Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микросреда библиотеки и ее основные элементы

Поиск

 

Микросреда библиотеки – элементы, имеющие непосред­ствен­ное отношение к самой библиотеке и ее возможностям по обслуживанию пользователей, т.е. сама библиотека, ее поставщики, маркетинговые посредники, торговые посред­ни­ки, реальные и потенциальные пользователи, конкуренты и контактные аудитории. В таблице приводится перечень основных элементов микросреды библиотеки.

Микросреда библиотеки

 

Составляющие микросреды Элементы составляющих микросреды
Библиотека Высшее руководство
Подразделение маркетинга
Научно-методический отдел
Материально-техническое снабжение
Производство библиотечно-библиографи­чес­кой и информационной продукции
Бухгалтерия
Поставщики Фирмы-поставщики, обеспечивающие библиоте­ку информационными ресурсами
Отдельные лица-поставщики, обеспечивающие библиотеку информационными ресурсами
Маркетинговые посредники Фирмы-организаторы товародвижения (торго­вые посредники, компании по организации то­ва­родвижения)
Агентства по оказанию маркетинговых услуг
Финансовые посредники
Пользователи библиотеки Пользователи библиотечно-библиографиче­ской и информационной продукции
Пользователи-организации библиотечно-биб­лио­гра­фи­чес­кой и информационной продукции
Промежуточные продавцы
Государственные учреждения
Зарубежные пользователи
Продукция/услуги-конкуренты при реа­лизации по­треб­­ностей Рынок знаний
Рынок досуга
Контактные аудитории Финансовые круги
Представители средств массовой информации
Представители государственных учреждений
Общественные организации
Местные контактные аудитории
Широкая общественность
Внутренние контактные аудитории

 

Рассмотрим подробнее основные элементы составляющих микросреды библиотеки.

Высшее руководство (государственные учреждения, кото­рые руководят деятельностью библиотеки, – министерство культуры, отделы, управления культуры при исполнительных комитетах и др.) формулирует цели и задачи библиотеки, опре­деляет общую стратегию и политику. Планы сотрудни­ков подразделения маркетинга библиотеки должны согласо­вы­ваться с планами, намеченными высшим руководством, и утверждаться до начала их реализации. Кроме того, сотруд­ники подразделения маркетинга должны тесно сотрудничать с другими подразделениями библиотеки. Так, подразделение маркетинга занимается изысканием и использованием вне­бюд­жет­ных средств для поддержания плана проведения мар­ке­тинга. Научно-методический отдел отвечает за разработку новой и/или усовершенствованной библиотечно-библиогра­фи­ческой и информационной продукции. Отдел материаль­но-технического снабжения предоставляет необходимые ма­те­риалы, ресурсы (трудовые, материальные и др.). Отделы биб­лиотеки, специализирующиеся на производстве библио­теч­но-библиографической и информационной продукции, отве­чают за их качественную подготовку, выпуск в нужном количестве. Бухгалтерия ведет учет доходов и расходов, по­ка­зывая сотрудникам подразделения маркетинга, насколько успешно те достигают своих целей.

Таким образом, все эти отделы принимают участие в раз­ра­ботке планов деятельности подразделения маркетинга биб­лио­теки. В соответствии с концепцией социально-этического маркетинга все эти подразделения должны работать согла­со­ван­но, чтобы библиотечно-библиографическая и инфор­ма­цион­ная продукция/услуга, имеющая высокую потреби­тель­скую ценность, дошла до пользователя и отвечала его по­треб­нос­тям.

Поставщики. К ним относятся деловые фирмы и отдель­ные лица, обеспечивающие библиотеку и ее конкурентов ин­фор­мационными ресурсами, необходимыми для производ­ства конкретной библиотечно-библиографической и инфор­ма­ционной продукции.

Маркетинговые посредники. Ими являются фирмы, помо­га­ющие библиотеке в продвижении, сбыте и распростра­не­нии продукции среди реальных и потенциальных пользова­телей. К маркетинговым посредникам, в частности, относятся компании по организации товародвижения, дистрибьютеры, агентства по оказанию маркетинговых услуг и финансовые посредники. Фирмы-организаторы товародвижения обеспе­чи­­вают для библиотеки каналы распространения ее продук­ции.

Торговые посредники. К ним относятся деловые фирмы, по­могающие библиотеке подыскивать клиентов и/или непо­сред­ственно продавать им библиотечно-информационную про­дукцию. Ниже приводится их характеристика.

Компании по организации товародвижения – компании, пре­доставляющие складские, транспортные, рекламные услу­ги, которые помогают библиотеке сбывать продукцию.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг – фирмы, за­ни­мающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, посреднические конторы, консалтинговые компа­нии и другие компании, которые предоставляют услуги, спо­собствующие достижению целей библиотеки и продвижению библиотечно-информационной продукции на рынок.

Финансовые посредники – банки, кредитные и страховые компании, акционерные общества и инвестиционные компа­нии, а также другие учреждения, которые помогают финанси­ро­вать сделки или страховать от рисков, связанных с приоб­ре­тением или сбытом библиотечно-информационной продук­ции. Кроме перечисленных структур к финансовым посред­ни­кам относятся базовые организации, на балансе которых находится библиотека.

Пользователи библиотеки. Ими являются физические ли­ца, государственные учреждения, зарубежные пользователи. Изучение данных групп позволяет проанализировать то, ка­кая продукция в наибольшей мере будет востребована, на ка­кой объем услуг может рассчитывать библиотека, в какой ме­ре пользователи прибегают к услугам данной библиотеки, на­сколь­ко можно расширить круг потенциальных пользовате­лей и др.

Существует ряд факторов, определяющих, насколько ком­пе­тентны связи пользователя с библиотекой: количество за­про­сов пользователя; уровень его информированности; воз­мож­ность обращения к другому библиотекарю; отношение поль­зователя к стоимости услуг, которое зависит от величи­ны его доходов и наличия определенных требований к каче­ству услуг.

Пользователи библиотеки – отдельные лица, приобре­таю­щие библиотечно-библиографические и информационные про­дукты/услуги для персонального использования.

Пользователи-организации библиотечно-библиографиче­ской и информационной продукции – организации, приобре­таю­щие библиотечную продукцию для использования ее в процессе производства.

Промежуточные продавцы – организации, приобретаю­щие библиотечно-информационную продукцию для после­дую­щей ее перепродажи.

Библиотека должна тщательно изучать рынки сбыта в це­лях выявления конкурентов, их продукции/услуг.

Продукция/услуги-конкуренты представляют собой рынок знаний и рынок досуга.

Рынок знаний – это продукция конкурентов библиотеки, способная удовлетворять потребности пользователя в само­позна­нии и самоутверждении (другие библиотеки, информа­цион­ные центры, Интернет, средства массовой коммуника­ции, книготорговые организации и др.).

Рынок досуга – это продукция конкурентов библиотеки, способная удовлетворять социальные потребности пользова­теля (учреждения социально-культурной сферы, кинотеатры, музеи, театры, средства массовой коммуникации и др.).

Таким образом, чем больше внимания библиотека будет уделять продукции конкурентов, тем больше возможностей откроется для сбыта продуктов/услуг.

Контактная аудитория библиотеки – это любая группа лю­дей, которая проявляет реальный или потенциальный ин­те­рес к библиотеке или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.

Маркетинговая среда библиотеки включает в себя различ­ные контактные аудитории. Можно выделить семь основных типов контактных аудиторий.

1. Финансовые круги, влияющие на возможность библиоте­ки получить денежные средства. Главными финансовыми кон­тактными аудиториями – представителями финансовой об­щественности – являются банки, инвестиционные компа­нии, акционеры, оказывающие влияние на способность биб­лио­теки обеспечить себя капиталом.

2. Контактные аудитории средств массовой информации. К ним относятся те, кто сообщает новости, пишет газетные статьи и редакционные комментарии. Это из­датели газет, журналов, а также радиокомпании и телеком­пании.

3. Контактные аудитории государственных учреждений. Ру­ководство библиотеки должно учитывать события, проис­хо­дя­щие в государственных кругах.

4. Общественные организации. Маркетинговые решения биб­лиотеки могут вызывать вопросы у пользователей-орга­ни­за­ций библиотечно-библиографической и информацион­ной продукции (общественно-политические объединения, на­цио­нальные диаспоры, общества защиты памятников культу­ры, движения в защиту окружающей среды, Белорусский рес­пуб­ликанский союз молодежи, Белорусская библиотечная ас­социа­ция, Союз писателей и др.). Поэтому сотрудники под­раз­деления маркетинга, специалисты по связям с обществен­ностью должны помогать библиотеке, поддерживая постоян­ные отношения с общественными организациями.

5. Местные контактные аудитории. У каждой библио­те­ки есть свои контактные аудитории, например, жители и/или орга­низации, находящиеся в зоне обслуживания, работники предприятий, учреждений культуры, социальных служб, сфе­ры образования и др.

6. Широкая общественность. Библиотека должна учиты­вать отношение общественности к своей продукции и ко всей дея­тельности. Так как репутация библиотеки, сложившаяся у об­щества, влияет на привлечение новых пользователей. Поэ­то­му многие крупные библиотеки вкладывают деньги в соз­да­ние привлекательного имиджа библиотеки.

7. Внутренние контактные аудитории библиотеки, со­стоя­щие из библиотечных работников, внештатных сотруд­ни­­ков, административно-хозяйственного персонала, добро­воль­ных помощников. Крупные библиотеки выпускают ин­фор­ма­ционные листки и пользуются другими способами информирования и мотивирования внутренних контактных аудиторий. Если работники библиотеки заинтересованы в ее успехе, то позитивное отношение к деятельности библиотеки распространяется и на остальные контактные аудитории.

Таким образом, каждый из перечисленных выше элемен­тов в большей или меньшей степени задействован в микро­сре­де библиотеки. Библиотека не может оказывать прямое управ­ляющее воздействие на них, но способна влиять косвен­но – посредством социального партнерства, повышения каче­ства и ассортимента библиотечно-информационной продук­ции, их соответствия спросу, за счет близости расположения и т.д.

 

Вопросы и задания

1. В чем специфические особенности маркетинговой биб­лио­течной среды?

2. Приведите примеры перехода некоторых факторов, на­хо­дящихся в русле управленческого влияния самой библио­те­ки (которые в других областях относятся к факторам мак­ро­среды), на уровень микросреды.

3. Назовите нормативные правовые акты, в той или иной ме­ре определяющие деятельность библиотек Республики Бе­ла­русь.

Литература

1. Галковская, Ю.Н. Правовое обеспечение деятельности библиотек в Республике Беларусь: науч.-практ. пособие / Ю.Н.Гал­ковская. – Мн.: Новое знание, 2008. – С. 127–128. – (Сер. “Профессионалам библиотечного дела”).

2. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 102–137.

3. Леончиков, В.Е. Информационно-психологическая безо­пас­ность личности: библиотековедческий аспект / В.Е.Леон­чи­ков, Е.А.Крень // Інфармацыйныя рэсурсы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі: праблемы фарміравання і выкарыстання: зб. артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; скл. Т.В.Кузь­мініч. – Мн., 2008. – С. 14–25.

4. Национальная библиотека Беларуси: новое здание – но­вая концепция развития / Национальная библиотека Белару­си; науч. рук. Р.С.Мотульский. – Мн., 2007. – 322 с.

5. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А.П.Панкрухин. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С.Гри­боедова, 1999. – С. 106–135.

6. Программа социально-экономического развития Респуб­ли­ки Беларусь на 2006–2010 годы / Совет Министров Респуб­лики Беларусь. – Мн.: Беларусь, 2006. – 176 с.

7. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 71–78. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”).

8. Черник, В. Государственное регулирование корпора­тив­но­го взаимодействия библиотек Беларуси / В.Черник // Біб­лія­тэчны свет. – 2007. – № 3. – С. 8–11.


Библиотечные услуги

В концепции маркетинга

4.1. Библиотечная продукция:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.007 с.)