Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности маркетинга в некоммерческой сфереСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжении длительного периода экономическая наука подразделяла народное хозяйство на производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания, распределения и перераспределения национального дохода. К непроизводственной сфере относили культуру и искусство, науку и научное обслуживание, социальное обеспечение и т.д. Термин “непроизводственный” объясняли тем, что данная сфера не только не возмещает использованные средства, но и не производит имеющую самостоятельное движение продукцию. В настоящее время использование понятий “производственная и непроизводственная сфера” неактуально, что вызвано, прежде всего, пересмотром ряда экономических категорий. По мнению специалистов, любую сферу экономики можно считать производственной, так как она занимается созданием различного рода благ, материальных или нематериальных. Под производством материальных благ чаще всего подразумевается процесс создания товаров и услуг, ориентированный на получение прибыли, что обозначается специалистами как экономический эффект. Создание нематериальных благ, наоборот, направлено на благо общества, повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала каждого его члена; на рост уровня производительности в отраслях экономики и т.д. В связи с этим мерой результативности нематериальных благ, не связанных с получением прибыли, выступает социальный эффект. В разных областях некоммерческой деятельности социальный эффект проявляется по-разному. Как правило, это зависит от диверсификации направлений деятельности некоммерческих учреждений и разнообразия производимых ими нематериальных благ. Производимые в некоммерческой сфере блага делятся на чистые общественные (всемирные научные достижения, культурное наследие человечества: литературные, музыкальные произведения и др.), смешанные общественные (услуги библиотек, музеев, галерей, а также услуги, которыми могут воспользоваться все потребители, но доступ к которым ограничен количеством мест, например обучение в общеобразовательных школах и др.) и частные (продукция, услуги, производство и потребление которых характеризуется наличием конкурентности и исключаемости, например, платные библиотечные, образовательные услуги, экскурсии, спектакли и т.д.) [16]. Общественные блага обладают двумя отличительными свойствами. Во-первых, это неисключаемость, т.е. невозможность воспрепятствовать потреблению блага. Во-вторых, это неконкурентность, т.е. отсутствие соперничества в потреблении блага. Если получение выгод от потребления частных благ, к которым относится большинство товаров и услуг, одним покупателем делает невозможным получение таких же выгод другим покупателем, то использование общественного блага одним потребителем содержит в себе возможность получения от подобного блага таких же выгод всеми другими потребителями и не требует дополнительных издержек для потребления блага. Это ограничивает возможность введения рыночной платы за пользование общественными благами. Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Рыночные отношения не могут не только компенсировать такие издержки, но и выявить их существование. Например, внешний эффект от библиотечной деятельности проявляется в повышении уровня образованности населения или социальной стабильности. Этот эффект присутствует в различных отраслях материального производства и способствует квалифицированному выполнению рабочих обязанностей или созданию комфортного социально-психологического климата. Но внешний эффект от деятельности библиотек, конечно, не улавливается рынком, а рыночные отношения не создают стимулов и не предлагают механизмов его компенсации. Нивелирование этого процесса и формирование целесообразных пропорций в развитии сфер общественного производства нуждаются в целенаправленном государственном регулировании. В некоммерческой сфере государственное регулирование преобладает при производстве чистых и смешанных общественных благ. Оно осуществляется в различных формах. Например, в форме субсидирования производителей услуг, которое имеет целью расширить сферу обслуживания, т.е. оказать финансовую поддержку некоммерческим учреждениям. Источником такого субсидирования является государственный или местный бюджет, а также различные целевые программы республиканского, регионального, областного уровней. Кроме того, финансирование производства общественных благ может осуществляться самой некоммерческой сферой за счет привлечения средств спонсоров, меценатов и иных заинтересованных лиц, т.е. общественных физических или юридических лиц. Понятно, что регулирующее влияние государства в развитии некоммерческой сферы имеет определенные пределы. Например, необходимость поддержания бесплатности и ограниченный объем инвестиционных источников могут привести к возникновению дефицита, нормированию и очередности в потреблении благ. Избежать этих недостатков позволяет производство частных благ. К ним в некоммерческой сфере относятся продукция и услуги, производство и потребление которых характеризуется наличием конкурентности и исключаемости. Это платные библиотечные услуги: базы данных, аудио- и видеопродукция, полнотекстовые компакт-диски и т.д. Для их производства вполне эффективной может быть частная форма собственности, являющаяся результатом внебюджетной деятельности некоммерческого учреждения. Итак, миссия некоммерческих учреждений отражает важнейшие социальные задачи. Вместе с тем это обстоятельство не запрещает некоммерческим учреждениям заниматься коммерческими направлениями работы на основе особенностей рынка некоммерческой сферы. На данные особенности некоммерческих учреждений обратили внимание американские специалисты – С.Леви и Ф.Котлер. Именно они в 1960-е гг. высказали тезис о том, что некоммерческие организации, так же, как и коммерческие, испытывают потребность в организации процессов обмена, но только некоммерческого. Некоммерческий обмен в некоммерческих учреждениях прежде всего ориентирован на распространение или изменение общественных установок. Например, некоммерческий обмен в библиотеке – это расширение читательской аудитории благодаря высокому уровню библиотечного обслуживания. Некоммерческим обменом можно считать созданную положительную репутацию библиотеки у местной администрации, которой библиотека помогает в решении социальных проблем (например, повышение культурного и образовательного уровня населения и т.д.). Таким образом, библиотека “обменивает” свои услуги на предоставление возможности функционировать в надежных и стабильных условиях. Высказанный С.Леви и Ф.Котлером тезис положил начало разработке основ некоммерческого маркетинга как институционального, или маркетинга организаций. Маркетинг организаций определяется Ф.Котлером как деятельность, предпринимаемая в целях создания, поддержания или изменения позиций/поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям [8, с. 594]. Это работа с общественным мнением. Организация общественного мнения – управленческая функция, в рамках которой осуществляются оценка отношения общественности к некоммерческому учреждению, соотнесение принципов и приемов его деятельности с общественными интересами, планирование и проведение в жизнь программы действий, рассчитанных на завоевание понимания и положительное восприятие со стороны общественности. Для современных некоммерческих учреждений работа по формированию общественного мнения составляет важную задачу. Престиж некоммерческих учреждений, их известность открывают многие дополнительные возможности для развития. Как это ни парадоксально, но не “бедные” с точки зрения материально-технической базы и ассортимента предоставляемых продукции и/или услуг, а “богатые”, активно и плодотворно работающие некоммерческие учреждения имеют реальные перспективы на благотворительную помощь, спонсорскую поддержку и патронат. Благотворительность – это осуществляемая меценатами добровольная поддержка, которая исходит из различных соображений: альтруизма, благодарности за долголетнее плодотворное сотрудничество, социальной ответственности. К базовым видам помощи, которые оказываются некоммерческим учреждениям в рамках благотворительности, относятся: – безвозмездная передача материальных ценностей и имущественных прав (дары, пожертвования), которая носит, как правило, разовый характер и реализуется в форме субсидий, дотаций (доплат); – предоставление на конкурсной основе невозвратных целевых финансовых средств (грантов); – передача на льготных условиях объектов собственности (оборудования, интеллектуальной продукции); – публичные акции по сбору средств (благотворительные выставки, аукционы, концерты, издательские проекты, телемарафоны и радиомарафоны); – добровольный безвозмездный труд (волонтерство) и др. Спонсорство – это целевые субсидии, предоставляемые для достижения взаимовыгодного сотрудничества. Формами спонсорства, которые могут использоваться по отношению к некоммерческим учреждениям, выступают: – внесение страховых и иных платежей и взносов для социальной защиты персонала, включая оплату обучения и т.п.; – беспроцентные ссуды (кредиты) с последующим частичным или полным погашением внесенных сумм; – выплата разовых гонораров сторонним специалистам (консультантам, лекторам и др.); – оплата конкретных счетов; – предоставление в постоянное или временное пользование необходимого имущества и оборудования и др. Патронат представляет собой финансовое или организационное покровительство, осуществляемое на долговременной основе. Наиболее распространенной его формой является организация обществ или клубов любителей, друзей учреждения и других общественных образований, ориентированных на некоммерческое партнерство. Таким образом, при планомерной целенаправленной работе с ресурсными донорами некоммерческие учреждения могут выстраивать комплексную систему дополнительного обеспечения в разнообразных аспектах: кадровом, материально-техническом, финансовом и др. В маркетинге данная система носит название фандрейзинга. В широком смысле термином “фандрейзинг” (от англ. fundraising – “увеличение средств”, “сбор средств”) обозначается система целенаправленных действий по выявлению и привлечению внебюджетной ресурсной помощи в целях претворения в жизнь социально значимых проектов и поддержания общественно полезных начинаний. По мнению Ф.Котлера, широкие перспективы открываются в некоммерческом учреждении для маркетинга идей, которыйнаправлен на изменение отношения общественности к различным социальным явлениям (например таким, как снижение уровня курения, прекращение потребления наркотиков, защита окружающей среды и т.п.), выработку и продвижение различных идей. С точки зрения ученого, это социальный маркетинг. Цель такого маркетинга состоит в восприятии целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики. Согласно Ф.Котлеру, объектом маркетинга в некоммерческом учреждении могут быть отдельные лица. Под маркетингом отдельных лиц, или персональным маркетингом, понимается деятельность, предпринимаемая в целях создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретным лицам. Как правило, персональный маркетинг касается руководителей некоммерческих учреждений и направлен на улучшение взаимодействия с вышестоящими административными и финансовыми органами. В определенной мере, хотя и в ограниченных рамках, в некоммерческих учреждениях, с точки зрения Ф.Котлера, может применяться маркетинг мест, рассматриваемый как деятельность, предпринимаемая в целях создания, поддержания или изменения отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест [8, с. 594]. Такого рода маркетинг может использоваться в некоммерческих учреждениях, расположенных в исторических зданиях, для привлечения большого количества посетителей, воспитания в них уважения к данному объекту, а также развития системы фандрейзинга. Помимо перечисленных объектов маркетинга в некоммерческих учреждениях Ф.Котлер предложил и маркетинг услуг. Такого рода маркетинг осуществляется в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с маркетингом потребительских товаров или средств производства. Выделяя перечисленные направления маркетинга в некоммерческих учреждениях, Ф.Котлер подчеркивал, что основная задача так называемого некоммерческого маркетинга – достижение баланса трех факторов: потребностей клиентов, общественных интересов, экономической обоснованности [8, с. 590–592]. Следовательно, некоммерческий маркетинг – это маркетинг, осуществляемый учреждениями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею, и получение финансовой прибыли не является приоритетным направлением. Основными принципами некоммерческого маркетинга являются удовлетворение социально значимых потребностей общества; отсутствие стремления к обязательной финансовой выгоде; комплексный подход к изучению нужд и потребностей клиентов и выработке предложений по их удовлетворению; наличие постоянно действующей обратной связи с потребителями; обязательная нацеленность на создание и сохранение позитивного имиджа некоммерческого учреждения. Специфика некоммерческого маркетинга может быть отражена в следующих основных проявлениях его сущности: – потребители в некоммерческом маркетинге – это социальные слои, группы населения; – цели – соответствие нуждам и ожиданиям социальных групп населения; – продукция – услуги, идеи, приоритеты, относящиеся к общественным, коллективным благам; – характер отношений не вполне рыночный, обмен опосредован; – источник существования и развития – налоги, льготы, взносы, сборы, пожертвования; – ресурсы строго ограничены и контролируются общественностью; – эффективность определяется степенью достижения максимально благоприятных социальных результатов (включая широкий социальный внешний эффект) при фиксированной величине ресурсного обеспечения. Таким образом, некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества. Кроме этого, некоммерческие учреждения, осуществляя производство нематериальных благ, способствуют росту производительности труда в материальном производстве. Однако в отличие от прибыльных учреждений некоммерческие учреждения не могут покрывать свои затраты из доходов от реализации продукции и/или услуг и должны привлекать необходимые средства за счет пожертвований, грантов, социальных заказов и др., обеспечивая непрерывное поступление средств. Компромисса можно достичь путем использования в практике работы некоммерческих учреждений приемов некоммерческого маркетинга. Значительную часть некоммерческих учреждений в Республике Беларусь составляют библиотеки.
Содержание и принципы библиотечного маркетинга Появление публикаций, связывающих понятие “маркетинг” с библиотеками, относят к началу 1970-х гг. Первыми, кто осознал необходимость его применения, были сотрудники публичных библиотек Северной Америки. Обращение зарубежных библиотек к методам маркетинга было обусловлено кризисной ситуацией их существования: непрерывно росла стоимость издательской продукции, увеличивались расходы на новые технологии и современные средства поиска, обработки и хранения информации, в то время как государственные и общественные расходы на содержание библиотек резко сокращались. Библиотекам требовался действенный инструмент повышения эффективности их функционирования, позволяющий оптимально использовать имеющиеся ресурсы и наряду с этим ярко продемонстрировать обществу свою социальную, информационную и культурную необходимость [9]. В 1977 г. в Научно-технологическом институте Манчестерского университета (Великобритания) опубликована первая работа по библиотечному маркетингу – “Маркетинг и библиотечное обслуживание” (автор – преподаватель этого института Д.Йорк). Предельно популярно изложенный материал уже тогда позволял понять роль концепции маркетинга в управлении библиотекой. В 1980-е гг. появилась целая серия работ по библиотечному маркетингу таких авторов, как Б.А.Либерер, С.Кайс, Д.Е.Вейнгенд (США), П.Борхард, Ш.Флодель, М.Мильц, А.Юлкенбек (Германия), Р.Савер (Франция). Часть работ была переведена на русский язык и вызвала значительный поток отечественных разработок в данной области [1]. В советскую библиотечную лексику понятие “библиотечный маркетинг” вошло в конце 1980-х гг., что стало следствием интереса советского библиотечного сообщества к возможностям маркетинга в повышении эффективности функционирования библиотек. Определяющим моментом для этого стали изменившиеся условия их хозяйствования, которые создали предпосылки для использования концепций и технологий маркетинга в управлении. Пионерами пропаганды библиотечного маркетинга стали российские ученые Л.Н.Герасимова, М.Я.Дворкина, И.К.Джерелиевская, О.Н.Кокойкина, В.К.Клюев, С.Д.Колегаева, С.Г.Матлина, И.М.Суслова, Н.И.Тюлина, Е.М.Ястребова и др. Позднее к ним присоединились А.Н.Ванеев, И.А.Ильяева, Н.С.Карташов, Е.Ю.Качанова, О.А.Крупенин, В.Н.Маркова, Г.Б.Паршукова, Е.В.Песоцкая и др. В Республике Беларусь теоретико-методические аспекты библиотечного маркетинга рассматривались такими учеными и специалистами-практиками, как В.А.Акулич, Е.Е.Долгополова, Л.А.Демешко, С.В.Зыгмантович, В.А. Касап, Л.Г.Кирюхина, П.М.Лапо, В.Е.Леончиков, Р.С.Мотульский, Н.В.Оленюк, Т.В.Осипова, С.А.Павлова, Ю.А.Переверзева, В.Н.Сороко, Р.Н.Сухорукова, Л.И.Ракавецкая, Р.А.Ровина, В.В.Шутова, С.В.Юдо, Н.А.Яцевич и др. Анализ процессов, происходящих в библиотеках, позволяет проследить эволюцию внедрения маркетинга в их деятельность: от полного отрицания и бурных дискуссий о совместимости понятий “рынок”, “маркетинг”, “коммерческая деятельность” и “библиотека” до полномасштабной поддержки процессов внедрения маркетинга, разработки теоретических, методических, практических вопросов использования маркетинга в библиотеках. Эволюция внедрения маркетинга свидетельствует, что для библиотек он становится необходимым элементом деятельности. На современном этапе библиотеки уже решают не то, внедрять маркетинг или нет, а то, как это лучше сделать. Сегодня под библиотечным маркетингом понимается концепция управления, ориентирующая библиотеку на наиболее полное удовлетворение познавательных, информационных и прочих потребностей ее пользователей при максимальной реализации ее собственных ресурсов и возможностей. Применение маркетинга в библиотеке строится на основе соблюдения следующих принципов: комфортность библиотечной среды, доступность услуг и информации, сегментация целевого рынка, конкретность и гибкость обслуживания, устойчивые общественные связи библиотеки [9]. Комфортность библиотечной среды характеризуется такими признаками, как уютно, быстро, профессионально и качественно. Такими же признаками характеризуется процесс предоставления библиотечной продукции при соблюдении первого принципа. Требование комфортности способствует разработке и производству новой продукции, направленных на совершенствование обслуживания пользователей. Соблюдение принципа доступности продукции нацеливает библиотеку на обеспечение доступности знаний, информации, культурного наследия для всех категорий пользователей независимо от их национальных, образовательных, религиозных или других различий. Требование доступности лежит в основе расширения ассортимента продукции. Однако соблюдение этого принципа в библиотеке ограничено ресурсами. Все потребности нельзя удовлетворить, и увеличить производство одного вида продукции можно только за счет сокращения производства другого. В связи с этим библиотека предлагает только такую продукцию или такие услуги, которые может качественно и профессионально реализовать в определенных рыночных условиях в соответствии со своим статусом. Сделать правильный выбор в отношении того, что и для кого производить, позволяет сегментация. Принцип рыночной сегментации определяет отношение отдельных групп потребителей к конкретной продукции. Сегмент (часть) рынка – это однородная по своему поведению группа потребителей, а сегментация – это деление рынка на четкие группы потребителей итоговых продуктов деятельности учреждения. Совокупность потребителей получила название “целевой рынок (целевой сегмент)”, или “целевая аудитория”. Применение сегментации при реализации продукта/услуги означает, что, создавая и продвигая новый продукт, производитель учитывает все нюансы потребительского спроса. Выявленные различия позволяют по одному виду продукта/услуги создавать определенное количество модификаций (разновидностей), ориентированных на различные сегменты целевого рынка. Сегментация дает основания выпускать модификации определенной продукции, ориентированной на особенности спроса и потребности различных категорий пользователей, т.е. сегментация стимулирует развитие новой продукции. Конкретность библиотечного обслуживания. Руководствуясь этим принципом, любой производитель продуктов/услуг предоставляет своему потребителю то, что тот хочет, но не может получить в другом месте. С учетом соблюдения данного принципа библиотечная продукция (оказываемые услуги и выпускаемые продукты), как и деятельность библиотеки в целом, существенно отличаются от продукции и деятельности других библиотек, образовательных, информационных, досуговых и просветительных организаций. И в данном случае задачи маркетинга – определить эти отличия и превратить их в конкурентные преимущества, отразить в стратегии библиотеки, обратить на них внимание пользователей, использовать для совершенствования деятельности библиотеки. Работа в данном направлении строится на тщательном изучении рынка, сильных и слабых сторон деятельности библиотеки и ее конкурентов, определении уникальных свойств продукта/услуги и их использовании при продвижении этой продукции (в рекламных акциях, информационных сообщениях и т.п.). Гибкость обслуживания заключается в способности к обновлению производства библиотечной продукции в соответствии с требованиями рынка. Соблюдение данного принципа позволяет производить необходимые изменения в зависимости от обстоятельств. Гибкость как принцип управления проявляется в оперативной постановке новых целей, опережающем обновлении содержания, стратегии и тактики библиотечной деятельности, быстрой реакции на различные события, происходящие как во внешней среде библиотеки, так и внутри ее, в использовании новых возможностей. Устойчивые общественные связи обеспечивают доброжелательное отношение и удовлетворение интересов тех групп, которые составляют библиотечную общественность: пользователей, “друзей библиотеки”, спонсоров и меценатов, профессионального библиотечного сообщества. От эффективности этой деятельности зависит отношение к библиотеке местного сообщества и властей, ее финансирование. Основные цели библиотечного маркетинга – предоставить потребителю возможность выбора необходимой ему библиотечно-библиографической и информационной продукции, развивать перспективный спрос, помочь библиотеке занять собственную нишу на профильном рынке. Сочетание социальных приоритетов основной деятельности библиотеки, ориентированной на пользователей, с экономическими интересами в области предпринимательской деятельности обусловливает необходимость использования в библиотечной сфере как коммерческого, так и некоммерческого маркетинга при доминирующей роли последнего. В рамках некоммерческого маркетинга деятельность библиотеки может осуществляться по следующим направлениям (по Ф.Котлеру): – маркетинг организации, библиотеки (создание и поддержание положительного образа библиотеки, обоснование значимости библиотеки для общества); – маркетинг личности, персонала библиотеки (популяризация руководства библиотеки, ее специалистов в целях повышения имиджа библиотеки, престижа профессии библиотекаря-библиографа); – маркетинг идей (участие библиотеки в продвижении социальных идей, разработка инновационных идей и реализация их с использованием теории обмена); – маркетинг продукции и услуг (разработка и внедрение библиотекой профильной продукции и услуг); – маркетинг мест, территории (поддержание или изменение отношения пользователей к конкретной библиотеке, ее зданию, помещениям; воспитание у читателей уважения к конкретной библиотеке). Коммерческий маркетинг в библиотеке является средством дополнительного получения финансовых средств за счет инициативной хозяйственной деятельности, включающей коммерческую (предпринимательскую) деятельность библиотеки: предоставление платных услуг; продажу интеллектуальной продукции библиотеки; изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки – фандрейзинг и др. [см., например: 4; 5, с. 79–80; 6, с. 41–49; 11; 13]. Комплекс маркетинговых действий библиотеки составляют: – аналитические действия: определение потребностей потенциальных и реальных пользователей, сегментация и комплексное исследование рынка; – стратегические действия: оценка собственных возможностей библиотеки, сильных и слабых сторон деятельности (на основе проведения маркетинговых исследований), позиционирование рынка, формулирование целей библиотечного развития на ближайшую и отдаленную перспективы, разработка стратегии в соответствии с потребностями целевого рынка, целями развития библиотеки и ее культурной миссией; – управленческие действия: разработка взаимосвязанных планов маркетинга, ассортиментной, ценовой и коммуникационной политики, тактических приемов и методов, позволяющих осуществить стратегическое планирование; оценка результатов, определение эффективности деятельности, приближения к целям; выработка корректирующих действий. Перечисленные виды деятельности условно объединяют в два направления, определяющие маркетинговую ориентацию каждой библиотеки: комплекс маркетинга и управление маркетингом. Таким образом, библиотечный маркетинг представляет собой самостоятельный вид управленческой деятельности и одновременно интегрирует различные направления маркетинга: маркетинг организаций, идей, услуг, мест и личностей. Его назначение – рациональное предоставление библиотечных услуг, повышение престижа и притягательности библиотеки, формирование духовного пространства различных слоев и групп населения.
Вопросы и задания 1. Чем отличается некоммерческая сфера деятельности от коммерческой? 2. Кто является основоположником некоммерческого маркетинга? 3. Назовите основные цели, принципы и функции маркетинга в некоммерческих учреждениях. 4. Какие внебюджетные источники финансирования некоммерческих учреждений вы знаете? 5. Изучите формирование маркетинга в библиотечном деле, используя литературу [12, 14, 15]. 6. Раскройте содержание библиотечного маркетинга. 7. Как сочетаются в библиотечном маркетинге принципы классического маркетинга и специфика некоммерческой деятельности библиотеки? Литература 1. Борхард, П. Концепция маркетинга для публичных библиотек / П.Борхард [и др.]; науч.-внедренч. центр “Библиомаркет”; пер. с нем. Е.М.Ястребовой. – М., 1993. – С. 27–34. – (Сер. “Маркетинг некоммерческих организаций”). 2. Герасимова, Л.Н. Маркетинг в библиотеке: учеб. пособие / Л.Н.Герасимова, О.Н.Кокойкина. – М.: МГИК, 1993. – С. 9–14. 3. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А.Ильяева, В.Н.Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 79–85. 4. Кірухіна, Л.Г. Бібліятэчны фандрэйзінг: практычны аспект / Л.Г.Кірухіна // Абласныя бібліятэкі: актуальныя аспекты дзейнасці: навук.-метад. выданне / Нац. б-ка Беларусі; адказ. за вып. Л.Г.Кірухіна. – Мн., 2004. – С. 73–81. 5. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: учеб. пособие / В.К.Клюев, Е.М.Ястребова. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 41–42, 79–80. 6. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / В.К.Клюев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. – С. 11–18, 41–49. 7. Колегаева, С.Д. Маркетинг библиотечный / С.Д.Колегаева // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – С. 595–596. 8. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 577–595. 9. Матлина, С.Г. Библиотечный маркетинг: практ. пособие для работников публ. б-к / С.Г.Матлина / Гос. Рос. б-ка, Перм. обл. б-ка им. А.М.Горького. – Пермь, 1993. – 66 с. 10. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б.Паршукова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – С. 11–17. 11. Пераверзева, Ю.А. Фінансава-эканамічная дзейнасць бібліятэк: вучэб.-метад. дапам. / Ю.А.Пераверзева. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2009. – С. 32–39. 12. Российское библиотековедение: ХХ век. Направление, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. гос. б-ка; сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой. – М.: Пашков дом, 2001. – С. 259–267. 13. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 281–285. 14. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учеб.-практ. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2000. – С. 40–47. 15. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 47–59. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”). 16. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учеб. / Е.Л.Шекова. – СПб.: Лань, 2004. – С. 21–25. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.016 с.) |