Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Микросреда библиотеки и ее основные элементыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Микросреда библиотеки – элементы, имеющие непосредственное отношение к самой библиотеке и ее возможностям по обслуживанию пользователей, т.е. сама библиотека, ее поставщики, маркетинговые посредники, торговые посредники, реальные и потенциальные пользователи, конкуренты и контактные аудитории. В таблице приводится перечень основных элементов микросреды библиотеки. Микросреда библиотеки
Рассмотрим подробнее основные элементы составляющих микросреды библиотеки. Высшее руководство (государственные учреждения, которые руководят деятельностью библиотеки, – министерство культуры, отделы, управления культуры при исполнительных комитетах и др.) формулирует цели и задачи библиотеки, определяет общую стратегию и политику. Планы сотрудников подразделения маркетинга библиотеки должны согласовываться с планами, намеченными высшим руководством, и утверждаться до начала их реализации. Кроме того, сотрудники подразделения маркетинга должны тесно сотрудничать с другими подразделениями библиотеки. Так, подразделение маркетинга занимается изысканием и использованием внебюджетных средств для поддержания плана проведения маркетинга. Научно-методический отдел отвечает за разработку новой и/или усовершенствованной библиотечно-библиографической и информационной продукции. Отдел материально-технического снабжения предоставляет необходимые материалы, ресурсы (трудовые, материальные и др.). Отделы библиотеки, специализирующиеся на производстве библиотечно-библиографической и информационной продукции, отвечают за их качественную подготовку, выпуск в нужном количестве. Бухгалтерия ведет учет доходов и расходов, показывая сотрудникам подразделения маркетинга, насколько успешно те достигают своих целей. Таким образом, все эти отделы принимают участие в разработке планов деятельности подразделения маркетинга библиотеки. В соответствии с концепцией социально-этического маркетинга все эти подразделения должны работать согласованно, чтобы библиотечно-библиографическая и информационная продукция/услуга, имеющая высокую потребительскую ценность, дошла до пользователя и отвечала его потребностям. Поставщики. К ним относятся деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие библиотеку и ее конкурентов информационными ресурсами, необходимыми для производства конкретной библиотечно-библиографической и информационной продукции. Маркетинговые посредники. Ими являются фирмы, помогающие библиотеке в продвижении, сбыте и распространении продукции среди реальных и потенциальных пользователей. К маркетинговым посредникам, в частности, относятся компании по организации товародвижения, дистрибьютеры, агентства по оказанию маркетинговых услуг и финансовые посредники. Фирмы-организаторы товародвижения обеспечивают для библиотеки каналы распространения ее продукции. Торговые посредники. К ним относятся деловые фирмы, помогающие библиотеке подыскивать клиентов и/или непосредственно продавать им библиотечно-информационную продукцию. Ниже приводится их характеристика. Компании по организации товародвижения – компании, предоставляющие складские, транспортные, рекламные услуги, которые помогают библиотеке сбывать продукцию. Агентства по оказанию маркетинговых услуг – фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, посреднические конторы, консалтинговые компании и другие компании, которые предоставляют услуги, способствующие достижению целей библиотеки и продвижению библиотечно-информационной продукции на рынок. Финансовые посредники – банки, кредитные и страховые компании, акционерные общества и инвестиционные компании, а также другие учреждения, которые помогают финансировать сделки или страховать от рисков, связанных с приобретением или сбытом библиотечно-информационной продукции. Кроме перечисленных структур к финансовым посредникам относятся базовые организации, на балансе которых находится библиотека. Пользователи библиотеки. Ими являются физические лица, государственные учреждения, зарубежные пользователи. Изучение данных групп позволяет проанализировать то, какая продукция в наибольшей мере будет востребована, на какой объем услуг может рассчитывать библиотека, в какой мере пользователи прибегают к услугам данной библиотеки, насколько можно расширить круг потенциальных пользователей и др. Существует ряд факторов, определяющих, насколько компетентны связи пользователя с библиотекой: количество запросов пользователя; уровень его информированности; возможность обращения к другому библиотекарю; отношение пользователя к стоимости услуг, которое зависит от величины его доходов и наличия определенных требований к качеству услуг. Пользователи библиотеки – отдельные лица, приобретающие библиотечно-библиографические и информационные продукты/услуги для персонального использования. Пользователи-организации библиотечно-библиографической и информационной продукции – организации, приобретающие библиотечную продукцию для использования ее в процессе производства. Промежуточные продавцы – организации, приобретающие библиотечно-информационную продукцию для последующей ее перепродажи. Библиотека должна тщательно изучать рынки сбыта в целях выявления конкурентов, их продукции/услуг. Продукция/услуги-конкуренты представляют собой рынок знаний и рынок досуга. Рынок знаний – это продукция конкурентов библиотеки, способная удовлетворять потребности пользователя в самопознании и самоутверждении (другие библиотеки, информационные центры, Интернет, средства массовой коммуникации, книготорговые организации и др.). Рынок досуга – это продукция конкурентов библиотеки, способная удовлетворять социальные потребности пользователя (учреждения социально-культурной сферы, кинотеатры, музеи, театры, средства массовой коммуникации и др.). Таким образом, чем больше внимания библиотека будет уделять продукции конкурентов, тем больше возможностей откроется для сбыта продуктов/услуг. Контактная аудитория библиотеки – это любая группа людей, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к библиотеке или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Маркетинговая среда библиотеки включает в себя различные контактные аудитории. Можно выделить семь основных типов контактных аудиторий. 1. Финансовые круги, влияющие на возможность библиотеки получить денежные средства. Главными финансовыми контактными аудиториями – представителями финансовой общественности – являются банки, инвестиционные компании, акционеры, оказывающие влияние на способность библиотеки обеспечить себя капиталом. 2. Контактные аудитории средств массовой информации. К ним относятся те, кто сообщает новости, пишет газетные статьи и редакционные комментарии. Это издатели газет, журналов, а также радиокомпании и телекомпании. 3. Контактные аудитории государственных учреждений. Руководство библиотеки должно учитывать события, происходящие в государственных кругах. 4. Общественные организации. Маркетинговые решения библиотеки могут вызывать вопросы у пользователей-организаций библиотечно-библиографической и информационной продукции (общественно-политические объединения, национальные диаспоры, общества защиты памятников культуры, движения в защиту окружающей среды, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская библиотечная ассоциация, Союз писателей и др.). Поэтому сотрудники подразделения маркетинга, специалисты по связям с общественностью должны помогать библиотеке, поддерживая постоянные отношения с общественными организациями. 5. Местные контактные аудитории. У каждой библиотеки есть свои контактные аудитории, например, жители и/или организации, находящиеся в зоне обслуживания, работники предприятий, учреждений культуры, социальных служб, сферы образования и др. 6. Широкая общественность. Библиотека должна учитывать отношение общественности к своей продукции и ко всей деятельности. Так как репутация библиотеки, сложившаяся у общества, влияет на привлечение новых пользователей. Поэтому многие крупные библиотеки вкладывают деньги в создание привлекательного имиджа библиотеки. 7. Внутренние контактные аудитории библиотеки, состоящие из библиотечных работников, внештатных сотрудников, административно-хозяйственного персонала, добровольных помощников. Крупные библиотеки выпускают информационные листки и пользуются другими способами информирования и мотивирования внутренних контактных аудиторий. Если работники библиотеки заинтересованы в ее успехе, то позитивное отношение к деятельности библиотеки распространяется и на остальные контактные аудитории. Таким образом, каждый из перечисленных выше элементов в большей или меньшей степени задействован в микросреде библиотеки. Библиотека не может оказывать прямое управляющее воздействие на них, но способна влиять косвенно – посредством социального партнерства, повышения качества и ассортимента библиотечно-информационной продукции, их соответствия спросу, за счет близости расположения и т.д.
Вопросы и задания 1. В чем специфические особенности маркетинговой библиотечной среды? 2. Приведите примеры перехода некоторых факторов, находящихся в русле управленческого влияния самой библиотеки (которые в других областях относятся к факторам макросреды), на уровень микросреды. 3. Назовите нормативные правовые акты, в той или иной мере определяющие деятельность библиотек Республики Беларусь. Литература 1. Галковская, Ю.Н. Правовое обеспечение деятельности библиотек в Республике Беларусь: науч.-практ. пособие / Ю.Н.Галковская. – Мн.: Новое знание, 2008. – С. 127–128. – (Сер. “Профессионалам библиотечного дела”). 2. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 102–137. 3. Леончиков, В.Е. Информационно-психологическая безопасность личности: библиотековедческий аспект / В.Е.Леончиков, Е.А.Крень // Інфармацыйныя рэсурсы Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі: праблемы фарміравання і выкарыстання: зб. артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; скл. Т.В.Кузьмініч. – Мн., 2008. – С. 14–25. 4. Национальная библиотека Беларуси: новое здание – новая концепция развития / Национальная библиотека Беларуси; науч. рук. Р.С.Мотульский. – Мн., 2007. – 322 с. 5. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А.П.Панкрухин. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова, 1999. – С. 106–135. 6. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы / Совет Министров Республики Беларусь. – Мн.: Беларусь, 2006. – 176 с. 7. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 71–78. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”). 8. Черник, В. Государственное регулирование корпоративного взаимодействия библиотек Беларуси / В.Черник // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 3. – С. 8–11. Библиотечные услуги В концепции маркетинга 4.1. Библиотечная продукция:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.007 с.) |