим подробнее основные элементы составляющих микросреды библиотеки. Высшее руководство (государственные учреждения, которые руководят деятельностью библиотеки, – министерство культуры, отделы, управления культуры при исполнительных комитетах и др.) формулирует цели и задачи библиотеки, определяет общую стратегию и политику. Планы сотрудников подразделения маркетинга библиотеки должны согласовываться с планами, намеченными высшим руководством, и утверждаться до начала их реализации. Кроме того, сотрудники подразделения маркетинга должны тесно сотрудничать с другими подразделениями библиотеки. Так, подразделение маркетинга занимается изысканием и использованием внебюджетных средств для поддержания плана проведения маркетинга. Научно-методический отдел отвечает за разработку новой и/или усовершенствованной библиотечно-библиографической и информационной продукции. Отдел материально-технического снабжения предоставляет необходимые материалы, ресурсы (трудовые, материальные и др.). Отделы библиотеки, специализирующиеся на производстве библиотечно-библиографической и информационной продукции, отвечают за их качественную подготовку, выпуск в нужном количестве. Бухгалтерия ведет учет доходов и расходов, показывая сотрудникам подразделения маркетинга, насколько успешно те достигают своих целей. Таким образом, все эти отделы принимают участие в разработке планов деятельности подразделения маркетинга библиотеки. В соответствии с концепцией социально-этического маркетинга все эти подразделения должны работать согласованно, чтобы библиотечно-библиографическая и информационная продукция/услуга, имеющая высокую потребительскую ценность, дошла до пользователя и отвечала его потребностям. Поставщики. К ним относятся деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие библиотеку и ее конкурентов информационными ресурсами, необходимыми для производства конкретной библиотечно-библиографической и информационной продукции. Маркетинговые посредники. Ими являются фирмы, помогающие библиотеке в продвижении, сбыте и распространении продукции среди реальных и потенциальных пользователей. К маркетинговым посредникам, в частности, относятся компании по организации товародвижения, дистрибьютеры, агентства по оказанию маркетинговых услуг и финансовые посредники. Фирмы-организаторы товародвижения обеспечивают для библиотеки каналы распространения ее продукции. Торговые посредники. К ним относятся деловые фирмы, помогающие библиотеке подыскивать клиентов и/или непосредственно продавать им библиотечно-информационную продукцию. Ниже приводится их характеристика. Компании по организации товародвижения – компании, предоставляющие складские, транспортные, рекламные услуги, которые помогают библиотеке сбывать продукцию. Агентства по оказанию маркетинговых услуг – фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, посреднические конторы, консалтинговые компании и другие компании, которые предоставляют услуги, способствующие достижению целей библиотеки и продвижению библиотечно-информационной продукции на рынок. Финансовые посредники – банки, кредитные и страховые компании, акционерные общества и инвестиционные компании, а также другие учреждения, которые помогают финансировать сделки или страховать от рисков, связанных с приобретением или сбытом библиотечно-информационной продукции. Кроме перечисленных структур к финансовым посредникам относятся базовые организации, на балансе которых находится библиотека. Пользователи библиотеки. Ими являются физические лица, государственные учреждения, зарубежные пользователи. Изучение данных групп позволяет проанализировать то, какая продукция в наибольшей мере будет востребована, на какой объем услуг может рассчитывать библиотека, в какой мере пользователи прибегают к услугам данной библиотеки, насколько можно расширить круг потенциальных пользователей и др. Существует ряд факторов, определяющих, насколько компетентны связи пользователя с библиотекой: количество запросов пользователя; уровень его информированности; возможность обращения к другому библиотекарю; отношение пользователя к стоимости услуг, которое зависит от величины его доходов и наличия определенных требований к качеству услуг. Пользователи библиотеки – отдельные лица, приобретающие библиотечно-библиографические и информационные продукты/услуги для персонального использования. Пользователи-организации библиотечно-библиографической и информационной продукции – организации, приобретающие библиотечную продукцию для использования ее в процессе производства. Промежуточные продавцы – организации, приобретающие библиотечно-информационную продукцию для последующей ее перепродажи. Библиотека должна тщательно изучать рынки сбыта в целях выявления конкурентов, их продукции/услуг. Продукция/услуги-конкуренты представляют собой рынок знаний и рынок досуга. Рынок знаний – это продукция конкурентов библиотеки, способная удовлетворять потребности пользователя в самопознании и самоутверждении (другие библиотеки, информационные центры, Интернет, средства массовой коммуникации, книготорговые организации и др.). Рынок досуга – это продукция конкурентов библиотеки, способная удовлетворять социальные потребности пользователя (учреждения социально-культурной сферы, кинотеатры, музеи, театры, средства массовой коммуникации и др.). Таким образом, чем больше внимания библиотека будет уделять продукции конкурентов, тем больше возможностей откроется для сбыта продуктов/услуг. Контактная аудитория библиотеки – это любая группа людей, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к библиотеке или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Маркетинговая среда библиотеки включает в себя различные контактные аудитории. Можно выделить семь основных типов контактных аудиторий. 1. Финансовые круги, влияющие на возможность библиотеки получить денежные средства. Главными финансовыми контактными аудиториями – представителями финансовой общественности – являются банки, инвестиционные компании, акционеры, оказывающие влияние на способность библиотеки обеспечить себя капиталом. 2. Контактные аудитории средств массовой информации. К ним относятся те, кто сообщает новости, пишет газетные статьи и редакционные комментарии. Это издатели газет, журналов, а также радиокомпании и телекомпании. 3. Контактные аудитории государственных учреждений. Руководство библиотеки должно учитывать события, происходящие в государственных кругах. 4. Общественные организации. Маркетинговые решения библиотеки могут вызывать вопросы у пользователей-организаций библиотечно-библиографической и информационной продукции (общественно-политические объединения, национальные диаспоры, общества защиты памятников культуры, движения в защиту окружающей среды, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская библиотечная ассоциация, Союз писателей и др.). Поэтому сотрудники подразделения маркетинга, специалисты по связям с общественностью должны помогать библиотеке, поддерживая постоянные отношения с общественными организациями. 5. Местные контактные аудитории. У каждой библиотеки есть свои контактные аудитории, например, жители и/или организации, находящиеся в зоне обслуживания, работники предприятий, учреждений культуры, социальных служб, сферы образования и др. 6. Широкая общественность. Библиотека должна учитывать отношение общественности к своей продукции и ко всей деятельности. Так как репутация библиотеки, сложившаяся у общества, влияет на привлечение новых пользователей. Поэтому многие крупные библиотеки вкладывают деньги в создание привлекательного имиджа библиотеки. 7. Внутренние контактные аудитории библиотеки, состоящие из библиотечных работников, внештатных сотрудников, административно-хозяйственного персонала, добровольных помощников. Крупные библиотеки выпускают информационные листки и пользуются другими способами информирования и мотивирования внутренних контактных аудиторий. Если работники библиотеки заинтересованы в ее успехе, то позитивное отношение к деятельности библиотеки распространяется и на остальные контактные аудитории. Таким образом, каждый из перечисленных выше элементов в большей или меньшей степени задействован в микросреде библиотеки. Библиотека не может оказывать прямое управляющее воздействие на них, но способна влиять косвенно – посредством социального партнерства, повышения качества и ассортимента библиотечно-информационной продукции, их соответствия спросу, за счет близости расположения и т.д.
Вопросы и задания 1. В чем специфические особенности маркетинговой библиотечной среды? 2. Приведите примеры перехода некоторых факторов, находящихся в русле управленческого влияния самой библиотеки (которые в других областях относятся к факторам макросреды), на уровень микросреды. 3. Назовите нормативные правовые акты, в той или иной мере определяющие деятельность библиотек Республики Беларусь. Литература 1. Галковская, Ю.Н. Правовое обеспечение деятельности библиотек в Республике Беларусь: науч.-практ. пособие / Ю.Н.Галковская. – Мн.: Новое знание, 2008. – С. 127–128. – (Сер. “Профессионалам библиотечного дела”). 2. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 102–137. 3. Леончиков, В.Е. Информационно-психологическая безопасность личности: библиотековедческий аспект / В.Е.Леончиков, Е.А.Крень // Інфармацыйныя рэсурсы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі: праблемы фарміравання і выкарыстання: зб. артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; скл. Т.В.Кузьмініч. – Мн., 2008. – С. 14–25. 4. Национальная библиотека Беларуси: новое здание – новая концепция развития / Национальная библиотека Беларуси; науч. рук. Р.С.Мотульский. – Мн., 2007. – 322 с. 5. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А.П.Панкрухин. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова, 1999. – С. 106–135. 6. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы / Совет Министров Республики Беларусь. – Мн.: Беларусь, 2006. – 176 с. 7. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 71–78. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”). 8. Черник, В. Государственное регулирование корпоративного взаимодействия библиотек Беларуси / В.Черник // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 3. – С. 8–11. Библиотечные услуги В концепции маркетинга 4.1. Библиотечная продукция:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.209 (0.012 с.) |