Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, принципы, функции и цели маркетинга↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Министерство культуры Республики Беларусь УО “Белорусский государственный университет культуры и искусств”
Н.Е. ПетушкО БИБЛИОТЕЧНЫЙ МАРКЕТИНГ Учебно-методическое пособие Минск 2010
УДК 339. 138:02 (075.8) ББК 65.290–2я73 П 31
Рецензенты Р.А.Ровина, кандидат педагогических наук, профессор кафедры информационных ресурсов УО “Белорусский государственный университет культуры и искусств”; Е.В.Иванова, директор учреждения “Национальная книжная палата Беларуси”
Рекомендовано к изданию президиумом учебно-методического советаБелорусского государственного университета культуры и искусств и научно-методическим советом по культуре, библиотековедению и библиографии Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области культуры и искусств
Петушко, Н.Е. П 31 Библиотечный маркетинг: учеб.-метод. пособие / Н.Е.Петушко. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 116 с. ISBN 978-985-6798-79-8.
Учебно-методическое пособие соответствует программе курса “Библиотечный маркетинг”. Дается целостное представление о сущности библиотечного маркетинга, его содержании, стратегии и тактике маркетингового управления современным библиотечным учреждением. Раскрываются особенности маркетинга в библиотеках как некоммерческих учреждениях. Адресовано студентам дневной и заочной форм обучения, а также преподавателям и специалистам библиотечных учреждений. ББК 65.290–2я73
ISBN 978-985-6798-79-8 © Н.Е. Петушко, 2010 СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Современный этап развития социально-культурной и экономической сфер страны вносит коррективы в библиотечную практику. Она характеризуется значительной конкуренцией на информационном рынке, отказом от единых подходов ко всем видам библиотечной деятельности, необходимостью создания положительной репутации и повышения авторитета библиотеки среди широких слоев населения, развитием платных дополнительных услуг и др. В этих условиях подготовка специалистов – библиотечных менеджеров, которые обладают знаниями теоретических основ и практических приемов профильного маркетинга, способны принимать эффективные нестандартные решения, оперативно адаптироваться к изменчивой ситуации, видеть и оценивать перспективы развития библиотечного дела и реальные возможности конкретной библиотеки, является важной составляющей профессионального библиотечного образования. Учебная дисциплина “Библиотечный маркетинг” изучается студентами всех специализаций факультета информационно-документных коммуникаций и библиотечного отделения факультета заочного обучения. Цели дисциплины – усвоение студентами теоретических закономерностей развития библиотечного маркетинга, его специфики, вопросов организации и важнейших направлений практической маркетинговой деятельности библиотек; формирование у студентов умений и навыков по осуществлению и управлению инновационными изменениями в библиотеках. В учебно-методическом пособии прослеживаются интеграционные тенденции библиотековедения, его связи с экономикой, управлением, информатикой, социологией, психологией и другими дисциплинами. При подготовке учебно-методического пособия использованы научные работы, учебные и практические пособия, статьи, опубликованные в профессиональной печати. При раскрытии основных подходов и сложных вопросов в области библиотечного маркетинга использованы идеи зарубежных и белорусских ученых, специализирующихся на определенных направлениях теории и методологии некоммерческого маркетинга. В результате изучения дисциплины “Библиотечный маркетинг” студенты должны знать сущность, принципы и функции библиотечного маркетинга; концепции классического маркетинга и возможности их использования в библиотечно-информационной сфере; особенности некоммерческого маркетинга и основные направления маркетинговой деятельности библиотеки; организацию, методику, технологии и направления процесса маркетинговых исследований; специфику библиотечного обслуживания в системе маркетинга услуг; цели, задачи, способы, направления планирования маркетинговой деятельности; значение маркетинговых коммуникаций в системе библиотечного маркетинга; этапы и методы ценообразования и установления стоимости на платные услуги и информационные продукты; цели и задачи маркетинговой службы в системе управления библиотекой. Они должны уметь использовать комплексный подход к изучению информационных потребностей пользователей библиотек; коммуникационные технологии, приемы связей с общественностью, средства распространения рекламы; инструменты маркетинга, формы и методы маркетингового планирования и исследования. Учебно-методическое пособие “Библиотечный маркетинг” поможет студентам при освоении теоретического материала курса, подготовке к семинарским и практическим занятиям, прохождении технологической практики в библиотеках республики. Для самостоятельной работы предложен список основной и дополнительной литературы. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА 1.1. Возникновение маркетинга. Понятие “маркетинг” Термин “маркетинг” (от англ. market – “рынок”) обозначает ориентацию на рынок, деятельность в сфере рынков сбыта. Маркетинг возник в начале ХХ в. в США и предполагал только экономическую деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Распространение маркетинга проходило быстро. В 1902–1910 гг. в программу подготовки будущих бизнесменов в ведущих университетах США – Гарвардском, Пенсильванском, Висконсинском и др. – был введен курс организации и методики сбытовых операций. В рамках данного курса рассматривались вопросы обеспечения сбыта, эффективной торговли и рекламы. Результатом практической реализации теории маркетинга явились создание в крупных монополиях отделов исследования рынка, появление коммерческих организаций по оказанию маркетинговых услуг. Таким образом, за короткий промежуток времени маркетинг как теоретическая концепция достаточно быстро оказался востребованным бизнесом, стал развиваться как прикладная наука. Период с конца XIX в. и до 1920-х гг. рассматривается как первый этап становления и развития концепции маркетинга. Разразившийся в 1929–1933 гг. мировой экономический кризис показал, что первоначальная трактовка маркетинга в условиях высокого уровня развития экономики неприемлема, ее необходимо было привести в соответствие с достигнутыми к тому времени рыночными механизмами хозяйствования. В результате маркетинг стал составной частью управленческой деятельности предпринимательских структур, направленной на разработку и продвижение продукции к потребителям. Такой подход существовал примерно до 1960-х гг. К этому времени в странах с развитой экономикой была создана новая система регулирования производственно-сбытовых процессов, обусловленная значительным увеличением производства товаров, объем которых превышал реальный спрос. В итоге в теории маркетинга был сделан акцент на конкретного потребителя с его реальными нуждами и потребностями и сформировалась современная концепция маркетинга. В соответствии с ней вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом состояния рынка, основываться на знании нужд и потребностей покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем. В советской практике маркетинг появился не сразу. Первоначальное использование слова “маркетинг”, а в большей степени его синонимов “рынковедение” и “потребинг” датируется 1960-1970 гг. В эти годы само упоминание слова “маркетинг” в позитивном ключе было крамольным. Только с конца 1980-х гг. наметилось повышение статуса маркетинга в нашем обществе. Определенную роль в этом сыграло подписание в 1975 г. Заключительного акта Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором в так называемой третьей корзине содержался раздел “Маркетинг” [3, с. 6]. Понятия “бизнес”, “менеджмент”, “ноу-хау”, “маркетинг” и другие вошли в словарный запас русского языка в 1990-е гг. Умение оперировать подобной терминологией стало признаком успешности. У истоков популяризации маркетинга стояли отечественные ученые Г.Г.Абрамишвили, И.Н.Герчикова, П.С.Завьялов, Ф.М.Левшин и др. Позднее эту плеяду расширили Е.П.Голубков, А.П.Панкрухин, В.А.Соловьев, В.Е.Хруцкий, затем И.Л.Акулич, О.Н.Андреева, И.С.Березин, А.А.Браверман, М.Д.Валовая, Е.В.Демченко и др. Но и до середины 1990-х гг. в нашем обществе продолжало доминировать восприятие маркетинга как западного феномена. Только реальные объективные процессы, произошедшие в нашем обществе, сыграли положительную роль в укреплении позиций маркетинга, его востребованности. Прошлым стало централизованное распределение ресурсов, на смену “рынку продавца” пришел “рынок покупателя”. Заметным явлением 1990-х гг. стало применение маркетинга в образовании, политике, науке и культуре. Сейчас ни одно высшее учебное заведение не обходится в программе подготовки специалистов без курса маркетинга. Сформирован перечень специализированных периодических изданий по маркетингу. Одним из самых знаменательных явлений можно считать то, что позитивные изменения в отношении к маркетингу коснулись властных структур. Для глав городов, областей принципиальными стали такие проблемы, как использование средств маркетинга в предвыборной кампании, продвижение на рынок продукции определенной территории, стимулирование притока необходимых ресурсов, инвестиций, создание положительного образа конкретной местности. Принципы и методы маркетинга активно стали использоваться в некоммерческих учреждениях. Безусловно, в странах СНГ маркетинг проходит трудный путь развития. Это проявляется в особых условиях осуществления, разных уровнях развития рынка, социальных стереотипах и традициях. Любая конкретная область деятельности придает ему новые векторы рассмотрения вопросов и проблем. Именно эта полифункциональность породила множество определений. Приведем некоторые из них, которые, на наш взгляд, в большей степени позволяют отразить сущность понятия “маркетинг”. 1. Управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности (Г.Г.Абрамишвили); 2. Совокупность процессов планирования, создания, продвижения и распределения товаров и услуг (Американская ассоциация маркетинга); 3. Система действий, включающая исследование, анализ, планирование, осуществление и контроль программ, предназначенных для изучения (В.Благоев); 4. Вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей пользователей (Ф.Котлер); 5. Маркетинг не следует отождествлять с продажей товара. Если функция торговой системы состоит в том, чтобы убедить покупателя купить то, что уже произведено, задача маркетинга есть поставка на рынок того товара, в котором потребитель действительно нуждается (Т.Левитт); 6. Маркетинг – это система действий, философия и жизненная позиция. Как видим, в этих определениях маркетинг трактуется как научная дисциплина, вид деятельности, концепция управления, новая система взглядов на рыночное общественное производство, образ мышления и т.д. Общими моментами, объединяющими все определения маркетинга, являются рыночная концепция управления и направленность на удовлетворение нужд и потребностей человека. Литература 1. Акулич, И.Л. Основы маркетинга: учеб. пособие / И.Л.Акулич, Е.В.Демченко. - Мн.: Вышэйш. шк., 1998. – С. 9–11. 2. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 20–49. 3. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – 144 с. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”). 4. Черченко, Н.В. Маркетинг: курс лекций / Н.В.Черченко, А.И.Терешков, К.В.Величкович; под общ. ред. Н.В.Черченко. – Мн.: РИВШ, 2008. – С. 5–11. Библиотека в системе Некоммерческого маркетинга Содержание и принципы библиотечного маркетинга Появление публикаций, связывающих понятие “маркетинг” с библиотеками, относят к началу 1970-х гг. Первыми, кто осознал необходимость его применения, были сотрудники публичных библиотек Северной Америки. Обращение зарубежных библиотек к методам маркетинга было обусловлено кризисной ситуацией их существования: непрерывно росла стоимость издательской продукции, увеличивались расходы на новые технологии и современные средства поиска, обработки и хранения информации, в то время как государственные и общественные расходы на содержание библиотек резко сокращались. Библиотекам требовался действенный инструмент повышения эффективности их функционирования, позволяющий оптимально использовать имеющиеся ресурсы и наряду с этим ярко продемонстрировать обществу свою социальную, информационную и культурную необходимость [9]. В 1977 г. в Научно-технологическом институте Манчестерского университета (Великобритания) опубликована первая работа по библиотечному маркетингу – “Маркетинг и библиотечное обслуживание” (автор – преподаватель этого института Д.Йорк). Предельно популярно изложенный материал уже тогда позволял понять роль концепции маркетинга в управлении библиотекой. В 1980-е гг. появилась целая серия работ по библиотечному маркетингу таких авторов, как Б.А.Либерер, С.Кайс, Д.Е.Вейнгенд (США), П.Борхард, Ш.Флодель, М.Мильц, А.Юлкенбек (Германия), Р.Савер (Франция). Часть работ была переведена на русский язык и вызвала значительный поток отечественных разработок в данной области [1]. В советскую библиотечную лексику понятие “библиотечный маркетинг” вошло в конце 1980-х гг., что стало следствием интереса советского библиотечного сообщества к возможностям маркетинга в повышении эффективности функционирования библиотек. Определяющим моментом для этого стали изменившиеся условия их хозяйствования, которые создали предпосылки для использования концепций и технологий маркетинга в управлении. Пионерами пропаганды библиотечного маркетинга стали российские ученые Л.Н.Герасимова, М.Я.Дворкина, И.К.Джерелиевская, О.Н.Кокойкина, В.К.Клюев, С.Д.Колегаева, С.Г.Матлина, И.М.Суслова, Н.И.Тюлина, Е.М.Ястребова и др. Позднее к ним присоединились А.Н.Ванеев, И.А.Ильяева, Н.С.Карташов, Е.Ю.Качанова, О.А.Крупенин, В.Н.Маркова, Г.Б.Паршукова, Е.В.Песоцкая и др. В Республике Беларусь теоретико-методические аспекты библиотечного маркетинга рассматривались такими учеными и специалистами-практиками, как В.А.Акулич, Е.Е.Долгополова, Л.А.Демешко, С.В.Зыгмантович, В.А. Касап, Л.Г.Кирюхина, П.М.Лапо, В.Е.Леончиков, Р.С.Мотульский, Н.В.Оленюк, Т.В.Осипова, С.А.Павлова, Ю.А.Переверзева, В.Н.Сороко, Р.Н.Сухорукова, Л.И.Ракавецкая, Р.А.Ровина, В.В.Шутова, С.В.Юдо, Н.А.Яцевич и др. Анализ процессов, происходящих в библиотеках, позволяет проследить эволюцию внедрения маркетинга в их деятельность: от полного отрицания и бурных дискуссий о совместимости понятий “рынок”, “маркетинг”, “коммерческая деятельность” и “библиотека” до полномасштабной поддержки процессов внедрения маркетинга, разработки теоретических, методических, практических вопросов использования маркетинга в библиотеках. Эволюция внедрения маркетинга свидетельствует, что для библиотек он становится необходимым элементом деятельности. На современном этапе библиотеки уже решают не то, внедрять маркетинг или нет, а то, как это лучше сделать. Сегодня под библиотечным маркетингом понимается концепция управления, ориентирующая библиотеку на наиболее полное удовлетворение познавательных, информационных и прочих потребностей ее пользователей при максимальной реализации ее собственных ресурсов и возможностей. Применение маркетинга в библиотеке строится на основе соблюдения следующих принципов: комфортность библиотечной среды, доступность услуг и информации, сегментация целевого рынка, конкретность и гибкость обслуживания, устойчивые общественные связи библиотеки [9]. Комфортность библиотечной среды характеризуется такими признаками, как уютно, быстро, профессионально и качественно. Такими же признаками характеризуется процесс предоставления библиотечной продукции при соблюдении первого принципа. Требование комфортности способствует разработке и производству новой продукции, направленных на совершенствование обслуживания пользователей. Соблюдение принципа доступности продукции нацеливает библиотеку на обеспечение доступности знаний, информации, культурного наследия для всех категорий пользователей независимо от их национальных, образовательных, религиозных или других различий. Требование доступности лежит в основе расширения ассортимента продукции. Однако соблюдение этого принципа в библиотеке ограничено ресурсами. Все потребности нельзя удовлетворить, и увеличить производство одного вида продукции можно только за счет сокращения производства другого. В связи с этим библиотека предлагает только такую продукцию или такие услуги, которые может качественно и профессионально реализовать в определенных рыночных условиях в соответствии со своим статусом. Сделать правильный выбор в отношении того, что и для кого производить, позволяет сегментация. Принцип рыночной сегментации определяет отношение отдельных групп потребителей к конкретной продукции. Сегмент (часть) рынка – это однородная по своему поведению группа потребителей, а сегментация – это деление рынка на четкие группы потребителей итоговых продуктов деятельности учреждения. Совокупность потребителей получила название “целевой рынок (целевой сегмент)”, или “целевая аудитория”. Применение сегментации при реализации продукта/услуги означает, что, создавая и продвигая новый продукт, производитель учитывает все нюансы потребительского спроса. Выявленные различия позволяют по одному виду продукта/услуги создавать определенное количество модификаций (разновидностей), ориентированных на различные сегменты целевого рынка. Сегментация дает основания выпускать модификации определенной продукции, ориентированной на особенности спроса и потребности различных категорий пользователей, т.е. сегментация стимулирует развитие новой продукции. Конкретность библиотечного обслуживания. Руководствуясь этим принципом, любой производитель продуктов/услуг предоставляет своему потребителю то, что тот хочет, но не может получить в другом месте. С учетом соблюдения данного принципа библиотечная продукция (оказываемые услуги и выпускаемые продукты), как и деятельность библиотеки в целом, существенно отличаются от продукции и деятельности других библиотек, образовательных, информационных, досуговых и просветительных организаций. И в данном случае задачи маркетинга – определить эти отличия и превратить их в конкурентные преимущества, отразить в стратегии библиотеки, обратить на них внимание пользователей, использовать для совершенствования деятельности библиотеки. Работа в данном направлении строится на тщательном изучении рынка, сильных и слабых сторон деятельности библиотеки и ее конкурентов, определении уникальных свойств продукта/услуги и их использовании при продвижении этой продукции (в рекламных акциях, информационных сообщениях и т.п.). Гибкость обслуживания заключается в способности к обновлению производства библиотечной продукции в соответствии с требованиями рынка. Соблюдение данного принципа позволяет производить необходимые изменения в зависимости от обстоятельств. Гибкость как принцип управления проявляется в оперативной постановке новых целей, опережающем обновлении содержания, стратегии и тактики библиотечной деятельности, быстрой реакции на различные события, происходящие как во внешней среде библиотеки, так и внутри ее, в использовании новых возможностей. Устойчивые общественные связи обеспечивают доброжелательное отношение и удовлетворение интересов тех групп, которые составляют библиотечную общественность: пользователей, “друзей библиотеки”, спонсоров и меценатов, профессионального библиотечного сообщества. От эффективности этой деятельности зависит отношение к библиотеке местного сообщества и властей, ее финансирование. Основные цели библиотечного маркетинга – предоставить потребителю возможность выбора необходимой ему библиотечно-библиографической и информационной продукции, развивать перспективный спрос, помочь библиотеке занять собственную нишу на профильном рынке. Сочетание социальных приоритетов основной деятельности библиотеки, ориентированной на пользователей, с экономическими интересами в области предпринимательской деятельности обусловливает необходимость использования в библиотечной сфере как коммерческого, так и некоммерческого маркетинга при доминирующей роли последнего. В рамках некоммерческого маркетинга деятельность библиотеки может осуществляться по следующим направлениям (по Ф.Котлеру): – маркетинг организации, библиотеки (создание и поддержание положительного образа библиотеки, обоснование значимости библиотеки для общества); – маркетинг личности, персонала библиотеки (популяризация руководства библиотеки, ее специалистов в целях повышения имиджа библиотеки, престижа профессии библиотекаря-библиографа); – маркетинг идей (участие библиотеки в продвижении социальных идей, разработка инновационных идей и реализация их с использованием теории обмена); – маркетинг продукции и услуг (разработка и внедрение библиотекой профильной продукции и услуг); – маркетинг мест, территории (поддержание или изменение отношения пользователей к конкретной библиотеке, ее зданию, помещениям; воспитание у читателей уважения к конкретной библиотеке). Коммерческий маркетинг в библиотеке является средством дополнительного получения финансовых средств за счет инициативной хозяйственной деятельности, включающей коммерческую (предпринимательскую) деятельность библиотеки: предоставление платных услуг; продажу интеллектуальной продукции библиотеки; изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки – фандрейзинг и др. [см., например: 4; 5, с. 79–80; 6, с. 41–49; 11; 13]. Комплекс маркетинговых действий библиотеки составляют: – аналитические действия: определение потребностей потенциальных и реальных пользователей, сегментация и комплексное исследование рынка; – стратегические действия: оценка собственных возможностей библиотеки, сильных и слабых сторон деятельности (на основе проведения маркетинговых исследований), позиционирование рынка, формулирование целей библиотечного развития на ближайшую и отдаленную перспективы, разработка стратегии в соответствии с потребностями целевого рынка, целями развития библиотеки и ее культурной миссией; – управленческие действия: разработка взаимосвязанных планов маркетинга, ассортиментной, ценовой и коммуникационной политики, тактических приемов и методов, позволяющих осуществить стратегическое планирование; оценка результатов, определение эффективности деятельности, приближения к целям; выработка корректирующих действий. Перечисленные виды деятельности условно объединяют в два направления, определяющие маркетинговую ориентацию каждой библиотеки: комплекс маркетинга и управление маркетингом. Таким образом, библиотечный маркетинг представляет собой самостоятельный вид управленческой деятельности и одновременно интегрирует различные направления маркетинга: маркетинг организаций, идей, услуг, мест и личностей. Его назначение – рациональное предоставление библиотечных услуг, повышение престижа и притягательности библиотеки, формирование духовного пространства различных слоев и групп населения.
Вопросы и задания 1. Чем отличается некоммерческая сфера деятельности от коммерческой? 2. Кто является основоположником некоммерческого маркетинга? 3. Назовите основные цели, принципы и функции маркетинга в некоммерческих учреждениях. 4. Какие внебюджетные источники финансирования некоммерческих учреждений вы знаете? 5. Изучите формирование маркетинга в библиотечном деле, используя литературу [12, 14, 15]. 6. Раскройте содержание библиотечного маркетинга. 7. Как сочетаются в библиотечном маркетинге принципы классического маркетинга и специфика некоммерческой деятельности библиотеки? Литература 1. Борхард, П. Концепция маркетинга для публичных библиотек / П.Борхард [и др.]; науч.-внедренч. центр “Библиомаркет”; пер. с нем. Е.М.Ястребовой. – М., 1993. – С. 27–34. – (Сер. “Маркетинг некоммерческих организаций”). 2. Герасимова, Л.Н. Маркетинг в библиотеке: учеб. пособие / Л.Н.Герасимова, О.Н.Кокойкина. – М.: МГИК, 1993. – С. 9–14. 3. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А.Ильяева, В.Н.Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 79–85. 4. Кірухіна, Л.Г. Бібліятэчны фандрэйзінг: практычны аспект / Л.Г.Кірухіна // Абласныя бібліятэкі: актуальныя аспекты дзейнасці: навук.-метад. выданне / Нац. б-ка Беларусі; адказ. за вып. Л.Г.Кірухіна. – Мн., 2004. – С. 73–81. 5. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: учеб. пособие / В.К.Клюев, Е.М.Ястребова. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 41–42, 79–80. 6. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / В.К.Клюев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. – С. 11–18, 41–49. 7. Колегаева, С.Д. Маркетинг библиотечный / С.Д.Колегаева // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – С. 595–596. 8. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 577–595. 9. Матлина, С.Г. Библиотечный маркетинг: практ. пособие для работников публ. б-к / С.Г.Матлина / Гос. Рос. б-ка, Перм. обл. б-ка им. А.М.Горького. – Пермь, 1993. – 66 с. 10. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б.Паршукова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – С. 11–17. 11. Пераверзева, Ю.А. Фінансава-эканамічная дзейнасць бібліятэк: вучэб.-метад. дапам. / Ю.А.Пераверзева. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2009. – С. 32–39. 12. Российское библиотековедение: ХХ век. Направление, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. гос. б-ка; сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой. – М.: Пашков дом, 2001. – С. 259–267. 13. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 281–285. 14. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учеб.-практ. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2000. – С. 40–47. 15. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 47–59. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”). 16. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учеб. / Е.Л.Шекова. – СПб.: Лань, 2004. – С. 21–25. – (Учебники для вузов. Специальная литература). Специфические особенности Микросреда библиотеки
Рассмотрим подробнее основные элементы составляющих микросреды библиотеки. Высшее руководство (государственные учреждения, которые руководят деятельностью библиотеки, – министерство культуры, отделы, управления культуры при исполнительных комитетах и др.) формулирует цели и задачи библиотеки, определяет общую стратегию и политику. Планы сотрудников подразделения маркетинга библиотеки должны согласовываться с планами, намеченными высшим руководством, и утверждаться до начала их реализации. Кроме того, сотрудники подразделения маркетинга должны тесно сотрудничать с другими подразделениями библиотеки. Так, подразделение маркетинга занимается изысканием и использованием внебюджетных средств для поддержания плана проведения маркетинга. Научно-методический отдел отвечает за разработку новой и/или усовершенствованной библиотечно-библиографической и информационной продукции. Отдел материально-технического снабжения предоставляет необходимые материалы, ресурсы (трудовые, материальные и др.). Отделы библиотеки, специализирующиеся на производстве библиотечно-библиографической и информационной продукции, отвечают за их качественную подготовку, выпуск в нужном количестве. Бухгалтерия ведет учет доходов и расходов, показывая сотрудникам подразделения маркетинга, насколько успешно те достигают своих целей. Таким образом, все эти отделы принимают участие в разработке планов деятельности подразделения маркетинга библиотеки. В соответствии с концепцией социально-этического маркетинга все эти подразделения должны работать согласованно, чтобы библиотечно-библиографическая и информационная продукция/услуга, имеющая высокую потребительскую ценность, дошла до пользователя и отвечала его потребностям. Поставщики. К ним относятся деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие библиотеку и ее конкурентов информационными ресурсами, необходимыми для производства конкретной библиотечно-библиографической и информационной продукции. Маркетинговые посредники. Ими являются фирмы, помогающие библиотеке в продвижении, сбыте и распространении продукции среди реальных и потенциальных пользователей. К маркетинговым посредникам, в частности, относятся компании по организации товародвижения, дистрибьютеры, агентства по оказанию маркетинговых услуг и финансовые посредники. Фирмы-организаторы товародвижения обеспечивают для библиотеки каналы распространения ее продукции. Торговые посредники. К ним относятся деловые фирмы, помогающие библиотеке подыскивать клиентов и/или непосредственно продавать им библиотечно-информационную продукцию. Ниже приводится их характеристика. Компании по организации товародвижения – компании, предоставляющие складские, транспортные, рекламные услуги, которые помогают библиотеке сбывать продукцию. Агентства по оказанию маркетинговых услуг – фирмы, занимающиеся маркетинговыми и
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.013 с.) |