Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассортимент библиотечных продуктов и услуг.

Поиск

Управление ассортиментом

 

Ассортиментом библиотеки называется вся совокупность библиотечных продуктов и услуг, отражающих рыночные воз­можности библиотеки и прогнозируемую конъюнктуру спроса.

Маркетинговый подход к разработке классификации ассор­тимента в библиотеке осуществляется в зависимости от назначения, потребительских характеристик, форм предо­став­ления, продолжительности взаимодействия с пользова­те­лем, предметно-деятельностных параметров. Считается, что наиболее оптимально моделировать ассортиментный пере­чень библиотеки позволяет предметно-деятельностное ран­жи­ро­вание, когда в качестве перспективных базовых ассорти­мент­ных групп рассматриваются следующие услуги: библио­теч­но-информационные; прибиблиотечные и сервисные; кон­сал­тинговые, образовательные; досуговые услуги; изда­тель­ско-полиграфические услуги; рекламные и посреднические [4, с. 45].

Библиотечно-информационные услуги – это услуги,соот­вет­ствующие основному профилю деятельности библиотеки. В данную ассортиментную группу входят такие услуги, как:

– документные (удовлетворение информационных по­треб­ностей пользователей путем предоставления им пер­вич­ных и вторичных документов, обеспечения доступа к пол­но­тек­стовым базам данных);

– библиографические (предоставление библиографи­чес­кой информации);

– фактографические (удовлетворение информационных по­треб­ностей путем предоставления пользователям конкретной информации);

– аналитические (удовлетворение потребностей пользова­те­лей с помощью специально подготовленной аналитической информации).

Безусловно, современный этап развития библиотек харак­те­ризуется стабилизацией спроса на перечисленные ассорти­мент­ные группы услуг. С другой стороны, современная эко­но­мическая ситуация, информатизация общества, конкурен­ция заставляют библиотеки активно осваивать информа­цион­ные услуги. Внедрение автоматизированных информа­цион­ных технологий в библиотечную практику способствует раз­ви­тию номенклатуры библиографических продуктов и рас­ши­рению информационной базы библиографических услуг библиотеки. Сегодня в библиотеках, наряду с традицион­ны­ми каталогами и картотеками, библиографическими указате­лями литературы появляются их машиночитаемые версии (электронные каталоги книг, периодических изданий, новых поступлений, специальных видов изданий, краеведческие и тематические библиографические базы данных и др.) с ши­ро­ки­ми возможностями поиска и различными режимами дос­ту­па, включая удаленный. Появилась новая библиографическая услуга – “виртуальная” справка.

В автоматизированном режиме библиотеки работают и над созданием фактографических продуктов и услуг, подго­тав­ли­вая фактографическое досье, адресно-справочные базы дан­ных и др.

В современных условиях наблюдается тенденция к уве­ли­че­нию ассортимента и объема выпуска библиотеками науч­но-аналитических продуктов (аналитических справок и обзо­ров, проблемных и итоговых докладов, отчетов о прове­ден­ных научных исследованиях, тексты выступлений и доклады руководителей библиотек и т.п.). Подготовкой такого рода про­дуктов занимаются в большей степени крупные биб­лио­те­ки республики (Национальная библиотека Беларуси (НББ), Республиканская научно-техническая библиотека (далее РНТБ), Белорусская сельскохозяйственная библиотека (далее БелСХБ), Центральная научная библиотека Национальной Академии наук Беларуси (далее ЦНБ НАН Беларуси) и др.), в структуре которых есть специализированные исследова­тель­ские подразделения, научные кадры. Другие библиотеки ак­тив­ны в подготовке неопубликованной и малотиражной науч­но-информационной продукции: дайджестов, докладов о деятельности библиотек, методических разработок, информа­ционно-аналитических бюллетеней.

Отметим, что перечисленные виды научно-аналитических продуктов являются уникальным источником информации о деятельности библиотеки, показывают ее социальную значи­мость для общества.

Прибиблиотечные услуги призваны создавать дополни­тель­ные удобства для пользователей библиотеки. В послед­ние годы библиотеки активно расширяют данную ас­сор­тиментную группу, предлагая пользователям новые услу­ги как в режиме бесплатного, так и дополнительного плат­но­го обслуживания (бронирование документов на опре­делен­ный период, продление срока пользования выданной литера­ту­рой, иноязычные переводы, прием по телефону или факсу предварительной заявки и подбор фондовых документов, прием запросов разнообразных справок, “виртуальная” справ­ка, “виртуальная” выставка, “виртуальная” экскурсия).

Консалтинговые, образовательные услуги способствуют ов­ладению систематизированными знаниями, умениями и навыками в условиях или с помощью библиотеки. Среди них консультации по методике информационного поиска, прави­лам оформления библиографических записей, списков лите­ра­туры, работе с литературой и т.п. При библиотеках рабо­та­ют курсы изучения иностранных языков, центры эстети­ческого развития, объединения по интересам и др.

Относительно новыми и перспективными направлениями образовательной деятельности библиотек становятся обуче­ние основам компьютерной грамотности, создание и разме­ще­ние на веб-сайте библиотеки инструктивно-методических материалов различного назначения (например, подробные ру­ко­водства по работе с системами, поддерживающими элек­трон­ный каталог, базы данных; краткие “подсказки”; кнопки “помощь”; рекомендации по библиографическому описанию документов, оформлению ссылок в научных работах и др.). Некоторые зарубежные библиотеки ведут специальные раз­де­лы сайта под названием “Библиотечные пособия для само­стоятельного изучения” [2].

Досуговые услуги содействуют релаксации пользователей. Заимствованные формы культурно-досуговой деятельности давно закрепились в практике работы библиотек (конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, те­ма­тические вечера и др.). В последние годы некоторые биб­лио­теки предлагают услуги библиотечного общения удален­ным пользователям – общение на форуме и в корпоративном блоге. Данные услуги востребованы теми пользователями, которые хотят дать оценку увиденному на веб-сайте или в самой библиотеке, обсудить актуальные проблемы чтения, поиска информации, узнать мнение других пользователей. Для библиотеки это инструмент обратной связи с пользо­вателями и сотрудниками.

Издательско-полиграфические услуги связаны с репроду­ци­ро­ванием документов. Активный спрос пользователей на ко­пирование и размножение библиотечных и иных доку­мен­тов обусловил введение копировально-множительных услуг в библиотеках. Некоторые библиотеки предоставляют своим пользователям издательско-полиграфические услуги (набор и редактирование текста, сканирование, компьютерная графика и дизайн, тиражирование, переплет, брошюрование и др.). Как правило, данные услуги входят в перечень платных и являются важным источником внебюджетных финансовых поступлений.

Рекламные и посреднические услуги обеспечивают пред­ста­ви­тельство собственных и/или сторонних интересов. В ка­че­стве рекламы собственной деятельности библиотеки зани­ма­ют­ся подготовкой рекламных продуктов и рекламных услуг. Они производят такие виды печатных и электронных (раз­ме­ще­ние на сайтах библиотек) рекламных продуктов, как пресс-релизы, объявления, каталоги, проспекты, информационные листы, листовки; выпускают фирменные бланки, офисные принадлежности; готовят рекламные публикации, компью­тер­ные презентации и т.п. Библиотеки практикуют проведе­ние рекламных мероприятий: презентаций, пресс-конферен­ций, выставок, дней открытых дверей и т.п. Некоторые биб­лиотеки в качестве услуг внешним учреждениям предлагают помощь в проведении рекламных мероприятий, размещение рекламных продуктов в здании библиотеки и ее изданиях.

Чтобы обеспечить эффективную деятельность по сбыту, биб­лиотека должна постоянно расширять ассортимент про­дуктов/услуг. Необходимость этого обусловлена рядом факто­ров, основными из которых являются:

– изменение спроса на отдельные библиотечные про­дук­ты/услуги;

– появление новых или усовершенствование уже суще­ству­ющих продуктов/услуг в результате проведенных иссле­дований;

– изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Задача руководства библиотекой и состоит в том, чтобы с уче­том этих факторов обеспечить наиболее полное соответ­ствие ассортимента запросам пользователей. Такое соответ­ствие достигается благодаря управлению ассортиментом биб­лиотечных продуктов и услуг.

Управлять ассортиментом библиотечных продуктов и услуг – значит постоянно предлагать рынку такой ассорти­мент библиотечной продукции, который удовлетворяет поль­зователей по следующим критериям:

– широты: увеличение ассортимента за счет создания но­вых ассортиментных групп;

– глубины: рост ассортиментных позиций в отдельных ассор­тиментных группах и уменьшение их в других;

– насыщенности: увеличение ассортимента за счет по­вы­ше­ния общего числа всех ассортиментных позиций.

Выбор того или иного подхода к управлению позволит при­нимать решения о создании новых библиотечных продук­тов/услуг; об отказе от устаревших или невостребованных библиотечных продуктов/услуг; о модификации существую­щих библиотечных продуктов/услуг в целях улучшения ха­рак­теристик продуктов, адаптации продукта к новым рын­кам, новым группам пользователей.

Создание и внедрение на рынке новых товаров является важ­нейшим из всех факторов развития библиотеки, со­вер­шен­ствования библиотечного обслуживания. В первую оче­редь это связано с инновационной деятельностью, которая на­правлена на поиск, разработку новых видов, форм биб­лио­теч­ных продуктов/услуг. Перечисленные выше ассортимент­ные группы тому подтверждение – библиотеки предлагают своим пользователям фактографические базы данных, тема­ти­ческие, фирменные папки-досье, полнотекстовые компакт-диски, итоги научной деятельности библиотек, возможности электронной почты, электронную доставку документов и др. Вместе с тем иногда библиотекам приходится отказаться от производства новых продуктов. Так, например, было с созданием адресных и нормативно-правовых баз данных. На информационном рынке появились качественные их аналоги, и библиотеки отказались от их производства.

Отказ от невостребованных библиотечных продук­тов/услуг может стать проблемой для специалистов в области маркетинга, так как сложно определить “неэффективную” библиотечную продукцию. Прежде чем принять решение об “изъятии” библиотечной продукции с информационного рын­ка, необходимо провести исследование характеристик про­дукта, причин, способствующих падению спроса, сравнить данные о спросе на другие аналогичные продукты/услуги своей библиотеки и конкурентной.

Причиной невостребованности библиотечного продукта мо­жет быть слабое материальное состояние той или иной биб­лиотеки. Например, НББ – один из основных произво­ди­те­лей библиографических пособий на локальных электрон­ных носителях. Однако не каждая библиотека республики, являясь потребителем библиографической продукции, может воспользоваться таким библиотечным продуктом, и связано это, как правило, с несоответствием материально-техниче­ской базы современным требованиям.

Процесс совершенствования продуктов/услуг для освоения новых сегментов рынка – один из приемов работы учреж­де­ний разных сфер деятельности. В библиотеках с этой целью сегодня применяются разнообразные способы: диверси­фика­ция видов библиотечных продуктов, введение удобного до­сту­па пользователей к информационным ресурсам, органи­за­ция онлайнового доступа к ресурсам библиотеки и др.

При управлении ассортиментом библиотечных продуктов и услуг необходимо учитывать их жизненный цикл. Коротко концепцию жизненного цикла продукта можно сформулиро­вать следующим образом: каждый продукт, какими бы уни­каль­ными потребительскими свойствами он не обладал, “жи­вет” (пребывает на рынке) ограниченное время, и рано или поздно вытесняется другим, более совершенным. Это утвер­ждение относится и к услуге.

Подчеркнем, что концепция жизненного цикла продук­та/услуги вынуждает постоянно анализировать деятельность как библиотеки в целом, так и ее структурных подразделений не только с точки зрения современного состояния, но и буду­щего; обосновывает необходимость систематической работы по планированию и разработке нового продукта, новой услу­ги, модификации существующих с учетом меняющегося спро­са, нарастающей конкуренции, появления новых ресур­сов и технологий. В библиотеке с этой целью проводятся раз­лич­ные исследования, в том числе и маркетинговые.

 

Вопросы и задания

1. В чем специфика библиотечных продуктов и библио­теч­ных услуг?

2. Приведите примеры усовершенствованных библиотеч­ных продуктов/услуг за счет использования новых информа­цион­ных технологий и/или расширения ресурсной базы биб­лиотек республики.

3. С какой целью в библиотеке осуществляется ассорти­мент­ное управление?

Литература

1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Паш­ков Дом, 2007. – С. 178, 186, 217–218.

2. Елисина, Е.Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в элек­трон­ной среде / Е.Ю.Елисина // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 39–46.

3. Зыгмантович, С.В. Подготовка библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие / С.В.Зыгман­то­вич. – Мн.: Новое знание, 2009. – С. 168–176. – (Сер. “Про­фес­сионалам библиотечного дела”).

4. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной дея­тель­ности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / В.К.Клюев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. – С. 43–49.

5. Кожевникова, Л.А. Экономические ресурсы научных биб­лиотек: монография / Л.А.Кожевникова. – М.: Либерея-Биб­информ, 2006. – Вып. 37. – 192 с. – (Сер. “Библиотекарь и время. ХХI век”).

6. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 577–595.

7. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг: учеб. пособие / Е.В.Пе­соц­кая. – СПб.: Питер, 2000. – 157 с.

8. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные техноло­гии: учеб. пособие / И.С.Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 198–205. – (Сер. “Библиотека”).

9. Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С.Ги­ляревский, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 300–353. – (Сер. “Библиотека”).

10. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 79–95. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”).


Маркетинговые исследования

В библиотеке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.009 с.)