Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ассортимент библиотечных продуктов и услуг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление ассортиментом
Ассортиментом библиотеки называется вся совокупность библиотечных продуктов и услуг, отражающих рыночные возможности библиотеки и прогнозируемую конъюнктуру спроса. Маркетинговый подход к разработке классификации ассортимента в библиотеке осуществляется в зависимости от назначения, потребительских характеристик, форм предоставления, продолжительности взаимодействия с пользователем, предметно-деятельностных параметров. Считается, что наиболее оптимально моделировать ассортиментный перечень библиотеки позволяет предметно-деятельностное ранжирование, когда в качестве перспективных базовых ассортиментных групп рассматриваются следующие услуги: библиотечно-информационные; прибиблиотечные и сервисные; консалтинговые, образовательные; досуговые услуги; издательско-полиграфические услуги; рекламные и посреднические [4, с. 45]. Библиотечно-информационные услуги – это услуги,соответствующие основному профилю деятельности библиотеки. В данную ассортиментную группу входят такие услуги, как: – документные (удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления им первичных и вторичных документов, обеспечения доступа к полнотекстовым базам данных); – библиографические (предоставление библиографической информации); – фактографические (удовлетворение информационных потребностей путем предоставления пользователям конкретной информации); – аналитические (удовлетворение потребностей пользователей с помощью специально подготовленной аналитической информации). Безусловно, современный этап развития библиотек характеризуется стабилизацией спроса на перечисленные ассортиментные группы услуг. С другой стороны, современная экономическая ситуация, информатизация общества, конкуренция заставляют библиотеки активно осваивать информационные услуги. Внедрение автоматизированных информационных технологий в библиотечную практику способствует развитию номенклатуры библиографических продуктов и расширению информационной базы библиографических услуг библиотеки. Сегодня в библиотеках, наряду с традиционными каталогами и картотеками, библиографическими указателями литературы появляются их машиночитаемые версии (электронные каталоги книг, периодических изданий, новых поступлений, специальных видов изданий, краеведческие и тематические библиографические базы данных и др.) с широкими возможностями поиска и различными режимами доступа, включая удаленный. Появилась новая библиографическая услуга – “виртуальная” справка. В автоматизированном режиме библиотеки работают и над созданием фактографических продуктов и услуг, подготавливая фактографическое досье, адресно-справочные базы данных и др. В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению ассортимента и объема выпуска библиотеками научно-аналитических продуктов (аналитических справок и обзоров, проблемных и итоговых докладов, отчетов о проведенных научных исследованиях, тексты выступлений и доклады руководителей библиотек и т.п.). Подготовкой такого рода продуктов занимаются в большей степени крупные библиотеки республики (Национальная библиотека Беларуси (НББ), Республиканская научно-техническая библиотека (далее РНТБ), Белорусская сельскохозяйственная библиотека (далее БелСХБ), Центральная научная библиотека Национальной Академии наук Беларуси (далее ЦНБ НАН Беларуси) и др.), в структуре которых есть специализированные исследовательские подразделения, научные кадры. Другие библиотеки активны в подготовке неопубликованной и малотиражной научно-информационной продукции: дайджестов, докладов о деятельности библиотек, методических разработок, информационно-аналитических бюллетеней. Отметим, что перечисленные виды научно-аналитических продуктов являются уникальным источником информации о деятельности библиотеки, показывают ее социальную значимость для общества. Прибиблиотечные услуги призваны создавать дополнительные удобства для пользователей библиотеки. В последние годы библиотеки активно расширяют данную ассортиментную группу, предлагая пользователям новые услуги как в режиме бесплатного, так и дополнительного платного обслуживания (бронирование документов на определенный период, продление срока пользования выданной литературой, иноязычные переводы, прием по телефону или факсу предварительной заявки и подбор фондовых документов, прием запросов разнообразных справок, “виртуальная” справка, “виртуальная” выставка, “виртуальная” экскурсия). Консалтинговые, образовательные услуги способствуют овладению систематизированными знаниями, умениями и навыками в условиях или с помощью библиотеки. Среди них консультации по методике информационного поиска, правилам оформления библиографических записей, списков литературы, работе с литературой и т.п. При библиотеках работают курсы изучения иностранных языков, центры эстетического развития, объединения по интересам и др. Относительно новыми и перспективными направлениями образовательной деятельности библиотек становятся обучение основам компьютерной грамотности, создание и размещение на веб-сайте библиотеки инструктивно-методических материалов различного назначения (например, подробные руководства по работе с системами, поддерживающими электронный каталог, базы данных; краткие “подсказки”; кнопки “помощь”; рекомендации по библиографическому описанию документов, оформлению ссылок в научных работах и др.). Некоторые зарубежные библиотеки ведут специальные разделы сайта под названием “Библиотечные пособия для самостоятельного изучения” [2]. Досуговые услуги содействуют релаксации пользователей. Заимствованные формы культурно-досуговой деятельности давно закрепились в практике работы библиотек (конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, тематические вечера и др.). В последние годы некоторые библиотеки предлагают услуги библиотечного общения удаленным пользователям – общение на форуме и в корпоративном блоге. Данные услуги востребованы теми пользователями, которые хотят дать оценку увиденному на веб-сайте или в самой библиотеке, обсудить актуальные проблемы чтения, поиска информации, узнать мнение других пользователей. Для библиотеки это инструмент обратной связи с пользователями и сотрудниками. Издательско-полиграфические услуги связаны с репродуцированием документов. Активный спрос пользователей на копирование и размножение библиотечных и иных документов обусловил введение копировально-множительных услуг в библиотеках. Некоторые библиотеки предоставляют своим пользователям издательско-полиграфические услуги (набор и редактирование текста, сканирование, компьютерная графика и дизайн, тиражирование, переплет, брошюрование и др.). Как правило, данные услуги входят в перечень платных и являются важным источником внебюджетных финансовых поступлений. Рекламные и посреднические услуги обеспечивают представительство собственных и/или сторонних интересов. В качестве рекламы собственной деятельности библиотеки занимаются подготовкой рекламных продуктов и рекламных услуг. Они производят такие виды печатных и электронных (размещение на сайтах библиотек) рекламных продуктов, как пресс-релизы, объявления, каталоги, проспекты, информационные листы, листовки; выпускают фирменные бланки, офисные принадлежности; готовят рекламные публикации, компьютерные презентации и т.п. Библиотеки практикуют проведение рекламных мероприятий: презентаций, пресс-конференций, выставок, дней открытых дверей и т.п. Некоторые библиотеки в качестве услуг внешним учреждениям предлагают помощь в проведении рекламных мероприятий, размещение рекламных продуктов в здании библиотеки и ее изданиях. Чтобы обеспечить эффективную деятельность по сбыту, библиотека должна постоянно расширять ассортимент продуктов/услуг. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основными из которых являются: – изменение спроса на отдельные библиотечные продукты/услуги; – появление новых или усовершенствование уже существующих продуктов/услуг в результате проведенных исследований; – изменения в товарном ассортименте конкурентов. Задача руководства библиотекой и состоит в том, чтобы с учетом этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие ассортимента запросам пользователей. Такое соответствие достигается благодаря управлению ассортиментом библиотечных продуктов и услуг. Управлять ассортиментом библиотечных продуктов и услуг – значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент библиотечной продукции, который удовлетворяет пользователей по следующим критериям: – широты: увеличение ассортимента за счет создания новых ассортиментных групп; – глубины: рост ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшение их в других; – насыщенности: увеличение ассортимента за счет повышения общего числа всех ассортиментных позиций. Выбор того или иного подхода к управлению позволит принимать решения о создании новых библиотечных продуктов/услуг; об отказе от устаревших или невостребованных библиотечных продуктов/услуг; о модификации существующих библиотечных продуктов/услуг в целях улучшения характеристик продуктов, адаптации продукта к новым рынкам, новым группам пользователей. Создание и внедрение на рынке новых товаров является важнейшим из всех факторов развития библиотеки, совершенствования библиотечного обслуживания. В первую очередь это связано с инновационной деятельностью, которая направлена на поиск, разработку новых видов, форм библиотечных продуктов/услуг. Перечисленные выше ассортиментные группы тому подтверждение – библиотеки предлагают своим пользователям фактографические базы данных, тематические, фирменные папки-досье, полнотекстовые компакт-диски, итоги научной деятельности библиотек, возможности электронной почты, электронную доставку документов и др. Вместе с тем иногда библиотекам приходится отказаться от производства новых продуктов. Так, например, было с созданием адресных и нормативно-правовых баз данных. На информационном рынке появились качественные их аналоги, и библиотеки отказались от их производства. Отказ от невостребованных библиотечных продуктов/услуг может стать проблемой для специалистов в области маркетинга, так как сложно определить “неэффективную” библиотечную продукцию. Прежде чем принять решение об “изъятии” библиотечной продукции с информационного рынка, необходимо провести исследование характеристик продукта, причин, способствующих падению спроса, сравнить данные о спросе на другие аналогичные продукты/услуги своей библиотеки и конкурентной. Причиной невостребованности библиотечного продукта может быть слабое материальное состояние той или иной библиотеки. Например, НББ – один из основных производителей библиографических пособий на локальных электронных носителях. Однако не каждая библиотека республики, являясь потребителем библиографической продукции, может воспользоваться таким библиотечным продуктом, и связано это, как правило, с несоответствием материально-технической базы современным требованиям. Процесс совершенствования продуктов/услуг для освоения новых сегментов рынка – один из приемов работы учреждений разных сфер деятельности. В библиотеках с этой целью сегодня применяются разнообразные способы: диверсификация видов библиотечных продуктов, введение удобного доступа пользователей к информационным ресурсам, организация онлайнового доступа к ресурсам библиотеки и др. При управлении ассортиментом библиотечных продуктов и услуг необходимо учитывать их жизненный цикл. Коротко концепцию жизненного цикла продукта можно сформулировать следующим образом: каждый продукт, какими бы уникальными потребительскими свойствами он не обладал, “живет” (пребывает на рынке) ограниченное время, и рано или поздно вытесняется другим, более совершенным. Это утверждение относится и к услуге. Подчеркнем, что концепция жизненного цикла продукта/услуги вынуждает постоянно анализировать деятельность как библиотеки в целом, так и ее структурных подразделений не только с точки зрения современного состояния, но и будущего; обосновывает необходимость систематической работы по планированию и разработке нового продукта, новой услуги, модификации существующих с учетом меняющегося спроса, нарастающей конкуренции, появления новых ресурсов и технологий. В библиотеке с этой целью проводятся различные исследования, в том числе и маркетинговые.
Вопросы и задания 1. В чем специфика библиотечных продуктов и библиотечных услуг? 2. Приведите примеры усовершенствованных библиотечных продуктов/услуг за счет использования новых информационных технологий и/или расширения ресурсной базы библиотек республики. 3. С какой целью в библиотеке осуществляется ассортиментное управление? Литература 1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – С. 178, 186, 217–218. 2. Елисина, Е.Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде / Е.Ю.Елисина // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 39–46. 3. Зыгмантович, С.В. Подготовка библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие / С.В.Зыгмантович. – Мн.: Новое знание, 2009. – С. 168–176. – (Сер. “Профессионалам библиотечного дела”). 4. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / В.К.Клюев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. – С. 43–49. 5. Кожевникова, Л.А. Экономические ресурсы научных библиотек: монография / Л.А.Кожевникова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – Вып. 37. – 192 с. – (Сер. “Библиотекарь и время. ХХI век”). 6. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 577–595. 7. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг: учеб. пособие / Е.В.Песоцкая. – СПб.: Питер, 2000. – 157 с. 8. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И.С.Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 198–205. – (Сер. “Библиотека”). 9. Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С.Гиляревский, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 300–353. – (Сер. “Библиотека”). 10. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 79–95. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”). Маркетинговые исследования В библиотеке
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.233.160 (0.011 с.) |